Сделай Сам Свою Работу на 5

Базовые концепции финансового менеджмента.





Содержание менеджмента и его роль в процессе управления.

Термин появился в России в 90-х гг. Пришел с Запада. В эти же года его стали преподавать в российских университетах. В настоящее время доминирует англо-американская модель.

Финансовый менеджмент – 1)система управления финансами хозяйствующего субъекта, 2)управление финансами, т.е. организация финансовых отношений, управление сбережениями денежных средств, капиталом, формирование финансовой политики, оценка инвестиционных проектов, финансовое планирование и прогнозирование, 3)наука и искусство принимать инвестиционные решения по выбору источников финансирования инвестиций.

 

Предмет изучения – движение денежных потоков хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент рассматривают так же как систему управления денежными средствами и их источниками.

Объект управления – денежные средства предприятия, их источники, финансовые отношения, которые возникли между участниками хозяйственной деятельности и другими различными звеньями.

Субъект управления – собственники, финансовые менеджеры и финансовая служба предприятия.



Финансовая служба - структура зависит от ОПФ: 1)ИП и предприятия малого бизнеса – финансовое управление проводит владелец, 2)Предприятия, которые чуть больше чем ИП – финансовое управление осуществляет бухгалтер совместно с владельцем или плановый финансовый отдел. Общее направление финансовой деятельности проводит главный бухгалтер, 3)Средние и крупные предприятия – выделяют специальный финансовый департамент или управление. Возглавляет такую службу финансовый директор.

Роль финансового директора и вице-президента по финансам: финансовый директор является членом совета директоров, т.е. занимает одну из ведущих позиций. Финансовый директор несет ответственность перед акционерами, предоставляю информацию контрагентам.

 

Эволюция финансового менеджмента

Первые монографии по финансовому менеджменту появились в начале 60-х годов 20 века. В этих трудах были соединены базовые разделы теории финансов с аналитическими аспектами бухгалтерского учета в рамках методологии общей теории управления. Синтез теории управления, теории финансов и аналитического аппарата бухгалтерского учета дал, как оказалось, весьма полезное для практики новое знание - финансовый менеджмент. Путь к этой области финансовой науки был долог и очень труден.



Многие годы классическая теория признавала единственную цель предприятия - максимизацию прибыли. Впервые в мировой науке эта цель была обоснована в 1838 г. французским экономистом А. Курно. Затем уже англосаксонская школа распространила эту теорию на условия совершенной конкуренции.

В эволюции финансового менеджмента выделяют три этапа.

На первом этапе (1930-1950) внимание ученых было сосредоточено на оценке финансового состояния с помощью коэффициентов, обосновании способов управления денежными потоками, диагностике банкротства.

Второй этап (1950-1980 гг.) характеризовался активным развитием теории финансового менеджмента в направлении разработки основ бюджетирования, портфельной теории, моделей оценки финансовых активов, теории структуры и стоимости капитала, дивидендной политики, риск-менеджмента. Завершился этот период разработкой методик оценки бизнеса.

Третьему этапу (с 1980 г. по настоящее время) свойственно активное развитие финансового менеджмента по следующим направлениям: разработка концепции по управлению стоимостью, создание моделей организации, интегральной оценки эффективности деятельности организации.

 

Цели и задачи финансового менеджмента

Главная цель предпринимательства – превышение выгоды над затратами. Если предприятие будет стремится только к прибыли, то в будущем возможны негативные последствия (т.к. предприятие любыми способами минимизирует затраты)



Негативные последствия: снижение качества продукции, чрезмерный износ или моральное устаревание ОПФ, потеря доли рынка и следовательно сокращение прибыли, возникновение убытков, что может привести к банкротству.

Другие цели: 1)наращивание объемов производства и сбыта

Рост объемов производства предполагает увеличение ресурсов. Рост предприятия определяется объемами производства и в результате цель может быть опять сведена к максимизации прибыли, 2)ориентация на поддержание финансовой устойчивости.

Проведение консервативной политики, избегание рисковых, но доходных операций, отказ от участия в реализации новых проектов, внедрение новых технологий, следовательно в условиях жесткой конкуренции предприятие выживает, но рассчитывает только краткосрочную перспективу.

 

Основная цель: 1)должна отражать основные аспекты хозяйственной деятельности, 2)иметь долгосрочную ориентацию, 3)учитывать факторы риска, времени, неопределенности

Таким образом, основная цель – максимизация состояния собственников предприятия.

Достигается путем максимизации рыночной стоимости предприятия. Собственники заинтересованы и в долгосрочной перспективе, т.е. направлять денежные средства на расширение бизнеса, привлекать высококвалифицированные кадры.

 

«+» основной цели: 1)ориентация на долгосрочную перспективы, 2)учет факторов времени, риска, неопределенности, 3)возможность согласования собственников и партнеров по бизнесу, 4)отсутствие противоречий между ближайшими и конечными задачами, 5)обеспечение контроля собственников над предприятием

 

«-» основной цели: 1)связана с вероятностными значениями доходов и расходов, 2)не все предприятия имеют обще признанную рыночную стоимость

 

Эффективная работа финансового менеджера идет: 1)операционная деятельность ( анализ, планирование, контроль), 2)финансовая деятельность ( управление СС и ЗС ), 1)­­инвестиционная деятельность и управление активами

Задачи:

1) Операционные решения

· Управление оборотным капиталом

· Управление затратами и прибылью

· Текущее планирование и бюджетирование

· Финансовая диагностика и контроль

· Управление операционными рисками

2) Инвестиционные решения

· Управление долгосрочными активами

· Поиск и оценка инвестиционных возможностей

· Разработка бюджета капиталовложений

· Управление инвестиционным портфелем

· Управление инвестиционными рисками

3) Финансовые решения

· Определение структуры и цены капитала

· Привлечение источников финансирования

· Эмиссия ц.б.

· Дивидендная политика

· Управление финансовыми рисками

 

В условиях неопределенности возникают жесткие временные рамки для принятия решения, а так же существует высокая ответственность за принятые решения.

Базовые концепции финансового менеджмента.

Концепция –определенный способ понимания и трактовки каких-либо явлений, выражающие ключевую идею для освещения.

Основные концепции:

1) Концепция денежного потока

Одна из распространенных моделей – приток и отток денежных средств. Любая финансовая операция – некоторый денежный поток – множество распространенных во времени платежей/выплат. Риск – ожидание этих потоков.

2) Концепция временной ценности

Денежная единица, которая имеется сегодня и денежная единица, ожидаемая в течении какого-то времени неравноценны. Рубль завтра меньше рубля сегодня. Следовательно нужно уметь оценивать будущую стоимость с позиции сегодняшнего дня ( современная стоимость).

3) Концепция компромисса между риском и доходностью

Ставь между риском и доходностью прямо пропорциональная. В финансовом менеджменте ставится задача максимальная доходность или минимальный риск и определяется компромисс. Оптимальная стратегия капитального вложения минимум издержек на эти операции.

4) Концепция стоимости капитала

Большинству финансовых операций требуются источники финансирования. Для СК издержками являются дивиденды. Для ЗК – процент. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, которым должны располагать организация для покрытия затрат, связанных с использованием СС и ЗС. Расчет стоимости капитала позволяет оптимизировать структуру капитала, всесторонне обосновать инвестиционные проекты, принять правильные решения в выборе альтернативных источниках финансирования.

5) Асимметричная информация

Менеджер или фирма, занимающиеся инновационным или инвестиционным проектом будут обладать большей информацией об издержках данного проекта, чем финансист. Это является следствием асимметричности информации.

6) Агентские отношения

По отношению к любой фирме можно обособить группы людей интересы, которых не совпадают, но заинтересованные в деятельности фирмы, следовательно, конфликты интересов. Эти отношения возникают, когда владельцы компаний приглашают управляющих для текущего управления с полномочиями, но интересы влядельца и управляющего (агента) расходятся.

7) Концепция альтернативных затрат

Принятие решения финансового характера связано с откахом от какого-либо альтернативного варианта. И этот упущенный доход надо учитывать при принятии решения.

 

1. 3.Финансовые инструменты.

Финансовый инструмент – любой договор, в результате которого одновременно возникает финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент у другого.

Финансовый актив – денежные средства, контрактное право на получение от другого предприятия финансового актива или акций, контрактное право обмена.

Финансовое обязательство – контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить ему иной вид финансового обязательства другой организации.

Долевой инструмент – способ участия в К.

Признаки финансовой операции, чтобы отнести ее к финансовому инструменту:

· Содержать в себе финансовое обязательство

· Иметь форму контракта или договора

 

Классификация финансовых инструментов:

- по времени обращения ( краткосрочные и долгосрочные)

- по характеру финансового обязательства

(долговые финансовые инструменты – облигации, векселя, чеки и

долевые финансовые инструменты – акции и инвестиционные сертификаты)

- по приоритетности

(первичные – выпускают первичные эмитенты (кредиты, займы, облигации)

вторичные – производные финансовые инструменты (деривативы-подтверждающие право владельца на покупку или продажу первичных ц.б.)

- по стабильности уровня дохода - (с фиксированным доходом, с изменяющимся уровнем дохода)

- по уровню риска - (безрисковые(гос. ц.б.), низкорисковые(краткосрочные долевые инстументы), среднерисковые, высокорисковые).

 

Возникновение деривативов обусловлено спекулятивным характером.

1) форвардские и фьючерские контракты

Форвардский контракт – соглашение о купли-продажи товара или финансового инструмента с его поставкой и расчетов.

Действительно производится поставка товара.

Объект договора – количество и качество товара или финансового инструмента, их ценовые параметры, место доставки, форма платежа.

Отличия этих контрактов:

Форвард Фьючерс
Реальная продажа Получение выигрыша от изменений цен
Исполняется точно в срок Ориентация на мес. использование
Продается на внебиржевом рынке Продается фондовой бирже
  Функционирует через клиринговую или расчетную палату биржи
Отсутствие твердой гарантии использования этого контракта  

 

опционы – контракт, заключенный между продавцом и покупателем, в отором продавец отражает свои условия и продает опцион покупателю, а покупатель получает право выбора:1)использовать контракт, 2)отказаться от использования контракта, 3)продать контракт третьему лицу

Покупатель приобретает не сам актив, только право на его покупку.

Цена опциона - сумма, уплачиваемая покупателем лицу выписавшему контракт. Эта сумма не возвращается покупателю.

свопы - торгово-финансовая обменная операция, в виде обмена разнообразными активами, в которой заключение сделки о покупке (продаже) ценных бумаг, валюты сопровождается заключением контрсделки, сделки об обратной продаже (покупке) того же товара через определенный срок на тех же или иных условиях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.