Г) Рассматривается состав просроченной ДЗ.
Выделяют:
- сомнительную задолженность
- безнадежную задолженность
Кохэф просроченности ДЗ:
КПдз = ДЗпр
ДЗ
Дзпр – сумма ДЗ, неоплаченной в предусмотренный срок
Средний возраст просроченной (сомнительной, безнадежной) ДЗ
ВПдз = ДЗпр (ср)
Оо
Где ДЗпр – средний остаток ДЗ, неоплаченный в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде.
Д) Определяют:
Эффект, полученный от инвестирования средств в ДЗ (Эдз):
Эдз = Пдз – Тдз – ФПдз
Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита
ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга
ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям
Коэф эффективности инвестирования средств в ДЗ
КЭдз = Эдз .
ДЗрп (ср)
· Этап№2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
Формы реализации продукции в кредит:
- товарный (коммерческий) кредит – форма оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа (от 1 до 6 мес.)
- Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товаров покупателям (физ лицам) с отсрочкой платежа (от 6 мес до 2 лет)
Тип кредитной политики
- консервативный. Направлен на минимизация кредитного риска. Можно сократить круг покупателей, сроки предоставления кредита, ужесточить условия по возврату кредиторской задолженности
- умеренный. Самый лояльный тип политики. Средний уровень кредитного риска
- агрессивный. Главная цель – максимизация дополнительной прибыли, за счет расширения объема реализации продукции.
При выборе типа предприятия должно исследовать платежную историю предприятия (ее можно получить в банке, у партнеров или из опыта работы), также провести анализ финансового состояния предприятия.
· Этап №3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту
Идз = Орк*Кс/ц * (ППК (ср) + ПР (ср))
Идз – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ
Орк – планируемый объем реализации продукции в кредит
Кс/ц – коэф соотношения себестоимости и цены продукции
ППк (ср) – средний период предоставления кредитов покупателям (в днях)
Пр (ср) – средний период просрочки платежей по предоставленном кредиту (в днях)
· Этап №4. Формирование системы кредитных условий
- кредитный период
- кредитный лимит
- стоимость предоставления кредита
- система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию
- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателям
· Этап №5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.
- определение системы характеристик , оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей
- формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей
- выбор методики оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей
- группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности
- дифференциации кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей
По товарному кредиту выделяют следующие критерии:
- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления
- репутация покупателя в деловом мире
- платежеспособность покупателя
- результативность хозяйственной деятельности предприятия
- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность
- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждения дела о банкротстве
По потребительскому кредиту оценка осуществляется по следующим критериям:
- дееспособность покупателя
- уровень доходов покупателя и регулярность их формирования
- состав личного имущества предприятия
· Этап №6. Формирование процедуры инкассации ДЗ
- сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей
- возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту
- условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельности дебиторов
· Этап №7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ
Основные формы рефинансирования ДЗ:
- факторинг
- учет векселей, выданных покупателям продукции. Учет векселей – операция выкупа банком или другим КУ векселя у клиента – до срока погашения по ставке учетного % или дисконтом.
- форфейтинг
· Этап №8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ
«Система АВС»
- «А» наиболее крупные и сомнительные виды ДЗ (проблемные кредиты)
- «В» кредиты средних размеров
- «С» - остальные виды ДЗ
74. Формирование принципов кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции (формы кредита, тип кредитной политики)
Формы реализации продукции в кредит:
- товарный (коммерческий) кредит – форма оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа (от 1 до 6 мес.)
- Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товаров покупателям (физ лицам) с отсрочкой платежа (от 6 мес до 2 лет)
Тип кредитной политики
- консервативный. Направлен на минимизация кредитного риска. Можно сократить круг покупателей, сроки предоставления кредита, ужесточить условия по возврату кредиторской задолженности
- умеренный. Самый лояльный тип политики. Средний уровень кредитного риска
- агрессивный. Главная цель – максимизация дополнительной прибыли, за счет расширения объема реализации продукции.
При выборе типа предприятия должно исследовать платежную историю предприятия (ее можно получить в банке, у партнеров или из опыта работы), также провести анализ финансового состояния предприятия.
75. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности (факторинг; учет векселей; форфейтинг)
Факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых Фактором клиенту в обмен на уступку требований по дебиторской задолженности. Эти услуги могут включать:
- финансирование под поставки товаров и услуг
- администрирование дебиторской задолженности (учет задолженности, регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту, контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами)
Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что после поставки продавцу Фактор выплачивает в качестве финансирования значительную часть суммы поставки. Размер досрочного платежа может составлять от 50% до 90% от суммы поставки. Остаток (сумма поставки минус сумма финансирования минус комиссия Фактора) выплачивается Клиенту в день поступления денег от дебитора. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме.
Учет векселя — это покупка векселя банком до наступления срока платежа по нему. Векселедержатель передает (продает) вексель банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом (за досрочное получение) определенного процента от этой суммы, называемого учетным процентом или дисконтом. Размер учетного процента устанавливается самим банком в зависимости от платежеспособности векселедержателя, представившего вексель к учету, и рассчитывается по формуле
Д = N× t× r / 100%× T,
Д — дисконт;
N — номинал векселя;
t — время, оставшееся до погашения векселя (в днях);
r — учетная процентная ставка банка;
T — годовой период (365 дней).
Необходимость учета векселя возникает в случае, если его держатель нуждается в деньгах и не может использовать вместо них имеющийся у него вексель в качестве оплаты путем индоссамента, а срок платежа по векселю еще не наступил. Досрочное предъявление векселя к оплате не дает ему никаких шансов, если у должника нет денег. Единственное место на рынке, где есть деньги, — это банк, который торгует не товарами, а деньгами. Следовательно, получая по индоссаменту вексель, банк может взамен передать только деньги. Поскольку вексель — это по сути кредит, постольку учет векселя есть для банка выдача денежной ссуды под свой процент. Но эту ссуду банк дает не векселедержателю, а плательщику по векселю, который должен ему вернуть ссуду плюс процент на нее. В сумме это и есть номинал векселя. Банк может заплатить за вексель его держателю лишь сумму, равную ссуде, т.е. номинал векселя за минусом процентного дисконта.
Форфейтинг (англ. forfaiting от фр. à forfait — целиком, общей суммой) — операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером). Операция является специфической формой кредитования торговых операций. Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на обязательства продавца.
Форфейтинговыми ценными бумагами являются простой и переводной вексель. В отличие от традиционного учета векселей форфейтинг применяется при поставках оборудования на крупные суммы от шести месяцев до восьми лет во внешнеэкономических сделках, превращая экспортную сделку с отсрочкой платежа в наличную и кредитуя дебиторскую задолженность других стран, в которых невозможно получить государственные экспортные кредиты или гарантии по ним. Форфейтинг используется и при отказе экспортера предоставлять долгосрочный кредит некоторым странам. Форфейтинг, таким образом, дает возможность мелким и средним предприятиям заключать сделки, превышающие их финансовые возможности, поскольку они могут постепенно продавать свои долгосрочные требования за наличные.
76. Основные проблемы управления дебиторской задолженностью
- отсутствие оперативной достоверной информации о сроках погашения принятых обязательств компаниями – дебиторами
- отсутствие четкого регламента работы с ДЗ
- не проводится оценка кредитоспособности контрагентов и эффективности коммерческого кредита
- функции инкассации долга, анализа ДЗ и принятия решения о предоставлении коммерческого кредита распределены между разными подразделениями
- на предприятии не производится оценка затрат, связанных с ДЗ
77. Денежные активы предприятия: понятие, классификация
Денежные активы – наиболее ликвидная часть оборотного капитала.
ДС обеспечивают:
- внеоюоротные активы
- собственный капитал
- МПЗ
- ДЗ
- Кредиторская задолженность
- кредиты и займы
Классификация платежей:
- Прогнозируемые. Можно планировать с высокой вероятностью за 3-4 недели до момента исполнения
-Текущие. Планируются за 2 недели до наступления срока оплаты
- Оперативные. Можно предусмотреть не более чем за 1 день
- Аварийные платежи. Предвидеть нельзя
Приоритетность платежей
- Первоочередные платежи. Расчеты с налоговыми органами, банками, з/п
- Платежи второй очереди. Выплата контрагентам, поставляющим ресурсы для основного производства, оплата общехозяйственных расходов
- Платежи третьей очереди. Представительские расходы, оплата обучение сотрудников, консалтинговых, юридических и аудиторских услуг.
78. Политика управления денежными активами предприятия (общая характеристика этапов)
Управление ДА необходимо для:
- регулирования ликвидности баланса
- оптимизации ОА
- планирование временных параметров источников их финансирования
- управление текущими расходами и их оптимизации в процессе производства и реализации ГП
- прогноза экономического роста
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|