Сделай Сам Свою Работу на 5

Разреши ребёнку бунтовать





 

 

Речь идёт вот о чём – в подростковом возрасте человек начинает входить во

взрослую жизнь и одним из способов её познания (а так же

самоидентификации) становится отрицание правил, установленных старшим

поколением.

 

Таковое отрицание не самоцель. Это именно изучение жизни – как она

устроена, почему именно так, что бывает при нарушениях.

 

Кроме того, подростковые бунты – это ещё и проверка себя.

 

Мол, могу ли я что-то менять в этом мире, могу ли влиять на окружающих.

Для подростка влияние через отрицание, через бунт – самый очевидный

путь, поскольку здесь эффект (т.е. какие-то ответные реакции) достигается

очень быстро. Взял, и не пришёл домой ночевать – реакция от родителей

последует незамедлительно.

 

Отсюда вывод – лучше дать ребёнку побунтовать. Только энергию бунта

лучше направить в максимально безопасное русло. Моей жене её мама как-

то разрешила постричься на лысо и размалевать все обои в комнате так, как

жена (в то время шестнадцатилетний подросток) посчитала нужным. В итоге

бунт был канализирован в относительно безопасные явления, а не в



алкоголь и курение.

 

А вот если ребёнку (не только подростку, но и младше) не дают бунтовать,

если жёстко подавляют любое проявление недовольства, то он может

навсегда возненавидеть правила и порядки. И тогда мы получаем человека,

страдающего аллергией на слово «правильно» (см. Второй шаг в первой

части книги).

 

Заметь, что его позиция в данном случае реактивна. Другими словами, он не

может выбирать, как реагировать на «правильно». Он реагирует так, как

привык. По сути – бессознательно, не включая голову.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Через это, таким человеком очень легко управлять – достаточно

нежелательные для управителя действия назвать «правильными». И человек

откажется их выполнять. Глубоко самостоятельно приняв решение.

 

Что с этим делать? Вернуться ко Второму шагу и проработать упражнение

ещё раз.

 

А если коротко, то каждый раз, чувствуя как кровь закипает на слово

«правильно», имеет смысл остановиться, замереть и проверить свои

реакции на соответствие реальности. Нужно осознать, что именно вызывает



чувство протеста – собственно ситуация, или только слово «правильно»

(шире – наличие неких правил). И реагировать сознательно, а не по

накатанному шаблону. Может быть, действительно, слово «правильно»

сейчас – это лишь попытка манипуляции. А может быть – предупреждение, к

которому стоит прислушаться.

 

В любом случае, важно быть гибким, а не жить, как робот, с одной возможной

реакцией на раздражитель.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Как помочь инфантилу поменяться?

 

 

Думаю, у тебя давно уже возник вопрос – можно ли помочь инфантилу

поменяться? Не себе (с собой можно разобраться в первой части), а тому

инфантилу, который живёт рядом.

 

Отвечаю – да, можно!

 

Не сказать, что это очень просто (скорее наоборот), но такая возможность

существует и доступна она каждому.

 

На всякий случай напомню – основным проявлением инфантилизма

является неспособность к самостоятельной жизни.

 

Неспособность эту следует понимать достаточно широко – когда человек не

может делать что-то, что ему нужно. Например, пойти в ЖЭС, чтобы

добиться перерасчёта неверно начисленной пени за квартплату. Или

разведать, какие документы нужны для поступления в ВУЗ. Или выбрать этот

самый ВУЗ из десятка других.

 

Я уж не говорю о заработке денег на жизнь.

 

Отсюда – единственно действенная мотивация к "взрослению" инфантила

возникает только при необходимости самостоятельной жизни. Проще говоря,

если спрятаться не за кого, приходится как-то выживать. Здравствуй,



взрослость!

 

Иногда так получается само собой (обстоятельства так складываются);

иногда человек сам (по разным причинам) стремится к самостоятельной

жизни. Если же нет – такие условия можно создать (или инсценировать).

 

А именно: убрать из его окружения всё, что поддерживает его проявления

инфантилизма.

 

Вспомни пример из главки «Самостоятельность», в котором мама не стала

помогать сыну, несущему поднос. Да, был риск, что он не сможет его донести

(не потому, что поднос был тяжёлый, как раз нет – поднос был лёгкий; просто

у детей в этом возрасте ещё не очень хорошая координация).

 

Но такой риск легко минимизировать – дай ребёнку то, чего не жалко. Если

блюда – то дешёвые, если телефон – то старый, если машину – то

подержанную. И пусть экспериментирует. Без этого ведь – никак.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Другой пример. Вот мужчина всё решает за своего сына – деньги,

поступление в учебное заведение, вопрос с армией. Разумеется, дитятко

растёт инфантилом.

 

А можно – по-другому. Например, я помогаю тебе поступить (если уж без

этого никак), но если вылетишь – дальше сам крутись. Или – я оплачиваю

тебе съёмную квартиру, но никаких денег на карманные расходы и тем более

мобильные устройства и шмотки. Давай сам.

 

Чем больше человек обслуживает себя сам, тем меньше в нём

инфантилизма.

 

Чем раньше он начинает обслуживать себя сам, тем меньше в нём

инфантилизма.

 

Больше добавить – нечего и не зачем. И так всё как на ладони.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Часть 3. ЛЮБОПЫТНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

 

 

Я уже рассказал всё самое важно по теме инфантилов. Третья часть – для

особо интересующихся. Здесь мелкие любопытные наблюдения, которые я

собрал, работая над темой инфантилизма (а работал я долго – целых шесть

лет).

 

Тем не менее, её тоже стоит прочитать – если себе ничего полезного не

возьмёшь, так другим расскажешь.

 

Я уже говорил, что основной признак инфантила – это несамостоятельность.

Он не способен себя обеспечить ресурсами (деньгами, едой, жильём,

машиной). Он не способен сам себя развлечь – поэтому ему нужны приятели

и/или телевизор с компьютером. Он не способен обеспечить даже

самостоятельность своих суждений – либо идёт на поводу, либо

противоречит ради противоречия.

 

Есть ещё несколько важных признаков инфантилизма, которые можно

отслеживать у себя. А отследив – переработать в полезные удобрения.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Мышление инфантила

 

 

Любопытная особенность инфантилизма – мышление. До этого момента мы

больше говорили о поведении, и вот теперь пришло время.

 

Приготовься. Одень шлем, застегни ремни и хватайся за поручни. Будет

трясти.

 

Некоторые люди только кажутся взрослыми. Есть простой способ отличить

таких загримированных под взрослых от действительно взрослых.

 

Спроси человек о том, как он относится к фильму «Секрет» и прочим

эгрегорам.

 

Если тебе на голубом глазу станут отвечать, что всё это работает

волшебным образом, то знай – перед тобой инфантил.

 

Что, ты тоже веришь в фильм «Секрет» и прочие эгрегоры?

 

Тогда тебя ждут незабываемые минуты. Поехали.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Запретный плод сладок

 

Начнём с главного – почему люди вообще верят в сказки, которые им

рассказывают создатели фильма «Секрет» и прочие ненаучные фантасты?

 

Всё просто – это детское мышление.

 

Разумеется, дети тут не причём. Им нормально, естественно и правильно

думать так. А вот взрослым – не нормально, не естественно и не правильно.

 

Теперь подробности.

 

У детского мышления есть несколько особенностей, отличающих его от

мышления взрослого (настоящего, не по паспорту).

 

«На всё воля…» (первая особенность). Детям свойственно верить, что всё

происходящее является результатом чьей-то осмысленной и

целенаправленной воли. Деревья растут, чтобы птицам было, где

гнездиться. Трава растёт специально для коровок. Автобусы делают потому,

что иначе водителям автобусов не было бы на чём ездить (это реальные

ответы реальных детей в исследовании американских психологов).

 

Отсюда в более взрослом возрасте появляется вера в то, что «случайности

не случайны».

 

«Мысли материальны» (вторая особенность). Для ребёнка его желания, его

мысли оказывают на реальность невероятное воздействие. Не знаю, как вам,

а мне легко удавалось одной только силой мысли превратить детскую горку в

космический корабль и слетать к звёздам, Я уж не говорю о том, что простая

верёвка легко превращалась в гигантскую анаконду.

 

Человеку кажется, что идеальное и материальное – это разные явления,

разных порядков. Поэтому если на материальном уровне заработать денег

не получается, то нормально и разумно обратиться к какому-нибудь эгрегору

(или правильно отфэншуить квартиру) и через это получить желаемое.

 

Реальность груба – идеальное и материальное являются всего лишь

разными проявлениями одного и того же. Физики (электрические импульсы в

нейронах) и химии (гормоны и прочие ферменты). Наше сознание – это

результат работы мозга, физика и химия, и ничего более. Обращаться к

эгрегору не более полезно, чем обращаться к облаку. Некоторые, кстати,

настаивают, что к облаку обращаться полезнее.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

«Красиво говорит, интурист…» (третья особенность). Дети охотно верят

тем, кто говорит напористо и убеждённо. Это понятно – такой человек рисует

чёткую картину, на которую можно опереться, компенсировать нехватку

сведений о мироустройстве. Ребёнку это принципиально важно – он же в

нашем мире как иностранец. Ничего не понимает, везде ошибается. Тут без

чётких рамок не прорваться.

 

И человек, который вместо твёрдого «Это только так, я сказал!» начинает

разводить кружева: «Это так только в определённых условиях… Это только

предположение, конечно, нужны дополнительные исследования…. Надо ещё

проверить…» вызывает естественно отторжение. Он же просто опасен.

 

Поэтому люди и верят Фоменко (который Новую Хронологию придумал), но

не доверяют настоящим историкам. Фоменко рубит как дышит, а историки

всё время видят изъяны и недочёты в собственных гипотезах

(профессиональный перекос у них такой). Ну и кому верить? Для ребёнка

ответ очевиден.

 

«Здравый смыл» (четвёртая особенность). Ребёнок опирается на те знания,

которые ему доступны. Проверить истинность того, что ему не доступно он

ещё не умеет ещё. Поэтому то, что не проверятся, ребёнок отбрасывает.

 

К примеру, любой ребёнок знает, что на потолке нельзя удержаться просто

так, без приспособлений. Отсюда какой вывод? Правильно – Земля плоская,

потому что люди никак не могли бы удержаться на «нижнем полушарии».

 

Так во всём. Вирус не может вызывать заболевание, а вот сглаз – может.

Просто вируса ребёнок тридцати пяти лет в глаза не видел, а страшных

старух уже встречал. В реальность последних верится куда больше.

 

Если взрослый человек не замечает у себя указанных особенностей, если не

делает на них поправку и не устраняет их погрешности, он неизбежно

скатывается в инфантилизм.

 

И, кстати сказать, становится лёгкой добычей для гадалок и магов всех

мастей.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Но это же работает!

 

Когда я рву людям шаблоны, рассказывая про детское мышление (его ещё,

кстати, называют магическим), мне часто выдают шаблонный аргумент:

«Может, всё это и не правда, но у меня это работает. Какая разница, что

меня подвигает туда? Главное, что я вижу результаты и это уже достаточно

обоснование».

 

На первый взгляд всё так. Человек действительно видит, что его магические

действия и упорные мысленные материализации привели к реальному

результату, и поэтому получает все основания считать свою магическую

доктрину верной.

 

На самом деле, перед нами всего лишь любопытная особенность

человеческого восприятия и ничего более.

 

Особенность эта в литературе называется ошибкой подтверждения.

Работает эта особенность просто – из всего массива событий человек

выбирает только то, что укладывается в его текущую концепцию.

 

Простой пример – девушка думает, что все мужики козлы (такова её текущая

концепция), и поэтому встречает только козлов. Исключительно потому, что

её мозг настроился на концепцию и теперь из всего потока входящей

информации передаёт в сознание только то, что сознание хочет.

 

И девушка искренне уверена, что кругом действительно козлы – её сознание

совершенно не в курсе, что кругом есть другие мужчины, вполне себе не-

козлы.

 

То же самое происходит и с законом притяжения из фильма «Секрет» и

прочим передовым и отсталым шаманством.

 

Те события, которые подтверждают концепцию, запоминаются, остальные

отбрасываются. В результате картина сильно искажается.

 

Ещё простой пример. Человек утверждает, что его гороскопы работают: «Да

вот в прошлом месяце – мне предсказали, что я поругаюсь с начальником.

Так оно и вышло! Значит, гороскопы работают».

 

Между тем, это был второй раз, когда предсказание гороскопа совпало с

реальностью (кстати, хорошо бы выяснить сначала, не сам ли гороскоп

спровоцировал этот конфликт). Все остальные пятнадцать предсказаний

человек не помнит – ведь они не укладываются в концепцию «гороскопы

работают».


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Или вот коллега жалуется: «Ну как так – на тучи ходят низко, а обещали

хорошую погоду. Так всегда – стоит мне забыть зонтик дома, как обязательно

пойдёт дождь».

 

На лицо – ошибка подтверждения. Потому что я неоднократно видел, как она

приходила на работу с зонтом, и он ей несколько раз пригождался.

 

Но сама девушка этого не помнит – потому что её концепция не допускает

такого. Девушка хочет верить в то, что она своим зонтиком управляет

дождём. Магическое, детское, первобытное мышление в чистом виде. Что ей

ни говори, пока концепция не изменится, она всё равно не запомнит случаи,

когда она была с зонтом, и дождь пошёл.

 

Может возникнуть вопрос – а как быть с тем, что иногда всё же срабатывает?

Отвечаю – никак не быть.

 

Это всё – обыкновенные случайности совпадения. Не больше и не меньше.

 

Есть только одно исключение. Об этом – ниже.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Работает, но по-другому

 

Тебе могло показаться, что к фильму «Секрет» и прочим гороскопам с

феншуем я отношусь негативно.

 

Ответственно заявляю – это не так. Я к ним отношусь как к очень странному

способу, которого лучше избегать. Но при этом я признаю – это работает.

 

Да, это не описка. Выше я утверждал, что это всё не работает, а теперь

говорю, что работает. Это не парадокс, а просто разные ракурсы.

 

Разумеется, «Секрет» не притягивает к тебе то, чего ты хочешь. В нашем

мире магии нет, наколдовать себе счастье не получится.

 

Сколько бы ты не руководствовался фильмо-книгой «Секрет», всё равно с

потолка ничего не упадёт, и миллион денег в тумбочке сам собой не

образуется.

 

Зато – феншуй и прочие гороскопы позволяют настроить свой мозг в ту

сторону. В сторону счастья и миллиона денег в тумбочке.

 

Как это работает – человеческое внимание штука избирательная, я уже

писал об этом. Органы чувств, конечно, видят всё, что им доступно, и мозг,

конечно, обрабатывает все поступающие сигналы, но вот сознание не

способно переварить всю это прорву сведений.

 

Поэтому оно фокусируется на узких вещах, наиболее интересных сейчас.

Простой, хотя и грубоватый пример – когда в торговом центре человек бегает

в поисках туалета (потому что ну очень приспичило), он не будет

выглядывать, где самые большие скидки. Сознанию сейчас это ни к чему,

оно и не замечает. Равно будет и наоборот – скидки человек будет замечать

за тридцать метров, а мимо туалета пройдёт и не заметит.

 

Так и с гороскопами и «Секретом» — процедуры, которые предлагаются

этими, хм, подходами, включают избирательность нашего внимания.

Благодаря этому сознание «видит» то, что двигает человека к миллиону

денег – новые идеи, новые вакансии, новые способы заработка.

 

В обычном состоянии это могло бы пройти мимо, а теперь – шалишь, не

проскочишь!

 

Мне, правда, не совсем понятно, зачем совершать все эти танцы с бубном,

если можно просто решить и действовать (да, просто решить и действовать

— этого более чем достаточно).


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Но люди разные, кому-то лучше бубен. Что ж, я уважаю их выбор. Каждый

может портить себе жизнь по своему усмотрению.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Медвежья услуга

 

Вот странно, правда? То я рассказываю, что гороскоп с феншуем не

работает, что показывают, что работает, то настаиваю на вреде этих практик.

Что за ерунда?

 

Рассказываю. Никакой ерунды нет. Всё очень чётко и системно. Просто я

показывал отдельные элементы системы. Сейчас покажу всю систему.

 

Прежде всего, я не призываю отказываться от любимых как бы магических

практик (они же – ритуалы). Нравится человеку визуализировать притяжение

денег? Да на здоровье. Хочется барышне обставить дом по фен-шую, чтобы

отношения с мужем наладились? Всегда пожалуйста.

 

Я больше скажу. В ряде случаев такие магические практики (они же –

ритуалы) нужны и важны. Покажу на примере.

 

Вот человек перёд важной встречей зашёл в церковь, поставил свечку и тихо

помолился. Что есть в этом ритуале? Во-первых, само место. Во-вторых,

атмосфера – тихо, полутемно, непривычный запах. В-третьих, язычок

пламени на свече – замечательная точка для фокусировки (а значит, более

глубокого погружения в транс). Человек проникается всем этим, уходит в

транс и сам себе внушает, что встреча пройдёт хорошо.

 

Есть и другая такая же техника – симоронские «таки». Это когда человек

идёт по городу на ту же встречу и «собирает таки». То есть отмечает какие-

либо забавные или приятные ему ситуации, эмблемы и всё такое прочее.

Результат – как в предыдущем абзаце.

 

Что в первом случае, что во втором – ритуал помог человеку войти в транс

(без него внушения не такие действенные), успокоиться и настроить себя на

положительный исход дела.

 

Ведь прямо приказать волнению стихнуть – это задачка по силам не всем

людям. Равно как и использовать различные техники вроде «квадратного

дыхания». А кроме волнения могут быть и разные непонятно откуда

взявшиеся убеждения «у меня не получится», «я не справлюсь», «а вдруг…».

Объяснить себе, что всё получится, – та ещё задачка.

 

А «собирание таков», как и свечка, позволяют отвлечься и получить от

самого себя позитивные внушения. Эдакий милый самогипноз. Требуется

только немножко (или множко) транса, правильные слова – и ты победитель.

Ура, барабаны и фейерверки.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Итак, гороскопы, фен-шуй и прочие «Секреты» и прочие как бы магические

техники – это лишь инструмент. Инструмент влияния на собственную

психику. Не на мир, подчеркну это особо, а на собственную психику.

 

Для меня внешняя сторона не важна, всё равно это лишь упаковка, и к любой

упаковке я отношусь с равным уважением. Для меня не важна и внутренняя

сторона – это всего лишь наведение транса и самовнушение. Никакой

мистики – голая физика и химия человеческого организма.

 

Мне важно, как человек относится к ритуалу. Если человек понимает, что это

он сам делает, просто использует техники наведения транса, то нет

вопросов. А вот если человек посиморонил и решил, что это он так лихо

загнул Вселенную, и поэтому…

 

Вот тут я протестую. И вот почему.

 

Первое. Думать, что человек может прогнуть под себя Вселенную – это

смахивает на бред всемогущества.

 

Покажу на примере. Помните ледяной дождь в Москве 25-го декабря 2010

года? Когда была заблокирована работа аэропортов, оборвались линии

электропередач и так далее?

 

Думаете, это простое атмосферное явление? Нет! Это я не хотел лететь в

командировку 26-го декабря. Не хотел – и не полетел. То есть – это я его

устроил.

 

Можно ли считать, что это мои мысли материализовались и вызывали

ледяной дождь? Можно. Но тогда я должен буду верить, что вся погода

подчиняется мне одному. То есть я – повелитель погоды как минимум в

России. Смекаешь? Друзья-психиатры уже потирают руки и готовят мне

рубашку с длинным рукавом.

 

Любой, кто утверждает, что способен силой мысли управлять погодой,

деньгами, курсами валют, транспортными потоками – делает шаг к

помешательству.

 

Второе. Если я, как психолог, говорю клиенту: «Расставить в доме мебель по

фен-шую – это просто такой способ обойти непонятной природы барьеры в

сознании», то я помогаю клиенту опираться на себя самого.

 

Он всё делает сам, без привлечения дополнительных сущностей. Тот факт,

что он на всем в своём организма может управлять, нормален – не все могут

напрямую управлять железами внутренней секреции, например. Или, там,


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

перестать слышать (что в некоторые моменты ну очень полезно). И мы это

как-то обходим. То же самое и с мозгом.

 

А вот если же я скажу, мол, Вселенная дружественна и она вам поможет, я

обучаю клиента беспомощности (да-да, это и называется выученной

беспомощностью, вспоминай предыдущие главы).

 

Обучение клиента выученной беспомощности в целом снижение его

самостоятельности, я считаю не просто вредным делом. Я считаю такие

действия самыми натуральными преступлениями и настаиваю – психолог не

может себе такого позволить. Если позволил – вон из профессии.

 

Задача психолога – помогать людям становиться самостоятельнее,

устойчивее. Делать из людей инвалидов – недопустимо.

 

Третье. Когда мы твердим, что мысль материальна, мы начинаем внушать

людям «Вы всё себе можете наколдовать, работать не обязательно, сиди и

жди счастья, ведь мысль материальна».

 

Да, мы потом скажем, что имели в виду просто самонастройку на движение в

нужную сторону, что надо не сидеть на месте, а двигаться. Обязательно

скажем. Но это дополнительная оговорка, которую не каждый услышит. А про

материальность мысли – услышит.

 

А если ещё и поверит, то автоматически допустит и все остальные

паранормальные байки. А если он в это будет верить, то в один прекрасный

момент может решить, например, что лучшее лекарство от всех болезней –

это прыжки через костёр из берёзовых поленьев.

 

Если он сам прыгает через костёр, чтобы вылечить цирроз печени, — я

удивлён его решением, но всё равно уважаю. Каждый сам распоряжается

своей жизнью и портит её по своему усмотрению.

 

Но что, если этот человек станет президентом? И что, если среди министров

все будут разделять его мнение? И что, если заместители министров будут с

ним согласны? И заместители заместителей?

 

Тогда они вполне могут решить, что тратиться на медицину, на образование

для врачей – это пережиток прошлого. И закроют к лешему такую статью в

бюджете. И все больницы, поликлиники, госпитали тоже закроют.

 

Что мы все тогда будем делать?

 

Вопрос…


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Мышление инфантилов может однажды возобладать в обществе – и тогда

это общество погибнет. Полагаю, это не то, чего мы все хотим.

 

Поэтому – отслеживай проявления детского (магического) мышления хотя бы

у себя. Это только к лучшему.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Наивность

 

 

Ещё одна забавная черта инфантилов, которую можно отнести к мышлению,

это – наивность.

 

Но прежде, чем разговаривать о ней, разберёмся с терминами, чтобы

говорить на одном языке.

 

Итак, согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, наивность

является отвлечённым существительным к прилагательному «наивный» В

свою очередь данное прилагательное раскрывается так: «О человеке:

неопытный, неискушенный, простодушный. Она наивна, как дитя. || О

поведении, поступке и т. п.: обнаруживающий неопытность, простодушие,

порожденный неопытностью, простодушием. Наивные вопросы. Наивно

(нареч.) судить о чем-н. ◊».

 

Очевидно, что наивность – это родное состояние инфантила. Потому что, как

мы помним, инфантилизм это «сохранение в психике и поведении взрослого

особенностей, присущих детскому возрасту. Выражается в

несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности,

повышенной требовательности к заботе других о себе, в пониженной

критичности к себе».

 

Ребёнок, пока не наберётся опыта – тоже наивен. Может, например, принять

таблетки за конфетки. Ибо неопытен, неискушён.

 

Следовательно, демонстрируя наивность, человек показывает, что в его

поведении сохранились особенности присущие детскому возрасту. Строго по

определению.

 

Откуда берётся наивность? Всё просто – ребёнку не позволяют получать

свой опыт. Заботливые родители из лучших побуждений (не устаю

напоминать – исключительно из лучших) ограничивают ребёнка в его праве

набивать свои шишки. Они оберегают его от напастей и этим лишают опыта.

Между тем, опыт крайне важен для развития человека. В любом, надо

заметить возрасте.

 

Возьмём пример. Он нарочно утрирован, чтобы показать процесс ограждения

ребёнка от опыта. Вот перед нами крутой склон, с которого катаются на

санках. Ребёнок хочет скатиться по этой горке. Родитель, боящийся, что

ребёнок себе что-нибудь повредит (а опасность, пусть и минимальная, всё-

таки есть), запрещает ему кататься. Итог – ребёнок не знает, как это,

катиться с горки, что нужно делать, чтобы не столкнуться с другими


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

катающимися, не подозревает, что разгон очень большой, и остановиться так

просто не удастся. В результате он может поддаться на уговоры приятеля и

скатиться с горки, которая ведён на проезжую часть. Со всеми вытекающими.

 

Не стоит думать, что раз наивность свойство детское, что оно однозначно

доброе. Вот уж нет. Если ребёнок не знает, что нож режет, и от души тыкает

им в кота, что будет? Так и с наивностью взрослого. Сделает он что-нибудь,

а потом делает удивлённые глаза и заявляет: «А я не думал, что так

получится». Наивные люди – очень опасны, поскольку совершенно

непредсказуемы.

 

Правда, следует отметить – не все наивности одинаково наивны.

 

Например, ставший классическим образ Фроси Бурлаковой. Наивна ли она?

Безусловно, буквально весь фильм. Инфантильна ли? Как бы не так. Она

морально и житейски куда взрослей тех недорослей, что потешаются над ее

наивностью.

 

Равно и наоборот. Жители мегаполисов, попав в природные или сельские

условия, тоже ведут себя порой весьма наивным образом.

 

Очевидно, что наивность бывает постоянная – и ситуативная. Постоянная

наивность сопровождает человека даже в привычных условиях, а

ситуативная появляется только в условиях новых (и обязательно – сильно

отличающихся от привычных).

 

Часто возникают вопросы

 

«1. Почему многие взрослые люди все равно цепляются за наивность?

Есть ли в этом что-то от страха нарушить свою картину мира?

 

2. Для многих людей "взрослость" означает цинизм и полную

противоположность наивности – абсолютно во всем ждать

обязательного подвоха. Не является ли это обратной стороной

наивности?».

 

Отвечаю по порядку.

 

Многие взрослые, полагаю, цепляются за наивность по тому, что не выросли

(в психологическом смысле, конечно). Ответ на вопрос о причинах

невзросления, думаю, можно не давать. Давно уже всё сказал.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Безусловно, страх нарушить свою картину мира есть. Думаю, мы все

подвержены ему, разница лишь в силе выраженности. Поэтому считаю

некорректным связывать его с наивностью.

 

Да, согласен, что цинизм является обратной стороной наивности. Это похоже

на маятник – сначала его качает в одну сторону, потом заносит далеко в

другую.

 

Третий вопрос, разумеется, о том, что с наивностью делать. Ответ прост.

 

Нужно получать опыт. Желательно не из телевизора, книг, журналов, а

напрямую из жизни. Подходит как личный опыт, так и опыт знакомых, друзей,

близких.

 

То есть, необязательно пробовать наркотики, чтобы понять, как это плохо.

Достаточно посмотреть на тех, кто уже попробовал.

 

При активном получении опыта, наивность резко уменьшается.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Эмоции

 

 

Кроме поведения и мышления, инфантилизм ярко (возможно даже, ярче

всего) проявляется в том, как инфантилы чувствуют. А возможно именно

чувства и их проявления видны у инфантилов ярче всего.

 

Чувства у инфантилов, во-первых, очень яркие и сентиментальные. Во-

вторых, очень необоснованные, можно сказать – беспричинные.

 

Инфантилы любят ни за что, и так же ненавидят. «Я ненавижу

Макдональдс!» - это типично инфантильное поведение. За что ты его

ненавидишь? А просто так. Можно ненавидеть Мак, если ты отравился в нём

гамбургером, но ненавидеть просто так?

 

Или вот пример – «я ненавижу Лукьяненко». Почему? Потому что у него

плохие книги. Ну смешно, ей-богу. Ладно бы, Лукьяненко у тебя денег украл.

А так – за что ненавидеть?

 

Однако для инфантила эти чувства нормальны и понятны.

 

Мне один подросток лет двадцати яростно доказывал, что фильм «Ночной

Дозор» испортил книгу самым безобразным образом, а Лукьяненко – хитрый,

расчетливый делец (это я так мягко сформулировал).

 

Когда я попросил сообщить, как именно фильм испортил книгу (то есть какие

конкретно участки текста стали хуже), юноша посмотрел на меня как на

марсианина и даже с лёгкой жалостью, мол, как это он не понимает, что

фильм может испортить книгу.

 

А я вот не понимаю, правда. Фильм и книга ведь разные области творчества.

Сравнивать их – всё равно, что сравнивать картину и стихи. А уж делать

какие-либо выводы о писателе на основе экранизации его книги – это для

меня вообще нечто запредельное из области принципиально

непознаваемого.

 

Однако инфантил себя в этих ситуациях чувствует как рыба в воде. Стоит

любимому писателю признаться, что он болеет за другую футбольную

команду, как инфантил устраивает истерику.

 

Всё тот же Лукьяненко, наобщавшись в своём журнале с подобными

персонажами, написал следующее: «3. Если Вам понравилось несколько книг

Автора, то это, конечно же, означает, что Автор разделяет с Вами взгляды на

политику, религию, футбол, секс и прочие животрепещущие темы. Если


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

после общения выяснится, что это не так, то Автор – лжец и обманщик,

который имеет другие взгляды, чтобы досадить лично Вам!».

 

Ещё отличным примером инфантильных чувств может служить любовь к

эстрадному кумиру. Сопли, слёзы, плакаты на стенах – знакомо?

 

Ничего страшного, когда это переживает подросток. Для него это вполне

естественный способ понять, кто он сам такой, выработать свою

идентичность. А вот когда по эстрадной звезде страдает женщина лет

тридцати – это удивляет.

 

Что характерно, описанный способ переживания и проявления чувств

демонстрируют, по моим наблюдениям все типы инфантилов.

 

В этом месте у людей обычно возникает путаница. Люди путают понятия

«эмоции» и «чувства».

 

И когда я пишу, что яркие, немотивированные чувства являются признаком

инфантильности, многие переводят это так: «Бурная радость – это яркое

чувство. Я вчера бурно порадовался. Следовательно, я…». И тут уже каждый

сам решает, сказать про меня всю правду или проявить воспитанность и

промолчать.

 

Между тем, если человек вчера бурно радовался, это вообще – не о

чувствах. Это – об эмоциях.

 

Давай определимся в терминах.

 

Эмоции – это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида

действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме

непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его

актуальных потребностей.

 

Чувства – эмоциональные переживания человека, в которых отражается

устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам

окружающего мира.

 

Принципиальная разница, если сильно упрощать, заключается в

длительности. Эмоция – это вспышка. Раз – и всё. Нету её больше. Чувство

же длится долго. Вроде костра. Соответственно, бурная радость, упомянутая

выше, ни разу не чувство. Это эмоция.

 

Отсюда вывод – человек, испытывающий яркие эмоции вовсе не инфантил.

Он так реагирует на значимые для него раздражители.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

А вот когда он испытывает яркие чувства, причём на раздражители

незначимые (я правда сомневаюсь, что Макдональдс действительно

является значимым раздражителем для его хулителей), тут уже можно

смотреть на предмет инфантилизма.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Как быть с чужим мнением

 

 

Как я говорил, инфантильное поведение часто проявляется в следовании за

чужим мнением.

 

Соответственно, имеет смысл научить себя отстаивать собственное мнение

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.