Сделай Сам Свою Работу на 5

Специальность 080105 «Финансы и кредит»





РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал ГОУ ВПО РГТЭУ)

Кафедра экономики и финансов

Одобрено УМС ТФ РГТЭУ

Протокол №_________

«____»________200___г.

Председатель__________

 

Ромицына Галина Афанасьевна

Финансовый менеджмент

Учебно-методический комплекс

 

Для специальности: 080105 «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080507 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЙ»

 

Согласовано: Учебно-метод. управление РГТЭУ «____» ________________200____ г. ______________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол №__________ «____» ________________200___г. Зав. кафедрой___________________

Тула – 2008

Автор составитель:

Ромицына Галина Афанасьевна, к.э.н, доцент, доцент кафедры экономики и финансов

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Программой по специальности 080109 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 «Менеджмент организации».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла обязательных дисциплин специализации.



 

 

Согласования со смежными кафедрами:

Зав. кафедрой коммерции и менеджмента

К. э. н., доцент И. А. Рамазанов

Зав. кафедрой общих математических и

естественнонаучных дисциплин

К. э. н., доцент В. Г. Степанов

 

 

Зав. библиотекой _________________ Е. Н. Гвоздева

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ.. 4

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.1. Использование информационных технологий в изучении дисциплины.............................................................................................................6

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.. 9

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 9

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 10

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА.. 17

5. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ И ДЕЛОВЫХ ИГР.. 23

5.1. Тематика практических, семинарских занятий и тематических дискуссий 23

5.2. Методические рекомендации по проведению практических занятий 29



6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 30

6.1. Задания для самостоятельной работы.. 30

6.2. Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов. 32

6.3. Примеры решений типовых задач. 33

6.4. Задачи для самостоятельной работы студентов. 38

7. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ/КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ/РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ... 53

7.1. Тематика и порядок выполнения курсовых работ. .53

7.2.Контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению 61

8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И/ИЛИ ЗАЧЕТУ........65

8.1. Вопросы к экзамену/зачету. 65

8.2. Критерии оценок знаний студентов на экзаменах. 67

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ..........69

9.1. Литература. 69

9.2. Методическое обеспечение дисциплины.. 70

9.2.1. Глоссарий. 70

9.2.2. Тесты.. 70

9.2.3. Тезисы лекций. 70

9.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 70


1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Финансовый менеджмент» является теоретическим курсом, углубляющим ранее полученные знания в области органи­зации финансов хозяйствующих субъектов, инвестиций, учета, анализа, управления, придающим практическую направленность и системность изученным предметам в рамках специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Цель курса«Финансовый менеджмент» - формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории уп­равления финансами организации (предприятия), раскрытие сущностных основ взаимодействия теории и практики финансового менеджмента, необходимость управления финансами, содержание его традиционных и специальных функций, роли и значений в современных рыночных отношениях.



Задачами курса «Финансовый менеджмент» являются: изучение закономерностей денежного оборота хозяйствующего субъекта;

- изучение особенностей организации управления финансами;

- освоение существующих методик анализа стоимости и структуры капитала;

- изучение системы информационного обеспечения финансового менеджмента;

- формирование современного представления об управлении активами и пассивами предприятия;

- формирование представления о стратегии и тактике финансового управления в современной рыночной экономике;

- овладение современными методиками оценки эффективности принимаемых финансовых решений;

- анализ финансового состояния предприятия и прогнозирование возможного банкротства;

- овладение основами оценки финансовых и предпринимательских рисков;

- овладение методологическими приемами планирования и прогно­зирования денежных потоков.

Предметом дисциплины «Финансовый менеджмент» является эффективное управление денежными потоками предприятия, направленное на достижение его стратегических целей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» студенты должны приобрести фундаментальные знания в сфере управления финансами, овладеть основными приемами и методами финансового менеджм­ента на предприятии.

В результате изучения дисциплины специалист должен иметь представление:

- о функционировании рынка ссудных капиталов и основных операциях, совершаемых на этом рынке;

- о методах управления финансовым состоянием бюджетных организаций;

- о методологии оценки объектов недвижимости.

В результате изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» специалист должен знать:

- сущность, функции и основные принципы организации финансового менеджмента, его информационное обеспечение;

- современное законодательство, нормативные документы и методические материалы, регулирующие на предприятии денежный оборот, системы платежей и расчетов, практику их применения;

- практику организации и регулирования денежных потоков предприятия с эффективным использованием в этих целях финансового механизма и различных финансовых инструментов;

- основные направления деятельности в области управления финансами с учетом специфики решаемых задач;

- основную отечественную и зарубежную литературу по теоретическим и практическим вопросам

- управления финансами хозяйствующих субъектов.

По результатам изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» специалист должен уметь:

-анализировать информационные и статистические материалы по оценке финансового состояния предприятия, используя современные методы и показатели такой оценки;

- использовать методы финансирования планирования и прогнозирования, а также бюджетирования текущей деятельности;

- владеть методиками оценки и управления предпринимательскими и финансовыми рисками;

- использовать современные принципы организации и методы управления финансами предприятия для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной экономики;

- использовать современные методики оценки эффективности инвестиционных проектов;

-использовать современное программное обеспечение для разработки и реализации финансовых управленческих решений, а также оценки их эффективности.

Изучение дисциплины «Финансовый менеджмент» позволит студентам приобрести навыки:

-эффективного построения функционально ориентированных схем финансового управления;

-оценки эффективности финансовой деятельности;

-чтения и оценки важнейших финансовых документов (отчетности);

-разработки бюджетов как краткосрочного, так и долгосрочного характера, а также различных других форм финансовых планов;

-управления структурой капитала и оценки его доходности;

-оценки предпринимательских, инвестиционных и финансовых рисков;

-построения долгосрочной и краткосрочной финансовой политики на предприятии;

-управления инвестиционным портфелем.

По результатам изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» специалист должен иметь опыт аналитических расчетов с использованием современных пакетов прикладных программ, ориентированных на применение в области управления финансовой деятельностью.

2.1. Инновационные технологии в преподавании курса:

В учебном процессе могут быть использованы инновационно-педагогические технологии в виде интерактивного обучения.

Интерактивное обучение студентов предполагает использование различных форм и методов, способствующих усвоению содержания учебной дисциплины «Финансовый менеджмент» не только путем передачи студенту информации на лекциях и практических занятиях (традиционной объяснительно- иллюстрированной тип обучения), но и в процессе его собственной познавательной активности, построенной по типу научного исследования (проблемно-поисковой тип обучения).

Поскольку особенностью курса «Финансовый менеджмент» является его практическая направленность, то возникает необходимость научить студентов самостоятельно работать не только с учебниками, но и с нормативными источниками, с финансовой отчетностью, а также с публикациями в периодических изданиях. И на основе обобщенной информации выстраивать понимание какого-либо вопроса с различных сторон: в разрезе теоретического аспекта и российской практики эффективного управления финансовыми ресурсами организации (предприятия).

Для этого применяются такие инновационные педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве (групповая работа студентов), проблемное обучение, деловые игры, учебные экскурсии, тематические дискуссии и круглый стол, исследовательский метод обучения, а также другие формы и методы интерактивного обучения, которые позволяют объединить в единый процесс три основные идеи: обучение в коллективе, взаимооценку и обучение в малых группах. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний ив совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения навыков участия в дискуссии, межличностной коммуникации и толерантности.

I. Так при проведении практических/семинарских занятий широко используются такие методы интерактивного обучения студентов как доклады, дискуссии, активное обучение, обучение в сотрудничестве, круглой стол и исследовательский метод обучения.

Доклад (презентация) – публичноесообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен студентом или группой студентов, приглашенным экспертом. Доклад может быть представлен в виде тезиса лекции, опубликован в центральной печати или размещен на одном из сайтов Интернет. Студенты получают от преподавателя информацию о том, где и когда опубликован материал или на каком сайте можно ознакомиться с материалами подобных «докладов» более внимательно.

Дискуссия – формаучебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной препо­давателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами тезисов или рефератов по предложенной тематике (все разделы дисциплины).

Дискуссия групповая – метод организации совме­стной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непос­редственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Целью дис­куссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую про­работку имеющейся информации, возможность высказывания сту­дентами разных точек зрения по заданной преподавателем пробле­ме, тем самым, способствуя выработке адекватного в данной си­туации решения. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опы­том и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в научную дискуссию по интересующим вопросам. Такая форма общения позволяет луч­ше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эф­фективного диалога. Обсуждение проблем, обмен мнениями, цен­ным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнитель­ных возможностей и дискуссия при обсуждении особо «горячих» вопросов придает круглому столу динамичность и насыщенность (раздел III и IV: все темы).

Обучение активное – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый сту­дент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении ко­торого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познава­тельную деятельность студентов: метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, мозгового штурма и др. (по всем разделам дисциплины).

Обучение в сотрудничестве – педагогическая технология, которая предполагает организацию групп студентов, работающих совместно над разработкой какой-либо темы, решением задачи. При этом в отличие от других технологий обучения, препо­даватель является полноправным участником процесса обучения и одновременно осуществляет координацию, управление ходом дис­куссий, а также подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем (по всем разделам дисциплины).

Исследовательский метод обучения – организация обучения на основе поисковой, познавательной деятельно­сти студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обуслов­лена его функциями. Он организует творческий поиск и примене­ние знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной задачи (все разделы дисциплины).

Самообучение – метод, при котором обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа-подход, при котором используются образовательные ресурсы: печатные материалы, аудио- и видео-материалы, интерактивные базы данных, компьютерные обучающие программы, электронные журналы и другие учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям.

II. Метод кейс-стади (case-study) – это метод обучения, при котором студенты и преподаватель участвуют в обсуждении деловых ситуаций или задач. Центральным понятием метода является понятие ситуации, когда их выбор влияет на конечный результат. Студент самостоятельно принимает решение и обосновывает его.

 

 

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.