Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Управление оборотным капиталом.





Учебные цели:

1. Изучить содержание понятий «валовой оборотный капитал», «рабочий капитал».

2. Изучить факторы, определяющие размер рабочего капитала организации, а также способы сокращения потребности в рабочем капитале.

3. Овладеть методикой оптимизации основных групп текущих запасов.

4. Овладеть методикой оптимизации среднего остатка денежных средств предприятия.

5. Овладеть методикой оптимизации дебиторской задолженности организации, минимизирующей размер оборотного капитала, инвестируемого в ее формирование.

После изучения темы Вы сможете:

1. Производить расчеты, связанные с оптимизацией основных групп текущих запасов.

2. Использовать различные методы для оптимизации среднего остатка денежных средств предприятий.

3. Разрабатывать политику предоставления коммерческих кредитов, производить оценку последствий изменения кредитной политики, а также оценку методов ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Содержание темы

Политика управления оборотным капиталом организации: цель и этапы разработки.

Управление запасами. Использование «Модели экономически обоснованного размера заказа» для оптимизации размера основных групп товарно-материальных запасов. Система контроля движения запасов на предприятии (АВС).



Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика). Формирование системы кредитных условий (определение срока предоставления кредита; определения размера предоставляемого кредита; определение стоимости предоставления кредита). Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита

Управление денежными средствами и их эквивалентами. Оптимизация среднего остатка денежных активов предприятия. Модель Баумоля. Модель Миллера – Орра. Выбор эффективных форм регулирования среднего остатка денежных активов. Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных средств

 

Традиционные и новые методы краткосрочногофинансирования (факторинг, учет векселей, выданных покупателями продукции, форвейтинг). Управление источниками финансирования оборотного капитала



 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

  1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с..
  2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 768с.: ил.

Дополнительная:

  1. Амосов С. Корпоративные облигации: структура выпуска // Рынок ценных бумаг. 2003. №24. с.22-24.
  2. Бадокина Е.А. Финансовый менеджмент.Уч. пособие., Сыктывкар, 2004
  3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1.-К.:Ника-Центр,2004.-592с.- (Серия "Библиотека финансового менеджера"; Вып.3).
  4. Боди, Зви, Мертон, Роберт. Финансы: Пер. с англ. – М.:Изд-ий дом «Вильямс», 2003. – 592 с.: ил.
  5. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т./ Пер. с англ., СПб.: Экономическая школа, 1998. т.2. гл. 20-23.
  6. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060500 «Бухгалтерский учет», 060400 «Финансы и кредит». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
  7. Литовченко С. Подходы к управлению рисками на российских предприятиях // Финансовый директор. 2003. №9. С.78-86.
  8. Пещанская И.В. Кредит и оборотный капитал // Финансы. 2003. №2. с. 20-22.
  9. Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры: учебное пособие / И.Б. Ромашова. – М.: КНОРУС, 2006. – 336 с..
  10. Савельева В.М. Факторинг — форма обслуживания малого и среднего бизнеса // Финансы. 2004. №2. с. 48-50.
  11. Хоминский В. Как управлять запасами // Финансовый директор. 2004. №2. с. 24-33.
  12. Радионов Р.А. Оперативный контроль фактического состояния запасов // Финансовый менеджмент №1 2006г. С.3-13.
  13. Шукаев А.И. Оптимизация запасов на российских предприятиях // Финансовый менеджмент №2 2006г. С.9-14.
  14. Агеева Е.И. Кредитная политика как инструмент управления дебиторской задолженностью // Финансовый менеджмент №6 2004г. С.22-33.
  15. Пещанская И.В. Кредит и оборотный капитал // Финансы. 2003. №2. с. 20-22.

 



Практические занятия по теме «Управление оборотным капиталом», №№10-11

Цель– приобретение навыков:

· определения оптимального остатка запасов ТМЦ.

· определения оптимального остатка денежных средств на счете;

· оценки целесообразности изменения кредитной политики предприятия.

Содержание практических занятий– решение типовых задач;

 

Занятие 10

Типовые задачи по выработке навыков оптимизации запасов ТМЦ:

Задача 1. Магазин электротоваров пролает электрокофеварки по цене 180 руб., закупая их у крупной оптовой фирмы по 150 руб. за 1 шт. Прямые издержки магазина на реализацию 1 кофеварки - 2 руб. Спрос на кофеварки равномерен, в год продается 1200 штук. Магазин покупает кофеварки ежеквартально по 300 штук. Стоимость заказа на кофеварки равна 1 тыс. руб. Затраты на хранение кофеварки в течение года - 40% от ее цены. Определите политику управления запасами (оптимальный объем запаса, максимальный дефицит) и эффект от реализационной политики.

Задача 2. Решите задачу 1 при условии, что оптовый продавец установил скидку с отпускной пены кофеварки в 5% при размере заказа, превышающего 400 шт.

Задача 3. Завод железобетонных изделий потребляет цемент ежедневно в количестве 20 т. Цена цемента 500 руб./тонна. Максимальный срок хранения на складе предприятия 30 дней. Затраты на хранение 1 тонны в год (условно) 900 руб. Завод заказывает цемент ежемесячно и получает его по железной дороге вагонами по 50т. Стоимость заказа 5 тыс. руб. Затраты на транспортировку 5 тыс. руб. за 1 вагон. Определите оптимальный размер запаса (оптимальную партию цемента). Партия может быть не кратной 50 т, но плата за вагон не зависит от его загрузки. Альтернативный способ доставки цемента автотранспорт. Транспортировка 10 т стоит 1,5 тыс. руб.

 

Занятие 11

Типовые задачи по выработке навыков оптимизации кредитной политики, оптимизации остатков денежных средств на счете

Задача 1. Определите эффективность предоставления и получения коммерческого кредита по форме "5/15 чистых 40". Ставка процента по краткосрочному кредиту 30%. Кредитор (фирма, предоставляющая коммерческий кредит по этой схеме) может инвестировать свободные ресурсы под 25% годовых.

Задача 2. Фирма, производящая бытовые электроприборы, планирует увеличить объемы продаж путем:

а) снятия ограничений по кредитоспособности покупателей на предоставление коммерческого кредита. Маркетологи предполагают, что эта мера увеличит объем продаж с 120 до 140 тыс. руб. Период инкассации в целом по предприятию возрастает с 35 до 40 дней. Дополнительная прибыль от увеличения выручки составляет 0,25 руб. с 1 руб. продаж. Вероятность безнадежной задолженности по новым потребителям - 10%;

б) увеличения срока коммерческого кредита с 30 до 40 дней. Ожидается, что это дополнительно увеличит выручку на 20 тыс. руб., но повысит период инкассации до 45 дней, а вероятность безнадежной дебиторской задолженности по приросту отгрузок - 15%.

Определите целесообразность каждого из решений по увеличению объема продаж.

Задача 3. Объем производства предприятия в январе составил 800 тыс. руб., а в последующие месяцы увеличивался на 5% ежемесячно. Предприятие имеет стабильных партнеров. Оплата за поставленную потребителям продукцию имеет следующую временную структуру: 20% оплачивается при отгрузке; 25% при получении продукции (через 10 дней после отгрузки); 42% в течение 30 дней после отгрузки; еще 10% через 90 дней после отгрузки. 3% - безнадежная задолженность. Отгрузка каждому потребителю производится двумя партиями: 16 числа текущего месяца и 1-го числа следующего месяца.

Определите коэффициенты инкассации и величину денежных поступлений в мае.

Задача 4. Потребность фирмы в денежных средствах составляет 800 тыс. руб. в месяц. Фирма имеет портфель ликвидных ценных бумаг, ставка процента по которым 0,5% в месяц. Определить оптимальный объем ценных бумаг, кон­вертируемых в деньги и количество конвертации в месяц.

Задача 5. Денежный поток по итогам последней декады был следующим:

Дни
СF. тыс. руб. -5

Стоимость конвертации ценных бумаг 0,5 руб., годовая ставка 5%. Минимальный объем денежных средств на расчетном счете и в кассе фирмы менеджеры считают рав­ным 7 тыс. руб. Используя модель Миллера-Орра, определите оптимальный и максимальный остаток денежных средств.

Задача 6. Фирме «Сахар» необходимо профинансировать приобретение оборотного капитала на сумму 75000 руб. Менеджеры анализируют три варианта финансирования:

1) коммерческий кредит (15% на 2 месяца),

2) банковский кредит (100 тыс. руб.,16% годовых, поддержание резервных остатков 10%),

3) факторинговая компания приобретает дебиторскую задолженность фирмы (100 тыс. руб.) под 12% годовых при авансировании 75% номинальной стоимости. Кроме того, факторинговая компания требует комиссионные в размере 2% от всех приобретенных счетов.

4) Какой вариант финансирования предпочтительней, исходя из издержек?

Задача 7. Годовой объем продаж фирмы 11 млн. руб. Активы 4 млн. руб., из них денежные средства и ликвидные ценные бумаги 0,5 млн. руб. Из-за циклического характера фирма планирует увеличить объем ликвидных ценных бумаг до 1,2 млн. руб. Рассматриваются два варианта формирования дополнительных активов:

1) эмиссия акций на 700 тыс. руб.

2) долгосрочный заем под 20% годовых на 700 тыс. руб.

Проанализируйте варианты с позиций:

- доходности фирмы;

- устойчивости работы фирмы;

- особых (дополнительных) условий.

 

Содержание самостоятельной работы по теме «Управление оборотным капиталом»:

· изучение основной и дополнительной литературы;

· проработка вопросов для самоконтроля;

· изучение конспекта лекции;

· решение упражнений.

 

Упражнения

1. Цена торгового кредита. Предположим, фирма производит закупки на 3000000 дол. в год на условиях 2/10, брутто 30 и пользуется скидкой.

а. Чему равна средняя величина кредиторской задолженности за вычетом скидки? (Предположим, что годовые закупки в оценке брутто составляют 3 061224 дол., величина скидки — 61224 дол. Также предположим, что в году 360 дней).

б. Несет ли фирма какие-либо затраты, связанные с использованием торгового кре­дита?

в. Определите среднюю величину кредиторской задолженности и затраты на «платный» торговый кредит в случае отказа от скидки.

г. Определите цену отказа от скидки в случае затягивания сроков оплаты до 40 дней.

 

2. Торговый кредит в сравнении с банковским. ООО « Альтаир » предпо­лагает увеличить объем реализации с 2000 до 2500 тыс. руб., для чего необходимо увеличить оборотные средства на 300 тыс. руб. Этот прирост можно профинансировать за счет банковского кредита по ставке 10%. Возможен и другой вариант: увеличение раз­меров кредиторской задолженности путем отказа от скидки. Покупки осуществляются на условиях 1/10, брутто 30, но при этом возможно затянуть оплату до 60 дней, избежав штрафных санкций.

а. Путем одного лишь сравнения процентных ставок определите, какой способ финансирования дополнительных расходов более предпочтителен.

б. Какие дополнительные качественные факторы следует учесть при принятии реше­ния?

 

3. Кредиторская задолженность. Объем реализации компании «Конверсия» в прошлом году составил 3000тыс. руб.., а прибыль после уплаты нало­гов — 5%. Хотя условиями договора о поставке сырья предполагалась оплата в 20-дневный срок, в настоящий момент величина кредиторской задолженности соответствует 60-дневному сроку оплаты. Поставщик грозит прекратить поставки сырья; поэтому президент компании решает прибегнуть к банковскому кредиту, чтобы оплатить свои обязательства на сумму, превышающую допустимую 20-дневную задолженность. Баланс фирмы выглядит следующим образом (в тыс. руб.)

Актив   Пассив  
Денежные средства Дебиторская задолженность Запасы Оборотные средства Земля и строения Оборудование Кредиторская задолженность Банковские кредиты Начисления Краткосрочные пассивы Закладные под недвижимость Обыкновенные акции (номинал 10%) Нераспределенная прибыль
Баланс Баланс

а. Какова величина средств, необходимых для погашения просроченной кредитор­ской задолженности?

б. Если бы вы принимали решение о выдаче банком ссуды данной корпорации, оно было бы положительным или отрицательным? Почему?

в. Допустим, у нашей компании имеются следующие альтернативные способы привлечения до­полнительных средств.

• Открытие кредитной линии. В этом случае кредит предоставляется на 90 дней на условиях дисконтного процента с номинальной ставкой 12%. Необходимо поддерживать компенсационный остаток в размере 20%.

• Заключение договора с поставщиком на условиях 0,75/10, брутто 30.

• Выпуск необеспеченных долгосрочных конвертируемых облигаций с годовой купонной ставкой 10%. Текущая цена акций компании равна 30 руб; конвертирование облига­ций в акции будет осуществляться по цене 35 руб. за акцию; ожидаемый темп прироста составит 10%. Конвертируемые облигации не подлежат выкупу в течение 10 лет, а затем будут погашаться по номиналу; их выпуск в обращение также планируется по номиналу. Какой из приведенных выше способов вы рекомендовали бы компании и почему? Как изменятся основные аналитические коэффициенты компании сразу после того, как избранная финансовая политика принесет свои плоды?

 

4. Период обращения денежных средств. Оборачиваемость дебиторской задол­женности компании составляет 53 дня. Оборачиваемость кредиторской задолженности 42 дня, товарно-материальных запасов — 70 дней.

а. Определите период обращения денежных средств фирмы.

б. Определите величину дебиторской задолженности фирмы, если ее годовой объем реализации составляет 1 323 000 руб.

 

5. Альтернативные источники кредита. ЗАО «Агрегат» определило, что в результате сезонных колебаний конъюнктуры ей потребуются в течение июля дополнительные средства в размере 350 тыс. руб. У «Агрегат» имеются четыре альтернативных источника средств.

• Заключить договор о кредитной линии на 350000 дол. с коммерческим банков сроком на один год. Комиссионные составят 0,5% в год на невостребованную часть кредита, а ставка процента за использование средств равна 12% годовых. Предполагается, что средства необходимы только в июле, т. е. в течение 30 дней (в году 360 дней).

• Отказаться от торговой скидки поставщиков в течение июля на сумму 350 тыс. руб. (условия кредита — 3/10, брутто 40).

• Осуществить выпуск коммерческих бумаг на сумму 350 тыс. руб. и сроком погашения 30 дней, с годовой ставкой процента 11,4%. Общие затраты на выпуск, включая затраты на поддержание кредитной линии, составят 0,5% суммы выпуска.

• Осуществить выпуск 60-дневных коммерческих бумаг на сумму 350 тыс. руб. с годовой ставкой процента 11% плюс затраты на выпуск 5%. Так как средства понадобятся только в течение 30 дней,их избыток (350 тыс. руб.) может быть инвестирован на один месяц в высоколиквидные ценные бумаги, которые в течение августа принесут 10,8% годовых. Общие трансакционные затраты на покупку и продажу ценных бумаг составляют 0,4% суммы выпуска.

а. Каковы затраты по каждому из способов финансирования?

б. Есть ли среди них источник с наименьшими затратами? Какой из источников более предпочтителен и почему?

 

6. Составление бюджета денежных средств. Петров К.П. недавно арендовал территорию и открыл там магазин. Торговля шла неплохо, но Петров периодически сталкивался с проблемой нехватки денежных средств, что приводило к задержке оплаты некоторых заказов и тем самым стало причиной проблем с поставщиками. Петров К.П. пла­нирует получить банковскую ссуду, чтобы иметь средства на случай возможной их не­хватки. Но перед этим ему необходимо прогнозировать размер такой ссуды. Поэтому он просит вас подготовить бюджет денежных средств на «критический» рождественский период, когда потребности будут особенно велики.

Продажа осуществляется на условиях немедленной оплаты. Оплата поставщикам должна быть осуществлена через месяц. Петров выплачивает себе заработную плату в размере 4800 руб. в месяц, арендные платежи составляют 2000 руб. в месяц. Кроме того, в декабре он должен заплатить налог 12000 руб. Остаток денежных средств на 1 декабря равен 400 руб., но Петров К.П. считает необходимым поддержание остатка средств на счете в банке на конец каждого месяца в размере 6000 руб., который и является целевым остатком денежных средств. (Деньги в кассе во внимание не принимаются ввиду незначительности суммы, поскольку Петров боится грабежа).

Прогнозы объемов реализации и закупок (в руб.) представлены ниже (закупки в течение ноября составили 140000 руб.)

 

Месяц Объем реализации Закупки
Декабрь Январь Февраль

 

а. Составьте бюджет денежных средств на декабрь, январь, февраль.

б. Теперь предположим, что фирма начала производить продажу в кредит начиная с 1 декабря на условиях оплаты в течение 30 дней. Эти условия соблюдаются всеми кли­ентами. Остальные же показатели остались неизменными. Какова будет в этом случае потребность в банковском кредите на конец декабря?

 

7. Составление бюджета денежных средств. Компания «Дженти» планирует за­ключить соглашение с банком о кредитной линии. Были сделаны следующие прогнозы объемов реализации на 2009 г. и январь 2010 г. (в руб.):

 

Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь 2004 г

Кредитный отдел оценил режим поступления выручки следующим образом: 10°/ поступает в течение месяца реализации; 85% — в течение месяца, следующего за месяцем реализации и 5% — в течение второго месяца, следующего за месяцем реализации. Оплата труда и материалов в основном производится в течение месяца, следующего за месяцем, в котором они были отнесены на себестоимость. Полные затраты на оплату труда и материалы по месяцам (2009 г.) оценены следующим образом (их оплата производится на следующий месяц, в руб.):

 

Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 

Расходы на оплату труда составляют примерно 29250 руб. в месяц; арендные платежи в соответствии с договором о долгосрочной аренде равны 9750 руб. ежеме­сячно; амортизационные отчисления составляют 39000 руб. в месяц; прочие затраты — 2825 руб.; в сентябре и декабре предстоит заплатить налог на прибыль по 68250 руб. Кроме того, в октябре планируется произвести дополнительные расходы на оборудование новой исследовательской лаборатории в размере 195000 руб. На 1 июля остаток денеж­ных средств составит 143000 руб.; в течение всего исследуемого периода планируется поддерживать минимальнуюих сумму в размере 97500 руб.

а. Подготовьте бюджет денежных средств с разбивкой по месяцам на последние шесть месяцев 2009 г. Каковы будут потребности фирмы в заемных средствах (или какие суммы средств возможно использовать для инвестирования) в течение каждого из этих месяцев?

б. Предположим, что поступление выручки от реализации происходит равномерно в течение месяца, т. е. ежедневные поступления составляют 1/30 общей величины поступ­лений данного месяца, а все выплаты производятся общей суммой на 5-й день месяца. Повлияет ли это на бюджет денежных средств, иными словами, будет ли ранее соста­вленный бюджет пригоден для использования при данных предположениях? Если нет, что необходимо предпринять, чтобы он стал пригоден? Для ответа на вопрос расчеты не обязательны, хотя они могут быть использованы для иллюстрации влияния описанных выше предположений.

в. Объемы производства и реализации «Дженти» изменяются в зависимости от се­зона. Не производя вычислений, ответьте на вопрос: как коэффициент текущей ликвид­ности и доля заемных средств в общей сумме пассивов будут меняться в течение года при условии, что потребности внешнего финансирования целиком покрываются за счет крат­косрочных банковских кредитов? Могут ли изменения данных показателей повлиять на возможность получения фирмой кредитов?

г. Если разработанный вами при ответе на пункт «а» бюджет верен, то он покажет излишек средств на конец июля, величина которого увеличится в конце августа. Ука­жите несколько альтернативных вариантов вложения этих средств. Расскажите подробно о положительных и отрицательных сторонах долгосрочного и краткосрочного инвестиро­вания временно свободных денежных средств. Целесообразно ли их вложение в обыкно­венные акции?

д. Изменится ли ваше мнение относительно варианта инвестирования средств, сфор­мулированного в пункте «г», если бюджет денежных средств будет устойчиво показывать из месяца в месяц наличие временно свободных денежных средств?

(Для ответа на пункты «е»—«з» используйтев электронные таблицы и компьютер).

е. Предположим, что фирма начала предоставлять 2%-ную скидку, если оплата про­изводится в течение 30 дней с момента реализации, что позволило добиться поступления платежей в пропорции 50, 35 и 15% соответственно. Как это повлияет на потребность во внешнем финансировании?

ж. Вернемся к первоначальному режиму поступления платежей и нулевому размеру скидки. При этом предположим, что реальные объемы реализации составили лишь 70% от прогнозируемых. Объемы производства остаются на прежнем уровне, поэтому размер денежных выплат не меняются. Как это отразится на финансовых потребностях «Дженти»?

з. Вернемся к спрогнозированным объемам реализации (100%), при этом предположим, что поступление выручки стало происходить медленнее, т. е. в соотношении 5, 20 и 75% соответственно. Как это отразится на финансовых потребностях фирмы? Как из­менятся потребности фирмы, если реализация начнет производиться только на условиях немедленной оплаты, остальные же факторы останутся прежними?

 

8. Модель Баумоля. Вы только что поступили на работу в качестве финансо­вого менеджера в фирму «Авто-Трейд». Ваше первое задание — определить целевой остаток средств на счете. Общая потребность фирмы в денежных средствах на планируемый год составляет 1000000 руб.; платежи поступают относительно равномерно. Фирма плани­рует привлекать средства при помощи кредитов из банка под 10% годовых. Постоянные затраты на получение одного кредита составляют 50 руб.

а. Предположим, что фирма не создает страхового запаса денежных средств. Опре­делите величину среднего остатка денежных средств с помощью модели Баумоля. Опре­делите количество займов в течение года.

б. Предположим, что фирма решила поддерживать страховой запас на счете в размере 5000 руб. Определите величину среднего остатка денежных средств в этом случае.

 

9. Модель Баумоля. «Юникс» накопила временно свободных денежных средств на сумму 100 тыс. руб. Но при этом ожидается, что данные средства целиком понадобятся для покрытия денежных выплат, распределенных равномерно в планируемом году. Сред­ства «Юникс» вложены в краткосрочные коммерческие векселя, приносящие 10% в год. Затраты на каждую операцию по продаже векселей составляют 50 руб.

а. Используя модель Баумоля, определите целевой остаток денежных средств ком­пании «Юникс». Каковы общие затраты фирмы, связанные с поддержанием целевого остатка?

б. Предположим, вы — финансовый менеджер «Юникс» и перед вами встал вопрос: предполагает ли модель Баумоля расчет с учетом или без учета налогов. Ваше мнение? Федеральные и местные налоги составляют в совокупности 40%. Определите величину целевого остатка денежных средств и общие затраты с учетом налогов, т. е. на посленалоговой базе.

в. «Юникс» решила вложить временно свободные средства в привилегированные ак­ции инвестиционного фонда с плавающей ставкой процента. Фонд выплачивает 10% годовых, но только 30% этой величины облагается налогом. Как такое решение по­влияет на целевой остаток денежных средств фирмы и общие затраты, связанные с его поддержанием?

 

10. Модель МиллераОрра. Компания «Салют» определила, что среднее квадратическое отклонение ежедневных чистых денежных потоков составляет 2500 руб. За­траты фирмы на каждую покупку или продажу краткосрочных коммерческих векселей, приносящих доход из расчета 7,465% годовых, составляют 50 руб. Для определения це­левого остатка денежных средств фирма использует модель Миллера—Орра. Кроме того, фирма решила поддерживать минимальный уровень денежных средств (нижний предел) в сумме 10000 руб.

а. Определите величину целевого остатка средств на счете.

б. Определите верхний и нижний пределы.

в. Опишите схему принятия решений «Салют» (когда и в каком размере произво­дится изменение остатка средств на счете?).

г. Какова ожидаемая величина среднего остатка?

11. Учет инфляции.Фирма установила оптимальную величину запаса болтов в 500 ед. при уровне инфляции 4%. Верно ли, что оптимальный запас (в единицах) почти наверняка возрастает, если уровень инфляции увеличится до 8%.

 

12.Модель EOQ.ОАО«Завод металлоконструкций» установил следующие взаимозависимости для определения затрат на поддержание запасов:

· Размер размещаемого заказа должен быть кратным 50 ед.

· Годовой объем реализации равен 1 млн. ед.

· Цена покупки единицы запасов равна 4 дол.

· Затраты по хранению составляют 25% покупной цены запасов

· Затраты на размещение одного заказа составляют 40 дол.

· Необходимый и поддерживаемый на постоянном уровне страховой запас равен 10000 ед.

· Доставка новой партии занимает два дня.

а. Определите величину EOQ.

б. Сколько заказов в год фирме следует размещать?

в. При достижении какого уровня запасов должен быть размещен новый заказ?

г. Определите общие затраты по хранению и выполнению заказов применительно к рабочему запасу в случае, если размер заказа равен: 1) 8000 ед.; 2) 8950 ед.; 3) 10000 ед. таковы затраты по хранению страхового запаса?

 

13. Модель EOQ. У корпорации «Битран» имеются следующие данные относи­тельно запасов:

• размер размещаемой партии заказа должен быть кратным числу 200 ед.;

• годовой объем реализации составляет 750000 ед.;

• цена покупки единицы запасов равна 10 руб.;

• затраты по хранению составляют 20% цены покупки запасов;

• затраты по размещению одного заказа равны 35 руб.;

• необходимый страховой запас, поддерживаемый на постоянном уровне в течение года, составляет

18000 ед.;

• на доставку заказанной партии необходимо пять дней.

а. Определите величину EOQ.

б. Определите ежегодно размещаемое количество заказов.

в. Определите общие затраты по хранению и выполнению заказов в случае, если размер одного заказа равен 4000, 5000 и 6000 ед. Какова величина общих затрат, если размер заказа равен EOQ?

(Отвечайте на вопрос «г», только если вы используете компьютер и электронные таблицы).

г. Определите величину EOQ и общие затраты по поддержанию запасов, если:

• объем реализации увеличился до 1000000 ед.;

• постоянные затраты на один заказ возросли до 50 руб. (объем реализации по-прежнему 750 000

ед.);

• цена покупки единицы запасов увеличилась до 15 руб. (объем реализации и по­стоянные затраты

соответствуют первоначальному уровню).

14. Финансирование дебиторской задолженности. «ПромКабельСтрой» реализует товар на условиях 2/10, брутто 30. Годовой объем реализации составляет 800000 дол. 60% клиентов производят оплату на 10-й день, и им предоставляется скидка; остальные 40% оплачивают товар в среднем спустя 40 дней после покупки.

а. Определите оборачиваемость дебиторской задолженности в днях.

б. Какова средняя величина дебиторской задолженности?

в. Какой будет средняя величина дебиторской задолженности при ужесточении поли­тики в отношении недисциплинированных дебиторов, в результате которого все клиенты, пользующиеся скидкой, начнут производить оплату на 30-й день?

 

15. Контроль дебиторской задолженности. «Русь», небольшая фирма, занимающаяся производством радиотелефонов, начала свою деятельность 1 января 2009 г. Объемы реализации в кредит в течение первых шести месяцев с момента начала ее деятельности были следующими (в тыс. дол.):

 

январь февраль март апрель Май июнь

 

В течение этого полугодия платежное поведение клиентов не изменялось. Оплата за товары, проданные в текущем месяце, осуществлялась в следующем порядке: 20% клиентов производили оплату в течение текущего месяца; 30% — в течение месяца, следующего за текущим месяцем, и 50% — в течение второго месяца, следующего за текущим месяцем.

а. Определите величину дебиторской задолженности фирмы «Русь» на конец марта и на конец июня.

б. Предположим, что в квартале 90 дней. Определите однодневный товарооборот (ADS) и оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (DSO) в I и во II кварталах. Рассчитайте значения ADS и DSO по данным за первое полугодие.

в. Составьте классификацию дебиторской задолженности по срокам возникновения на 30 июня, используя сроки 0-30, 31-60 и 61-90 дней.

г. Составьте ведомость непогашенных остатков по данным II квартала по состоянию на 30 июня.

 

16. Приростный анализ. «Великан» в настоящее время производит продажу в кредит на условиях 1/10, брутто 30; при этом величина потерь по безнадежным долгам составляет 1% общего объема реализации. Из 99% (в денежном выражении) клиентов, оплачивающих товар, 50% пользуются скидкой и производят оплату на и день; остальные 50% — на 30-й день.

Общий годовой объем реализации фирмы составляет 2 млн. руб.; величина переменных затрат равна 75% объема реализации. Финансирование дебиторской задолженности исходит при помощи кредитной линии, на условиях 10%; кроме того, имеющиеся в настоящий момент основные средства фирмы позволяют увеличить объем реализации в два раза.

Кредитный менеджер фирмы «Великан» рассматривает возможность изменения условий кредита на 2/10, брутто 40. Он полагает, что в этом случае годовой объем реализации возрастает до 2,5 млн. руб. В то же время потери по безнадежным долгам увеличатся в два раза и составят 2% нового объема реализации. Ожидается, что 50% клиентов, опла­чивающих товар, захотят воспользоваться скидкой и произведут оплату на 10-й день, тогда как остальные 50% — на 40-й день.

а. Определите период обращения дебиторской задолженности в условиях текущей и планируемой кредитной политики.

б. Найдите величину прироста дебиторской задолженности (DI) и прироста доналоговой прибыли (DР). Следует ли фирме изменить условия продажи в кредит?

в. Предположим, что в настоящее время условия кредита свыше 2/10, брутто 40 и рассматривается возможность их изменения на 1/10, брутто 30. Также предположим, что все остальные характеристики этих двух кредитных политик остались прежними. Целесообразно ли это?

г. Предположим, что конкуренты фирмы в ответ на изменение условий кредитова­ния также перешли к более либеральной кредитной политике, в результате чего объем реализации «Великан» вернулся к прежнему уровню 2 млн. дол. Кроме того, величина без­надежных долгов снова стала 1%. Как это повлияет на прибыль фирмы?

 

17. Альтернативные варианты кредитной политики. Проводимая в настоящий момент компанией «Альфа» кредитная политика обеспечивает годовой объем реализации 20 млн. руб. Переменные затраты составляют 80% объема реализации, а цена капитала, инвестированного в дебиторскую задолженность, равна 8%. Хотя условия реализации в кредит брутто 25, средний период погашения задолженности составляет 30 дней, что говорит о том, что часть клиентов задерживает оплату свыше установленного срока. Без­надежные долги составляют 3% объема реализации. Кредитный менеджер компании «Альфа» рассматривает две альтернативные кредитные политики.

Вариант 1. Удлинить кредитный период до брутто 40. В этом случае предполагается, что объем реализации возрастет до 20,5 млн. руб.; средний период оплаты задолженности увеличится до 45 дней; 5% прироста товарооборота составят безнадежные долги; доля без­надежных долгов по текущему базовому товарообороту останется на прежнем уровне — 3%.

Вариант 2. Сократить кредитный период до брутто 20. В этом случае ожидается снижение объема реализации до 18 млн. руб.; средний период оплаты задолженности составит 22 дня, а потери по безнадежным долгам снизятся до 1% нового объема реализа­ции.

а. Оцените вариант 1. Определите величину ожидаемого изменения дебиторской за­долженности и ожидаемого изменения налогооблагаемой прибыли.

б. Оцените вариант 2. Определите величину ожидаемого изменения дебиторской за­долженности и ожидаемого изменения налогооблагаемой прибыли.

в. Следует ли принять какой-либо из вариантов? Если да, то какой именно и по­чему?

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что означают понятия «валовой оборотный капитал», «рабо­чий капитал»?
  2. Перечислите факторы, определяющие размер рабочего капита­ла и способы сокращения потребности в рабочем капитале.
  3. Какие типы стратегий управления оборотным капиталом вы можете назвать. Перечислите признаки, характеризующие каждый тип?
  4. Охарактеризуйте вкратце, как осуществляется оптимизация размера основных групп запасов на основе «Модели экономически обоснованного размера заказа» (ЕОQ).
  5. Перечислите условия применения модели EOQ.
  6. В чем заключается суть политики предоставления коммерче­ского кредита?
  7. Как определяется срок предоставления коммерческого креди­та?
  8. Как определяется размер предоставляемого коммерческого кредита?
  9. Как определяется стоимость предоставляемого коммерческого кредита?
  10. Какие способы оценки последствий изменения кредитной по­литики вы знаете и в чем заключается алгоритм их использования?
  11. Перечислите известные вам методы ускорения оборачиваемо­cти дебиторской задолженности. Каков алгоритм их использования?
  12. Перечислите условия использования факторинга и учета век­селей.
  13. Охарактеризуйте вкратце, как осуществляется управление денежными средствами и их эквивалентами на основе моделей Баумо­ля и Mиллepa-Орра.
  14. В чем заключаются проблемы использования в отечественной практике моделей Баумоля и Mиллepa-Орра?

Тема 10 . Специальные вопросы финансового менеджмента.

Учебные цели:

· изучить особенности управления финансами в условиях инфляции;

· изучить особенности управления финансами организаций в кризисных условиях

· изучить международные основы финансового управления.

После изучения темы Вы сможете:

· применять методы прогнозирования инфляции и учитывать инфляцию при обосновании управленческих решений

  • применять методы и модели определения и прогнозирования банкротства;
  • оценивать валютный риск;
  • анализировать международную финансовую отчетность.

Содержание темы

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.