Сделай Сам Свою Работу на 5

Проникновение христианства на Русь.





ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Языческие верования у восточных славян. Причины отказа от язычества.

Язычество – поклонение физическим божествам, явлениям природы, душам усопших, домашним гениям. Сложилось во II – I тыс.д.н.э.

В XII в. была предложена первая периодизация славянского язычества:

1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь". Период одухотворения всей природы, деление божеств на враждебынх и благожелательных человеку.

2. Культ земледельческих небесных божеств "рода" и "рожаиц".

3. Культ Перуна

4. после принятия христианства язычество отходит на окраины страны.

Основные божества:

· Род (бог неба и земли) + женские божества Рожаницы.

· Мокошь –древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" – русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к христианской Божьей Матери. Часто изображалась с турьим рогом изобилия.

· Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Семаргл– божество семян и корней растений, охранитель побегов и зелени. Посредник между верховными божествами земли и неба. Имел прямое отношение к Мокоши.



· Ярило (бог солнца), солнечные символы – коньки и водоплавающая птица (напр., утка),

· Перун (бог грозы, войны, оружия), формирование господствующего класса, связано с военной функцией, с внеэкономическим принуждением способствовало выдвижению Перуна на первое место, мог стать объектом монотеистического культа. После христианизации уподоблен пророку Илье.

· Дажьбог.Олицетворял солнце. Сын Сварога. Древнее божество природы, солнечности, "белого света", податель благ.

· Хорс – божество солнечного светила. Представлял собой дополнение к образу Дажьбога.

· Волос / Велес / Сура / Тура - "скотий бог", бог торговли.

· Стрибог (Сварог) –"небесный". Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподоблен христианскому богу-творцу Савоафу.

· Ладо / Люль / Лель– символизировал свет, красоту, мир, любовь, радость.

· Природный цикл – бог зимы (смерти природы и человека) – Мара, Марана, Марена (Масленница).



· Духи покровители семьи, предки – Щур(пращур).

Збручский каменный идол – на нем изображены три горизонтальных ряда человеческих фигур, что свидетельствует о существовании в представлениях того времени трех ярусов мира – верхнего, почти бесконечного неба с устремленными вверх мужскими и женскими богами (можно опознать Перуна с саблей и конем, дажьбога, женские божества с рогом изобилия и коньком – Берегиня или Рожаница), близкого зрителям среднего ряда – земля, и нижнего – подземного, боги которого держат на себе верхние ярусы вселенной.

Места языческого культа – капища, там происходили моления и жертвоприношения. Обслуживанием культа и выполнением ритуальных функций занимались волхвы, кудесники (составляли особый социальный слой)

Причины отказа от язычества:

Часто можно встретить такое мнение, что язычество тормозило развитие государства, экономики, культуры и.т.д у славян. Но!!! В таких странах как Древний Египет, Древняя Греция и Древний Рим общество придерживалось языческих культов, и это не помешало им достичь крайне высокого уровня развития. В этих странах язычество не помешало развитию государства. Почему? В этих культах существовала иерархия богов, пантеон богов был систематизирован – а это положительно сказывается на развитии государства.

У славян такого не было. Мало того, что для них была характерна синкретичность мышления (сосуществование богов и мифических героев, что означает лишь начальную стадию мировосприятия у славян), у них не сформировалась чёткая иерархия богов, племена поклонялись разным богам и не могли решить, чей же бог «главнее».



Владимир, занявший княжеский престол в результате политической борьбы, должен был сделать всё возможное для укрепления своей власти. В такой ситуации, когда племена разрознены и силой их покорить и объединить представляется практически невозможным, Владимир решил использовать идеологию – т.е. религию. Объединённые общей религией племена проще было бы объединить в единое государство. Самым простым было изменить существующее язычество, что он и попытался сделать.

 

Владимир I (980 – 1015)

980-981 гг. – попытка унификации языческого культа. Выдвижение Перуна, бога дружины и князя, на первое место среди языческих богов должно было упрочить монархическое влияние, целостность государства. Летопись сообщает: “И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного”: Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюркских племен), Дажбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокош). О серьезности намерений Владимира свидетельствует то, что после создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород и тот “постави кумира над рекою Волховом, и жряху ему людье ноугородьстии аки богу”. Этим главным кумиром в Новгороде, который поставил Добрыня, был кумир финского Перкуна, хотя, по всей видимости, наиболее распространен в Новгороде был культ славянского бога Белеса, или иначе Волоса. Но…отсутствие единства и на вертикальном срезе (по-прежнему разные слои населения верили в разных богов) и на горизонтальном срезе (разные племена, входящие в состав Киевской Руси сохраняли веру в своих богов). Владимир понял, что на язычестве государства не построишь и решил коренным образом поменять религиозную систему – он обратился к монотеизму.

! Славянское язычество не просто тормозило становление государства, оно пагубно влияло на развитие социальной сферы (жертвоприношения – иногда человеческие, беспорядочные брачные отношения, кровная месть – это было уже как-то несовременно, особенно в сравнении с соседними государствами, где подобные архаичные элементы уже отжили своё), экономики (примитивные представления о загробной жизни – вместе с умершим надо закопать в землю все его мат.ериальные богатства, которые могли бы послужить развитию экономики)

. Причины обращения к монотеистичной религии:

1) Становление на Руси феодальной формации (наличие феодальных отношений в экономике + феодальное государство, доминировавшее в сфере политики, но отсутствие феодальной идеологии)

2) Неприспособленность язычества к новым условиям. Вера в загробный мир, идея свободы и независимости

3) Стремление укрепить государство и его территориальное единство. "Одно государство – один Бог", языческие культы – источник сепаратизма

4) Стремление укрепить авторитет единоличной княжеской власти. "Одно государство – один Бог – один правитель"

5) Упрочнение международных позиций, становление внешнеполитического курса

Выбор веры – борьба ислама ( - запрет на алкоголь, обрезание, + многоженство, счастливый рай), иудаизма ( - обрезание, народ без родины), католичества (сильная власть папы) и православия(разделение церквей произошло в 1054 г.). И в православии, и в католичестве существует представление о триедином Боге (троица), и 7 таинствах (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, исповедь, брак, священство, елеосвящение).

 

 

  1. Причины принятия православия на Руси. Дискуссия по вопросам принятия православия в исторической литературе.

Проникновение христианства на Русь.

Первые крещенные князья – Аскольд и Дир (867 г.), известна большая христианская киевская община по договору Игоря с Византией (944 г.); попытка княгини Ольги крестить Русь - ее поездка в Константинополь, крестилась в храме св. Софии, крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх, приняла имя Елена (957 г.), приезд из Германии от императора Оттона I миссионеров и проповедников (Адальберт) – были изгнаны из Киева.

 

Причины выбора православия:

1) Культурные и экономические связи с Византией

2) Особый тип взаимоотношения церкви и государства, подчинение церкви светской власти

3) Терпимость православия к местным традициям, разрешение вести службу на национальном языке, сочетание в обрядах старых (языческих) и новых (православных) норм

4) Личные причины князя: воспоминание о княгине Ольге (бабка), греховная жизнь (необходимость духовного очищения), женитьба на сестре византийского императора – Анне, болезнь

 

 

Дискуссия о причинах принятия христианства в исторической литературе:

· Религиозная историография – митрополит Иларион (середина XI в.) объяснил обращение к православию Божьим откровением, просвещение души и князя, и всего русского народа; идея предопределенности выбора религии (предсказание апостола Андрея Первозванного)

· Дореволюционная историография – различные причины: Голубинский – впечатление детства, общение с бабушкой, княгиней Ольгой, общение с женами-христианками, Платонов – экономические причины

· Советская историография – христианство носит классовый характер, отвечает классовым интересам феодалов, использующих религию как идеологическое оружие эксплуатации, проповедующее подчинение, смирение и послушание

· Современная историография - О.М. Рапов "Русская церковь в IX – первой трети XII века. Принятие христианства. М., 1988 – специфика восточно-славянских языческих элементов (представление о загробном мире) + отсутствие противоречие между единством государства и разнородными языческими культами + дискриминация на международной арене

· Современная историография – И.Я. Фроянов "Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь". Л., 1988 (в соавторстве с Г.Л. Курбавотой, Э.Д. Фроловой, И.Я. Фрояновой) – не введение новых феодальных отношений, а сохранение старых, родоплеменных порядков, сохранение господства киевской полянской знати в государстве

 

  1. Ход крещения Руси. Организация и полномочия русской православной церкви.

Данные о конкретной дате принятия христианства разнятся.

Общепринятая дата – август 988года (В 1988 году торжественно отмечали 1000-летие христианства). Но другие данные показывают, что это случилось 1 августа 990года (Рапов).

Место крещения – князь Владимир крестился со своей дружиной в Корсуни (Херсонес, Севастополь), киевляне либо на Днепре, либо в его притоке Почайна. Трудно происходило крещение новгородцев, использовались войска дяди Владимира Добрыни и воеводы Путяты.

 

Ход и характер крещения:

· Мирный путь (религиозная идеалистичная трактовка)

· Насильственный путь

· Сочетание (Б.В. Раушенбах – распространение христианства – внутреннее дело государства, внешнего насильственного напора не было, как у народов Прибалтики или аборигенов Америки + сопротивление имело естественный характер, когда старое, отжившее мешает новому, прогрессивному

 

Структура церкви: Глава церкви – митрополит Киевский и всея Руси(назначался константинопольским патриархом до 1448 г., автокефалия, с 1589 г. – самостоятельно выбирает себе патриарха, с правления Петра (1699 г.) до 1917 г. церковь управлялась Синодом, сейчас избирается патриарх)

→ в подчинении киевских митрополитов находились епископы, управлявшие церковью на определенных территориях пископствах) в Новгороде, Полоцке, Ростове, Белгороде, Чернигове, Переяславле

→ В их распоряжении находились городские и сельские священники, т.н. "белое духовенство"

→ Наряду с белым существовало "черное духовенство", то есть монахи, иноки (обладали собственной внутренней структурой: глава – настоятель), появились при Ярославе.

Существовала церковь на специальный церковный налог – десятину. Позже стали появляться церковные вотчины, церковь постепенно становилась крупнейшим земельным собственником

Церковный суд: церковь судила всё население только за преступления против веры; но по всем вопросам судила т.н. «общество церковных людей»- монахов и людей, призреваемых церковью (Существовал даже специальный судебник для этих целей – «Кормчая книга»)

 

 

  1. Последствия принятия православия на Руси.

1. Выбор определенного цивилизационного пути

2. Помогло преодолеть языческий изоляционизм, объединило их в единое древнерусское общество

3. Создало духовную основу русской государственности, особый тип права (смягчение нравов, боролась против убийств, кровной мести, многоженства, рабства и пр.)

4. Способствовала стабильности русского общества, осуждала социальны протесты и насили, формировала уважение к власти

5. Духовное развитие общества, морально-нравственное воспитание, церковь и христианская этика смягчали нравы, боролись против многоженства, языческих пережитков, рабства

6. Развитие культуры – письменность, архитектура, живопись, иконопись

7. Сближение Руси с мировыми державами

 

Отношение общественной мысли к принятию христианства:

· Большинство рассматривают принятие христианства как закономерный, естественный шаг, который привел к развитию и государства, и общества

· Чаадаев – отрицательно

· Фроянов – отрицательно

 

Двоеверие – устойчивое сочетание христианский и языческих элементов в жизни русского общества. Лихачев считал, что двоеверия в России не было, было медленное, постепенное вытеснение языческих элементов христианскими.

· Имена – двойные, тройные имена (Упирь Лихой). Владимир I – Василий, Ярослав Мудрый – Юрий, Владимир Мономах – Василий Андреевич, первые русские святые Борис и Глеб – Роман и Давид

· Сохранение отношения к христианскому богу, как к языческому – Христос = Род, Богородица = Мокошь, Илья Пророк - Перун

· Праздники – Иван Купала (праздник Иоанна Крестителя), Пасха, Рождество, Масленица

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.