Сделай Сам Свою Работу на 5

Комплексная методика оценки финансового состояния предприятия Э. Котляра.





Финансовое благосостояние страны состоит из уровня финансового состояния каждого отдельно взятого предприятия, поэтому чтобы определить реальное положение дел, экономисты разрабатывают комплексные методики оценки финансового состояния предприятия, которые позволяют в короткие сроки и с наименьшими трудовыми затратами достоверно определить уровень финансового состояния предприятия.

Российский экономист Эмиль Котляр предлагает систему распределения предприятий, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Система показателей ранжирования предприятий по финансово-экономическому состоянию.[2]

1. Рентабельность собственного капитала – показывает размер чистой прибыли, которая была генерирована собственным капиталом предприятия, и характеризует степень привлекательности объекта для вложения средств акционеров. Чем выше данный коэффициент, тем выше прибыль, приходящаяся на акцию, и тем больше размер потенциальных дивидендов.

2. Уровень собственного капитала менее 50% свидетельствует о том, что большая часть предприятия уже принадлежит не его собственникам, а кредиторам.



3. Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом отражает платежеспособность предприятия в долгосрочном периоде. Для обеспечения платежеспособности предприятия в долгосрочной перспективе необходимо, чтобы перманентный капитал (равный сумме собственного капитала и долгосрочного заёмного капитала) был бы больше суммы внеоборотных активов или их соотношение было бы больше суммы внеоборотных активов или их соотношение было бы больше единицы. Однако для первоклассных предприятий оно должно быть несколько выше, чтобы даже случайные рыночные колебания (в том числе уменьшение долгосрочного заёмного финансирования) не смогли никоим образом повлиять на его финансовую устойчивость.

4. Длительность оборота кредиторской задолженности показывает срок, в течение которого предприятие способно погасить свою краткосрочную кредиторскую задолженность, если выручка предприятия останется на уровне отчётного периода и оно не будет создавать новой задолженности.

5. Длительность оборота чистого производственного оборотного капитала характеризует качество управления бизнесом. Представляет собой сумму запасов и дебиторской задолженности за вычетом кредиторской (нефинансовой) задолженности. Его отрицательное значение свидетельствует об отсутствии собственных оборотных средств, а его величина в этом случае характеризует минимальную сумму кредита на пополнение оборотных средств, необходимого предприятию. Положительное значение показателя указывает время, в течение которого обращаются оборотные средства предприятия, пройдя весь круг оплаты сырья и материалов, нахождения их в виде производственных запасов, остатков незавершённого производства, запасов готовой продукции до получения платежа за реализованную продукцию. На основании анализа данного показателя можно сделать выводы о качестве управления предприятием. При рациональном управлении оборотным капиталом величина показателя положительна и означает, что структура дебиторской и кредиторской задолженностей сбалансирована, а величина запасов определяется технологическими особенностями производства. Увеличение рассматриваемого показателя указывает, что значительные финансовые ресурсы заморожены в оборотных средствах. Отрицательная, но близкая к нулю величина свидетельствует о рискованности политики предприятия, строящего свою деятельность на использовании бесплатных кредитов поставщиков. Значительные отрицательные значения свидетельствуют об отсутствии у предприятия собственных оборотных средств и наличии проблем с финансовой устойчивостью.



 



Исходя из отнесения финансовых показателей предприятия к тому или иному интервалу, можно выделить следующие группы предприятий:

Группа А. Сумма цен интервалов 21-25. Предприятие имеет высокую рентабельность, оно финансово устойчиво. Его платёжеспособность не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития.

Группа В. Сумма цен интервалов 11-20.Предприятие имеет удовлетво-

рительный уровень рентабельности. Оно в целом платёжеспособно и финансово устойчиво, хотя отдельные показатели ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие недостаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим рыночным факторам. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.

Группа С. Сумма цен интервалов 4-10.Предприятие финансово неустойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платёжеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском.

Группа D. Сумма цен интервалов < 4.Предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, предприятие не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, финансовая устойчивость практически полностью утрачена. Значение показателя «Рентабельность собственного капитала» не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения ситуации, даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности, невысока.

Обоснованность получаемых результатов была проверена на множестве предприятий при проведении анализа в рамках работы Совета по антикризисным программам при Правительстве Москвы, Комплекса перспективного развития г.Москвы, Департамента науки и промышленной политики Правительства Москвы, а также учтены данные, полученные из других регионов России.

 

ТЕМА 12. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1. Теоретические основы формирования системы планирования на предприятии и место планирования в данной системе.

2. Принципы финансового планирования, методы разработки финансовых планов. Виды финансовых планов.

3. Автоматизация процесса планирования на предприятии.

 

1. Теоретические основы формирования системы планирования на предприятии и место планирования в данной системе.

Планирование – одна их основных функций управления, посредством которой определяется и обеспечивается целенаправленное динамичное и пропорциональное развитие объекта управления.

Планирование как одна из функций управления служит основой для принятия управленческих решений. Оно предусматривает разработку целей и задач управления производством и определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Вместе с тем, понятие «планирование» многогранно и включает в себя сеть связанных между собой планов.

Взаимосвязь между планами можно представить в виде схемы. (Приложение 1.)

Мы остановимся более подробно на финансовом планировании.

Финансовое планирование на предприятии представляет собой совокупность мероприятий, проводимых коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику[3].

Финансовое планирование на предприятии – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. План – это документ, показывающий перспективы развития хозяйствующего субъекта.

Целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов и основных направлений их использования в плановом периоде.

Задачами финансового планирования являются:

1. Обеспечение производственно – торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами, определение объемов необходимых денежных фондов;

  1. Установление финансовых отношений с бюджетом, банками, страховыми организациями;
  2. Выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов его эффективному использованию;
  3. Увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;
  4. Осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств. 2

Таким образом, сущность финансового планирования можно определить как процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и капитала.

Для построения эффективной системы финансового планирования на предприятии важно знать элементы системы финансового планирования (Приложение 2).

Методы относятся к внешней стороне финансового планирования и непосредственно связаны с организацией этого процесса на предприятии.

К внутренней стороне финансового планирования относятся средства обоснования плановых решений. Эти средства помогают ответить на вопрос, каким образом планировать, и составляют ядро системы планирования.

Следующим элементом системы финансового планирования, требующим рассмотрения, выступает процесс планирования. Процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность этапов, выполняемых при составлении плана. Таким образом, при диагностике данного элемента системы на предприятии необходимо выяснить, соблюдается ли последовательность этапов процесса, и если нет, то необходимо выявить причины отклонений и провести соответствующие мероприятия по внедрению алгоритма планирования на предприятии.

Еще одним важным элементом системы финансового планирования выступают средства, обеспечивающие процесс планирования. Они позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов. 1

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:

1. Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.;

2. Выбор оптимального финансового плана. Очень важный момент для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства;

3. Контроль за воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.

Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансо­вого планирования в организациях имеет целый ряд серьезных не­достатков (Приложение 3):

1. Процесс планирования по традиции начинается от производ­ства, а не от сбыта продукции.

2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Суще­ствующие планово-экономические службы продолжают подготав­ливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действий.

3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для принятия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают историю.

4. При планировании преобладает затратный механизм ценооб­разования: оптовая цена предприятия формируется без учета ры­ночной конъюнктуры.

5. На предприятиях отсутствует разделение за­трат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубы­точности продаж.

6. В процессе финансового планирования не оценивается эф­фект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.

7. Существующая система планирования не позволяет проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изме­няющимся условиям деятельности на рынке.

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого при­менения финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях, к которым относятся:

§ высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

§ незначительная доля предприятий, располагающих финансо­выми возможностями для осуществления серьезных финан­совых разработок;

§ отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечест­венного бизнеса.

В этих условиях эффективное финансовое планирование доступно лишь крупным предприятиям, обладающим значительными средствами, для привлечения высококвалифицированных специалистов, способных вести широкомасштабную плановую работу. На небольших предприятиях для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

§ воплощает выработанные стратегические цели в форму кон­кретных финансовых показателей;

§ обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

§ предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

§ служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Особенность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Важнейшими объектами финансового планирования являются: выручка (нетто) от продажи продукции, прибыль и ее распределение, фонды специального назначения и их использование, объем платежей в бюджетную систему, объем заемных средств и др. Соответственно субъектами финансового планирования являются коммерческие и некоммерческие организации.

В той связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами хозяйствования плановое управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Главная цель финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намеченные расходы предприятия с финансовыми возможностями. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно-обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ – финансовый план.

Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. Он позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическими и тактическими планами[4].

Следовательно, финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

 

2. Принципы финансового планирования, методы разработки финансовых планов. Виды финансовых планов.

Планирование базируется на ряде принципов, т.е. правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии. Выделяют шесть общих принципов планирования[5]:

1. Принцип единства, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимосвязи. Принцип предполагает, что планирование – это совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели. Единое направление плановой деятельности, общность экономических целей всех подразделений становится возможным в рамках вертикального единства фирмы.

2. Принцип координации планов отдельных подразделений выражается в том, нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими; всякое изменение в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.

Взаимосвязь и одновременность – ключевые особенности координации планирования на предприятии.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист (менеджер) становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности. При необходимости привлекаются специалисты извне и партнеры по бизнесу. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители

4. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим.

5. Принцип гибкости тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки (пересмотра) в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Поэтому планы должны содержать резервы безопасности (производственных мощностей, ресурсов и т.д.).

6. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Принцип точности предполагает, что планы должны быть детализованы и конкретизированы в той степени, в которой позволяют внутренние и внешние условия деятельности компании.

Исходя из этих общих положений, целесообразно конкретизировать принципы финансового планирования[6]:

1) Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости следует финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов).

2) Принцип платежеспособности предполагает, что планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность предприятию в любое время года. У предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение первоочередных краткосрочных обязательств. При этом оборотные активы всегда выше краткосрочных пассивов, а собственные оборотные средства должны превышать срочные обязательства перед поставщиками материальных ценностей и услуг.

В этих целях необходимо стремиться к тому, чтобы сроки погашения кредитов и займов совпадали с продолжительностью жизни активов. При отсутствии такого совпадения возрастает риск потери ликвидности.

3) Принцип рентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофинансирование, лизинг и др.). Заемные средства выгодно привлекать в том случае. Если они повышают рентабельность собственного капитала.

4) Принцип сбалансированности рисков – проекты и программы могут быть включены в финансовый план только при условии удовлетворительности рисков. Особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.).

5) Принцип приспособления к потребностям рынка. Для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов, так как не во всех случаях собственных средств достаточно для финансирования текущей и инвестиционной деятельности.

6) Принцип предельной рентабельности указывает на то, что целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность на инвестированный капитал при допустимом уровне риска.

Экономическая наука и практика в системе финансового планирования вообще и в финансовом планировании применяются различные методы, основными из которых являются, представленные в Приложении 4.

Исходным в финансовом планировании является экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период. Данный метод следует рассматривать не как простое сопоставление отчетных данных с плановыми данными для выявления отклонений, а как способ, позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Такой анализ требует сбора и обработки обширной информации, обеспечивающей достоверность, сопоставимость плановых и отчетных данных. Чтобы собрать такие данные, нужен в первую очередь упорядоченный бухгалтерский и налоговый учет, непосредственное участие работников бухгалтерии и руководителей планово-финансовых служб, знание динамики показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. При удовлетворительном состоянии бухгалтерского учета проведение экономического анализа не должно составлять затруднений.

Не менее важным условием для осуществления обоснованных финансовых расчетов является коэффициентный метод определения величины доходов и расходов. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитываются предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Однако такой порядок имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, при недостаточно обоснованной базе дальнейшее уточнение показателей усугубляет имеющиеся недостатки. Это может повлечь за собой нерациональное использование финансовых ресурсов и стать причиной нарушения непрерывного процесса производства.

Во-вторых, в случае несовершенства действующей в коммерческой организации методики планирования применение коэффициентного метода отрицательно сказывается на эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, а в ряде случаев приводит к нарушению стоимостных пропорций и ухудшению финансового положения.

Реальность плановых заданий повышается при проведении финансовых расчетов нормативным методом. Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность коммерческой организации в финансовых ресурсах и их источниках. Система норм и нормативов включает:

1. Федеральные нормативы;

2. Нормативы субъектов РФ;

3. Нормативы местных органов власти;

4. Внутрихозяйственные нормативы коммерческих организаций.

Федеральные нормативы устанавливаются законодательно и являются едиными для всей территории РФ, всех хозяйствующих субъектов. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормы амортизации по группам основных фондов, величина отчислений в резервный фонд акционерного общества и другие. Нормативы субъектов РФ и местных органов власти действуют в отдельных регионах РФ. Речь идет о ставках территориальных и местных налогов, сборов и др. Внутрихозяйственные нормативы разрабатываются непосредственно хозяйствующим субъектом и используются для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля над использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К таким нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, производственных запасах, нормативы по статьям расходов технологических процессов, видам продукции, центрам финансовой ответственности и др.

Сущность балансового метода заключается в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов, финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероятного банкротства. Балансовый метод традиционно применяется при распределении прибыли, планировании финансовых фондов - накопления, потребления и др.

Метод дисконтированных денежных потоков используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств. Концепция денежных потоков основана на исчислении приведенной стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Оценивая прогнозные изменения финансовых потоков за определенный период работы коммерческой организации на основе временного фактора, можно прийти к выводам, отличным от традиционного экономического анализа. Планирование потоков денежных средств происходит по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Эффективность управления финансами в значительной мере определяется тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и времени.

Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов, например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного. Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения. В качестве критерия выбора могут выступать:

1. Минимальная величина средневзвешенной стоимости капитала;

2. Максимальная величина чистой приведенной стоимости;

3. Максимум рентабельности собственного капитала;

4. Максимум рентабельности активов.

Вариант финансового плана с наименьшим стандартным отклонением и коэффициентом вариации считается менее рискованным. Однако финансовое планирование не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс принятия решения о том, какие риски следует принимать, а какие принимать не стоит. Для этого финансовый менеджер использует анализ чувствительности. Процедура анализа предполагает проведение ряда шагов:

1. Выбираются критерии выбора;

2. Выбираются наиболее значимые факторы воздействия (материальные затраты, цены и прочее) на критерий выбора;

3. Проводится пошаговое варьирование каждого фактора (исходных данных). Только одна из переменных меняет значение, на основе чего определяется новое значение критерия выбора;

4. Оценивается относительное изменение критерия выбора (в процентах) по сравнению с его базовым значением;

5. Значение фактора изменяется еще на один шаг и вновь оценивается значение критерия выбора;

6. На основании полученных результатов рассчитывают показатель чувствительности. Это отношение относительного изменения критерия выбора к единице изменения (отклонение исходных данных от первоначальных исходных данных), так называемая эластичность изменения показателя;

7. Делаются выводы по результатам расчетов. Низкая чувствительность критерия выбора к отклонениям исходных данных свидетельствует о большой вероятности достижения предполагаемого значения. И, наоборот, более высокая чувствительность связана с вероятностью того, что оценочный показатель не достигнет ожидаемого уровня.

Метод экономико-математического моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она представляет собой точное математическое описание экономического процесса, то есть описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается математическими уравнениями. Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различного вида.

Прогнозный метод является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации. Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния предприятия в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. Прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Данный метод заключается в разработке полного набора альтернативных финансовых показателей и параметров, позволяющих определить варианты развития финансового состояния объекта предприятия на основе наметившихся тенденций.

Метод процентной зависимости от объема продаж состоит в привязке показателей плана баланса и плана прибылей и убытков к прогнозному объему продаж. Конечно, пропорциональные изменения не относятся ко всем показателям, которые отражены в планах (в этих случаях необходимо строить отдельные прогнозы), но все же рассматриваемый метод позволяет

строить достаточно обоснованные оценки по многим важным показателям. В частности, полезен предварительный анализ поведения отдельных статей в финансовых отчетах за предыдущие периоды. Если сохраняется примерно одинаковая доля статьи в продажах или по отношению к другому базовому показателю, прогнозный показатель такой статьи с большой степенью достоверности можно рассчитать на основе прогнозного показателя базового параметра. Данный метод используется в технологии бюджетирования. Бюджетирование подразумевает применение последовательного метода бюджетного управления - все бюджеты последовательно выводятся из базового, как правило, бюджета продаж.

Наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования в современных экономических условиях действуют факторы, ограничивающие его использование предпринимательскими фирмами [28, С.97]. К ним относятся следующие:

1. Высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися системными изменениями во всех сферах общественной жизни (именно их непредсказуемость затрудняет планирование);

2. Отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного финансового планирования;

3. Ограниченные финансовые возможности предпринимательских фирм для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования.

Наибольшими возможностями для внедрения эффективного финансового планирования располагают крупные компании. Они имеют достаточные финансовые средства для того, чтобы привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабно и плановой работы в области финансов. У небольших предпринимательских фирм, как правило, для этого не хватает денежных средств, хотя потребность в финансовом планировании именно у таких фирм больше, чем у крупных. Небольшие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, для чего целесообразно составление бизнес-плана, как обоснование необходимости привлечения денежных средств, что важно при работе с коммерческими банками. Кроме того, внешняя среда, оказывающая значительное влияние на деятельность небольших фирм, труднее поддается контролю, в результате их будущее более неопределенно и непредсказуемо.

ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ

Анализ литературы по вопросу классификации финансовых планов, позволяет выделить следующие основные классификационные критерии:

1. В зависимости от организационно-правовой формы;

2. По срокам планирования.

В соответствии с первым критерием (в зависимости от ОПФ) выделяют:

1. Финансовые планы хозяйственных товариществ;

2. Финансовые планы хозяйственных обществ;

3. Финансовые планы производственных кооперативов;

4. Финансовые планы унитарных предприятий;

5. Финансовые планы акционерных обществ.

Деление это неформальное, оно необходимо, поскольку форма собственности оказывает существенное влияние на финансовые отношения, методы формирования и использования доходов организации.

Традиционно финансовое планирование классифицируется по срокам на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование [10, С. 37].

Финансовое планирование на предпринимательской фирме включает в себя три основные подсистемы:

1. Стратегическое (перспективное);

2. Текущее;

3. Оперативное финансовое планирование.

Каждой из подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и периоды, на которые эти планы разрабатываются.

Классификация финансовых планов представлена в виде схемы (Приложение 5).

Основой формирования финансовых планов являются долгосрочные цели, определяемые высшим руководством коммерческой организации в ходе стратегического (перспективного) планирования. Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации долгосрочных целей фирмы. Стратегическое финансовое планирование призвано обеспечить финансовыми ресурсами стратегию развития предприятия, а также проконтролировать соответствие выбранной стратегии желаемому финансовому состоянию фирмы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.