Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика формирования собственных оборотных средств





Финансовый менеджмент как система экономического управления

В процессе производственно-хозяйственной деятельности у предприятия возникают:

Внешние финансовые отношения:

1) с государством (бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами);

2) с коммерческими банками;

3) со страховыми компаниями;

4) с фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и прочими небанковскими институтами;

5) с контрагентами (поставщиками, подрядчиками, покупателями продукции).

Внутренние финансовые отношения: формирование и использование финансовых ресурсов внутри предприятия (деление выручки и прибыли на части, формирование резервного капитала, амортизационного фонда и т.д.).

Принципы ФМ:

1.Интегрированность с общей системой управления предприятием

2. Комплексный характер формирования управленческих решений

3. Высокий динамизм управления

4. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Цель ФМ –обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах.



Основные задачи ФМ:

1.Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов

3. Оптимизация денежного оборота

4. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли

6. Обеспечение простого финансового равновесия предприятия в процессе его развития

 

Группа функций финансового менеджмента как управляющей системы

К группе функций финансового менеджмента как управляющей системы относятся:

1.Разработка финансовой стратегии предприятия

2. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений

3. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности

4. Осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям



5. Разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений

6. Осуществление эффективного контроля

 

3. Группа функций финансового менеджмента как специальной области управления предприятием

К группе функций финансового менеджмента как специальной области управления предприятием относятся:

1.Управление активами:

- управление оборотными активами;

- управление внеоборотными активами;

- оптимизация состава активов.

2. Управление капиталом:

- управление собственным капиталом;

- управление заемным капиталом;

- оптимизация структуры капитала.

3. Управление инвестициями:

- управление реальными инвестициями;

- управление финансовыми инвестициями;

4. Управление денежными потоками:

- управление денежными потоками по операционной деятельности;

- управление денежными потоками по инвестиционной деятельности;

- управление денежными потоками по финансовой деятельности;

5. Управление финансовыми рисками:

- управление составом финансовых рисков;

- управление профилактикой финансовых рисков;

- управление страхованием финансовых рисков.

6. Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства:

- управление устранение неплатежеспособности;

- управление восстановлением финансовой устойчивости;

Управляющая подсистема (субъект)
Финансовая дирекция и ее подразделения Финансовый менеджер

- управление обеспечением финансового равновесия;

- управление санацией (санация- система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий с целью предотвращения их банкротства или для повышения конкурентоспособности.)



Базовые категории финансового менеджмента: БП, БРЭИ, НРЭИ

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль.

Балансовая прибыль — это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.

Балансовая прибыль включает три элемента:

1.прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

2.прибыль (убыток) от реализации основных фондов, их прочего выбытия, а также от реализации иного имущества предприятия;

3.финансовые результаты от внереализационных операций.

Добавленная стоимость.

С экономической точки зрения — это часть стоимости продукции, созданная на данном предприятии за определенный период времени.

С бухгалтерской точки зрения добавленная стоимость — это разница между произведенной (реализованной) продукцией и затратами (внешними издержками), которые несет фирма.

Стоимость продукта = материалы + энергозатраты + труд + амортизация + рента + проценты + прибыль + косвенные налоги

ДС = труд (с начислениями налогов и обязательных платежей) + амортизация + рента + проценты + прибыль

ДС= П-С,

П - стоимость произведенной продукции,

С – стоимость сырья.

Если из стоимости продукции, произведенной, а не только реализованной предприятием за тот или иной период (включая увеличение запасов ГП и НЗП), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства и услуг других организаций, то получится стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, услуг. Величина ДС свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание нац.богатства.

- Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ).

С экономической точки зрения — это та часть стоимости, созданной предприятием, которую можно назвать прибавочным продуктом (предприятия), содержащим и стоимость потребленных средств труда.

С бухгалтерской точки зрения — это добавленная стоимость за вычетом всех затрат (издержек) на труд.

БРЭИ=ДС – ОТ – Н, ОТ – оплата труда, Н – все налоги, кроме налога на прибыль.

БРЭИ используется в фин.мен. как один из основных промежуточных результатов фин.-хоз. деятельности предприятия. Представляя собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, фин.издержек по заемным средствам и налога на прибыль, величина БРЭИ явл. показателем достаточности средств на покрытие всех этих налогов.

- Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ).

С экономической точки зрения — это показатель, наиболее близкий к прибавочному продукту предприятия.

НРЭИ - прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов на прибыль.

С бухгалтерской точки зрения — это БРЭИ за вычетом затрат на восстановление основных средств предприятия (средств труда)

НРЭИ=БП+% за кредит, относимые на себестоимость, БП – балансовая прибыль.

Из предыдущего показателя вычтем все затраты на восстановление ОС – это и будет НРЭИ. По существу, этот экономический эффект, снимаемый предприятием с затрат, представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль.

 

5. Базовые категории финансового менеджмента: ЭР, КТ, КМ

Экономическая рентабельность активов (ЭР)

С экономической точки зрения это показатель,

характеризующий эффективность деятельности

предприятия, позволяющий сопоставлять результат (эффект) с затратами.

С бухгалтерской точки зрения — это соотношение НРЭИ и актива баланса предприятия или соотношение балансовой прибыли и процентов за кредит, относимых на себестоимость, и актива баланса предприятия.

ЭР=НРЭИ/А*100%, НРЭИ – нетто-результат эксплуатации инвестиций, А – активы.

ЭР=КМ*100*КТ

Коммерческая маржа(КМ) с экономической точки зрения показывает рентабельность оборота (выручки от реализации и прочих доходов)

КМ=НРЭИ/Оборот*100

Коэффициент трансформации (КТ)с экономической точки зрения показывает эффективность использования актива предприятия

КТ=Оборот/актив

КМ показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота. По существу, это экономическая рентабельность оборота или рентабельность продаж.

КТ показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т.е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива.

Сам методологический подход к их определению показывает, что речь идет об обратной зависимости между КМ и КТ. То есть чем выше КМ, тем ниже КТ, и наоборот. Это означает на практике, что для достижения более высокого значения рентабельности мы не можем (без негативных последствий для предприятия) увеличивать коммерческую маржу (любой ценой увеличивать нетто-результат эксплуатации инвестиций на единицу выручки, что достигается за счет повышения интенсивности труда и интенсивности (сверх меры!) использования средств труда).

Столь же небезопасно любой ценой увеличивать коэффициент трансформации (за счет сокращения актива, освобождения от всего, что непосредственно сейчас не работает на увеличение выручки).

Методика формирования собственных оборотных средств

Структура имущества предприятия при его создании:

Совокупные активы предприятия делятся на две части: длительно эксплуатируемые (свыше 1 года) и приобретаемые на срок до 1 года. В первом случае говорят о внеоборотных активах, или основном капитале предприятия (в его состав входят основные средства, незавершен-

ное строительство, долгосрочные финансовые вложения). Имущество такого рода составляет основу бизнеса, придает ему стабильность и устойчивость. Предприятие не сможет быстро расстаться с этими активами без значительной потери их стоимости, т.е. эти активы имеют низкую ликвидность.

Другой вид активов называется оборотными средствами, или оборотными активами. Данные активы обеспечивают текущие потребности предприятия в сырье, материалах, товарах и т.п. и достаточно быстро завершают свой финансовый

кругооборот, трансформируясь из денежной в материальную форму и обратно в деньги.

После создания предприятия может оказаться, что его собственного капитала недостаточно для покрытия потребностей в основных фондах и

оборотных активах. В этом случае предприятие имеет право выступать от своего лица в качестве заемщика необходимых ему ресурсов.

дприятия, или его заемный капитал.

Таким образом для предприятия общая величина его активов будет всегда равна сумме собственно-

го капитала и пассивов. Данное равенство отражает основное балансовое уравнение, лежащее в основе финансового менеджмента:

А = СК + П

Несколько видоизменив эту схему, можно

наглядно представить методику формирования важнейшего финансового показателя – наличия собственных оборотных средств

(СОС), или величины собственного оборотного капитала

Заштрихованная часть схемы отображает величину имеющихся у предприятия СОС. Как видно из схемы, название «собственные оборотные средства» не совсем точно отражает природу этого показателя.

Речь идет о той части оборотных активов предприятия, которая покрывается не только собственным капиталом, но и долгосрочными пассивами, т.е. постоянным капиталом

Алгебраически величину СОС можно рассчитать двумя способами:

1) вычитая из итога оборотных активов сумму краткосрочных пассивов;

2) вычитая стоимость внеоборотных активов из суммы постоянного капитала (итога собственного капитала и долгосрочных пассивов).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.