Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные проблемы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и Сталинградской битве в контексте концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.





Савицкая О.Н., Волгоград

30 октября 2013 г. на заседании Президиума Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. Основу авторского коллектива составили сотрудники Института российской истории РАН - главного научно-исследовательского и экспертного центра страны в области Отечественной истории.

По своему характеру Концепция значительно шире, чем просто обоснование необходимости подготовки нового УМК. В ней сформулирована стратегия развития системы общего исторического образования в Российской Федерации. Немало места в ней уделяется изучению историко-культурного наследия России и ее регионов, формированию самоидентификации в условиях многонационального и многоконфессионального государства, развитию краеведениию, воспитанию патриотизма.

Целью разработки новой Концепции провозглашается формирование общественно-согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, разработка целостной картины российской истории [6].

А каково отношение современного российского общества к теме Великой Отечественной войне и Сталинградской битвы? Существует ли сейчас эта общественно-согласованная позиция? Каковы последствия почти 25-летнего лжеплюрализма в этой теме.



Живы еще последние герои-победители и очевидцы войны, а новое поколение в лице московской певицы Алены Пискун с друзьями снимает себя в непристойных позах в Пантеоне Славы на Мамаевом Кургане и у Вечного Огня на площади Павших Борцов, сопровождая это все нецензурной бранью, и выкладывает на всеобщее обозрение в сети Интернет. С легкой руки прессы этому даже придумали название – «некрофильский туризм» [15]. А 26-летний житель Волгограда сдает скульптуру девочки Милы с мемориала Солдатское поле в металлолом [2].

Казалось бы, ничего особо страшного, мало ли какие формы самовыражения и заработка находит молодежь в наши дни. Бунт против авторитетов – черта возраста. Пройдет. На мой взгляд, уже не пройдет. Им всем практически столько же лет, сколько нет СССР, и они выросли в обстановке долгой идеологической ненависти к этой стране, равнодушия и незнания ее истории.



В русскоязычном интернете открыто работают сайты профашистского содержания. Их авторами являются, в том числе и кандидаты исторических наук, которые, ко всему прочему, защищались в уважаемых Московских вузах с темами диссертаций, реабилитирующих русские формирования в составе войск Третьего Рейха [11].

В 2014 г. я со своей студенткой провела небольшой социологический опрос среди студентов педагогического университета, который не претендует на фундаментальные выводы. Обратим внимание только на отдельные цифры: 3 % опрошенных считают тему Сталинградской битвы избитой, банальной, 1,5%, что она потеряла свое патриотическое значение, т.к. раскрыты совсем негероические страницы ее истории. 38,3 % опрошенных не смогли назвать ни одной из памятных дат Сталинградской битвы, а 9,2 % не знали ни одного из ее героев [12].

Эти ответы, хотя и не подавляющие, говорят о том, что события тех лет перестают быть значимыми для молодого поколения.

Большая часть современной Волгоградской области – это бывшие казачьи округа. 1 июня на многих казачьих сайтах и в книгах по истории казачества объявлен чуть ли не официальным денем памяти казаков, погибших при насильственной выдаче Советскому Союзу в 1945 г. английскими войсками в Австрийском городе Лиенце. Описывая трагедию их гибели вместе с семьями, почему-то совсем забывается тот факт, что эти казаки с оружием в руках сражались против нашей страны в войсках Третьего Рейха.

В недавно изданной в Ростове книге «Донские казаки в ХХ в.» на цветном развороте красуется картина донского художника С.Г. Королькова «Выдача казаков в Лиенце» [4]. Не лишне напомнить, что Корольков, не после Гражданской войны, а после Сталинградской битвы отправился вслед за отступающей фашистской армией на Запад. Иллюстрация помещена рядом с полотном «Защитники Брестской крепости». Вот такое уравнивание.



Хотя бы в одном художник не погрешил против истины – многие мнимые «жертвы террора» в фашистских мундирах. Жаль только женщин и детей, которые стали заложниками нравственного и политического выбора своих близких.

В соседней с нами Ростовской области по сей день на территории частного землевладения в станице Еланской существует мемориал и музей казакам, погибшим в борьбе с большевиками в Гражданскую и Великую Отечественную войны [3]. Центральной фигурой этого мемориала, открытого в присутствии многих официальных лиц и с крестным ходом, является фигура атамана П.Н. Красного, который не только в годы Гражданской, но и Великой Отечественной войны сделал свою ставку на победу немецкого оружия. Объявил Вторую мировую войну – второй гражданской. Был атаманом непризнанного в годы Гражданской войны государства – Всевеликого Войска Донского – казачьей республики, которую он мечтал отделить от России. Именно это название для себя заимствовали деятели современного казачьего возрождения. Краснов всячески поддерживал миф об арийском происхождении казаков, что сближало их с германцами, в противовес «выродившейся» русской нации, которая закончит «самоубийством в угоду американским жидам» [10]. И сегодня мы видим, как вновь бездоказательные гипотезы о древнем происхождении казаков, о пресловутой «казачьей нации» заменяют собой выводы ученых. Казачьи активисты добивались реабилитации Краснова, в чем им было отказано Верховным судом Российской Федерации.

Подобный мемориал с музеем антибольшевистского сопротивления есть и подмосковном Подольске.

В Москве на территории храма Всех Святых на Соколе, который имеет статус Патриаршего Подворья Русской Православной Церкви Московского Патриархата, в 1998 году был установлен памятник под названием «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана…павшим за веру и отечество». Большинство из тех, чьи фамилии были здесь выбиты: фон Паннвиц, А. Г. Шкуро, П. Н. Краснов, Султан-Гирей Клыч и др. были осуждены и казнены как военные преступники [10]. Остальные просто погибли раньше, или перебрались в США, где их военный опыт борьбы с СССР оказался востребованным после войны.

8 мая 2007 года, в преддверии Дня Победы, после многих попыток убрать памятник нацистам легальными методами, антифашисты просто разнесли его ударом кувалды. Но «монумент» сторонникам А. Гитлера и П.Н. Краснова по-прежнему там. Их имена на других плитах и крестах православного мемориала с громким названием «Примирение народов» [9].

В церемонии его открытия в 1994 г. приняли участие представители Министерства обороны, Администрации Президента и Правительства РФ, депутаты Мосгордумы. На меня наводит ужас фотография с церемонии открытия, как рядом с выбитыми фамилиями Шкуро и Краснова стояла рота почетного караула солдат Российской армии [9].

Так совпало, что храм на Мамаевом Кургане также носит название Храма Вех Святых. Так к какому храму и мемориалу нам выбирать дорогу? Это тоже основы православной культуры – молиться за предателей Родины? Или это менее важно, по сравнению с тем, что они были соратниками церкви по антибольшевистскому сопротивлению?

От создателей новых памятных мест современной России не отстает и историческая наука. Российский социолог, бывший сотрудник Аналитического центра Юрия Левады «Левада-Центр» Борис Дубин, заявил, что мы воздвигли надгробие над пустым местом собственного осознания этой войны, что, в отличие от Германии, мы так и не поняли причины произошедшего, его смысл и последствия. Великая победа, по его мнению, заслонила от нас кровавую войну [4].

Остановимся только на самых болевых точках оценок, меняющих всю концепцию Великой Отечественной войны.

В своей основе эта альтернативная история не нова. Большинство ее тезисов заимствованы у западной историографии. России предлагается разделить ответственность за развязывание Второй мировой войны с фашистской Германии, признать себя страной-агрессором.

До сего дня нет ни одного убедительного доказательства того, что СССР готовился напасть на фашистскую Германию или другую европейскую страну, а наоборот всеми силами стремился избежать любого военного столкновения, осознавая свою неготовность к войне.

Развивая тезис о стране-агрессоре редактор журнала «Отечественных записок» Н.П. Соколов или директор все того же пресловутого «Левада-центра» Л.Д. Гудков вообще отказывают Великой Отечественной войне в самом ее названии, квалифицируя ее как «германо-советскую войну», «советско-нацистскую войну» [1, 14]. Та же тенденция наблюдается и в большинстве стран СНГ, где разрушают памятники этой войне, и неонацизм становится частью государственной идеологии.

Жертвы завоевателя у таких историков примирялись с потерями самого агрессора. Они объясняют это одинаковой ответственностью двух типов тоталитаризма – сталинского и фашистского – за бессмысленные потери в ходе их военного противоборства.

В Отечественную войну 1812 г. рядом с дворянами-помещиками сражались их крепостные крестьяне, по сути рабы. Так это тоже был бессмысленный подвиг? Или самодержавие было достойно рабской защиты?

Главные оценки этой войны не должны отделяться от ее характера – со стороны СССР это была справедливая освободительная война за независимость своей Родины. Именно за это, прежде всего, сражались и умирали советские люди, а не за кабинетную дискуссию о сущности тоталитаризма и типе идеального государства. Эта была жертва до последней капли крови, какую не знала ни одна другая страна Европы, где фашисты парадным маршем проходили целые страны за считанные дни. И объявлять подвиг советских людей бессмысленным и ненужным – кощунство.

Эту победу одержали люди с другой системой ценностей, чем навязывает нам современная Западная цивилизация и новые «демократические историки». Да, Советский Союз не до конца был готов к войне, но какой выбор был у страны и ее народа – сдаться и прекратить свое существование (на что была нацелена фашистская агрессия) или сражаться, иногда голыми руками против танков, с отчаянием людей, которым нечего было терять.

В конечном итоге все дискуссии о смысле или бессмысленности военных потерь выводят нас на один главный вопрос – а стоит ли защищать Родину ценой собственной жизни? Как и солдаты во время войны, современные историки отвечают на этот вопрос каждый сам для себя по-разному.

Одна из центральных площадей г. Волгограда на склоне русла реки Царицы 2 февраля 1993 года получила название площадь Примирения. На ней был установлен крест в знак примирения России, Австрии и Германии. Так в что же должно представлять собой наше примирение со вчерашним противником?

Философ, профессор Волгоградского государственного университета, А.И. Макаров в своих выступлении на одной из наших конференций, пришел к выводу, что у россиян не сложилось устойчивого образа врага, что у нас короткая память на катастрофы, в том числе войны, и это согласуется с нашим христианским менталитетом – «добрая душа забывчива» [8].

На мой взгляд, он просто механически соединил воедино два понятия «образ врага» и «историческая память». Первое носит ситуативный, мобилизационный характер, как и отмечает автор. Но советская идеология, историческая наука, культура, я имею в виду, прежде всего, советскую культуру, а не многие современные произведения на тему войны «свободных творцов», личная память героев-победителей не позволили предать забвению события Великой Отечественной войны.

Именно поэтому ветераны так остро отреагировали на открытия немецкого кладбища в Рассошках. Для них сострадание даже к останкам врага представляется осквернением святой Сталинградской земли.

Не все солдаты, вступившие на нашу территорию, сделали это добровольно. Война ломала человека, ставила его в исключительные обстоятельства. Но примирение и прощение – это не беспамятство, в том числе и согласно христианской морали.

В Великой Отечественной войне воедино слились историческое и нравственное начала – оккупант и предатель должен нести ответственность за свой выбор и после своей смерти, в памяти потомков. Сомнительно, чтобы Иуда будет причислен к лику святых какой-нибудь из христианских церквей даже при наличии теологических споров о причинах его предательства.

Я не хочу сказать, что у тех, кто присоединился к фашистам, не было причин ненавидеть советскую власть. Я ни в коей мере не оправдываю политику расказачивания или антирелигиозную политику советской власти. Но ненавидеть советскую власть и воевать против собственного народа – это разные вещи. По этому поводу очень хорошо, на мой взгляд, высказался А.И. Деникин – убежденный противник советской власти, чьи войска когда-то маршировали в 1919 г. по мостовым Царицына: «Так нелепо, странно видеть этих русских людей в немецкой форме, а сказать прямо, как же это так? Понимаете ли, что врагу России служить —нельзя... Нельзя!» [7]. Он написал это вскоре после Сталинградской битвы, за исход которой переживал, 7 ноября 1943 г., и при этом в своем дневнике продолжал упорно называть наш город Царицыным.

Примирение и прощение в своей основе должны опираться на память об уроках войны, ее значении в судьбах мира и нашей страны; память о тех, кто честно выполнили свой долг; неприятие той идеологии, которая развязала эту войну.

Наша общая Победа с бывшими республиками Советского Союза может и должна использоваться как одна из скреп Российской цивилизации и постсоветского геополитического пространства. Эта победа вне наций, конфессий, дискуссий о сущности сталинского тоталитаризма и много другого.

Сохраняя подлинную память о войне, мы говорим не только о прошлом, но и о будущем нашей страны. Переписывая свою историю на западный манер ради желания стать «гражданами мира» не потеряем ли мы своей Родины?

Наша, так называемая, региональная политическая элита внесла свой вклад в разрушение исторической памяти о войне. Например, печально известные инициативы мэров Волгограда Е.П. Ищенко, а затем Р.Г. Гребенникова по коммерциализации Мамаева Кургана, или проекты недавнего губернатора С.А. Баженова по перестройке набережной имени 62 Армии. Каждый раз общественности удавалось буквально с боем отстоять памятные места Волгограда.

Непонятно, почему к юбилею Сталинградской битвы Волгоград должен был принять от рокера по кличке «Хирург» в дар псевдокопии фонтана «Танцующие дети», и на круглом столе чиновники спокойно выслушивали новую «хирургическую» версию победы под Сталинградом – магический ангельский круг детей притянул к себе всю злобную силу врага и разрушил ее внутри себя. И теперь у нас есть новые волшебные кольца защиты.

Недопустимо, когда скульптуру Родины-Матери включают в кандидаты конкурса семь чудес России. С таким же успехом можно было бы устроить марафон между «Троицей» Андрея Рублева и иконой Владимирской Богоматери. Нельзя подходить к культурному достоянию своей страны с принципами книги рекордов Гиннеса. Монументу на священной земле нечего доказывать своим неразумным потомкам.

И это не «бренд нашего города», как любят говорить чиновники. Неплохо было бы вначале заглянуть в словарь, и узнать, что это слово означает товарный знак, марку. Родина-Мать – это не майка с логотипом компании. Именно поэтому некоторые экскурсанты, по отзывам экскурсоводов, ведут себя на Мамаевом Кургане как в парке развлечений, пытаясь, например, залезть на скульптурные композиции Площади Героев и сфотографироваться с ними в обнимку. Примеры можно продолжать…

Из проблемы памяти вытекает другая проблема – проблема памятников и неучтенных захоронений. По сей день на территории Волгоградской области находится огромное количество временных братских могил, сделанных в ходе боев или расчистки города. Когда в массовом порядке началось перезахоронение, у нас родилась даже особая мера человека. Разбросанные взрывами, размолотые танками и машинами, засыпанные строительным мусором разрушенных домов тела людей стали измерять ведром: 1 человек – 1 ведро.

Финансирование содержания воинских захоронений, и в годы советской власти, и сейчас, велось, в основном из местных бюджетов. В современных экономических условиях состояние этих захоронений можно оценить как неудовлетворительное. Решение проблемы, отчасти, возможно за счет возрождения традиции добровольного общественного шефства за памятниками школ, трудовых коллективов, развития поискового движения.

Частные инвесторы, приватизировавшие после распада СССР советские промышленные предприятия, на балансе которых стояло большинство воинских захоронений, к сожалению, показывают свою слабую заинтересованность этим направлением благотворительной помощи, предпочитая тратить деньги на другие святые алтари – монастыри и церкви. Возможный вариант – западный опыт: заинтересовать если не меценатов, то в их лице предпринимателей – материально, за счет гибкой налоговой политики.

Нам многое еще предстоит узнать об этой войне: до конца осознать и принять трагедию репрессированных в это время народов и советских военнопленных, прошедших сначала через фашистские, а затем советские лагеря; оценить роль Сталина как руководителя нашим государством в этот период, в том числе ответить на вопрос, виновен ли он за гибель мирного населения Сталинграда 23 августа 1942 г. и много другого.

Но одно для нас всегда остается аксиомой – мы народ-победитель. Именно Восточный фронт решил исход Второй мировой войны, начиная с июня 1941 г. он оставался главным фронтом этой войны. Это была поистине всенародная победа. И имена такая позиция была закреплена в Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, где сделан особый акцент на темах двух Отечественных войн – 1812 г. и 1941-1945 гг., что налагает на всех, сидящих в этом зале особую меру ответственности за передачу неискаженной исторической памяти новым поколениям.

Библиография:

1. Гудков Л.Д. «Память» о войне и массовая идентичность россиян: [Электронная версия] //Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3(40-41). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/gu5.html#_ftnref9

2. В Волгоградской области разрушаются памятники и мемориалы защитникам Сталинграда. 17.01.14: Информационное агентство "Высота 102.0": [Сайт]: URL: http://v102.ru/society/42898.html

3. Донские казаки в борьбе с большевиками: [Сайт]: URL: http://elan-kazak.ru/memorial-muzei

4. Донские казаки в ХХ веке. Ростов-на-Дону, 2006. С. 266.

5. Дубин Б. «Кровавая война» и «великая победа» //Отечественные записки. 2004. № 5. С. 84.

6. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории: [Электронный документ]: URL: http://rushistory.org/wp-content/uploads/2013/11/2013.10.31-Концепция_финал.pdf

7. Лехович Д.В. Белые против красных. Судьба генерала Антона Деникина. М., 1992. С. 183.

8. Макаров А.И. Война и коллективная память: механизмы солидаризации общества //Сталинградская битва: историческая память и художественное наследие. К 70-летию победы в Сталинградской битве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 13-14 ноября 2013 г. М., 2013. С. 11-16.

9. Новостная сеть блогов MyWebS: [Сайт]: Всероссийское военное Братское кладбище жертв 1-й Мировой войны и красного террора. Всехсвятское приходское кладбище. Мемориал Примирения народов у Храма Всех Святых на Соколе в Москве: URL: http://www.mywebs.su/blog/9636.html

10. Памятник нацистам в Москве. Комментарии редакция научно-просветительского журнала «Скепсис»: URL: http://scepsis.net/library/id_1400.html

11. Русская освободительная армия: [Сайт]: URL: http://www.roa.ru/news.html

12. Савицкая О.Н., Калитвинцева Т. Сталинградская битва как ресурс патриотического воспитания: к постановке проблемы (по материалам социологического опроса) //Сталинградская битва: историческая память и художественное наследие. К 70-летию победы в Сталинградской битве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 13-14 ноября 2013 г. М., 2013. С. 415-419.

13. Соколов Н.П. Потерянные люди. О значении статистических споров при оценке потерь участников Второй мировой войны на «восточном фронте» //Сталинградская битва: историческая память и художественное наследие. К 70-летию победы в Сталинградской битве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 13-14 ноября 2013 г. М., 2013. С. 32-41.

14. Фрик-певица Алена Пискун устроила извращенную фотосессию у Мамаева кургана. 2 октября 2013: Вести.RU: [Сайт]: URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1137023

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.