Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ эффективности кредитной политики предприятия.





 

При переходе предприятия на новую кредитную политику необходимо в первую очередь определить возможную сумму финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, отвлечение которой не скажется отрицательно на производственном процессе.

Объем средств, инвестированных в дебиторскую задолженность, для любого предприятия зависит от объема продаж в кредит и среднего периода полного расчета с покупателями (АСР), включающего средний период предоставления кредита и средний период просрочки. Данные величины могут быть получены по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде или методом экспертных оценок.

Например, если АСР составляет 30 дней, а среднедневные продажи достигают 10 тыс. руб., то сумма средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность, в среднем составляет 300 тыс. руб. (30 дней * 10 тыс. руб.).

Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован или планируемый объем реализации продукции в кредит, или сроки предоставления кредита.



Однако, как правило, предприятие, предоставляя кредиты, рассчитывает увеличить прибыль, которая как минимум будет больше средств, инвестированных в дебиторскую задолженность.

Дополнительная норма прибыли может быть получена тремя способами:

· увеличением объемов продаж;

· увеличение цены продукции;

· предоставление товарного (коммерческого) кредита.

Поэтому для предприятия более важно рассчитать насколько принятие решения о выделении торгового кредита на данных условиях выгодно, что имеет смысл только, если NPV от перехода на новую кредитную политику положительно.

При предоставлении дебиторской задолженности покупателям предприятие, как минимум, несет следующие виды издержек:

Во-первых, предоставление кредита требует кредитного анализа, выработки процедуры получения задолженности и многое другое. Затраты, связанные с предоставлением отсрочки платежа, обозначим через с, как правило, они измеряются в процентах от выручки.

Во-вторых, всегда существует вероятность того, что клиент не станет платить. Потери от безнадежных долгов обозначим (как правило, измеряются в % от выручки).



В третьих, предприятие несет потери от отвлечения денежных средств из оборота, полученные денежные средства будем корректировать на требуемую норму дисконта – r.

Принятие кредитного решения, таким образом, представляет из себя компромисс между дополнительной выгодой предприятия и затратами на предоставление кредита.

Расчет прибыли от перехода на новую кредитную политику при условии увеличения объемов продаж.

Предложим, что предприятие хочет перейти с условий продажи только за наличные средства на условия реализации в кредит. Итак, как уже было описано выше, переход на новую кредитную политику имеет смысл, если покрываются все издержки, связанные с предоставлением кредита, и сделана корректировка на требуемую норму доходности - r.

При переходе на новую политику соответствующее увеличение денежного потока является разницей между новым и старым объемами денежного потока:

 

Увеличение денежного потока = (P-v)*(Q’-Q)

где,

Р – цена за единицу изделия;

V – переменные издержки на единицу продукции;

Q – количество штук продукции, продающееся в течении месяца при текущей политики;

Q’ – количество штук продукции, которое будет продаваться в течении месяца при новой кредитной политики;

 

Дисконтированная стоимость будущего увеличения денежных потоков составит:

PV=

где

r – требуемая норма доходности, за один оборот дебиторской задолженности.

 

Теперь, когда рассчитано изменение доходов от перехода к другой кредитной политике, рассчитаем, как изменятся издержки. Помимо тех видов издержек, перечисленных выше (мы их обозначили – с,r и ), предприятию необходимо будет производить на Q’-Q больше штук продукции по себестоимости v (Q’-Q). Кроме того, те поступления, которые были бы получены при старой кредитной политике P*Q, уже не будут получены в отчетный месяц при новой политике. Издержки перехода от одной политики к другой будут являться суммой этих двух компонентов: издержки перехода к новой политике = PQ + v (Q’ - Q)



Суммируя все вместе, получим, что NPV перехода от одной кредитной политики к другой составляет:

NPV = n* - [PQ + v (Q’ - Q)]

Р – цена за единицу изделия;

V – переменные издержки на единицу продукции;

Q – количество штук продукции, продающееся при текущей политики;

Q’ – количество штук продукции, которое будет продаваться при новой кредитной политики;

- потери от безнадежных долгов;

с – затраты, связанные с отсрочкой платежа;

r – требуемая норма доходности, за один оборот дебиторской задолженности;

n – количество оборотов дебиторской задолженности.

Пример.

Предприятие занимается реализацией мобильных телефонов по цене 8 тыс. руб. за штуку, ежемесячный объем реализации составляет 100 аппаратов, переменные издержки на единицу продукции 2 тыс. руб. Предприятие предполагает продавать аппараты с отсрочкой платежа в 30 дней. По экспертным оценкам доля продаж в этом случае увеличится в два раза. Так как в результате перехода на новые условия продажи цена на аппараты не изменится, предполагается, что все покупатели воспользуются отсрочкой платежа. Рассчитать чистый приведенный доход предприятия от перехода на новую кредитную политику по итогам 6 месяцев. Требуемая норма доходности составляет 3% в месяц, безнадежная дебиторская задолженность 10%, а затраты связанные с обслуживанием кредитов 5% .

Рассчитаем ежемесячный доход предприятия при переходе на новую кредитную политику:

PV 1= = = 495 146 руб.

По итогам 6 месяцев чистый приведенный доход составит:

NPV = 6* 495146 - [8000*100 + 2000*(200 - 100)]= 1 971 тыс. руб.

Таким образом, переход к новой кредитной политики по итогам полугодия очень прибылен.[10]

 

Для предприятия при переходе на новую кредитную политику важно рассчитать, каким должно быть увеличение объемов продаваемой продукции, чтобы сохранялась целесообразность перехода с одной кредитной политики на другую. Для этого необходимо рассчитать точку безубыточности перехода на новую кредитную политику, просто приравняв NPV к нулю, и решив уравнение для (Q’-Q):

Q’-Q =

Пример.

Для предыдущего примера, минимальное увеличение объемов продаж должно составить:

Q’-Q = = = 29 шт.

Это говорит о том, что целесообразность перехода с одной кредитной политики на другую сохраняется до тех пор, пока предприятие уверено, что сможет продавать по крайней мере на 29 телефонных аппаратов больше каждый месяц.

Расчет прибыли от перехода на новую кредитную политику в результате изменения цены товара.

В некоторых случаях предприятия при предоставлении кредита на покупку своих товаров не рассчитывают на существенное увеличение продаж. В этом случае, чтобы покрыть свои издержки они увеличивают отпускную цену при продаже товаров в кредит.

Цена продукции при оплате наличными деньгами не изменяется, так что предприятие фактически предоставляет данной категории покупателей скидку (d). В этом случае рассчитать прибыль от перехода на новую кредитную политику можно по формуле:

NPV = - (P- v)*Q

где

Р – цена за единицу изделия;

P’ – цена продукции при оплате в кредит;

V – переменные издержки на единицу продукции;

Q – количество штук продукции, продающееся в течении месяца при текущей политики;

- потери от безнадежных долгов;

с – затраты, связанные с отсрочкой платежа;

r – требуемая норма доходности.

n – количество оборотов дебиторской задолженности.

 

Иногда для предприятия важно рассчитать процент, на который целесообразно увеличивать цену товара при продаже в кредит, так как его размер не должен существенно превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

ЕАC =

где

ЕАC – годовая норма процентной ставки за предоставленный кредит;

PD – ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %;

Т – срок предоставления кредита, в днях.

 

Пример

В случае оплаты сразу покупатель получит право на скидку в размере 2%, иначе он может воспользоваться кредитом сроком на 20 дней. Чтобы посмотреть важна для покупателя скидка или нет, рассчитаем во что обойдется кредит покупателю, если он не воспользуется скидкой. Предположим, что сделан заказ на 1 000 руб. Очевидно, что покупатель занимает 980 руб. на 20 дней и платит 20 руб. в виде процентных платежей за ссуду. Итак, процентная ставка 20/980= 2 %. Это сравнительно немного, но учтем, что это ставка на 20 дней. В году 365/20 = 18,25 таких периодов, так что фактическая ставка по кредиту за один год использования составит:

ЕАC = = 0,365 или почти 37%

Это довольно большая процентная ставка в современных экономических условиях и, скорее всего, клиенты не будут приобретать продукцию предприятия в кредит.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.