Сделай Сам Свою Работу на 5

Инвестиционные риски: классификация, оценка, методы снижения.





Инвестиционный риск -возможность того, что реальный доход будет отличаться от ожидаемого. Общий риск - сумма всех рисков, связанных с осуществлением какого-либо проекта. Предлагается следующая классификация общего риска инвестиционного проекта по различным признакам: -по временному признаку (краткосрочный, связанный с финансированием инвестиций и влияющий на ликвидные позиции фирмы; долгосрочный, связанный с выбором направлений инвестирования и конечными результатами инвестиций); -по степени влияния на финансовое положение фирмы (допустимый, представляющий угрозу потери фирмой прибыли; критический - утрата предполагаемой выручки; катастрофический - потеря всего имущества и банкротство фирмы); -по источникам возникновения и возможности устранения. Несистематический (диверсифицируемый) - часть общего риска, которая может быть устранена посредством диверсификации. Вызывается особыми для фирмы условиями - доступность сырья, успешные или неудачные компании маркетинга, получение или потери крупных контрактов, влияние иностранной конкуренции, воздействие некоторых правительственных мер (экологический контроль, забастовки и т.д.). Систематический (недиверсифицируемый). Возникает из внешних событий, влияет на рынок в целом (война, инфляция, экономический спад, высокая ставка процента). Для принятия инвестиционного решения необходимо соотнести предполагаемый риск по каждому варианту инвестирования с ожидаемыми доходами. При анализе используются различные экономико-математические методы и модели. Оценка риска использует 2 базовых подхода:1.Экспертный, 2.Статистический. Разработаны следующие методы: 1)Экспертный: в результате составляется таблица, в которой показаны к чему приведут те или иные риски. 2)На базе статистического: а) расчёт основных показателей мат. статистики (мат. ожидание, дисперсия, Стандартное отклонение, коэффициент вариации) б) суммарный метод. Сопровождается измерением диапазона колебания от оптимального до пессимистического. «-»:значения внутри коридора, а не на границах. в) анализ чувствительности: выбираются такие параметры, результат которых наиболее чувствителен. (объём инвестиций, затраты, цена, объём в натуральном выражении). Затем начинают варьировать в определённое кол-во шагов и рассчитывают NPV , затем всё наносится на график. г) анализ безубыточности. Рассчитывают точку безубыточности в материальном и денежном выражении, запас финансовой прочности, эффект операционного рычага. Это позволяет понять насколько производство стабильно и на сколько может выдержать воздействие окружающих факторов.





13.Источники и методы долгосроч.финансирования. Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущего финансового состояния и тенденций развития, доступности тех или иных источников финансирования, способности предприятия подготовить все требуемые документы и представить проект финансирующей стороне, а также от условий финансирования (стоимости привлекаемого капитала). Однако необходимо отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на соответствующем рынке (в стране, отрасли, регионе).Финансирование прямых инвестиций – это порядок предоставления денежных средств, система расходования и контроля за целевым и эффективным их использованием. Методы финансирования зависят от конкретных условий функционирования предприятия, изменений в направлении его развития. Они определяются особенностями воспроизводства основного капитала и источников финансирования на той или иной стадии развития экономики. Источники, формы и методы финансирования прямых инвестиций в основной капитал обусловливаются характером участия его в процессе производства и особенностями строительства.Источники формирования инвестиционных ресурсов можно разделить на три основные группы: собственные, заемные, привлеченные. Среди заемных источников финансирования - главную роль обычно играют долгосрочные кредиты банков. Это наиболее распространенный способ финансирования предприятий. Условия финансирования в банках различны. Российские банки практически не располагают дешевыми ресурсами, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 3—5 лет. В последнее время появились примеры успешного финансирования долгосрочных промышленных проектов, например Сбербанком. Таким образом, если предприятие располагает ликвидным обеспечением и условия предоставления займа приемлемы с экономической точки зрения, то можно прибегнуть к банковским займам. Однако они вряд ли могут быть единственным инструментом долгосрочного финансирования. Обычно используется комбинация акционерного и заемного капитала. В настоящее время имеет место исключительно низкий вес банковских кредитов в финансирование инвестиций – 3,5% (без кредитов иностранных банков только 2,9%). При этом немногим более 70% предоставленных кредитов приходится на ссуды сроком более 1 года и их сумма составляет порядка 20% по отношению к величине прямых инвестиций. Подавляющая их часть идет, судя по всему, на кредитование оборотных средств и иные операции. Трансформация сбережений в инвестиции и межотраслевое перераспределение по банковской линии чрезвычайно малы. Привлечение капитала посредством размещения облигаций на финансовом рынке, безусловно, привлекательный способ финансирования предприятия. Особенно с точки зрения владельцев бизнеса, так как в этом случае не происходит перераспределения собственности. Однако предприятие, планирующее выпуск и размещение облигаций, должно иметь устойчивое финансовое положение, хорошие перспективы развития, а облигационный заем должен быть обеспечен активами предприятия. Опыт двух последних лет показывает, что реальные шансы на успешное размещение своих облигаций имеют крупнейшие российские компании, хорошо известные на рынке, демонстрирующие высокие темпы развития и действующие в привлекательных для инвестора отраслях, например таких, как энергетика и телекоммуникации. Существует очень высокий риск, что размещение облигаций на рынке будет безуспешным, если нет уверенности уверены в том, что облигации предприятия будут восприняты финансовым рынком как ликвидный и привлекательный инструмент; в этом случае следует воздержаться от использования данного способа финансирования.Инвестиционный лизинг является одной из наиболее перспективных форм привлечения заемных ресурсов. Он рассматривается как одна из разновидностей долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку. Приобретение активов в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в качестве обеспечения служит приобретаемый предприятием актив, который переходит в полную собственность предприятия только после того, как будет полностью оплачена его стоимость. Предприятие должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования. Обычно лизинговые компании отдают предпочтение тем видам оборудования, которое может быть легко демонтировано и подвергнуто транспортировке. Именно поэтому лизинговые операции очень распространены при приобретении транспортных средств (кораблей, самолетов, грузовиков и т.п.)



14.Внутреннее финансирование.

Самофинансир-е – обязат.усл-е успеш.хоз.деят-ти предпр-й в усл.рын. эк-ки. Этот принцип базир-ся на полн.окуп-ти затрат по произв-ву про­д-ции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капи­тальные затраты за счет собственных источников. Среди собственных источников финансирования инвестиций главную роль играет прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Часть этой прибыли, направляемая на производственное развитие, может быть использована на любые инвестиционные цели. Политика распределения чистой прибыли компании основывается на избранной ею общей стратегии экономического развития.

  Собственные финансовые ресурсы предприятия  
Источники, образуемые от проведения работ хозяйственным способом   Источники, получаемые от результатов основной деятельности предприятия
  Мобилизация (иммобилизация) внутренних ресурсов     Амортизационные отчисления
  Прибыль по капитальным работам     Прибыль от основной деятельности
  Экономия от снижения цен на оборудования      
  Прочие источники      
           

Размер амортизационных отчислений зависит от объема используемых компанией основных фондов и принятой политики их амортизации (использования метода прямолинейной или ускоренной амортизации). Средства амортизационных отчислений являются одним из основных источником собственных средств предприятия.Онипоступают в составе выручки от реализации на расчетный счет предприятия, и непосредственно с расчетного счета производится оплата всех расходов по различным направлениям капитальных вложений.Через механизм ускоренной амортизации предприятия имеют возможность регулировать величину и сроки финансирования воспроизводства фондов за счет данного источника. Фактические суммы амортизационных отчислений, попадая вместе с выручкой от реализации на расчетный счет предприятия, включаются в состав его оборотных средств и начинают самостоятельное движение, вне связи с амортизируемым имуществом. Они могут оставаться свободными, направляться на капитальные вложения или вкладываться в другие виды оборотного капитала. Однако тот факт, что в кругообороте средств предприятия источники средств практически не различаются, не означает, что природа формирования этих средств не влияет на скорость и эффективности их использования.Достаточность источников средств для воспроизводства основного капитала (равно как и оборотного) имеет решающее значение для финансового состояния предприятия. Потому этот управляемый параметр финансового состояния всегда находится в поле зрения финансового менеджера.

15.Внешнее увеличение собственного капитала Существует два типа внешнего долгосрочного финансирования: кредитование и акционерное финансирование.Типы внешнего долгосрочного финансирования Кредитование:• источник финансирования с фиксированной стоимостью, не зависящей от доходности активов• погашение основной суммы и выплата процентов в отличие от дивидендов требуется по закону• сроки погашения можно совместить по времени с поступлением средств, но они должны быть определены заранее• стоимость привлечения средств относительно низка• как правило, требует обеспечения в виде основных средств или гарантий. Акционерное финансирование:• отсутствует обязательство направления средств на выкуп акций• по закону отсутствует обязательство выплаты дивидендов• увеличивает финансовую базу и кредитную емкость предприятия • является самым дорогостоящим источником финансирования, так как дивиденды не снижают налогооблагаемую базу, а стоимость привлечения средств высока• инвесторы ожидают высокий доход на свои вложения, так как риск и неопределенность, связанная с акционерным капиталом, высоки• расширение акционерного капитала размывает владение и контроль со стороны существующих акционеров. Можно сделать вывод ,что Кредитование для предприятия является менее надёжным источником получения финансовых ресурсов, а акционерное финансирование требует больших затратВыбор источника финансирования следует начать с рассмотрения следующих вопросов:Какого размера финансирование требуется?

Каковы размеры юридического лица, получающего средства?Какую часть контроля вы готовы отдать? Какова степень риска проекта?

16.Эмиссия цб как метод долгосрочного(LR)финансирования.

Собственные внешние источники- это дополнительная эмиссия акций. Фин. Проблемы, связ. с доп. эмиссией:

1.Определение цены продажи новых акций(Цены подписки, эмис.ст-ть). Осн.задача- определить эту цену, т.к.спрос ув-ся и цена ум-ся. Но необходимо назначить эту цену максимально высокой, чтобы снизить кол-во акций и уберечься от размывания К. “-“ падение суммарных котировок на рынке в виду ув-ия предложения цб. ”-” это самый дорогой источник (т.к. риск акционера велик и он хочет боьлшую доходность, а как следствие цену хочет ниже) и, значит, это самый последний источник к которому может прибегнуть п/п. Но м.б. и нет, т.к. на рынке из-за ассиметрии инф-ии инвесторы негативно относятся к дополнительной эмиссии, а из этого следует снижение котировок. Т.о. для определения потенциала падения котировок привлекается посредник. 2.Размыв капитала. Существует спец.механизм д/компенсации потерь старых акций- приемущ.право на покупку. Относится к классу вторичн.цб и даёт переуступки право купить опр.кол-во акций дополн. выпуска по цене подписки пропорционально доле данного акционера в УК. Либо продать, это право. Ц права=(курс акций- цена подписки)* Qновых акций/Qстарых. Д/старого акционера преимущественное право предлагает альтер.виды комп-ций: 1.Возм-ть приобрести цб со скидкой, и как следствие сохранить долю в К; при этом ув-ть инв-ии акц-ра в предприятие.

2.Продать преимущ.право. Это возможность, сохранив кол-во акций, перевести часть К в денеж.форму(получить аналог дивидендов).Но доля в К не сохраниться.

3.Все проигнорировать(если маленький акционер),т.к. такое маленькое кол-во акций сод-т большие транзакционные издержки.

Внешние же инвесторы можно только купить акции, если купят право. Иначе только по рын.ст-ти, которая выше.

Преимущества и недостатки за счёт эмиссии:

а)обык.акций «+»1.Возможность не обсуживать К в явной форме(т.е. можно не выплачивать дивиденды)

2.Отсутствие необходимости возвращать К(т.е. это «бесплатный» ист-к) 3.С т.зр.акц-ра Влад-е обык.акцией даёт след.приемущ-ва: -доход более высокий, чем по др.инструментам. -доход лучше защищён от инфляции(т.к. не фиксирован) -налог по более льготной схеме по сравнению с другими инструментами. «-»1.риск размыва К, как следствие потеря контроля над компанией. б)по привелиг.акциям: «+»1.Тоже безвозвратная основа. 2.Сущ-ет формальная возможность избеж-ия див-ов(когда нет прибыли) 3.Д/акц-ра: -имеют приемущ-ые права. -более защищённый и стабильный доход. «-» 1.необход-ть обслуж-ия в случае показа прибыли. 2. Похож на заёмный К, т.е. комп-ия стремиться обсуживать привел-ые акции даже в случае убытков, а это делает их сходными с облигациями(необ-ть выплаты фиксир.дохода) , а как след-ие у компании более высокие фин.риски, а это вызывает рост цены любых источников.ДОХОД ЭМИССИОННЫЙ - Доход акционерной компании, который образуется за счет разницы между ценой первичного размещения акций и их номинальной стоимостью. Если акционерное общество увеличивает размер уставного капитала путем дополнительной эмиссии и размещения акций, то разница между выручкой от реализации акций по продажной цене и их общей номинальной стоимостью составляет эмиссионный доход.

17. Облигационные займы и банковские ссуды как инструменты долгосрочного финансирования.Облигация - ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между кредитором (её владельцем) и заёмщиком (лицом, выпустившим её). Закрепляет право её держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок её номинальной ст-ти и зафиксированного в ней % в этой ст-ти или иного имущественного эквивалента. СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ОБЛИГАЦИЙ. 1.Номинальная ст-ть напечатана на облигации и обозначает сумму , которая берётся в займы и подлежит возврату по истечении срока займа. Номинальная ст-ть явл-ся базовой величиной для расчёта принесённого облигацией дохода. Если для акции номинальная ст-ть условная величина, то для облигации явл-ся важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облиг-ого займа. 2.Рыночная цена определяется ситуацией на р-ке облигаций и фин. р-ке в целом к моменту продажи. Чем ближе в момент покупки срок погашения, тем выше её рын. ст-ть. Чем выше доход, приносимый облигацией (купон), тем выше её рын. ст-ть. Поскольку номинал у разных облигаций разделяется между собой, то возникает необходимость в сопоставимом измерении рын. цен облигаций. Этот измеритель курс облигации. Курс облигации значение рын. цены, выраженное в % к номиналу. Курс об. = Рын. цена * 100%/ Виды облигаций : Облигации бывают именными, на предъявителя, процентными, беспроцентными, конвертируемыми (т. е. обмениваемыми на другие ценные бумаги, например, акции) и неконвертируемыми. Именные облигации. Большинство компаний регистрируют облигации на имя его владельца в своей бухгалтерии и выдают владельцам именные облигационные сертификаты. Эти облигации не имеют купонов. Платежи по ним осуществляются в соответствии со сроками, указанными в сертификате. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый — с указанием нового владельца облигации. Облигации на предъявителя- облигации со специальными купонами, которые должны отрезаться два раза в год и отсылаться или предоставляться лично эмитенту при наступлении срока платежа по купону. Большинство облигаций яв-ся погашаемыми, или срочными. Сущ-ют облигации без срока погашения, однако у эмитента есть право выкупить такие облигации и аннулировать выпуск. В зависимости от обеспечения облигации бывают двух видов: обеспеченные облигации, или облигации с залогом; необеспеченные облигации, или облигации без залога. Залогового обеспечения заключается в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели облигаций будут претендовать на часть имущества компании. Необеспеченные облигации -они подкрепляются готовностью заемщика оплатить проценты и возместить всю сумму облигации при наступлении срока платежа (ГКО). В случае банкротства компании обладатели этих облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Облигации этого вида являются менее надежными по сравнению с обеспеченными, и поэтому ставка процента по ним более высока. Гарантированные облигации — это ценные бумаги, которые гарантируются не эмитентами, а иными компаниями. Конвертируемые облигации- вид ценной бумаги следует рассматривать как обычную облигацию, которая без каких-либо финансовых затрат заменяется на заранее оговоренное определенное количество акций. Выпуск облигаций не ведет к снижению рыночной цены акции, что обычно происходит при выпуске новой эмиссии акций. Для эмитента выпуск дополнительных акций уменьшает дивиденды. Проценты по облигациям не облагаются налогом, а по дивидендам эмитент вынужден платить. Для инвестора конвертируемые облигации сочетают в себе надежность облигаций и потенциал к росту стоимости, присущий акциям. Отзывные облигации — это облигации, которые могут быть отозваны эмитентом. Главная причина отзыва — существенное снижение % по сравнению с теми, при которых выпускались данные облигации. Бескупонные облигации -по ним не выплачиваются регулярно проценты, а погашаются в конце срока. Они продаются с дисконтом, а гасятся по номиналу. В качестве дохода здесь выступает разница между покупной ценой и ценой погашения. " Бросовые" облигации. - как и акции, облигации можно классифицировать по инвестиционным качествам. Облигации, относящиеся к самым низким категориям качества, обычно выделяются в группу высокоспекулятивных, бросовых. Преимущества облигаций в сравнении с другими способами привлечения средств 1) В отличие от операций с акциями, при работе с облигациями не происходит «размывания» уставного капитала и снижения доли прежних акционеров, в том числе владельцев контрольного и блокирующего пакетов. 2) Число кредиторов при использовании кредитов и векселей является неизменным, с помощью же облигаций можно произвести заимствование за счет обращения к более широкому кругу кредиторов. 3) Облигации являются дополнительным финансовым инструментом, позволяющим диверсифицировать инвестиционные риски, т. к. с точки зрения доходности и надежности эти ценные бумаги явно превосходят акции и не уступают банковскому депозиту, т. к. дают возможность возврата (путем продажи) денежных средств. 4) Дают возможность эмитенту и инвестору в случае необходимости досрочно выкупить облигации. 5) Дают возможность инвестору погасить облигации досрочно. В любой стране инвесторы считают, безопасной формой инве-ния — это вложения в гос-ые ценные бумаги. Тор-ля этими бумагами ведется интенсивно и на постоянной основе. Они представляют собой самые ликвидные бумаги на любом рынке, дают их владельцам определенные налоговые преимущества (доходы на них не облагаются налогами) и их можно использовать в качестве залогового обеспечения при получении ссуды. Банковская ссуда - денежные средства банка, предоставленные в кредит с уплатой процента. Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки, является риск непогашения кредитов. Облигации и банковские ссуды имеют одинаковое назначение: привлекать заемный капитал. Вместе с тем, выпуск облигаций - это прямое обращение к инвесторам, в отличие от банковских ссуд, в которых вначале банк – фин-ый посредник - аккумулирует свободные денежные средства инвесторов, и лишь затем перераспределяет их в качестве ссуд. Иначе говоря, обли-ые займы - и дешевле (без участия финансового посредника), и могут быть получены на большие сроки, чем банковские ссуды (долгосрочные кредиты для банка - особо рискованные решения). Кроме того, облигации - стандартные долговые контракты (что снижает издержки на заключение и сопровождение их в сравнении с индивидуальными банковскими ссудами). Цена облиг-ого займа более сиахостична по сравнению с ценой банковского кредита. Ожидаемая и фактическая цена облигационного займа может быть не предсказуемая.

18. Лизинг как дополнительная форма финансирования.Л. – это комбинированная форма, включающая целый ряд экономических отношений. Л. предст. из себя приобр-е им-ва с правом польз-я через посредничество специализированной компании на усл-ях платности и возвр-сти. Л. - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Эл-ты отн-ний: купля-продажа, аренда, кредитные отношения, отн-ния залога, отнош-я поруч-ва и др. Существует как минимум 3 смысловых субъекта: поставщик (П), лизингодатель (ЛД), лизингополучатель (ЛП). Отношения: 1 – договор купли-продажи, переход права собст-сти (стрелочка от П к ЛД); 2 – оплата стоимости им-ва (стрелочка от ЛД к П); 3 – договор лизинга, переход права пользования (стрелочка от ЛД к ЛП); 4 – регулярные денежные взносы – выплата лизинговых взносов (стрелочка от ЛП к ЛД); 5 – поставка им-ва (стрелочка от П к ЛП); 6 – оплата доп. услуг (обучение персонала, обслуживание, установка) (стрелочка от ЛП к П). Может быть 2 субъекта, т.е. объединение в 1м лице: 1 – П и ЛД; 2 – П и ЛП. Возвратный лизинг – когда ЛП имеет оборудование , но не имеет денег; он продает свое оборуд-е ЛД и берет его в лизинг. Объекты Лиз. Сделок. Исторически первые объекты лизинг. Сделок – транспортные ср-ва, торговая недвижимость. В дальнейшем спектр расшир-ся и добавились: Техника с высокими темпами морального старения (возник оперативный лизинг); тяжелое дорогостоящее оборудование; рабочая сила (высококвалифицир. Персонал). «+» лизинга: Для П: появляется доп. канал сбыта => увел-ся Vпродаж; более быстрый канал обратной связи с потребителем; деньги получает сразу и в полном объеме. Для ЛД: лизинговое оборудование является обеспечением сделки, целенаправленное использование фондов, благоп-ный налоговый режим. Для ЛП: возмож-сть снижения налог. Выплат (возм-сть относить всю сумму лизинг. Платежа на с/сть – причем не только %, но и сумму осн. Долга); возможность применения ускоренной Am с использованием коэф.3 => резкое снижение налогообл-й базы); лизинг делает доступным дорогостоящее им-во для мелкого и среднего бизнеса; позволяет быстрее адаптир-ся к измен-ям конъюнктуры рынка. Виды лизинга: оперативный и финансовый. Оперативный: на короткий срок, объекты – техника с высокими темпами морального старения или сезонные товары, большой пакет доп. услуг, возможности выкупа нет. Финансовый (исторически появился первым): возм-сть выкупа в конце периода по остаточной ст-сти, на длительный период, дорогостоящее им-во (самолеты, лайнеры), на полный или почти полный Am-ный период. Нормативное обеспечение: Указ президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17.09.94 г. ;Постановление Правительства РФ «Временное положение о лизинге» от 29.06.95 г.; Гражданский кодекс РФ, часть II, §6, глава 34 «Аренда»; Федеральный закон «О международном финансовом лизинге» от 06.02.1998г.; Федеральный закон «О лизинге» от 11.09.1998 г. Классификация лизинга: по отношению к арендуемому имуществу (Чистый, полный, частичный); в зависимости от состава участников (прямой, косвенный, раздельный); в зависимости от формы расчетов (денежный, компенсационный, смешанный), по типу финансирования ( срочный, возобновляемый (револьверный)), по типу имущества (л. Движимого им-ва, л. Недвижимости), по степени окупаемости (с полной окупаемостью, с неполной окупаемостью), в соответ. Структура лизинг. платежа. ЛП = А + ПК + ЧЗ + КВ + ДУ +НДС, где А – амортизация; ПК – плата за использование ресурса по приобретению (возмещение издержек арендатору); ИЗ – инвестиционные затраты лизингодателя за обслуживание; КВ – комиссионное вознаграждение лизингодателю; ДУ– плата за дополнительные услуги, согласно договору; НДС – налог на добавленную стоимость. Методические основы лизинговых расчетов (согласно существующей нормативной базы): общая сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать: сумму, возмещаемую (амортизирующую) за весь срок действия договора полную (или близкую к ней) стоимость лизингового имущества; сумму, выплачиваемую лизингодателю в качестве компенсации за использованные им заемные средства, за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества по договору лизинга; вознаграждение лизингодателю; суммы, выплачиваемые за дополнительные услуги лизингодателя, например, за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано лизингодателем; иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга, например, обучение персонала, техническое обслуживание лизингового имущества, его капитальный ремонт и т.п.; стоимость выкупаемого имущества, если по договору предусмотрен выкуп и порядок его осуществления.

Вопрос 19 и 20 ОПЦИОНЫ Опционы являются одним из самых распространенных финансовых инструментов рыночной экономики. В известном смысле опционы представляют собой развитие идеи фьючерсов. Но в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов опционы не предусматривают обязательность продажи или покупки базисного актива, которая при благоприятных условиях (ошибочные прогнозы, изменение общей конъюнктуры и др.) может привести к существенным прямым или косвенным потерям одной из сторон. Опцион дает возможность ограничить величину потерь. В наиболее общем смысле опцион (право выбора) представляет собой контракт, заключенный между двумя сторонами, одна из которых выписывает и продает опцион, а вторая приобрётает его и получает тем самым право в течение оговоренного в условиях опциона срока: а) исполнить контракт, т.е. либо купить по фиксированной цене определенное количество базисных активов у лица, выписавшего опцион- опцион на покупку, либо продать их ему — опцион на продажу; б) отказаться от исполнения контракта; в) продать контракт другому лицу до истечения срока его действия. Опцион, дающий право купить, носит название колл-опциона, или опциона покупателя (саll орtiоп); опцион, дающий право продать, называется пут-опционом, или опционом продавца (put option). Сумма, уплачиваемая покупателем опциона продавцу, т.е. лицу подписавшему опцион, называется ценой опциона (орtiоп priсе); эта сумма не возвращается независимо от того, воспользуется покупатель приобретённым правом или нет. Цена базисного актива, указанная в опционном контракте, по которой его владелец может продать (купить) актив, называется ценой исполнения (ехеrсisе, или striking ргiсе). акгив, лежащий в основе опциона, называется базисным. Особенностью опциона является то, что в результате операции покупатель приобретает не собственно финансовый инструменты (акции, облигации) или товары, а лишь право на их покупку. В частности, в зависимости от намерения исполнить поставку базисного актива опционы подразделяются на два типа — с физической поставкой и с наличными расчетами. В первом случае владелец опциона имеет право физически получить базисный актив (в случае колл-опциона) или продать его (в случае пут-опциона); во втором случае речь идет только о получении платежа в виде разницы между текущей ценой базисного актива и ценой исполнения. В случае колл-опциона его держатель воспользуется своим правом получить разницу, если текущая цена базисного актива превышает цену исполнения; в случае пут-опциона, наоборот, когда текущая цена меньше цены исполнения. В зависимости от вида базисного актива существует несколько разновидностей опционов: на корпоративные ценные бумаги, на фондовые индексы, на государственные долговые обязательства, на иностранную валюту, на товары, на фьючерсные контракты. С точки зрения сроков исполнения принято различать два типа опционов: европейский, когда контракт дает право купить или продать базисные активы по фиксированной цене только в определенный день, и американский, дающий право покупки или продажи в любой день вплоть до оговоренной в контракте даты (именно эти опционы доминируют в мировой практике). В случае если лицо, выписывающее опцион, владеет оговоренным в нем количеством базисных активов, опцион называется покрытым, если такого обеспечения опциона нет, он называется непокрытым . • держатели колл-опциона и эмитенты пут-опциона играют на повышение цен (иными словами, они полагают, что рыночный курс актива в будущем возрастет); • держатели пут-опциона и эмитенты колл-опцион исходят из прогноза о возможном понижении цен. Опцион представляет собой рыночный инструмент, вторичный финансовый инструмент(производный) поэтому его цена также складывается в результате действия рыночного механизма. Рыночная цена опциона обычно превышает его внутреннюю стоимость на некоторую величину, называемую временной стоимостью .Смысл появления временной стоимости очевиден: опцион имеет отношение к будущему, т.е. ожидается, что заложенная в природу опциона тенденция повышения или снижения цены базисного актива сохранится и в будущем; временная стоимость как бы и служит платой за возможность выигрыша на дальнейшем изменении цены. Варрант и право на льготную покупку Право на льготную покупку акций представляет собой специфический финан-ый инструмент, необходимость введения которого изначально была вызвана естественным желанием акционеров избежать возможной потери степени контроля и снижения доли доходов ввиду появления новых акционеров при дополнительной эмиссии. В этой цен. бум. указано количество акций (или часть акции), которое можно приобрести на нее по фиксированной цене - цене подписки. Возможность наделения действующих акционеров преимущественным правом приобретения голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, в случае их размещения по открытой подписке предусмотрена российским законом «Об акции-ых обществах». Алгоритм ценообразования в точности определяется в соответствии с законами рынка, действующим акционерам в принципе все равно покупать акции на рынке или с помощью прав на покупку. Заметим, что прямая или косвенная выгода от покупки акций с помощью прав все же существует и может проявляться в двух аспектах: а) реализация прав на покупку дает возможность каждому из действующих акционеров гарантированно сохранить статус-кво с позиции своего участия в капитале компании; б) право на покупку как и любая рыночная бумага при определенных условиях может принести доход его владельцу. Финансовые инструменты «право на покупку» обращаются на рынке самостоятельно, при этом их рыночная цена может довольно значительно отличаться от теоретической стоимости. Если ожидается, что акции будут расти в цене, повышается и рыночная цена права на покупку. Значение этого финансового инструмента для эмитента состоит в том, что компания активизирует покупку своих акций. Что касается потенциальных инвесторов, то они могут получить определенный доход в случае, если цена акций данной компании будет повышаться. Варрант в буквальном смысле означает гарантирование какого-то события, например, продажи или покупки товара. В финансовом менеджменте варрант представляет собой ценную бумагу, дающую право купить или продать фиксированную сумму финансовых инструментов в течение определенного периода. Существуют различные виды варрантов. В наиболее типичном случае владелец варранта приобретает возможность купить оговоренное число акций по оговоренной цене в течение определенного времени. Бывают бессрочные варранты, дающие возможность покупать определенный финансовый инструмент в любое время. Варрант не дает право на проценты или дивиденды и не обладает правом голоса, датой и стоимостью погашения. Варрант может выпускаться одновременно с финансовыми инструментами, привлекательность которых тем самым хотят повысить, или отдельно от них. В любом случае по прошествии некоторого времени он начинает обращаться как самостоятельная ценная бумага. Как правило, варранты выпускаются сравнительно редко и только крупными фирмами. В отличие от прав на покупку, выпускаемых на сравнительно непродолжительный срок в несколько месяцев, срок действия варранта может исчисляться годами. Кроме того, фиксированная цена (или цена, исполнения), указанная в праве на покупку, которая устанавливается в момент эмиссии этого финансового инструмента, обычно ниже текущей курсовой цены акции, в то время как цена исполнения в варранте обычно на 10—20% выше курсовой. Безусловно, покупка варрантов сопряжена с риском возможных потерь. Если прогноз не оправдается, а цена акции, напротив, снизится, убыток инвестора будет относительно большим, если он приобрел варранты, а не акции непосредственно. Конвертируемые ценные бумагиПривилегированньие акции могут выпускаться в виде конвертируемых акций, т.е. с опционом конверсии в обыкновенные акции того же эмитента в определенных условиях и пропорции. Ставка дивиденда по конвертируемым привилегированным акциям обычно ниже ставки по неконвертируемым привилегированным акциям, поскольку владелец конвертируемой акции имеет дополнительную привилегию обменять ее на обыкновенные акции и получить дополнительный доход в случае, если рыночная цена обыкновенных акций в силу складывающейся конъюнктуры рынка растет. Условия конверсии акций определяются заданием либо коэффициента конверсии (конверсионного соотношения), либо конверсионной цены. Коэффициен

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.