Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и источники финансирования оборотных активов





Методы формирования финансирования оборотных активов также подлежат управлению. Структура источников финансирования также требует оптимизации.

В процессе управления оборотными активами на предприятии разрабатываются отдельные финансовые нормативы, которые используются для контроля эффективности их формирования и функционирования.

 

47. Цена и структура капитала. Предельная цена капитала.

Цена капитала - одна из основных концепций финансового менеджмента. Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия (бизнеса) или стоимостью имущества предприятия. Для одних видов капитала его цена достаточно четко выражена, для других ее необходимо рассчитывать. Цена капитала показывает минимально допустимый уровень доходности операций хозяйствующего субъекта. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Различают цены собственного капитала, привлекаемого за счет внутренних и внешних источников. Цена капитала зависит от многих факторов. Это спрос и предложение капитала, уровень конкуренции на финансовых рынках, степень развития финансовых рынков, уровень риска финансовых активов и др. Цена капитала связана с его отдачей (рентабельностью). Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.



Предельная цена капитала ( ПСК) определяется как стоимость последней единицы нового капитала, привлеченной предприятием. Предельная стоимость повышается по мере привлечения все большего количества финансовых средств и показывает, какое количество инвестиций может быть осуществлено без изменения целевой структуры капитала.



 

48. Понятие и виды левериджа.

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
финансовый
производственный (операционный)
производственно-финансовый
Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового хаВсякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового характера. Эти факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предпр иятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.
Итак, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.
Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация рисков предприятия.



49. Эффект финансового рычага.

Финансовый рычаг («финансовый леверидж») – это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств. Таким образом, финансовый рычаг позволяет воздействовать на прибыль через оптимизацию структуры капитала.

Эффект финансового рычага – это показатель, отражающий приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЛ =(1 + НП)?(Р А?%ср.)ЗК/СК,

где ЭФЛ – эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %; ПН – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; Р А– коэффициент валовой рентабельности активоЕ (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %; % ср. – средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %; 3К – средняя сумма используемого предприятием заемного капитала; СК – средняя сумма собственного капитала предприятия.

Приведенная формула расчета эффекта финансового левериджа позволяет выделить в ней три основные составляющие:

1. Налоговый корректор финансового левериджа (1-НП), который показывает, в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2. Дифференциал финансового левериджа (Р А?%ср.) который отражает разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.

3. Плечо финансового левериджа ЗК/СК, которое характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, т. к. ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. В процессе управления финансовым левериджем дифференциальный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:

  • дифференциации ставки налогообложения прибыли или наличия налоговых льгот по различным видам деятельности предприятия;
  • осуществления деятельности дочерних фирм предприятия в оффшорных зонах или странах с иным налоговым климатом.

Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа, если уровень валовой прибыли, генерируемый активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

Плечо финансового левериджа является рычагом, который вызывает положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.

50. Формирование рациональной структуры капитала. Факторы, определяющие структуру капитала.

Основ целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизация его структуры для эффективного использования.

Принципы формирования капитала:

1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия

2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала и объема формируемых активов.

3. Обеспечение оптимизированной структуры капитала с позиций эффективного его функционирования. Результаты деятельности предприятия сильно зависят от структуры используемого капитала.

Структура капитала - соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых в хозяйственной деятельности. Она влияет на коэффициент рентабельности активов и собственного капитала, определяет систему коэффициентов финансовой устойчивости и платежеспособности и формирует соотношение доходности и риска.

Предприятие, использующее только Собственный Капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии =1), но ограничивает темпы развития и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Предприятие, использующее Заемный Капитал, имеет высокий финансовый потенциал развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, но возрастают финансовые риски и угроза банкротства).

4. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников.

5. Обеспечение высокоэффективного использования капитала. Путем максимизации рентабельности СК при приемлемом уровня финансового риска.

Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных средств долгосрочного характера.

Управление структурой капитала заключается в создании смешанной структуры капитала представляющей такое оптимальное сочетание собственных и заемных источников при котором минимизируются общие затраты на капитал, и максимизируется рыночная стоимость предприятия.

Однако, несмотря на кажущуюся очевидность, проблема формирования оптимальной структуры капитала и даже сам факт ее существования является одной из самых сложных и противоречивых в финансовой теории.

В настоящее время существуют различные взгляды на роль и влияние структуры капитала на стоимость предприятия:

· Теория Модильяни-Миллера

· Традиционных подход

· Компромиссные модели

· Модели асимметричной информации

· Модели агентских издержек и др.

1) Теория Модильяни-Миллера. Модильяни и Миллер в качестве отправной точки выяснения роли структуры капитала использовали идеальную экономическую среду, в которой рынки совершенны, отсутствуют налоги и другие издержки ведения бизнеса (транзакционные, агентские информационные и др.), все участники хозяйственной деятельности находятся в равных условиях, ведут себя рационально, обладают одной и той же информацией. Согласно теории Модильяни - Миллера в идеальной экономической среде структура капитала не влияет на стоимость предприятия, которая зависит только от рентабельности его деятельности и связанных с ней рисками. Следовательно, структуру капитала нельзя оптимизировать.

Главным недостатком теории является несоответствие большинства теоретических допущений реальной ситуации складывающейся на рынках.

При отмене ряда ограничений (отсутствие налогообложения), следует признать, что изменение доли заемного капитала влияет на цену капитала.

2) Традиционный подход предполагает наличие прямой зависимости стоимости капитала от его структуры и от возможности ее оптимизации в течение определенного периода развития предприятия. Критерием оптимизации является минимизация цены капитала, которая приводит при прочих равных условиях к увеличению рыночной стоимости предприятия.Цена капитала зависит от цены собственной и заемной его составляющей. При изменении структуры капитала цена этих источников меняется. Небольшое увеличение доли капитала в общей доли источника финансирования не оказывает существенного влияния на рост цены собственных источников с ростом доли заемных средств, цена собственного капитала начинает увеличиваться, а цена заемного капитала сначала остается неизменной, а потом также начинает возрастать. Таким образом, существует оптимальная структура капитала, при которой средневзвешенная цена капитала имеет минимальное значение, а рыночная стоимость предприятия максимизируется.

На политику формирования структуры капитала влияют многие факторы:
1.Стабильность реализации продукции (чем стабильнее, тем безопаснее привлечение заемных средств).
2. Структура активов предприятия (чем больше ликвидных средств, тем больше возможностей по привлечению заемных средств).
3. Темпы развития предприятия (быстрорастущие предприятия на ранних стадиях своего жизненного цикла, производящие конкурентно способную продукцию, имеют большую возможность по привлечению заемного капитала).
4. Уровень рентабельности деятельности (при высокой рентабельности можно капитализировать часть прибыли и тем самым уменьшить потребность в заемном капитале).
5. Уровень налогообложения прибыли (при высоких ставках налога и возможности отнести расходы по обслуживанию займа на издержки производства выгодным становится привлечение заемного капитала).
6. Отношение займодателей к предприятию. Даже при высокой доле собственных средств займодатель может руководствоваться другими критериями, что снизит возможность привлечения заемного капитала.
7. Конъюнктура финансового рынка. Удорожание или удешевление расходов по заемному капиталу определяет возможности и эффективность его привлечения.

 

51. Дивидендная политика акционерного общества.

Дивидендная политика акционерного общества - явление не однозначное. Это определенный атрибут успешной и качественной деятельности любого акционерного общества, гарантия устойчивости системы управления данного общества, достаточно значимая часть финансового менеджмента компании.

Дивидендная политика акционерного общества, то есть, закрепление во внутренних документах общества определенного режима и порядка выплаты дивидендов, является необходимой для информирования акционеров обо всех принципах реализации прав по акциям данной компании.Акционерное общество может выбрать определенный вид дивидендной политики в зависимости от того, высокий или низкий дивидендный выход присутствует в компании, а также от стабильности дивидендов на акцию.

Дивидендная политика акционерного общества представляет собой конкретные обязательства данного общества выплачивать его акционерам определенную часть прибыли. Даже в некоторых случаях и необходимое отклонение от дивидендной политики может вызвать негативную реакцию акционеров общества, ограничивая при этом поступления капитала на рынок.

Признаками эффективной дивидендной политики в любом АО является гибкость и более точная детальность установленного порядка и графика расчетов размеров дивидендов в зависимости от стратегий дальнейшего развития данного акционерного общества и его финансового положения.

В процессе реализации акционерным обществом конкретного вида дивидендной политики могут прогнозироваться и анализироваться различные ее варианты, которые дают возможность оценить возможности данного акционерного общества на рынке. Эффективные и качественные решения некоторых проблем акционерного общества, в том числе, распределение имеющихся активов данного АО с целью их более рентабельного использования, позволяют ожидать более устойчивое финансовое положение акционерного общества в будущем периоде.

 

52. Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия.

Финансовый анализ представляет собой «процесс исследования финансового состояния и результатов финансовой деятельности организации с целью:

· повышения рыночной стоимости организации;

· выявления резервов снижения расходов;

· обеспечения эффективного развития»

Субъектом финансового анализа в условиях рынка может выступать любое заинтересованное в деятельности той или иной организации лицо: собственники (акционеры, инвесторы), менеджмент, контрагенты, работники фирмы, кредиторы, аналитики различных финансовых институтов, государственные органы, общественные организации и т.д.

Объектом финансового анализа являются различные виды хозяйственной деятельности предприятия, ее результаты, а также влияющие на них факторы внешней и внутренней экономической среды.

Главная цель финансового анализа – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом субъектов анализа могут интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

В зависимости от целей и методов осуществления анализа различают две основные системы осуществления финансового анализа:

1. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия – дает мгновенный взгляд на ситуацию и предназначена для поиска и выделения наиболее важных и сложных проблем управления финансами.

Ее цель – простая наглядная оценка финансового состояния и динамики развития организации

2. Фундаментальный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – предназначен для углубления и детализации оценок, полученных в результате экспресс-диагностики, а также определения реального экономического потенциала организации.

Цель такого анализа – более подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности в отчетном периоде и возможностей развития в будущем. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

Процедура финансового анализа деятельности организации основывается на следующих основных методах его проведения:

1. Горизонтальный (времéнной) анализ заключается в сравнении каждой позиции текущей отчетности с показателями отчетности предыдущего периода (базового). за базу сравнения принимают один из предшествующих периодов;

2. Вертикальный (структурный) анализ осуществляется путем определения структуры итоговых финансовых показателей и оценки влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

3. Трендовый анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и позволяет определить тренд (отклонение), т.е. основную тенденцию динамики показателя, очищенную от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов, что помогает найти возможные значения финансовых показателей в будущем.

4. Анализ относительных показателей (коэффициентный) предполагает расчет отношений данных финансовой отчетности, определение взаимосвязей показателей.

53. Анализ финансовых результатов предприятия.

Финансовые результаты деятельностипредприятия характеризуются суммой полученной прибыли. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.

Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

  • систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

Задачами анализа прибылиорганизации являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

 

54. Основные финансовые коэффициенты, их характеристики и нормативы.

I. Коэффициенты ликвидности

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

Показывает, какая доля текущих долговых обязательств (кредиторская задолженность, краткосрочные банковские кредиты и другие обязательства) может быть немедленно погашена за счет денежных средств и их эквивалентов.

КАЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства

Рекомендуемые значения: 0.2 - 0.5

2. Коэффициент срочной ликвидности (критической оценки)

Отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений) к краткосрочным обязательствам.

КСЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Текущие обязательства

Рекомендуемые значения: 0.7 - 1

3. Коэффициент текущей ликвидности

Показывает, какая доля текущих долговых обязательств может быть погашена в короткие сроки за счет ликвидных оборотных активов

КТЛ = Оборотные активы / Текущие обязательства

Рекомендуемые значения: 2 - 3

1. Собственные оборотные средства

Показывает в каком объеме оборотные активы сформированы за счет собственного капитала.

СОС = Собственный капитал – Внеоборотные активы

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Kосс = СОС / Оборотные средства

Минимальное рекомендуемое значение 0,2.

6. Чистый оборотный капитал

Показывает превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами. Отражает возможность предприятие продолжать текущую производственную деятельность после погашения своих краткосрочные обязательства.

ЧОК = Оборотные активы - Текущие обязательства = Собственный капитал + Долгосрочные пассивы – Внеоборотные активы

Рекомендуемые значения: не менее половины об общей суммы оборотных активов.

II. Показатели структуры капитала (коэффициенты финансовой устойчивости)

7. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

Данный коэффициент показывает, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственного капитала, и насколько предприятие независимо от внешних источников финансирования.

КА = Собственный капитал / Валюта баланса

Минимальное рекомендуемое значение 0,5 – 0,6

8. Коэффициент финансирования (соотношения заемных и собственных средств) характеризует объем привлеченных заемных средств на единицу собственного капитала.

КФ = Заемный капитал / Собственный капитал

Максимальное рекомендуемое значение 1

9. Коэффициент текущей задолженности характеризует долю краткосрочного заемного капитала в общей сумме капитала.

КТЗ = Краткосрочные обязательства / Валюта баланса

Рекомендуемое значение 0,1 – 0,2

10. Коэффициент финансовой устойчивости (долгосрочной финансовой независимости)

показывает, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственных и долгосрочных заемных средств.

КФУ = Собственный капитал + Долгосрочный заемный капитал / Валюта баланса

Рекомендуемое значение 0,8 – 0,9

III. Коэффициенты рентабельности

11. Коэффициент рентабельности продаж, %

Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по всей продукции в целом и по отдельным ассортиментным видам.

ROS = Чистая прибыль от реализации / Выручка от реализации * 100 %

12. Коэффициент рентабельности оборотных активов, %

Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

RCA = Чистая прибыль * 100 % / Средняя величина текущих активов

13. Коэффициент рентабельности активов, %

Наряду с показателем ROE является основным, используемым в странах рыночной экономики для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

ROA = Прибыль* 100% / Средняя стоимость активов

14. Коэффициент рентабельности собственного капитала, %

Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие активы.

ROE = Чистая прибыль* 100 % / Собственный капитал

15. Коэффициент рентабельности инвестиций

Показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.

ROI = Чистая прибыль* 100% / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства)

IV. Коэффициенты оборачиваемости (деловой активности)

16. Коэффициент оборачиваемости основных средств (Фондоотдача)

Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств.

КОС = Выручка от реализации / Средняя стоимость основных средств

17. Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации, ресурсоотдача)

Характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения.

КОА = Выручка от реализации / Средняя стоимость активов

18. Коэффициент оборачиваемости запасов

Отражает скорость реализации запасов.

КОЗ = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина запасов

19. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Чем выше коэффициент оборачиваемости и чем короче период инкассации, тем меньше средств заморожено в счетах дебиторов, тем мобильнее оборотные активы предприятия.

КОДЗ = Выручка от реализации / Средняя величина дебиторской задолженность

Период инкассации дебиторской задолженности: ТИДЗ = 365 / КОДЗ

20. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

КОКЗ = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина кредиторской задолженности

V. Коэффициенты рыночной активности

21. Прибыль на акцию

Один из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость компании. Показывает долю чистой прибыли (в денежных единицах), приходящуюся на одну обыкновенную акцию.

EPS = (Чистая прибыль – Дивиденды по привилегир-м акциям) / Число обыкновенных акций

22. Дивиденды на акцию

Показывает сумму дивидендов, распределяемых на каждую обыкновенную акцию.

DPS = Дивиденды, выплачиваемые по обыкновенным акциям) / Число обыкновенных акций

23. Соотношение цены акции и прибыли

Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании. Он, также, показывает, насколько быстро могут окупиться инвестиции в акции компании.

P / E = Рыночная цена акции / EPS

55. Теоретические основы формирования системы планирования на предприятии.

1. На сегодняшний день практическое использование действенных систем планирования крайне ограничено. В ряде случаев даже крупные предприятия ограничиваются только текущим планированием, разрабатывают планы производства, рассчитывают себестоимость по элементам затрат и статьям калькуляции, планируют выручку от реализации, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, некоторые предприятия планируют издержки по производственным подразделениям и проводят более сложные специальные расчеты.

2. В практике сегодня преобладает отношение к планам как к чисто формальным документам, поскольку они сильно расходятся с действительностью. И этому есть ряд причин, как макроэкономического плана, так и внутрипроизводственного значения. В целом можно сказать, что в подавляющем большинстве на наших предприятиях используют наработанные в прошлом методы планирования фрагментарно, сохранив только те из них, которые отвечают новым потребностям экономики.

3. На сегодняшний день, несмотря на то, что все предприятия называют применяемую систему планирования своей деятельности эффективной и только некоторые из них говорят о ее несоответствии потребностям управления, тем не менее, большинство отмечают необходимость расширять или видоизменять применяемую систему планирования. Руководители предприятий видят связь между совершенствованием планирования и повышением эффективности производственной деятельности.

4. Отрасль сотовой связи в последнее десятилетие является локомотивом отечественной экономики, и долгое время удерживала позиции лидера по динамике роста. Однако постепенное насыщение рынка и кризисные явления ставят перед представителями отрасли объективную задачу в разработке действенных систем планирования, отвечающей реалиям рынка.

5. Анализ действующих предприятий сотовой связи показал, что большинство из них строит свою плановую деятельность на основе стратегического планирования. При этом возможны ситуации, когда не реализуется тактическое планирование, что делает бессмысленной процедуру стратегического планирования.

6. В общем же можно отметить, что, несмотря на определенные трудности, предприятия связи применяют различные элементы планирования. Уровень вовлечения управленческого персонала в процессы планирования на предприятиях очень низок, плановая деятельность ими воспринимается как непосредственная деятельность по реализации планов, а не по их разработке. Они информированы об отдельных направлениях развития фирмы, не имея при этом полной картины о ее стратегии. Участие в плановой деятельности начальников отделов свидетельствует о значительном преобладании оперативно — производственного планирования над всеми другими видами.

7. Нужно отметить, что сегодня на большинстве предприятий не уделяется должного внимания финансовому и налоговому планированию, а плановые расчеты имеют сиюминутный характер, например, планирование прибыли для определения размера авансовых взносов налога на прибыль. В известной степени внимание к составлению финансовых планов на предприятиях ослаблено из-за высоких темпов инфляции, постоянно меняющихся условий хозяйствования, прежде всего законодательной базы, нестабильности налоговой системы, значительного налогового пресса, разрыва хозяйственных связей, взаимных неплатежей предприятий, неадекватности бухгалтерского учета - на данный момент единственного поставщика финансовой информации - для необходимого оперативного анализа текущей деятельности.

56. Принципы финансового планирования.

Планирование - умение предвидеть цели предприятия, результаты её деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей.

Финансовое планирование строится на следующих принципах:

1. принцип соответствия - состоит в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время, для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

2. принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах) - сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать “слабо ликвидный” баланс предприятия. Данный принцип имеет ярко выраженный прагматичный смысл – определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочной задолженности и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.

3. принцип избытка денежных средств - предполагает в процессе планирования “не обнулять” денежный счет, а иметь некоторый запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. В том случае, когда в реальной практике сумма денег предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятие может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг.

57. Методы разработки финансовых планов.

Для составления финансовых планов применяются разнообразные методы: нормативный, балансовый, метод планирования затрат по центрам ответственности, методы экономико-математического моделирования и др. Принимаемые решения оформляются в виде перспективных, текущих (годовых) и оперативных финансовых планов.

В современных условиях широкое применение получил бизнес-план как общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления перспективных деловых предложений и проектов. Бизнес-план содержит развернутую информацию о производственной, сбытовой, финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов, форм и условий сотрудничества.

Финансовая составляющая бизнес-плана может быть представлена в различной форме, например в виде функциональных бюджетов: бюджет фонда оплаты труда; бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет амортизации; бюджет прочих расходов; бюджет погашения кредитов; налоговый бюджет.

Текущий финансовый план отражает финансовые процессы, происходящие в рамках одного года. По форме текущий финансовый план коммерческой организации может составляться в виде баланса доходов и расходов, который состоит из двух частей: доходной и расходной. Равенство доходной и расходной частей достигается регулированием расходов и привлечением заемных средств.

58. Виды финансовых планов.

Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании - ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.