Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 28: ЧЕТВЕРОНОГИЕ — ЦЕЛИТЕЛИ НЕДУГОВ





Зорько одно лишь сердце.

А. Экзюпери

 

— Овчарка Бэлли сделала то, что безуспешно пытались сделать врачи.

Заявила об этом Мария Берманн, возглавляющая пансионат для престарелых, расположенный в окрестностях финской столицы. Ее признание не обидело ни медиков, ни пациентов.

Использование собак в качестве психотерапевтического фактора имеет предысторию, корни которой в Великобритании.

Начиная с 1983 года четвероногие друзья стали регулярно посещать престарелых, одиноких стариков, а также больницы, где лечат людей, страдающих нервными заболеваниями. Появление собаки, прошедшей, разумеется, медицинский осмотр, благотворно сказывается на душевном состоянии пациентов. Те из них, кто еще раньше проводил большую часть времени в постели или кресле, отправляются теперь гулять вместе с живыми существами. У них исчезает апатия, появляется интерес к окружающему миру.

Это любопытное обстоятельство подтверждено медицинскими исследованиями, выполненными двумя учеными Мэрилендского университета, которые наблюдали за 92 больными, перенесшими инфаркт: из 39 пациентов, не имевших домашних животных, одиннадцать человек умерли в течение года — из остальных 53, у которых были домашние животные за это же время ушли в мир иной лишь трое.



Четвероногих друзей человека называют часто “недипломнрованными врачами”. Для этого есть основания. Согласно опросу, проведенному в США, почти половина американских докторов ныне “прописывает” своим пациентам собак, кошек или птиц. Количество мосек и кисок множится. В основе этого, прежде всего, — компенсация одиночества. Оно все чаще затрагивает многих: молодых, пожилых и даже живущих вдвоем. Необходимо быть кому-то нужным, надо, чтобы кто-то тебя ждал. Говоря о практической, чисто утилитарной пользе животных, нельзя забывать и еще об одной пользе, которую трудно измерить. Животные — это и тяга к природе. Урбанизация привела к отрыву от нее и, как это ни странно, при продолжающемся уплотнении городов, — к возрастанию чувства одиночества, особенно у пожилых людей.

Общение с любимыми живыми существами помогает снять стрессовые перегрузки, сохраняет душевное равновесие. И вот тут, как указывают американские специалисты, будущее принадлежит аквариумным рыбкам. Созерцание разноцветных обитателей домашнего аквариума действует успокаивающе на нервы человека. И все-таки ни одна животина не изъявляет такой привязанности к человеку, как собака. Понятно, что каждому природному созданию есть на свете свое место, свой географический “уголок”. Человек расселился повсюду, и вместе с ним — верный его помощник и друг — собака, незаменимая для тех, кто имеет физические и психические недуги. В Англии даже существует единственная в своем роде фирма, занимающаяся дрессировкой собак для оказания помощи глухим. Полкан, прошедший полный курс обучения, сообщает своему хозяину о том, что звонит телефон, стучат в дверь, кричит ребенок или что закипел чайник.



В книге американского психолога Г. X. Миллера “Толкование десяти тысяч снов, или Что происходит во сне” даются объяснения сновидениям, из которых уйма — о животных, вызывающих у человека лишь добрые эмоции, к примеру, о собаке: “Ласковая собака — сулит удачу и верных друзей.

Если во сне вы — хозяин породистого пса, вы сумеете сколотить себе солидное состояние. Охотничья собака в вашем доме предвещает благоприятные обстоятельства в делах. Хорошенькие собачки изысканной породы — обещание девушке легкомысленного щеголеватого поклонника.

Белый пес, дружелюбно кружащий вокруг вас, предвещает огромную удачу в делах и любви.

Гулять с собакой, особенно с породистой, и видеть, как она убивает змею, — оба сюжета эти чрезвычайно благоприятны! Благоприятен и сон, в котором вы разливаете водой пса и кота, бросающихся вдруг друг на друга”.2



Вряд ли нужно приводить факты, подтверждающие “вклад” собак в успехи экспериментальной медицины и физиологии, — об этом знают все. “Собака вывела человека в люди”, — любил шутить лауреат Нобелевской премии академик И. П. Павлов. И собаке еще работать и работать в этом направлении. Но справедливости ради скажем: на здоровье человека работают не только четвероногие, но и рыбы и насекомые. Подтверждений тому тьма. В Риме в средние века держали в аквариумах скатов-торпедо и пользовались их разрядами для лечения ревматизма.Об электрических скатах написал в своей “Истории о животных” знаменитый Аристотель.

И сейчас в Африке используют гигантских муравьев, обладающих мертвой хваткой, в примитивной хирургии в качестве зажимов. Сближая края, “хирурги” прижимают к ним челюсти муравья. Тельце насекомого обрывают, а “зажимы” остаются на ране до тех пор, пока она не заживет.

А кто не знает целебных свойств змеиного, пчелиного или муравьиного яда! Распространению его способствовало открытие, сделанное в 1948 году ученым Паваном. Он выделил из муравьев яд, убивающий возбудителей холеры, тифа, туберкулеза. Многим известно и так называемое муравьиное масло, которое извлекается из рыжих лесных муравьев. Оно применяется для лечения больных суставов при ревматизме.

А пчелиное ужаливание, которое облегчает ревматические боли или вовсе снимает их? Жалящие пчелы широко применяются во многих больницах мира. В представлении африканцев прошлых лет мед обладал многочисленными свойствами омолаживания, им лечили преимущественно одряхлевших вождей племени.

Проходят годы, но, как и прежде, четвероногие шагают рядом с нами. Социологи предвидят, что в обозримом будущем численность городского населения возрастет, приумножится и количество домашних животных и птиц: они нужны людям “для души”. Чем больше человек отрывается от живой природы, тем сильнее потребность видеть частичку этой природы у себя дома или в зоопарке. Кто останется безразличным, у кого не дрогнет душа при виде такой картины:

пятнистый жираф грациозно опускает голову через металлический барьер и целует малыша в макушку. Любовь к детям? Не совсем. У этой повторяющейся изо дня в день в зоопарке сцены есть своя хитрость. Дело в том, что служитель кладет на голову ребенка кусочек морковки. Фотографии получаются классные.

Происходит это в Каирском зоопарке, отметившем в 1991 году свое столетие. Тут кормить зверей разрешается в самом деле. И не только жирафов, но и бегемота, слона, морского льва. Приготовленный им на весь день рацион служители делят между восторженными мальчишками и девчонками, буквально замирающими от страха и удовольствия. Не зря говорят: лечат не болезнь, а людей.

Диковинную зоотеку создали и в школе калифорнийского городка Санти. В ней ученики могут взять домой на субботу и воскресенье различных животных и птиц. По словам основателя зоотеки учителя биологии Дугласа Кея, наибольшим спросом пользуются кролики, морские свинки, хомячки, совы, вороны, голуби.

— Наши питомцы служат не просто для развлечения. Ухаживая за ними, дети учатся любить братьев наших меньших, — убежденно заявил Кей. — Чтобы получить право взять кого-нибудь домой, ученик должен сдать зачет, прочитав соответствующую литературу об этом животном.

Нет, одиноким быть не может тот,

Чей дух с природою один язык найдет.

 

Так утверждал Дж. Г. Байрон. Но, пожалуй, лучше всех сказал о человеке, “чей дух с природою один язык найдет”, * * *

В Москве существует, кроме театра Дурова, еще один театр зверей и птиц — “Артемон”. Руководят им супруги Надежда и Александр Тетерины, она — кинорежиссер, он — иллюзионист.

Главный принцип Тетериных — никогда не брать животных из естественной среды, дабы не плодить новых пленников. Зверюшки попадают к ним из зоопарков, а черно-серебристая лиса Сюзанна, к примеру, — из зверосовхоза, где уготована ей была судьба воротника на плечах какой-нибудь дамы. Живет теперь Сюзанна в просторном вольере и с удовольствием выполняет кульбиты и акробатические номера.

Создать благоприятные условия для жизни питомцев — вот с чего начали Тетерины, задумав свой театр. И это почти в центре Москвы, в обычном двухэтажном доме в тихом месте с двориком. Живут здесь питоны, медведица, лисы, беркут, носухи, лемуры, еноты, дикобраз, свиньи, козы, петухи и прочие братья наши меньшие.

У Надежды и Александра есть специальные описательно-осязательные программы для слепых и глухонемых детей. Не секрет для больных, что исход болезни зависит от многого: от сопротивляемости самого организма, воли болящего к выздоровлению, от назначенного лечения, веры в него и, бесспорно, от общения с живыми существами. Эту-то “живую” психотерапию и взяли на вооружение Тетерины, выступая и в больничных палатах, и в многотысячных дворцах культуры. Они и их питомцы дарят людям смех, радость, здоровье!

Животные не только универсальные “лекари”. Они, кроме того, предсказатели и спасатели. Речь идет о способности животных предсказывать землетрясение.

Ни один прибор не может “предсказать” землетрясение. Но это может сделать небольшая светлая рыбка, которая живет в водах Японии. Рыбок этих там держат в аквариумах. За несколько часов до землетрясения рыбки начинают беспокойно метаться, поднимают со дна муть, высовываются из воды. Рыбки-предсказательницы ошибаются редко. Они спасли от беды немало людей и заслуженно пользуются большой признательностью со стороны японцев.

В древних исторических документах приводится множество примет поведения домашних и диких существ перед землетрясением: тут и исчезновение крыс, внезапные крики фазанов, необычные уловы рыбы, выбрасывание рыб на берег, ночное пение птиц, сильное завывание собак, слышимое на значительном расстоянии; покидающие свое убежище кролики, змеи и т. п. Животные предвещали не только подземные бури, но и другие природные катаклизмы — ураганы, проливные дожди.

Ученые, строго следящие за достоверностью и убедительностью фактов, подсчитали, что сейчас известно более трехсот случаев, когда поведение “братьев наших меньших” служило предвестником землетрясений. Всего зарегистрировано около семидесяти таких божьих существ. Приведем один пример, описанный доктором биологических наук, профессором зоологии, натуралистом П. И. Мариковским в книге “Животные предсказывают землетрясения”:7

“Италия. Фриули, 6 мая 1976 года.

Немецкий физик X. Трибуч, находившийся в то время в деревне, наблюдал за биологическими “предвестниками.” За 2 — 3 дня олени сбились в группы и спустились с гор. Перед землетрясением кошки оставили деревню и возвратились только через 2 дня когда кончились последние удары. Мыши и крысы покинули свои убежища; домашняя птица была беспокойна, летала с насестов и отказывалась идти в курятник. Птицы кричали в необычное время суток. Без видимых причин лаяли собаки. Бились в клетках певчие птицы. За 15 — 20 минут скотина стала беспокойной, непослушной. Шесть коров возбужденно мычали; собаки отказывались идти в дома. Водяные птицы покинули водоемы. За несколько минут до землетрясения очень громко кричали птицы, сильно и жалобно лаяли собаки, истошно мяукала одна кошка, коровы мычали в хлевах и били копытами, в небе с тревожными криками носились стаями птицы, крысы с писком метались по земле, описывая круги. Люди ощущали недомогание, головную боль, легкую тошноту”.

Учитывая любопытные качества животных-“синоптиков”, в одном из токийских зоопарков создали уголок “предсказателей землетрясений”. В нем по рекомендации ученых собраны живые существа, по поведению которых можно предугадывать катаклизмы. Служащие зоопарка изо дня в день наблюдают за поведением различных видов кроликов, фазанов, ворон

и рыб.

Сейсмологи внимательно следят за пульсом Планеты. Но землетрясения происходят и там, где их не ожидают. Поэтому в этих районах живые “сейсмологические аппараты” оказываются единственными для своевременного прогноза приближающейся катастрофы.

* * *

Считается, что катастрофы бывают там, где наиболее активно происходят процессы, изменяющие поверхность земли, то есть в горах. Однако отзвуки подземных гроз доводилось испытывать раз от разу и населению обширной Русской равнины. Так, русские летописцы отметили, что 10 мая 1230 года в семь часов утра “потрясеся земля Ростовская, Владимирская, Суздальская, в самую обедню, так же как в Киеве, и в Переяславле, и в Новгороде, и по всей русской земле, и церкви каменные распались на части, в пещере, в которой был подготовлен обед для убогих, все было разбито камнями”. Во Владимире же “потрясеся земля и церкви и трапезы и иконы подвизашася по стенам... и светилна покалебашася: люди же изумешася. Бысть же во многих церквях и домах господских, и во многих градах бысть сие”.

История не донесла до нас сведений о поведении животных в те грозные для нашего Отечества годы.

Если же отмечать поведение животных во время стихийных трагедий, разыгравшихся на территории бывшего Союза ССР, то, пожалуй, наиболее известен рассказ журналиста В. Пескова об Ашхабадском землетрясении. Он вспоминал: “В поезде сосед по купе достал семейные фотографии. Среди портретов я увидел снимок овчарки. “Почти как человек, дорога эта собака, — сказал сосед. — Мы с женой работали в Ашхабаде. В ту ночь поздно вернулись домой. Спать не сразу легли. Я копался в бумагах. Жена читала. Дочка в коляске спала. Вдруг — чего не было ни разу — собака рванулась с места и, схватив дочку за рубашку, кинулась в дверь. Сбесилась! Я за ружье. Выскочили с женой. И тут же сзади нас рухнуло. И весь город обрушился на глазах”.

Давно подмечено, что живые создания обладают способностью предвещать не только землетрясения, но и неотвратимость непогоды. Хорошо, в частности, известно, что многие морские животные узнают о надвигающейся морской буре задолго до того, как это покажет барометр. Киты перед штормом уходят от берегов, тревожно кричат чайки, дельфины заплывают за скалы. Даже медузы и те знают о шторме заранее.

А вспомните “Песню о Буревестнике”:

“Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Буря! Скоро грянет буря!..”

Кому не известны эти знаменитые строки? И пусть они написаны не столько о природе, сколько по иным мотивам, но поведение птиц перед надвигающейся природной стихией передано автором очень верно, будто орнитологом.

Причина такой чуткости известна: ухо птицы и животного слышит недоступные нам инфразвуки (8 — 31 колебание в секунду), которые всегда сопутствуют буре на море.

Надо сказать, что экстрасенсорные способности животных иногда приносят им неприятности. Вернее, неприятности приносит человеческое невежество, но страдают животные.

На суде Святой Инквизиции в Толедо утром 17 августа 1796 года перед синьорами инквизиции, лиценциатом Антонию де Лоренсана, доном Сесаром Альваро, в присутствии лиценциата Саррия, главного викария, предстал Хоаким Рикардо, и когда он явился ему сказали, что он ввиду единогласия в его деле должен сознаться, показать и покаяться для облегчения совести. Рикардо согласился и попросил их милости поскорее покончить с этим делом.

Ему сказали, что по его признаниям относительно святых, и обедни, и насмешек над монахами есть основания считать его лютеранином и что из любви к богу и его святой матери ему советуют сказать и объявить правду о том, что он сделал и сказал против святой католической веры, и назвать лиц, внушивших ему это и помогавших в волшебстве. Потому что он обвиняется также и в черной магии. Семь свидетелей под присягой и пятеро под пытками признали, что видели в его доме друзей сатаны, имя которых и назвать мерзко (имена свидетелей синьоры инквизиторы решили не разглашать, дабы не было угрозы их жизни и имуществу от друзей и соучастников Хоакима Рикардо). Свидетели видели, как он, Хоаким Рикардо, в компании с этими богопротивными тварями, волшебством обратив себя в их образ, в полночь на 1, 3 5 и 8 июля сего года вылетал из окна своего дома.

Свидетель ... заявил, что утром 3 июля сего года войдя в кладовую, закрытую на прочные запоры, нашел, что подготовленные для продажи копченые свиные окорока попорчены и покусаны, несомненно, зубами дьявола. Его жалоба и счет на убытки поданы в Святой Трибунал.

Свидетельница... показала, что лекарство, которое ей дал врачеватель Хоаким Рикардо, было настоено на крови упомянутых богомерзких тварей. Она убеждена, что это было дьявольское зелье, потому что трижды -после того, как она его выпила, к ней являлся по ночам козлоногий инкуб.

Когда ему все это сообщили, Хоаким Рикардо сказал в свое оправдание, что демоны, которые живут в его доме, безобидные божьи создания. Простой народ по своему невежеству называет их одним именем с чертом. Он наловил их на колокольне, чтобы, ослепив узнать, будут ли они летать. Еще он показал, что cделал это по примеру одного прелата черного духовенства родом из Италии, который якобы поступил также Вышеназванные синьоры инквизиторы и судьи ему ответили, что он говорит неправду и возводит хулу на католического прелата, что усугубляет обвинение вследствие чего они пришли к убеждению, что необходимо пытать Рикардо. Однако его предупредили, что из любви к богу ему предлагают до начала пытки сказать правду, ибо сие необходимо для облегчения совести

Он ответил, что уже сказал всю правду.

“Ввиду сего по рассмотрении документов и данных процесса мы вынуждены присудить Хоакима Рикардо к пытанию водой и веревками по установленному способу, чтобы подвергался пытке, пока будет на то воля наша, и утверждаем, что в случае, если он умрет во время пытки или у него сломается член, это случится по его вине, а не по нашей, и, судя так, мы приглашаем, приказываем и повелеваем по сей грамоте заседая в суде”.

Поставим пока многоточие в описании судилища данном И. Акимушкиным в книге “Мир животных” и обратим внимание на кровавую историю так называемых “ведовских” процессов.

“Охота на ведьм” и колдунов, жестокие гонения организуемые реакционерами всех мастей против прогрессивных деятелей, начались во второй половине XV века и не прекращались два столетия. Они охватили самые культурные страны тогдашнего мира — Германию, Англию, Францию, Италию, Испанию Костры, на которых сжигались жертвы отвратительного суеверия, пылали, как ни странно, в период эпохи Возрождения, эпохи великих географических открытий и достижений человеческого гения — Коперника, Кенара, Галилея, Ф. Бекона.

Пытка (“установленный способ”) — главное звено в ведовских процессах. Она обосновывалась законодательством, касающимся колдовства. Преследования были немыслимы без должного рвения судей. Общее количество ведовских процессов невозможно определить сколько-нибудь точно. Тщательные подсчеты на основании всех сохранившихся данных позволяют предположить, что казненных было от нескольких сотен тысяч до миллиона и выше. Во всяком случае, в отдельных регионах Европы их оказалось больше, чем погибших от войн и эпидемий.16 Зловещими нелепостями пестрят судебные протоколы, в чем можно убедиться, перечитав еще раз документы по делу еретика X. Рикардо.

Короче говоря, ведовские процессы возникли тогда, когда критический ум человека стал подвергать сомнению многие предрассудки, в том числе и о животных, которые признавались наиболее подходящими для зловредного колдовства. Полистаем книгу истории, вдумаемся в некоторые исторические данные.

Оказывается, колдуны в своей практике очень высоко ценили пресмыкающихся, вызывающих отвращение у граждан, в частности змей и жаб и их высушенные кожи. Признавалось также, что оскопление кота угрожало здоровью его владельца. Некоторые части домашней животины считались равным образом пригодными для чародейства. Так, коровьи или бараньи рога служили вместилищем для разных пагубных снадобий, которые подбрасывались во двор соседа для причинения ему вреда17.

Прогресс цивилизации не исключает ни веры в сверхъестественное, ни живучести предрассудков. В наши дни в Великобритании издан “Словарь предзнаменований”, в ФРГ — “Словарь немецких суеверий” в десяти томах. Профессор Калифорнийского университета Нэнд во “Всеобщем словаре суеверий” собрал материал о 400 тысячах из них. В США опубликовано исследование профессора Пенсильванского университета Эдуарда Гиффорда “Дурной глаз”.

В ФРГ получила распространение книга “Магическая, чудодейственная домашняя сокровищница проверенных средств для различных целей”. В книге содержатся, например, такие рекомендации: при тяжелых заболеваниях мочу больного многократно кипятить со свининой, которую надо дать потом собаке; собака умирает, больной выздоравливает. Болезни глаз следует лечить дождевыми червями, сгнившими в стакане и превратившимися в чудодейственное “масло”. Если кровью черной кошки, в ухе которой для этой цели вырезать отверстие, оросить хлеб и съесть — это поможет при лихорадке. Зуб, вырванный у живой мыши, прекращает зубную боль.

Эти сведения не столь смешны, сколь грустны. Потребность в иллюзии, желание уйти от груза правды подчас сильнее разума и науки. А может быть, это своеобразная реакция самосохранения и защиты? Разве нет у взрослых потребности в сказках? Говорят же, что все люди — дети, но разного возраста...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.