Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные источники и формы финансирования оборотных средств предприятия





 

В предыдущем параграфе были рассмотрены основные факторы, определяющие величину инвестирования в текущие активы и, таким образом, внимание было сконцентрировано на анализе раздела актива в балансовом отчете. Однако управление оборотными средствами относится к поиску наиболее эффективных источников финансирования оборотных активов при допущении, что их величина стабильна.

Идеальный случай. Начнем с наиболее простого случая: «идеального» предприятия, краткосрочные активы которого всегда финансируются краткосрочными обязательствами, а долгосрочные активы — долгосрочными долгами и собственным капиталом. В этих условиях чистый оборотный капитал всегда равен нулю.

Рассмотрим упрощенный пример: предприятие, специализирующееся только на деятельности по установке кондиционеров. Вначале года предприятие закупает запасы, складирует их и продает в течение года. У них имеются большие запасы в начале года, ожидая сезонный всплеск потребления и маленькие запасы к концу года.

 

 

Рисунок 6.10. Финансовая политика предприятия в идеальной ситуации

(чистый оборотный капитал всегда равен нулю, потому что краткосрочные активы финансируются за счет краткосрочных обязательств).



 

Для финансирования покупки запасов и издержек его хранения используются банковские кредиты со сроком платежа менее года. Эти займы выплачиваются по мере реализации товара. Эта ситуация показана на рис. 6.10.

Долгосрочные активы постоянно растут, тогда как текущие активы увеличиваются к началу сезона, а затем снижаются в течение года. Краткосрочные активы сходят на ноль непосредственно перед следующей закупкой. Текущие (краткосрочные) активы финансируются краткосрочными обязательствами, а долгосрочные активы — долгосрочными обязательствами и собственным капиталом. Чистый оборотный капитал (текущие активы за минусом краткосрочных обязательств) всегда равен нулю. Рис. 6.10 иллюстрирует модель «зуб пилы».

В реальных условиях непохоже, чтобы чистые оборотные активы когда-нибудь снижались до нуля. Например, долгосрочное повышение уровня продаж достигается постоянным инвестированием в оборотные активы. Кроме того, способы инвестирования предприятий в долгосрочные активы могут быть очень разнообразны.



Рисунок 6.11. Необходимый объем оборотных средств для предприятия

Для растущего предприятия необходимо иметь оборотные активы, состоящие из текущих и долгосрочных активов, которые способствовали бы эффективному ведению дела. Потребность в них может меняться с течением времени по многим причинам, включая

· тенденции общего роста,

· сезонные вариации

· непредсказуемые ежедневные и ежемесячные изменения.

Эта ситуация отражена на рис. 6.11

Пики и падения на рис. 6.11 отражают временную потребность предприятия в общих активах.

Например, если бы предприятие не занималось только перепродажей и установкой кондиционеров, а специализировалась, например, на оборудовании офисных помещений, то пики показывали бы сосредоточение запасов, предшествующее весеннему сезону, а впадины характеризовали уменьшение запасов в конце года.

Эти факторы предприятие должно учитывать для удовлетворения циклически возникающих потребностей.

Варианты инвестирования средств в оборотные активы зависят от выбранного типа финансовой политики, а именно от того, какие источники финансирования выбирают для покрытия варьирующей части оборотных активов.

Во-первых, предприятие может держать сравнительно большой резерв легко реализуемых ценных бумаг. Когда потребность в запасах и других текущих активах начинает расти, предприятие продает легко реализуемые ценные бумаги и использует деньги на покупку всего необходимого. Когда продается продукция и количество запасов уменьшается, предприятие реинвестирует свободные средства в легко реализуемые ценные бумаги. Этот подход представляет собой консервативную политику, проиллюстрированную на рис. 6.12



 

 

Рисунок 6.12. Консервативная финансовая политика, инвестирования оборотного капитала

(всегда предлагает наличие избытка денег в краткосрочном периоде и крупную инвестицию в легко реализуемые ценные бумаги)

 

Отметим, что предприятие, в основном, использует резерв легко реализуемых ценных бумаг как буфер в отношении изменяющихся нужд в оборотных активах.

В противоположном случае предприятие имеет относительно небольшие запасы легко реализуемых ценных бумаг, так как они, как правило, низко доходны. Когда необходимость в запасах и других активах начинает расти, предприятие просто занимает нужную сумму денег на краткосрочной основе. Предприятие выплачивает займы, когда циклическая необходимость в активах отпадает. Этот подход является агрессивной политикой, проиллюстрированной на рис. 6.13

Рисунок 6.13. Агрессивная финансовая политика, инвестирования оборотного капитала

(использует долгосрочное финансирование только применительно к неизменной части требуемых активов, а сезонные и иные вариации покрывает за счет краткосрочных займов)

 

Сравнивая эти две стратегии отметим, что основное различие заключается в пути финансирования сезонных изменений потребности в активах. В случае проведения консервативной политики предприятие покрывает варьирующую часть оборотных активов долгосрочными пассивами. В случае проведения агрессивной политики предприятие финансирует изменяющуюся часть оборотных активов за счет внешних займов на краткосрочной основе. Как мы обсуждали выше, точно так же предприятие, проводящее консервативную политику, больше средств инвестирует в оборотный капитал, нежели предприятие, проводящее агрессивную политику.

Два подхода, иллюстрируемые на рис. 6.12 и 6.13, естественно, являются экстремальными случаями. В первой ситуации предприятие никогда не прибегает к краткосрочным займам, а во второй ситуации у предприятия никогда нет запаса денежных средств (инвестиций в легко реализуемые ценные бумаги). Рис. 6.14 показывает компромиссный вариант этих двух подходов, подход Б.

 

А  

Рисунок 6.14. Различные подходы при финансировании оборотных активов

А – консервативный подход (предприятие сохраняет большой резерв ликвидных средств, который использует для финансирования сезонных и иных колебаний потребности в оборотных активах);

Б – умеренный подход (предприятие сохраняет небольшой резерв ликвидных средств, существенные колебания в оборотных средствах покрываются за счет краткосрочных обязательств);

В – агрессивный подход.(предприятие минимизирует ликвидные средств, колебания в оборотных средствах покрываются за счет краткосрочных обязательств)

.

Компромиссный подход заключается в том, что предприятие делает краткосрочные займы для покрытия финансовых нужд в пиковой точке, но поддерживает денежный запас в форме легко реализуемых ценных бумаг в течение периодов спада. По мере наращивания текущих активов, предприятие использует этот резерв перед тем, как сделать краткосрочный займ. Это позволяет несколько увеличить текущие активы до того, как прибегнуть к краткосрочному заимствованию.

Цели и характер использования отдельных видов оборотного капитала имеют существенные отличительные особенности. Поэтому в организациях с большим объемом используемого оборотного капитала разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными его составными частями: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами. В разрезе этих групп оборотного капитала конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей политике управления оборотным капиталом организации. Основные задачи управления и факторы, влияющие на размер отдельных составляющих оборотного капитала (параметры) для каждого направления, представлены в таблице 6.1

 

 

Таблица 6.1.

Задачи и параметры управления различными группами оборотного капитала

 

Блок управления оборотным капиталом Задачи управления Параметры (факторы, влияющие на величину элементов оборотного капитала)
Управление запасами Оптимизация общего размера и структуры запасов при минимизации затрат на приобретение и хранение, а также обеспечение эффективного контроля за их движением · условия приобретения запасов (величина партий, частота заказа, скидки в цене); · издержки по хранению запасов (складские расходы, порча, замораживание средств); · условия производственного процесса (длительность подготовительного и основного процесса, материалоемкость продукции); · условия реализации готовой продукции (изменение объемов продаж, скидки в цене, состояние спроса, развитость товаропроизводящей сети).
Управление дебиторской задолженностью Максимально возможное уменьшение величины дебиторской задолженности в рамках выбранной кредитной политики предприятия, ликвидация сомнительной задолженности, рациональное использование системы отсрочки платежей, обеспечение своевременной ее инкассации · состояние конкурентной среды (вид продукции, емкость рынка, насыщенность и др.); · система расчетов в организации; · уровень инфляции; · соотношение дебиторской и кредиторской задолженности; · величина сомнительной задолженности; · объем реализации.
Управление денежными средствами Оптимизация свободных остатков денежных средств с целью обеспечения постоянной платежеспособности и эффективного использования в процессе хранения · величина ежедневных денежных расходов; · риск возникновения непредвиденных расходов, · объемы операций.

 

Управление запасами

 

Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, подчиненных одной из стратегических целей финансовой политики – обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат.

Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Одной из основных задач политики управления товарно-материальными запасами является разработка такого механизма, с помощью которого можно достичь оптимальных капиталовложений в товарно-материальные ценности. Этот уровень не одинаков для различных отраслей промышленности и даже для предприятий одной отрасли. Успешное управление запасами минимизирует их объемы, помогает снизить расходы и повысить доход.

Производственные запасы можно классифицировать по принадлежности к одной из больших групп.

Первая группа – это сырье и материалы. Под ними подразумевается любая вещь, с которой предприятие начинает производство. Сырьем может быть железная руда для металлургических заводов, или уже сталь для автомобильной промышленности.

Второй группой производственных запасов является незавершенное производство. Насколько значительна эта часть производственных запасов, зависит в большой степени от продолжительности производственного цикла. Для производителей самолетов, например, незавершенное производство может быть значительно по объемам.

Третьей и последней группой производственных запасов является готовая продукция, т.е. продукция, готовая к отправке и продаже.

В соответствии с этими тремя категориями, запасы товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:

а) обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);

б) обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);

в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции) и т.п.

Наличие товарно-материальных запасов у предприятия (материалов, готовой продукции, незавершенного производства) оказывает двоякое влияние на финансовое состояние организации.

Положительное влияние

1. Можно оперативно выполнить заказ покупателя вследствие достаточного уровня запасов;

2. Создание больших запасов позволит выполнить крупный заказ, оперативно удовлетворить возросший спрос;

3. Закупки в большом количестве, как правило, позволяют добиться существенных скидок.

Таким образом, с одной стороны, предприятию выгодно завозить сырье и материалы как можно более высокими партиями. Чем выше размер партии поставки, тем ниже совокупный размер операционных затрат по размещению заказов в определенном периоде (оформлению заказов, доставке заказанных товаров на склад и их приемке на складе). Графически это может быть представлено следующим образом (см. рис.6.15).

Рисунок 6.15. Сумма затрат по размещению заказов.

 

Также наличие запасов готовой продукции при увеличившемся спросе или верный расчет сезонных колебаний, позволяющий постоянно и в полном объеме обеспечивать производство, позволят предприятию осуществить больший объем продаж, увеличить свою долю рынка, что положительно скажется на всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Однако есть и отрицательное влияние наличия запасов на предприятии.

Отрицательное влияние.

1. Формирование крупных заказов сопряжено с возникновением вмененных затрат (упущенной выгоды вследствие отказа от альтернативных направлений использования ресурсов);

2. Возникают дополнительные издержки по хранению, перевозке, страхованию запасов;

3. Возникают возможные убытки, связанные с устареванием продукции, ее порчи.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.