Техническое обслуживание сцепления автомобиля КамАЗ - 4310
Введение
Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающим большой маневренностью хорошей проходимостью и приспособленностью для эксплуатации в разных климатических и географических условиях. Он является весьма эффективным средством для перевозок пассажиров и грузов на не большие и дальние расстояния.
В настоящее время в России и странах СНГ наблюдается значительный рост числа автомобилей, увеличение транспортного движением находящегося в личном пользовании гражданина.
В нашей стране применяется планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта подвижного состава (ППР), сущность которой состоит в том, что техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводится принудительно по плану, через определённый пробег или время, а текущий ремонт, в условиях АТП выполняется по необходимости, то есть после обнаружения дефекта или неисправности.
Согласно планово-предупредительной системы предусмотрены следующие виды ТО:
- Ежедневное обслуживание (ЕО)
- Техническое обслуживание №1 и №2 (ТО-1 или ТО-2)
- Сезонное обслуживание (СО)
а также виды ремонтов:
- текущий и капитальный (ТР и КР).
Постоянное поддержание высокой технической готовности автомобилей, обеспечение их работоспособности, безотказности и долговечности являются основными задачами различных предприятий автосервиса, служб эксплуатации автотранспортных предприятий. Для выполнения этих задач в настоящие время на автомобильных предприятиях при техническом обслуживании автомобилей всё шире применяются средства механизации, диагностики и новые формы организации труда. Поэтому от персонала по обслуживанию автомобилей и их ремонту требуются не только знание их устройства, но и практические навыки пользования современным оборудованием умение применять при диагностике необходимые приспособления, инструмент, контрольно- измерительную аппаратуру и иное оборудование. Кроме того, работник должен знать и уметь применять на практике основные методы и способы восстановления деталей технологию ремонтных работ, проводить испытания автомобилей после ремонта с целью обеспечение безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.
Автомобиль КамАЗ-4310
Выпускаются Камским автозаводом с 1989 г. (с 1983 но 1990 гг. впускались автомобили семейства КамАЗ-4310).
Кузов - металлическая платформа с откидными задним и боковыми бортами, оснащена каркасом и тентом, настил пола - деревянный.
Платформа автомобиля КамАЗ-43101 снабжается по заказу надставными боковыми решетчатыми бортами с откидными боковыми и средней съемной скамейками для перевозки 30 человек. Кабина - трехместная, откидывающаяся вперед гидравлическим подъемником. Имеются модификации тропического исполнения. Основные прицепы: для КамАЗ-43101 - 2ПН-4М, для КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 - ГКБ-8350.
Двигатель модели КамАЗ-740.10 - на КамАЗ-43105 мощность 164 кВт (220 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 667 Н-м (68 кгс-м) при 1600-1800 об/мин.
Коробка передач - 5 -ступенчатая, с синхронизатора ми на II, III. IV и V передачах.
Раздаточная коробка - с двухступенчатым редуктором и цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1:2.
Управление раздаточной коробкой - дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач. Привод механизма блокировки дифференциала - пневматический, с дистанционным управлением. Отбор мощности от раздаточной коробки - до 44,12 кВт Карданная передача - четыре карданных вала. Главная передача ведущих мостов - двойная: пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен. Передний мост - с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта). Средний мост - проходной. Колеса - дисковые, обод 310-533.
Шины 1220x400-533 мод. ИП-184 (широкопрофильные), на автомобиле КамАЗ-43101 - с регулируемым давлением воздуха в пределах 0.8-3,2 кгс/см в зависимости от дорожных условий. На автомобилях КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 давление воздуха в шинах передних и задних колес 3,5 кгс/см .
Число колес 6+1. Подвеска: передняя - на полуэллиитических рессорах, с амортизаторами, с задними скользящими концами рессор, задняя - балансирная, на полуэллиптических рессорах, с реактивными штангами, концы рессор - скользящие.
Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим - кулачковый, двухконтурцым пневматическим приводом.
Стояночный тормоз - на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасной тормоз - совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и однопроводный). Пневматический привод тормозов оборудован термодинамической осушкой сжатого воздуха. Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющая с зубчатым сектором вала сошки. Гидроусилитель - встроенный передататочное. число рулевого механизма 20. Электрооборудование: напряжение 24 В, аккумуляторная батареи 6СТ-190ТР или 190TM (2 шт.), генератор Г288-Е (КамАЗ- 43101) с регулятором напряжения 111.3702; генератор Г273-В (КамАЗ-43105 и -43106) с регулятором напряжения Я 120-М; стартер СТ142-Б1. Лебедка барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом, привод - от коробки отбора мощности через карданную передачу. Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.
Целью квалификационной работы является овладение наиболее рациональными метода технического обслуживания и ремонта сцепления КамАЗ-4310.
Задачи квалификационной работы следующие:
1. Изучить конструкцию и принцип работы сцепления автомобиля КамАЗ-4310
2. Проанализировать технологический процесс по техническому обслуживанию и ремонту сцепления автомобиля КамАЗ-4310;
3. Разработать операционные карты по техническому обслуживанию и ремонту отдельных элементов сцепления автомобиля КамАЗ-4310;
Техническое обслуживание сцепления автомобиля КамАЗ - 4310
Трансмиссия предназначена для передачи энергии двигателя ведущим колесам автомобиля или трактора, рабочим органом машин и привода управления, распределении мощности между ними, регулирования скорости движения и развиваемого ими тягового усилия путем изменения частоты вращения и вращающих моментов на ведущих колесах движителей.
Сцепления предназначены для передачи вращающего момента от двигателя на ведомый вал трансмиссии.
Сцепление должно обеспечивать:
· Надежную передачу вращающего момента двигателя на ведущий вал трансмиссии при всех условиях эксплуатации;
· «чистоту» выключения, т.е. быстрое полное разобщение валов двигателя и трансмиссии
· Плавное включение, т.е. постепенное нарастание момента на валу трансмиссии;
· Хороший теплоотвод от трущихся деталей;
· Надежное предохранение деталей трансмиссии от перезагрузок;
· Малый момент инерции ведомых деталей;
В зависимости от способа передачи вращающего момента двигателя к трансмиссии сцепления подразделяются:
· На гидравлические – для передачи используется энергия потока жидкости;
· Электромагнитные – передача как результат взаимодействия электромагнитных полей;
· Фрикционные – передача силами трения между деталями.
Рисунок 1- Сцепления автомобиля КамАЗ - 4310
1- диск ведомый в сборе, 2- диск ведущий средний, 3- диск нажимной в сборе, 4- диск нажимной, 5- кольцо упорное, 6- рычаг оттяжной в сборе, 7- рычаг оттяжной, 8- ролик игольчатый, 9- ось вилки, 10- шайба стопорная 9х18,5х1,1, 11- шайба, 12- вилка, 13- пружина кольца, 14- петля,15- кожух, 16- пластина балансировочная, 17- заклепка, 18- гайка регулировочная, 19- шайба стопорная 21х37х1,2, 20- пластина опорная, 21- пластина запорная, 22- болт М8-6gx12, 23- пружина нажимная, 24- пружина теплоизолирующая, 25- шайба подкладки, 26- болт М10х1,25-6gx40, 27- шайба 10 пружинная, 28- рычаг вала вилки, 29- вал вилки, 30- шпонка сегментная 6х9х22, 31- крышка сальника, 32- кольцо сальника, 33- кольцо уплотнительная, 34- шпилька М16х1,5х22х35, 35- штифт 12х35, 36- картер, 37- пробка КГ1/4, 38- прокладка крышки, 39- крышка смотрового люка верхняя, 40- шайба 8 пружинная, 41- болт М8-6gx25, 42- шпилька картера М16х1,5х22х45, 43- шайба 16 пружинная, 44- гайка М16х1,5-6Н, 45- масленка КГ/8, 46- втулка вилки, 47- заглушка 43, 48- прокладка крышки, 49- крышка смотрового люка нижний, 50- прокладка передняя, 51- крышка люка передняя, 52- вилка выключения сцепления, 53- шайба 10 пружинная, 54- болт М10х1,25-6gx35, 55- сухарь муфты, 56- болт М8-6gx27, 57- шайба стопорная, 58- втулка установочная, 59- болт М10х1,25-6gx30, 60- шайба 10 пружинная, 61- шланг смазывания муфты в сборе, 62- пружина муфты выключения сцепления, 63- муфта, 64- подшипник, 65- ось прижимного рычага, 66- втулка рычага, 67- рычаг прижимной, 68- пружина, 69- шайба стопорная 10,5х26х1,95.
Сцепление состоит из механизма и привода, имеет следующие конструктивные особенности:
- Механизм сцепления имеет устройство для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение при выключенном сцеплении. Это устройство не требует регулирования в процессе эксплуатации;
- Форма кожуха обеспечивает фиксацию нажимных пружин;
- Ведомый диск имеет термостойкую фрикционную накладку с большим сроком службы;
Педаль сцепления подвесная, не нарушающая герметичность кабины, а металлопластмассовые втулки в опорах педали не требуют пополнения смазки.
Механизм сцепления Камаз-4310 (рис. 1) состоит из картера 20, нажимного диска (корзины) с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6, двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2.
Штампованный кожух сцепления Камаз-4310 установлен на маховике с помощью двух установочных втулок 3 и закреплен десятью болтами М10 и двумя М8.
Ведущие диски Камаз-4310: нажимной 4 и средний 2 имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицах ведущего вала коробки передач или делителя.
Между кожухом 17 сцепления Камаз-4310 и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.
Средний ведущий диск Камаз-4310 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключенном сцеплении.
Выключающее устройство сцепления Камаз-4310 состоит из уравновешенных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов с упорным кольцом 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным подшипником 10, смонтированной на крышке подшипника ведущего вала коробки передач или делителя, и вилки выключения 13, размещенной на валике в картере сцепления (делителя).
Привод сцепления Камаз-4310 (рис. 1) состоит из педали 1 сцепления с оттяжной пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного бачка 5 с рабочей жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18 трубопроводов и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления и подвода воздуха от пневматической системы к усилителю сцепления.
Рисунок 2
1 – ведомый диск;
2 - ведущий средний диск;
3 - установочная втулка;
4 – нажимной диск;
5 - вилка отжимного рычага;
6 - отжимной рычаг;
7 – пружина упорного кольца;
8 - шланг смазывания муфты;
9 - петля пружины; 10 - выжимной подшипник; 11 – отжимная пружина; 12 - муфта выключения сцепления; 13 - вилка выключения сцепления; 14 - упорное кольцо; 15 - вал вилки; 16 - наружная нажимная пружина; 17 - кожух сцепления; 18 - теплоизолирующая шайба; 19 - болт крепления кожуха; 20 - картер сцепления; 21 - маховик; 22 - фрикционная накладка; 23 – внутренняя нажимная пружина; 24 – первичный вал; 25 -диск гасителя крутильных колебаний; 26 - внутренняя пружина гасителя крутильных колебаний; 27 - наружная пружина гасителя крутильных колебаний; 8 - кольцо ведомого диска; 29 – механизм автоматической регулировки положения среднего ведущего диска.
Привод механизма сцепления:
При нажатии на педаль сцепления Камаз-4310 давление жидкости из главного цилиндра передается по трубопроводам и шлангам в пневмогидроусилитель сцепления на гидравлический поршень и на поршень следящего устройства, которое автоматически изменяет давление воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.
В процессе эксплуатации, по мере износа накладок ведомых дисков, следует регулировать привод сцепления для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления.
Рисунок 3
1 – педаль;
2 – цилиндр главный;
3,10 – упоры верхний и нижний;
4 – кронштейн;
5 – бачок компенсационный;
6 – трубопровод гидравлический;
7 – рычаг; 8 – толкатель поршня; 9 – палец эксцентриковый; 11 – пружина оттяжная; 12 – пробка; 13 – трубопровод; 14 – клапан выпуска воздуха; 15 – гайка сферическая регулировочная; 16 – толкатель поршня пневматический; 17 – чехол защитный; 18 – пневмогидроусилитель; I – воздух сжатый.
Таблица 1.
Техническая характеристика сцепления автомобиля КамАЗ - 4310
Модель
|
| Тип
| фрикционное, сухое, двухдисковое с периферийным расположение нажимных пружин
| Передаваемый крутящий момент, Н/м (кгс/м)
| 833 (85)
| Число трущихся поверхностей
|
| Диаметр фрикционных накладок мм:
Наружный
Внутренний
|
|
|
| Толщина ведомого диска с накладками, мм
|
| Толщина накладок, мм
| 4,5
| Количество нажимных пружин
|
| Усилие пружин при включенном сцеплении, Н (кгс)
| 13150… 15300 (1315…1530)
| Усилие пружин при выключенном сцеплении, Н (ксг)
| 14090…16200 (1405…1602)
| Количество оттяжных рычагов нажимного диска
|
| Передаточное число оттяжных рычагов
| 4,85
| Гаситель крутильных колебаний
| Пружинно-фрикционного типа
| Привод сцепления
| Гидравлический, с пневматическим усилителем.
Имеется следящее устройство мембранного типа
|
ТО транспортных средств в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:
· ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
· техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000)
· первое техническое обслуживание (ТО-1)
· второе техническое обслуживание (ТО-2)
· сезонное техническое обслуживание (СО)
Изменение видов ТО допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС.
Все виды ТО транспортных средств должны выполняться по полному перечню работ, предусмотренному соответствующей технологической документацией.
ЕО должно обеспечивать выпуск исправного и чистого ТС в состоянии, обеспечивающем его безотказную и безопасную работу.
ЕО выполняется ежедневно и включает:
· контрольные работы — контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движения, пожаробезопасность, контроль ТС в целом
Уборочно-моечные работы (могут производиться дополнительно на линейных диспетчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ)
ТО после обкатки выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя ТС.
ТО-1 и ТО-2 выполняются периодически, через установленный в нормативной документации пробег, и включают комплекс операций, предупреждающих неисправности, уменьшающих интенсивность износа деталей ТС, снижающих расход топлива и эксплуатационных материалов и уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.
Периодичность ТО-1 устанавливается кратной периодичности ТО-2. Фактическая периодичность проведения ТО транспортных средств может отличаться от нормативной не более чем на ± 15 %.
В состав работ по ТО после обкатки, ТО-1 и ТО-2 транспортных средств входят:
· уборочно-моечные и очистные работы
· техническое диагностирование перед выполнением ТО
· осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов, и транспортных средств в целом
· контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов
· регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем
· смазка, замена масел
· выполнение работ текущего ремонта (ТР) малой трудоемкости. Для расчета его трудоемкости допускается использовать не более 20 % от скорректированной трудоемкости соответствующего ТО
· контроль качества выполнения ТО
В зависимости от объема работ ТО-1 и ТО-2 может подразделяться на следующие виды:
· каждое первое ТО (1 ТО-1, 1 ТО-2)
· каждое второе ТО (2 ТО-1, 2 ТО-2)
· и т.д.
СО выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых условиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответствующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО составляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.
В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при плановом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:
· проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;
· замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуатации
· отключение или подключение системы отопления
· доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей
· проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)
· подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации
· проверка состояния системы пожаротушения
· проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем
· подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|