Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы, влияющие на доверие





На доверие влияют четыре главных фактора:

* характеристики коммуникации;

* характеристики источника информации;

* характеристики аудитории;

* различные ситуационные факторы.

a. Характеристики коммуникации. Коммуникацию удобно рассматривать как имеющую два аспекта:

1. Что говорится, т.е. темы, содержание, символы.

2. Как говорится, т.е. стиль, форма, внешний вид. Хотя в конечном счете именно точность сообщений в определяющей мере влияет на их правдоподобие, есть также другие факторы, влияющие на оценку их объективности. Например, было продемонстрировано, что передача информации, направленной как в пользу ее источника, так и против него, связана с тем, воспринимается ли эта передача слушателем как новости (правдоподобная) или как пропаганда (неправдоподобная).

b. Характеристики представления. Способ организации и представления коммуникаций также влияет на их правдоподобие. Например, аудитория склонна по-разному думать о сообщениях, понимаемых как новости, и о сообщениях, понимаемых как комментарии к новостям. Уровень формальности и эмоциональности представления информации, тоже влияет на доверие. Характеристики голоса диктора радио и оформление газетных страниц также влияют на него.



c. Характеристики источника. Готовность поверить какому-либо утверждению иногда зависит от того, кто его высказал. Можно порекомендовать иногда применяемый прием, состоящий в цитировании давних речей вражеского лидера, которые были подходящими для своего времени, а теперь могут быть использованы против врага и в поддержку пропагандистских аргументов. Пропагандист часто может знать, является ли человек или группа защитником какой-либо идеи. Во время боевых действий пропагандист должен быть знаком с отдельными эмигрантскими политическими группами, которые интересуются использованием его коммуникационных возможностей для своих собственных целей. Он должен остерегаться таких групп. Офицер ПО должен тщательно выбирать персонал для своей деятельности, чтобы его люди не ассоциировались с группами, чей рекорд невыполненных обещаний дома предвещает плохую реакцию аудитории на их выступления в иностранных источниках коммуникации.



d. Характеристики аудитории. Чтобы быть по-настоящему правдоподобной, пропаганда должна основываться на знании настроений аудитории, и, что более важно, на настоящем понимании ее точки зрения. В разных культурах динамика доверия одна и та же – в той степени, в какой процессы познания универсальны. Однако, настоящие критерии, выявляющие неточность, предвзятость и ложь, зависят от образовательной и культурной основы слушателя. Для всех аудиторий выявленная ошибка есть неточность, и замалчивание информации, неблагоприятной для ее источника, рассматривается как предвзятость. Но каждая аудитория имеет свой собственный набор стандартов для формирования этих оценок. Хотя максимум доверия часто достигается передачей новостей, содержащих критику, полная объективность в освещении неблагоприятных событий может привести к подавлению морального духа некоторых друзей и потенциальных союзников. Пропагандист не имеет легкого выбора в этой дилемме. Следовательно, он должен основывать свои решения на знании целевой аудитории и других аудиторий, которые могут слышать или видеть его сообщения.

e. Ситуационные факторы. Текущий ход политических и военных событий, частые изменения в питании, условиях проживания, в загрузке домашней работой, а также непостоянство в количестве и интенсивности доступной отечественной и зарубежной пропаганды – все это влияет на эффективность и правдоподобие производимой коммуникации. Убеждение аудитории в неизбежности победы той стороны, которую представляет пропагандист, дается легче, если политические и военные события благоприятствуют стороне пропагандиста. Пропаганда, чтобы ей поверили, должна быть согласована с текущей жизнью аудитории.



Установление доверия

a. В любых ПО доверие должно быть установлено и поддержано. В некоторых случаях существует фундамент, на котором можно строить, запас правды, собранный за продолжительный период времени. Стратегия правды, используемая Соединенными Штатами в ПО в течение многих лет, обеспечивает во многих странах предрасположенность к доверию будущим пропагандистским призывам. Это преимущество, однако, может быть легко и быстро потеряно в любой поспешной и необдуманной кампании, предназначенной для достижения непосредственных целей без ориентации на долговременные цели.

b. Установление доверия - это медленный и трудный процесс. Мы не можем предположить, что прямые пропагандистские призывы, без различия того, насколько тщательно они подготовлены, будут немедленно приняты с доверием целевой аудиторией, не подвергавшейся ранее ПО. На установление доверия влияют многие факторы. Возможно, самое главное – это точная оценка целевой аудитории. Опыт показывает, что чем более враждебной является аудитория, как, например, вражеские войска, тем более объективными и непрямыми должны быть пропагандистские призывы. Даже если сообщение правдиво и подкреплено фактами, резко враждебная аудитория не примет его, если оно выглядит угрожающим ее принятым прежде ценностям.

c. Преданность правде не означает, что требуется или рекомендуется полное и точное изложение фактов. В зависимости от ситуации факты, поддерживающие определенные темы, могут быть отобраны для аудитории, в то время как другие факты, которые могут выглядеть не поддерживающими эти темы, исключаются. Иногда, если маловероятно, что полная правда будет убедительной для целевой аудитории, может возникнуть необходимость модифицировать определенные факты. Полное и объективное изложение не слишком важного материала может служить увеличению правдоподобия сообщения, важного для более широкой пропагандистской кампании.

d. Резюме.

1. Цель ПО состоит в том чтобы добиться желаемого действия аудитории. Доверие коммуникациям ПО определяются в терминах аудитории и ее веры тому, что она видит, читает или слышит. Часто нет прямого соответствия между правдой и доверием. На настроения и убеждения, от которых зависит доверие, влияют многие факторы. Уверенность в правдивости газетных сообщений, например, может быть основана на стиле и формате газеты. Правда – это главный принцип пропагандистской политики Соединенных Штатов, проистекающий из взгляда демократии на правительство как на слугу народа.

2. Элементы коммуникации, несущие доверие, включают в себя точное освещение обеих сторон представляемой темы, независимо от того, понимается ли коммуникация как новости, комментарии к новостям или как-нибудь иначе. На доверие влияет также реакция аудитории на источник пропаганды. Многое также зависит от культурной и идеологической структуры аудитории и от способности пропагандиста оценивать точку зрения аудитории. Ситуационные факторы, такие как последние указы, касающиеся продовольствия, имеют свой эффект в формировании настроений аудитории для восприятия пропаганды. Но они должны быть рассматриваемые как менее важные, часто они изменяются слишком быстро для того чтобы пропагандист мог использовать их должным образом.

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ И НАСТРОЕНИЯ

Введение

a. По определению, ПО имеют задачей развить в целевой группе определенные эмоции, настроения и поведение, благоприятные для выполнения установленной политики и задач. Прежде чем настроения и поведение любого человека или группы может быть модифицировано или усилено, офицер ПО должен иметь общее понимание того, как формируются настроения и до какой степени они влияют на поведение. Наука психология показала, что люди мотивируемы, что эта мотивация вызывает поведенческие шаблоны, которые могут быть измерены, и что многие поведенческие шаблоны могут быть модифицированы. Успешная деятельность ПО – это такая, которая вызывает ответную реакцию целевого человека, немедленно или в пределах заданного времени, в манере, соответствующей хорошо определенной политике и задачам. Чтобы направлять это поведение, нужно быть знакомым с аспектами поведения, общими для всех людей, а также с такими аспектами поведения, в которых ни один человек не похож на другого. Некоторые из таких подобий и различий рассматриваются в этой главе.

b. Любое поведение мотивировано; любое действие требует источника энергии. При обсуждении поведения мы должны различать мотивы и драйвы. Драйвы подразумевают существование некоторого источника энергии, который “толкает” к действию. Мотивация – это более полный термин, касающийся целенаправленного поведения. Если драйв связан с некоторой конкретной целью, достижение которой дает человеку удовлетворение, то такой человек называется “мотивированным”.

Драйвы

Драйв – это стимул или комбинация стимулов, которая создает в человеке напряжение и побуждает его к действию. Иногда эти стимулы можно прямо измерить, а иногда их можно определить, наблюдая действие и прослеживая его причины. Первый тип обычно называется физиологическим драйвом, второй – психологическим драйвом.

a. Физиологические драйвы. Существует большое количество драйвов, общих для человека и других высших животных. Все эти драйвы можно поместить под общим заголовком “избежание или освобождение от физической боли или нужды”. Тело как живой организм должно пополнять свои запасы физической энергии; это достигается едой и питьем. Всем людям присуще освобождение от отработанных продуктов, которые, если бы они накапливались, причиняли бы вред телу. Половой драйв является общим для всех людей, хотя реакция на этот драйв намного сложнее, чем на другие упомянутые драйвы. Еще один драйв, общий для всех людей, но до сих пор не имеющий полного физиологического объяснения – это сон.

b. Психологические драйвы. Если физиологические драйвы являются общими для всех людей и существуют по причине биологического устройства человека, то психологические драйвы приобретаются. Хотя все люди едят и пьют, не все имеют драйв власти или драйв денег. Психологический драйв не обязательно должен быть приобретен, несмотря на то что приобретается метод облегчения напряжения, вызываемого драйвом. Сам по себе драйв приобретается человеком вместе с техникой его облегчения. Тот факт, что психологические драйвы и приемы их облегчения приобретаются, не означает, что эти драйвы менее основательные или менее мощные, чем физиологические. Есть множество известных примеров, показывающих, что человек для удовлетворения приобретенного психологического драйва может пойти на самые крайние лишения и даже на смерть.

Мотивация

a. Цели.

 

1) Напряжения, вызываемые драйвами, уменьшаются при достижении соответствующих целей. Фактически, без целей психологические драйвы никогда не могли бы быть приобретены. Цели физиологических драйвов определить относительно легко – это физические стимулы, уменьшающие драйв. Так, цель голода – еда, цель жажды – вода или другой подходящий напиток, цель сна – отдых или перерыв в сознательной активности.

2) Сложность человеческого сознания очевидна, даже если иметь в виду эти основные биологические драйвы. Некоторые типы еды, хотя и являющиеся адекватными как цели, уменьшающие напряжение, могут быть запрещены некоторыми социальными группами. Даже если конкретная цель известна, приобретенные приемы для достижения этой цели в огромной степени различаются среди отдельных людей и среди обществ. Основная связь между драйвом, человеком и целью схематически показана на рис. 1.

 

Рис. 1. Человек, его драйвы и его цели.

b. Отклик на драйв. Это схематическое представление основной ситуации также иллюстрирует, что есть не только различия между драйвами, но и различные способы откликов на один и тот же драйв. Есть много способов добыть еду для уменьшения напряжения, вызываемого драйвом голода: разные люди в разных обществах осваивают такие приемы, которые являются самыми лучшими, или, по крайней мере, адекватными для них.

Можно также видеть различие между физиологическими и психологическими драйвами. Если питье довольно быстро устраняет напряжение, создаваемое драйвом жажды, то позиция доверия или власти не устраняет драйв самооценки так явно и быстро. Каждый драйв, напряжение, которое он создает, а также социально одобряемые приемы, пригодные для достижения цели и уменьшения напряжения, должны быть поняты офицером ПО, если он намерен управлять человеческим поведением. Во многих случаях для психологического оператора необходимо модифицировать цель или даже создать новую цель, а затем попытаться направить поведение на достижение этой цели.

Фрустрация

a. Часто психологические цели находятся за пределами физических и психологических ресурсов человека, или человек может не освоить подходящие приемы для достижения таких целей, которые ценятся в обществе. Если человеку, пытающемуся уменьшить напряжение, вызванное драйвом, что-то мешает достичь его цели, или цель недостаточно удовлетворительна для уменьшения такого напряжения, то говорят, что такой человек находится в “фрустрации”. Эта ситуация показана на рис. 2.

 

Рис. 2. Фрустрация.

В этой основной ситуации человек в зависимости от того, как он видит эту ситуацию, может реагировать несколькими способами: агрессией, приспособлением или поиском альтернативной цели, и покорностью или апатией.

a. Агрессия. Реакция человека может быть направлена на само препятствие или на символ препятствия. Так как препятствие обычно ассоциируется с некоторой формой наказания, то риск для благополучного существования человека может быть довольно велик. Поэтому он должен решить, настолько ли важно достижение цели, чтобы рисковать наказанием. Таким образом, программы ПО должны помогать человеку узнавать и выделять цель, распознавать препятствие и конкретно показывать, какие действия могут быть предприняты для устранения препятствия и достижения цели.

 

Рис. 3. Три возможные способа реакции.

b. Приспособление и принятие альтернативной цели. Если препятствие социально санкционировано или если способы наказания значительно усилены, то человек может приспособиться к конкретной ситуации и искать альтернативную цель. Хотя альтернативная цель может не уменьшать созданные драйвами напряжения в той же мере, в какой их уменьшает агрессия, человек скорее захочет принять альтернативную цель, чем оставаться в полной фрустрации. Ведомство, создающее препятствие, может вводить другие драйвы, чтобы помочь человеку принять альтернативную или заменяющую цель.

c. Покорность или апатия. При угрозе крайних форм наказания, когда человек не видит возможностей для преодоления препятствия, и когда альтернативная цель неприемлема, он может покориться ситуации. Напряжение остается, но человек учится приспосабливаться к своему страху перед препятствием. Это обычная реакция, и ее крайне трудно преодолеть, особенно когда препятствие связано с сильными и ощутимыми приемами наказания. Огромные массы населения во многих обществах существуют, живут и работают в условиях полицейских государств, где ощутимые приемы наказания очевидны и вездесущи. Программа ПО должна распознавать такую ситуацию, регенерировать фрустрированный драйв и показывать, как может быть достигнута цель, несмотря на такие условия.

Настроения

Все люди имеют определенные настроения и мнения о ситуации, окружающей драйв, о цели, об имеющихся приемах для достижения цели, и о препятствиях на пути к цели, если они есть.

a. Определение настроения. Настроение может быть определено как предполагаемое состояние готовности к действию в поддержку или против данной соци­ально-стимульной ситуации. Проще говоря, это тенденция реагировать на данную ситуацию конкретным образом. Настроения помогают нам классифицировать огромное количество стимулов, приходящих в нашу нервную систему из социаль­ных ситуаций. Они также помогают нам реагировать на эти стимулы. С момента рождения человек начинает познавать настроения. И они ста­новятся более стабильными и более согласованными (более последовательными) по мере взросления. (Если они нестабильны и несогласованны (непоследовательны), то это часто приводит к невротическому поведению.) На­строения, разделяемые многими людьми, называются социальными настрое­ниями. Настроения, свойственные отдельному человеку, называются личными настроениями. (Мнение – это выражен­ное чувство по отношению к некоторому событию или объекту. Оно более конкретно, чем настроение, так как оно относится к конкретному событию из нескольких событий, к которым относится настроение. Здесь мы будем иметь дело главным образом с настроениями.)

b. Формирование настроений. Человек начинает познавать настроения из системы наград и наказаний, устанавливаемых ему его родной семьей. По мере взросления другие группы (возрастные, школьные, сексуальные, профессиональные, общественные и религиозные) пытаются приучать человека к настроениям по отношению к различным социальным ситуациям. Человек реагирует неодинаково на все эти воздействия, и некоторые настроения становятся сильнее, чем остальные; например, настроения по отношению к кровосмешению или к родительскому авторитету глубже и менее подвержены внешним влияниям, чем настроения по отношению к воинской обязанности. Но, по причине того, что человек является частью общей языковой группы, которая имеет довольно стандартную систему наград и наказаний, многие люди обладают общими настроениями. Многие из этих настроений приобретаются в раннем возрасте и не поддаются критическому осмыслению. Новая поступающая информация фильтруется так, чтобы она усиливала уже имеющиеся настроения. Эти настроения помогают человеку упорядочивать окружающий мир и обеспечивают его стандартами, которые ему нужны для жизни с минимальными конфликтами в таком мире.

c. Настроения и психологическая деятельность. Настроения сопротивляются изменениям, потому что они помогают человеку приспосабливаться к ситуациям. Но они могут быть усилены или изменены. Настроения по отношению к цели или по отношению к препятствию, которое блокирует путь к цели, могут быть изменены. Различные приемы пропаганды предлагают офицеру ПО возможные пути для изменения настроений. Но эти приемы имеют ценность, только если они соответствуют нуждам человека и показывают ему, как он может удовлетворить эти нужды разумным способом. Воспитание и пропаганда пытаются дать человеку разумно приемлемые и полезные факты для стимуляции действия. Офицер ПО должен понимать преобладающие социальные настроения по отношению к конкретной ситуации, основные психологические цели, связанные с этими настроениями, распространенность и глубину настроений, а также знать, какие социальные группы внутри общества помогают усиливать эти настроения.

Организация общества

a. Такие науки как психология, социология, антропология, экономика, политическая наука и история, снабжают психологического оператора информацией, которая поможет ему в подготовке начала психологической кампании и фактически будет руководящей информацией для всей операции, хотя будут необходимы определенные настройки в соответствии с данными разведки. Эти науки проливают свет на организационные и культурные изменения в обществе, обеспечивая понимание конкретной страны или общества. Среди прочего, они показывают, что все общества организованы для того чтобы обеспечить человека минимумом целей и способов выживания. Хотя общества сильно различаются в доступных для человека приемах, есть некоторые главные функции, общие для всех.

b. Социо-психологические функции.

 

1) Все общества имеют первичные группы, которые развивают и воспитывают детей для того чтобы они становились частью общества. Эти первичные группы, характеризуемые непосредственными связями лицом к лицу, учат человека через систему наград и наказаний, как вести себя и какие настроения приемлемы в обществе. Семья как первичная группа в раннем возрасте утверждает в человеке определенные настроения по отношению к родительской власти. Эти настроения прямо влияют на последующие настроения по отношению к власти вообще. Другие первичные группы воспитывают и формируют настроения, нужные человеку для того чтобы стать полноценным членом общества. Офицер ПО должен знать не только преобладающие настроения, но также то, как такие первичные группы постепенно усиливают эти настроения, и может ли человек придерживаться этих настроений перед лицом вызывающих обстоятельств.

2) В большинстве обществ есть группы меньшинства, которым не разрешена степень социальной мобильности, доступная для большинства. Первичные группы, создающие такие элементы меньшинства, имеют различные стандарты “приспособления и интеграции” и приемы обучения молодежи. Если приспособление неполно и рационализация нестабильна, то вероятны конфликты и дезорганизация. Потенциальные области конфликта и дезорганизации могут быть определены тщательным изучением общества, и результаты этого изучения становятся пригодными для программы ПО.

 

c. Политические функции. Любое общество, если оно намерено выжить, должно поддерживать порядок, основанный на законе, и каждый человек имеет свою долю в поддержании этого порядка путем подчинения закону. Без закона нет порядка, а без порядка люди теряются, не зная, куда идти и что делать. Система упорядоченных отношений – это первичное условие человеческой жизни на любом уровне. Порядок поддерживается, если различные группы, составляющие общество, идентифицируют себя с широкими целями большего политического сообщества. Дальнейшая идентификация достигается, когда политические различия между группами и обществом могут быть отрегулированы посредством законотворческих процессов, т.е., сформированные мнения, отражающие политические настроения, могут быть свободно выражены и в основном могут стимулировать коррекцию недовольства. Но если государство не ответственно перед обществом, если в гражданских правах (политических, экономических, религиозных или социальных) есть несправедливость, если мнение общества подавляется, то порядок подрывается и создаются области несогласия, которые становятся пригодными к использованию для психологических целей.

d. Экономические функции. Для задач ПО, по меньшей мере на тактическом уровне, рассмотрение экономических функций может быть ограничено пониманием того, кто контролирует источники общественного богатства, а также право распределения и фактическое распределение этого богатства. Поскольку есть тесная связь между экономическим статусом человека, его социальной мобильностью в обществе, и стабильностью общества, изучение последних экономических изменений и тенденций в экономической ситуации даст ценную информацию для ПО.

e. Религиозные функции. Для подготовки основной базы психологических программ должны быть изучены религиозные основы целевого общества. Картина такой структуры может быть получена путем ответов на следующие вопросы (конечно, и на другие вопросы тоже): Каково место религии в обществе? В какой степени люди данного общества следуют предписаниям главной религии? В какой степени религиозные верования влияют на политические, экономические и социальные функции? Является ли религия главным или второстепенным фактором в формировании современного общества по сравнению с прошлым? Каковы отношения между правительством и некоторыми религиозными группами? Конфликтуют ли между собой настроения людей по отношению к этим двум группам?

Изменение настроений

a. Как уже было сказано, настроения – это тенденции к реакции на данную ситуацию в конкретной манере. Настроения по отношению к социальным драйвам и целям приобретаются, подобно другим персональным инструментам, которые помогают нам приспосабливаться к нашей среде обитания, определяя, какие реакции на какие воздействия будут вознаграждаться. Они развиваются по мере развития личности, и мы учимся играть свои роли в обществе. Они формируются влияниями, оказываемыми разными группами, к которым принадлежит человек и с которыми он идентифицирует себя в течение своей жизни. Чем более прочно настроение связано с групповой принадлежностью, тем труднее его изменить. Однако, настроения меняются. Они могут меняться с возрастом, в результате перспективы взросления, а также когда человек приобретает новый статус, будь то семейное, экономическое или политическое положение; или когда человек страдает от кризиса, такого, как голод или жажда.

b. Настроения, приобретенные в первичных группах и связанные с вознаграждением, наиболее стойко сопротивляются изменениям. Поэтому семейные настроения, настроения по отношению к первичной группе, которой в данное время принадлежит человек, например, к военному отряду, сопротивляется изменению, потому что они помогают человеку достигать социально приемлемые цели и усиливать свой статус.

c. Чем более ясно определено, чем более понятно настроение, тем труднее его изменить. Если человек или группа уверенно придерживается своих политических, религиозных, экономических убеждений, или может убедительно ссылаться на очевидные факты, относящиеся к этим убеждениям и может указать на престижные группы, придерживающиеся подобных настроений, то такие настроения будут сопротивляться изменениям.

d. Настроения меняются, когда они изолированы от других систем убеждений и ценностей человека. Новые настроения легче всего изменить, когда они еще не объединились с психологическим обликом человека. В зависимости от выполняемых психологических программ, настроения такого типа могут быть разрушены или усилены демонстрацией того, как принятие нового настроения поможет человеку в достижении конкретной цели. Пропагандистское сообщение имеет лучшую возможность к восприятию, если оно следует главному направлению существующих настроений. Если его цель состоит в изменении настроений, то будет крайне трудно изменить старые настроения, а также те, которым люди строго следуют. Сообщение будет иметь больший успех, если оно действует в области, где настроения новые и люди не строго их придерживаются, хотя это, конечно, всегда относительно. Если сообщение может защитить подавленные настроения, которые уже готовы были перейти в открытую форму, то оно может предотвратить распад личности или группы.

e. Если нужно изменить настроения, то должны быть намечены определенные задачи и средства их выполнения. Должно также быть ясно установлено, какую пользу человеку принесет решение этих задач. Именно на это направлены ПО.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.