Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое регулирование оценочной деятельности





Оценка бизнеса

Роль и значение оценочной деятельности

Основные методы оценки: сравнительный, затратный и метод дисконтирования (оценки будущих денежных потоков)

Правовое регулирование оценочной деятельности

 

Основой для осуществления оценки является договор в письменной форме между заказчиком и оценщиком на оценку каких-либо активов. Предполагается, что оценщик, во-первых, имеет лицензию на осуществление оценочной деятельности, а, во-вторых, не заинтересован в искажении результатов оценки и, в-третьих, не зависит от участников сделки.

На практике применяются эти все 3 метода как по отдельности, так и вместе. В том случае, если методы применяют вместе, т.е. дополняют друг друга, им присваивается какой-либо вес оценщиком.

P = E Pn*tn

P - окончательная оценка стоимости актива

tn - вес n-метода

Pn - оценка стоимости актива по этому методу

Например, оценщик применяет все 3 метода:

Р1 = 10000 затратный 20% (вес метода)

Р2 = 15000 сравнительный 40%

Р3 = 20000 дисконтирования (будущих потоков) 40%

В сумме эти веса должны составлять 100%

Р = 10х0,2 + 15х0,4 + 20х0,4 = 16000

В данном случае оценщик может манипулировать не только подученными значениями оценки активов, но и их весами, чтобы получить более приемлемый для себя результат.



Затратный метод является наименее популярным методом оценки и широко используется лишь при оценке узкого круга активов. В первую очередь его используют для оценки тех активов, которая находится в государственной собственности и продажа, которых не планируется на рынке, т.е. их оценивают не для продажи, а для расчета каких-то бюджетных субсидий, льгот, гарантий и т.д. Примерами такого рода являются учреждения культуры, образования, здравоохранения и т.д. Например, детские сады, больницы, школы и прочие.

Сравнительный метод используется в том случае, если на рынке торгуются десятки и сотни однородных активов с близкими характеристиками. Одной и предпосылок применения этого метода является наличие развитого фондового рынка. Другой предпосылкой является доступ оценщиков к данным бухгалтерской отчетности предприятия. В России доступ к таким данным осуществляется, например, через систему "СПАРК". Сравнительный метод в российских условиях применим только при условии доступа к таким системам и предприятиям только с некоторыми организационно-правовыми формами (ЗАО, ОАО). Данные о ООО, ИП и товариществах очень трудно получить как в открытом, так и закрытом доступе. Кроме того, почти все субъекты среднего и малого бизнеса в той или иной степни искажают свою бухгалтерскую отчетность с целью минимизации налоговых платежей; самый распространенный пример - махинации с зарплатами. В российской практике этот метод применяется либо для оценки объектов недвижимости, либо для оценки предприятий среднего бизнеса.



Метод дисконтирования будущих денежных потоков для оценки малого бизнеса и для оценки предприятий в рисковых и иноваторских отраслях. При оценке инвестиционных проектов, а также при оценке объектов коммерческой недвижимости, которые сдаются в аренду.

На практике применение методов не регламентировано и может осуществляться оценщиком на основе субъективных предпочтений или наличия каких-то специалистов в штате по тому или иному методу. По методам оценок, их весам и применению есть только рекомендации государственных органов а также рекомендации международного союза оценщиков. В России также существует региональные организации оценщиков, которые тоже могут рекомендовать своим членам те или иные методы. Но все эти рекомендации носят необязательный характер.

Затратный метод.

Применяется в 2 формах:

- метод чистых активов

- метод ликвидационной стоимости



Метод ликвидационной стоимости применяется при реорганизации или ликвидации организации, при оценке недостроенных объектов недвижимости и т.д. Кроме физического и морального износа в этом методе учитывается также величина инфляции. Инфляция в данном методе может учитываться как по экономике вообще, так и по отдельным отраслям. Также при оценке должна учитываться стоимость нематериальных активов. Это также создает проблему для оценщиков, поскольку нематериальные активы оцениваются в значительной степени субъективизировано. Нематериальные активы в общем случае находят следующим методом: капитализация - материальные активы. В них входят также активы которые можно более-менее оценить (лицензии, патенты), а также часть субъективная (деловая репутация, бренд). Также стоимость нематериальных активов зависит от колебаний цен на акции этой компании.

Нематериальные активы состоят из 2 условных групп:

· Группа, стоимость которой подсчитать возможно (стоимость лицензий патентов)

· Группа, стоимость которой подсчитать затруднительно (она состоит из деловой репутации, стоимости торговых марок, стоимости чистого капитала компании и т.д. Эта группа сильнее всего зависит от рыночной стоимости компании, т.к. в отличие от 1 группы и от материальных активов стоимость этой группы не является определенной и прямо зависит от величины капитализации)

При использовании затратного метода кроме 2 основных методов используется также их различные модификации, например, при оценке активов используется не только их текущая величина и вложения, которые в них произведены, но и расходы на них в будущих периодах. Т.е., например, при оценке какого-нибудь оборудования считаются не только расходы на его приобретение, текущая стоимость, но и обязательные расходы будущих периодов, например, на запчасти, на продление лицензии.

При ликвидационном методе могут использоваться как полная ликвидационная стоимость (первоначальная стоимость – амортизация), так и рыночная стоимость (первоначальная стоимость – амортизация ± разность между остаточной ценой и рыночной ценой аналогов).

Эти методы, точнее модификации, могут применяться совместно друг с другом, и им также присваиваются соответствующие веса и выводится какое-то среднее значение. Примерно также выводится среднее значение и у фирм, если они используют одинаковый метод и если величина их оценки сильно отличается друг от друга.

При использовании затратного метода необходимо учесть величину инфляции на данный актив. Она учитывается с помощью следующей формулы:

, где – индивидуальный индекс цен для данного актива, р0 – цена актива в момент покупки, р1 – цена актива в момент оценки.

Если р0 – величина объективная, то р1 – субъективная, и она зависит от способов оценки текущей цены актива самим оценщиком, а на это, в свою очередь, влияют величина инфляции, стоимость нематериальных активов, стоимость рыночных аналогов, моральный износ и т.д.

Для использования затратного метода вычисляется также и амортизация:

А = р0 * (n/N), где р0 – стоимость покупки актива, n – период от момента покупки до оценки, N – период жизни актива.

При использовании данной формулы, как и при предыдущей, возникает субъективный момент, связанный с определением времени жизни актива. N – субъективный показатель, т.к. хотя по многим активам есть документация, которая определяет время их эксплуатации , но существует достаточно много факторов, оказывающих влияние как в сторону увеличения жизни актива (его модернизация или частичная эксплуатация), так и в сторону уменьшения продолжительности его эксплуатации (небрежное использование, недостаточные расходы на ремонт, ЧП на производстве и т.д.).

Поэтому и в вычислении амортизации остается субъективный момент, создающий трудности при оценке активов.

Остаточная цена актива: Р = (р0 – а)* , где Р – итоговая оценка актива.

Оценить актив купленной 6 лет назад за 75$. За счет инфляции цена актива увеличилась за это время в 7,3 раза. Актив рассчитан на 18 лет эксплуатации.

Амортизационные отчисления

75* (6/18) = 25

Остаточная цена актива

(75-25)*7,3=365

Метод аналоговой оценки (сравнительной) основан на принципе, что покупатель не купит актив, если его рыночный аналог доступен по более низкой цене. Чем более открытая экономика и чем больше экономических субъектов представлено на рынке, тем более применим этот метод. При этом методе применяются 2 основных подходов:

· метод предприятий аналогов (наиболее распространен)

· метод отраслевых коэффициентов (применяется значительно реже, т.к. имеется субъективизм при определении отраслевых коэффициентов; нивелируются индивидуальные особенности рассматриваемого предприятия)

Метод предприятий-аналогов позволяет по характеристикам активов-аналогов ... Аналогичный актив должен быть сходен с исходным активом по местоположению и с индивидуальными особенностями в зависимости от типа актива. Например, если оцениваются машины, оборудование, то значение имеет страна-производитель, год производства, срок активной эксплуатации и т.д. Если оцениваются объекты недвижимости, значение имеют тип постройки, величина объекта, окружающая инфраструктура. Если речь идет о предприятиях-аналогах, то речь должна идти о предприятиях сходных по выручке, ассортименту, организационно-правовым формам.

Важным условием для применения этого метода является наличие развитого фондового рынка, если речь идет о предприятиях, и развитого рынка недвижимости, если речь идет об объекте недвижимости. В последнем случае, а также при оценке машин и оборудования и прочих активов подразумевает полная и открытая информация об операциях с аналогичными активами. Поэтому в российских условиях этот метод применяется в основном в торговле жилой недвижимостью и весьма ограниченно в условиях оценки предприятий (бизнеса).

При этом методе выделяют несколько основных мультипликаторов, хотя оценщики могут вводить новые, подобранные под индивидуальные нужды.

Н1 = (Р*N) / P1

H2 = (P*N) / P2

H3 = (P*N) / P2 + a

Н1 - мультипликатор «цена на балансовую прибыль»; определяется как отношение рыночной цены всех предприятий-аналога к его балансовой прибыли

Р - рыночная цена 1 акции предприятия аналога

N - количество акций предприятий-аналогов

Р1 - балансовая прибыль предприятий-аналогов

Н2 – мультипликатор «цена поделенная на чистую прибыль»

Р2 - чистая прибыль предприятий-аналогов

Н3 - мультипликатор «цена поделенная на элемент денежного потока» (под элементом денежного потока тут подразумевается сумма чистой прибыли и амортизации)

Эти формулы применимы для ОАО, которые торгуются на бирже. В случае ООО и тех ОАО, которые не торгуются на бирже, вместо капитализации берется стоимость предприятий-аналогов, которые ранее были проданы на рынке.

После определения этих коэффициентов рассчитываем стоимость предприятия по следующим формулам:

Стоимость исследуемого предприятия = S1 = h1 * p1t (балансовая стоимость к моменту его продажи)

S2 = H2*P2t

S3 = H3*(P2t*at)

После того как все 3 коэффициента нашли каждому из них присваивается соответствующий вес и на основе этого веса рассчитывается итоговая стоимость

S= ∑ StPt

St - итоговая стоимость исследуемого предприятия

Pt - вес этого коэффициента

Сейчас разберем пример: имеется предприятие-аналог, рыночная стоимость 1 акции которого составляет 450$, на момент проведения балансовая прибыль = 18 млн, чистая = 10, элемент денежного потока = 20 млн. Для оцениваемого предприятия эти прогнозируемые величины к желаемому моменту продажи составят: балансовая прибыль - 24, чистая - 12, элемент денежного потока - 22. Определите коэффициент

450*100000 = 45 млн - капитализация

Коэффициенты

45/18 = 2,5

45/10 = 4,5

45/20 = 2,25

Стоимость оцениваемого предприятия:

S1 = 2,5 * 24 = 60

S2 = 4,5 *12 = 54

S3 = 2,25 * 22 = 49.5

Допустим, каждому коэффициенту присвоено значение. Эти коэффициенты признаны равными друг к другу

60*1/3 = 20

54/3 = 18

49,5/3 = 16,5

Общее 64,5

Эти коэффициенты могут использоваться и поодиночке, и все 3, а также могут рассчитываться дополнительные коэффициенты в зависимости от желания оценщика.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.