Сделай Сам Свою Работу на 5

Техническое обслуживание сцепления автомобиля КамАЗ - 4310





Введение

Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающим большой маневренностью хорошей проходимостью и приспособленностью для эксплуатации в разных климатических и географических условиях. Он является весьма эффективным средством для перевозок пассажиров и грузов на не большие и дальние расстояния.

В настоящее время в России и странах СНГ наблюдается значительный рост числа автомобилей, увеличение транспортного движением находящегося в личном пользовании гражданина.

В нашей стране применяется планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта подвижного состава (ППР), сущность которой состоит в том, что техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводится принудительно по плану, через определённый пробег или время, а текущий ремонт, в условиях АТП выполняется по необходимости, то есть после обнаружения дефекта или неисправности.

Согласно планово-предупредительной системы предусмотрены следующие виды ТО:

- Ежедневное обслуживание (ЕО)

- Техническое обслуживание №1 и №2 (ТО-1 или ТО-2)



- Сезонное обслуживание (СО)

а также виды ремонтов:

- текущий и капитальный (ТР и КР).

Постоянное поддержание высокой технической готовности автомобилей, обеспечение их работоспособности, безотказности и долговечности являются основными задачами различных предприятий автосервиса, служб эксплуатации автотранспортных предприятий. Для выполнения этих задач в настоящие время на автомобильных предприятиях при техническом обслуживании автомобилей всё шире применяются средства механизации, диагностики и новые формы организации труда. Поэтому от персонала по обслуживанию автомобилей и их ремонту требуются не только знание их устройства, но и практические навыки пользования современным оборудованием умение применять при диагностике необходимые приспособления, инструмент, контрольно- измерительную аппаратуру и иное оборудование. Кроме того, работник должен знать и уметь применять на практике основные методы и способы восстановления деталей технологию ремонтных работ, проводить испытания автомобилей после ремонта с целью обеспечение безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.



Автомобиль КамАЗ-4310

Выпускаются Камским автозаводом с 1989 г. (с 1983 но 1990 гг. впускались автомобили семейства КамАЗ-4310).

Кузов - металлическая платформа с откидными задним и боковыми бортами, оснащена каркасом и тентом, настил пола - деревянный.

Платформа автомобиля КамАЗ-43101 снабжается по заказу надставными боковыми решетчатыми бортами с откидными боковыми и средней съемной скамейками для перевозки 30 человек. Кабина - трехместная, откидывающаяся вперед гидравлическим подъемником. Имеются модификации тропического исполнения. Основные прицепы: для КамАЗ-43101 - 2ПН-4М, для КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 - ГКБ-8350.

Двигатель модели КамАЗ-740.10 - на КамАЗ-43105 мощность 164 кВт (220 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 667 Н-м (68 кгс-м) при 1600-1800 об/мин.

Коробка передач - 5 -ступенчатая, с синхронизатора ми на II, III. IV и V передачах.

Раздаточная коробка - с двухступенчатым редуктором и цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1:2.

Управление раздаточной коробкой - дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач. Привод механизма блокировки дифференциала - пневматический, с дистанционным управлением. Отбор мощности от раздаточной коробки - до 44,12 кВт Карданная передача - четыре карданных вала. Главная передача ведущих мостов - двойная: пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен. Передний мост - с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта). Средний мост - проходной. Колеса - дисковые, обод 310-533.



Шины 1220x400-533 мод. ИП-184 (широкопрофильные), на автомобиле КамАЗ-43101 - с регулируемым давлением воздуха в пределах 0.8-3,2 кгс/см в зависимости от дорожных условий. На автомобилях КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 давление воздуха в шинах передних и задних колес 3,5 кгс/см .

Число колес 6+1. Подвеска: передняя - на полуэллиитических рессорах, с амортизаторами, с задними скользящими концами рессор, задняя - балансирная, на полуэллиптических рессорах, с реактивными штангами, концы рессор - скользящие.

Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим - кулачковый, двухконтурцым пневматическим приводом.

Стояночный тормоз - на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасной тормоз - совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз - моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и однопроводный). Пневматический привод тормозов оборудован термодинамической осушкой сжатого воздуха. Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющая с зубчатым сектором вала сошки. Гидроусилитель - встроенный передататочное. число рулевого механизма 20. Электрооборудование: напряжение 24 В, аккумуляторная батареи 6СТ-190ТР или 190TM (2 шт.), генератор Г288-Е (КамАЗ- 43101) с регулятором напряжения 111.3702; генератор Г273-В (КамАЗ-43105 и -43106) с регулятором напряжения Я 120-М; стартер СТ142-Б1. Лебедка барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом, привод - от коробки отбора мощности через карданную передачу. Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.

Целью квалификационной работы является овладение наиболее рациональными метода технического обслуживания и ремонта сцепления КамАЗ-4310.

Задачи квалификационной работы следующие:

1. Изучить конструкцию и принцип работы сцепления автомобиля КамАЗ-4310

2. Проанализировать технологический процесс по техническому обслуживанию и ремонту сцепления автомобиля КамАЗ-4310;

3. Разработать операционные карты по техническому обслуживанию и ремонту отдельных элементов сцепления автомобиля КамАЗ-4310;

Техническое обслуживание сцепления автомобиля КамАЗ - 4310

 

Трансмиссия предназначена для передачи энергии двигателя ведущим колесам автомобиля или трактора, рабочим органом машин и привода управления, распределении мощности между ними, регулирования скорости движения и развиваемого ими тягового усилия путем изменения частоты вращения и вращающих моментов на ведущих колесах движителей.

Сцепления предназначены для передачи вращающего момента от двигателя на ведомый вал трансмиссии.

Сцепление должно обеспечивать:

· Надежную передачу вращающего момента двигателя на ведущий вал трансмиссии при всех условиях эксплуатации;

· «чистоту» выключения, т.е. быстрое полное разобщение валов двигателя и трансмиссии

· Плавное включение, т.е. постепенное нарастание момента на валу трансмиссии;

· Хороший теплоотвод от трущихся деталей;

· Надежное предохранение деталей трансмиссии от перезагрузок;

· Малый момент инерции ведомых деталей;

В зависимости от способа передачи вращающего момента двигателя к трансмиссии сцепления подразделяются:

· На гидравлические – для передачи используется энергия потока жидкости;

· Электромагнитные – передача как результат взаимодействия электромагнитных полей;

· Фрикционные – передача силами трения между деталями.

 

 

Рисунок 1- Сцепления автомобиля КамАЗ - 4310

1- диск ведомый в сборе, 2- диск ведущий средний, 3- диск нажимной в сборе, 4- диск нажимной, 5- кольцо упорное, 6- рычаг оттяжной в сборе, 7- рычаг оттяжной, 8- ролик игольчатый, 9- ось вилки, 10- шайба стопорная 9х18,5х1,1, 11- шайба, 12- вилка, 13- пружина кольца, 14- петля,15- кожух, 16- пластина балансировочная, 17- заклепка, 18- гайка регулировочная, 19- шайба стопорная 21х37х1,2, 20- пластина опорная, 21- пластина запорная, 22- болт М8-6gx12, 23- пружина нажимная, 24- пружина теплоизолирующая, 25- шайба подкладки, 26- болт М10х1,25-6gx40, 27- шайба 10 пружинная, 28- рычаг вала вилки, 29- вал вилки, 30- шпонка сегментная 6х9х22, 31- крышка сальника, 32- кольцо сальника, 33- кольцо уплотнительная, 34- шпилька М16х1,5х22х35, 35- штифт 12х35, 36- картер, 37- пробка КГ1/4, 38- прокладка крышки, 39- крышка смотрового люка верхняя, 40- шайба 8 пружинная, 41- болт М8-6gx25, 42- шпилька картера М16х1,5х22х45, 43- шайба 16 пружинная, 44- гайка М16х1,5-6Н, 45- масленка КГ/8, 46- втулка вилки, 47- заглушка 43, 48- прокладка крышки, 49- крышка смотрового люка нижний, 50- прокладка передняя, 51- крышка люка передняя, 52- вилка выключения сцепления, 53- шайба 10 пружинная, 54- болт М10х1,25-6gx35, 55- сухарь муфты, 56- болт М8-6gx27, 57- шайба стопорная, 58- втулка установочная, 59- болт М10х1,25-6gx30, 60- шайба 10 пружинная, 61- шланг смазывания муфты в сборе, 62- пружина муфты выключения сцепления, 63- муфта, 64- подшипник, 65- ось прижимного рычага, 66- втулка рычага, 67- рычаг прижимной, 68- пружина, 69- шайба стопорная 10,5х26х1,95.

Сцепление состоит из механизма и привода, имеет следующие конструктивные особенности:

- Механизм сцепления имеет устройство для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение при выключенном сцеплении. Это устройство не требует регулирования в процессе эксплуатации;

- Форма кожуха обеспечивает фиксацию нажимных пружин;

- Ведомый диск имеет термостойкую фрикционную накладку с большим сроком службы;

Педаль сцепления подвесная, не нарушающая герметичность кабины, а металлопластмассовые втулки в опорах педали не требуют пополнения смазки.

Механизм сцепления Камаз-4310 (рис. 1) состоит из картера 20, нажимного диска (корзины) с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6, двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2.

Штампованный кожух сцепления Камаз-4310 установлен на маховике с помощью двух установочных втулок 3 и закреплен десятью болтами М10 и двумя М8.

Ведущие диски Камаз-4310: нажимной 4 и средний 2 имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицах ведущего вала коробки передач или делителя.

Между кожухом 17 сцепления Камаз-4310 и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Средний ведущий диск Камаз-4310 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключенном сцеплении.

Выключающее устройство сцепления Камаз-4310 состоит из уравновешенных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов с упорным кольцом 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным подшипником 10, смонтированной на крышке подшипника ведущего вала коробки передач или делителя, и вилки выключения 13, размещенной на валике в картере сцепления (делителя).

Привод сцепления Камаз-4310 (рис. 1) состоит из педали 1 сцепления с оттяжной пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного бачка 5 с рабочей жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18 трубопроводов и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления и подвода воздуха от пневматической системы к усилителю сцепления.

 

Рисунок 2

1 – ведомый диск;

2 - ведущий средний диск;

3 - установочная втулка;

4 – нажимной диск;

5 - вилка отжимного рычага;

6 - отжимной рычаг;

7 – пружина упорного кольца;

8 - шланг смазывания муфты;

9 - петля пружины; 10 - выжимной подшипник; 11 – отжимная пружина; 12 - муфта выключения сцепления; 13 - вилка выключения сцепления; 14 - упорное кольцо; 15 - вал вилки; 16 - наружная нажимная пружина; 17 - кожух сцепления; 18 - теплоизолирующая шайба; 19 - болт крепления кожуха; 20 - картер сцепления; 21 - маховик; 22 - фрикционная накладка; 23 – внутренняя нажимная пружина; 24 – первичный вал; 25 -диск гасителя крутильных колебаний; 26 - внутренняя пружина гасителя крутильных колебаний; 27 - наружная пружина гасителя крутильных колебаний; 8 - кольцо ведомого диска; 29 – механизм автоматической регулировки положения среднего ведущего диска.

Привод механизма сцепления:

При нажатии на педаль сцепления Камаз-4310 давление жидкости из главного цилиндра передается по трубопроводам и шлангам в пневмогидроусилитель сцепления на гидравлический поршень и на поршень следящего устройства, которое автоматически изменяет давление воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.

В процессе эксплуатации, по мере износа накладок ведомых дисков, следует регулировать привод сцепления для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления.

Рисунок 3

1 – педаль;

2 – цилиндр главный;

3,10 – упоры верхний и нижний;

4 – кронштейн;

5 – бачок компенсационный;

6 – трубопровод гидравлический;

7 – рычаг; 8 – толкатель поршня; 9 – палец эксцентриковый; 11 – пружина оттяжная; 12 – пробка; 13 – трубопровод; 14 – клапан выпуска воздуха; 15 – гайка сферическая регулировочная; 16 – толкатель поршня пневматический; 17 – чехол защитный; 18 – пневмогидроусилитель; I – воздух сжатый.

Таблица 1.

Техническая характеристика сцепления автомобиля КамАЗ - 4310

Модель
Тип фрикционное, сухое, двухдисковое с периферийным расположение нажимных пружин
Передаваемый крутящий момент, Н/м (кгс/м) 833 (85)
Число трущихся поверхностей
Диаметр фрикционных накладок мм: Наружный Внутренний    
Толщина ведомого диска с накладками, мм
Толщина накладок, мм 4,5
Количество нажимных пружин
Усилие пружин при включенном сцеплении, Н (кгс) 13150… 15300 (1315…1530)
Усилие пружин при выключенном сцеплении, Н (ксг) 14090…16200 (1405…1602)
Количество оттяжных рычагов нажимного диска
Передаточное число оттяжных рычагов 4,85
Гаситель крутильных колебаний Пружинно-фрикционного типа
Привод сцепления Гидравлический, с пневматическим усилителем. Имеется следящее устройство мембранного типа

 

ТО транспортных средств в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:

· ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

· техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000)

· первое техническое обслуживание (ТО-1)

· второе техническое обслуживание (ТО-2)

· сезонное техническое обслуживание (СО)

Изменение видов ТО допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС.

Все виды ТО транспортных средств должны выполняться по полному перечню ра­бот, предусмотренному соответствующей технологической документацией.

ЕО должно обеспечивать выпуск исправного и чистого ТС в состоянии, обес­печивающем его безотказную и безопасную работу.

ЕО выполняется ежедневно и включает:

· контрольные работы — контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движе­ния, пожаробезопасность, контроль ТС в целом

Уборочно-моечные работы (могут производиться дополнительно на линейных дис­петчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ)

ТО после обкатки выполняется в соответствии с руководством по эксплуата­ции изготовителя ТС.

ТО-1 и ТО-2 выполняются периодически, через установленный в нормативной документации пробег, и включают комплекс операций, предупреждающих неисправно­сти, уменьшающих интенсивность износа деталей ТС, снижающих расход топлива и эксплуатационных материалов и уменьшающих отрицательное воздействие на окру­жающую среду.

Периодичность ТО-1 устанавливается кратной периодичности ТО-2. Фактическая периодичность проведения ТО транспортных средств может отличать­ся от нормативной не более чем на ± 15 %.

В состав работ по ТО после обкатки, ТО-1 и ТО-2 транспортных средств входят:

· уборочно-моечные и очистные работы

· техническое диагностирование перед выполнением ТО

· осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов, и транспортных средств в целом

· контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов

· регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем

· смазка, замена масел

· выполнение работ текущего ремонта (ТР) малой трудоемкости. Для расчета его трудоемкости допускается использовать не более 20 % от скорректированной трудоем­кости соответствующего ТО

· контроль качества выполнения ТО

В зависимости от объема работ ТО-1 и ТО-2 может подразделяться на следующие виды:

· каждое первое ТО (1 ТО-1, 1 ТО-2)

· каждое второе ТО (2 ТО-1, 2 ТО-2)

· и т.д.

СО выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых ус­ловиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответст­вующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО со­ставляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.

В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при пла­новом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:

· проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;

· замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуа­тации

· отключение или подключение системы отопления

· доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых па­раметров, зарядка батарей

· проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)

· подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации

· проверка состояния системы пожаротушения

· проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем

· подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.