Сделай Сам Свою Работу на 5

Отношение прессы и критики.





Творчество Александры Марининой, как пример «женского детектива» в парадигме современной массовой литературы.

 

 

Работу выполнила

студентка 221 группы

Абашева Оксана

Научный руководитель:

профессор каф. новейшей литер.

Абашева Марина Петровна

 

 

Пермь - 2012

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………. 3стр.

Глава 1. Александра Маринина. Биография и творчество……………… 4стр.

Глава 2. Массовая литература и детектив……………………………… . 12стр.

Глава 3.Проблема изучения гендерной литературы…………………… 13 стр.

Глава 4.Особенности произведений Марининой……………………… 23 стр.

Заключение………………………………………………………………... 29 стр.

Список использованной литературы…………………………………….. 30 стр.

Введение.

 

Актуальность курсовой работы определяется тем, что массовая культура на сегодняшний день исследуется многими российскими и зарубежными исследователями. Она влияет на развитие всего общества и отдельного индивида. Массовая литература является частью массовой культуры. Поэтому исследование текстов массовой литературы, а именно, женских детективов, рассмотрение их сюжетных структур, позволит нам в будущем планомерно и системно изучить массовую литературу, выяснить, какую роль она играет как звено массовой культуры.



Изучение сюжетов популярных текстов – в данном случае – детективов Александры Марининой позволит выявить особенности «женского детектива» как жанра в парадигме массовой литературы.

Сегодня тиражи и количество изданий «женских детективов» заставляют задаться вопросом о тенденциях развития этой индустрии. А. Маринина, Д. Донцова, Т. Устинова, Т. Полякова, Г. Куликова, Е. Яковлева – книги этих авторов имеют огромную популярность у читателей, что заставляет критиков и литературоведов всерьез заняться изучением феномена “женского детектива”. И если критика все еще негативно относится к этому жанру, то литературоведение последних лет отмечено появлением нескольких серьезных публикаций на эту тему. К ним относим работы Ирины Банниковой, Михаила Золотоносова, Елены Раскиной, Елены Чудиновой и др. В этих исследованиях отмечается общая связь «женских детективов» с явлением «женского письма» в литературе, характеризуются отдельные черты поэтики этого жанра с точки зрения современного гендерного литературоведения. Однако работы, посвященные феномену “женского детектива” все еще малочисленны. Преимущественно они содержат обзор творчества отдельных авторов, либо представляют собой материал по их интервьюированию. В настоящий момент, как нам кажется, литературоведческое исследование детективного жанра в нашей стране оказывается весьма актуальным.



Объектом исследования является массовая литература, детектив в частности.

Предметом исследования стал женский детектив: влияние «женского» видения мира на создание произведения, структурные схемы, лежащие в его основе, актуальные в современном обществе мотивы и темы.

Материалом курсовой работы служили следующие детективы: «Когда боги смеются», «Личные мотивы», «Игра на чужом поле», «Шестерки умирают первыми» и другие.

Цель курсовой работы – на основе изучения структуры текстов женского детектива выявить его особенности, отличия от «мужского» и выяснить причины популярности «женского» детектива у читателей обоих полов».

Цель определила задачи исследования:

- определить что такое детектив в современной массовой литературе;

- проанализировать детективы и выявить, что они могут быть представлены как тип формульного повествования;

- выяснить отличительные особенности женского детектива;

- понять, являются ли произведения Александры Марининой типично «женскими» детективами.



Наша задача исследовать структуру детектива и «женского» детектива. Для этого мы должны выделить структурные единицы детектива, основные мотивы, обязательные элементы. Отсюда выясним, какое влияние оказывает на сознание читателя, причины его популярности и как воспринимается критикой.

 

 

Глава 1. Александра Маринина. Биография и творчество.

В первой главе представлена биография автора и краткий обзор её творчества, а также отношение к ней прессы и критики.

 

Александра Маринина - литературный псевдоним российской писательницы Марины Анатольевны Алексеевой, автора большого количества произведений детективного жанра.

Марина Анатольевна Алексеева родилась 16 июня 1957 во Львове. До 1971 жила в Ленинграде, с 1971 — в Москве. Училась в английской спецшколе (в Ленинграде — № 183, в Москве — № 17 и № 9), в Ленинградской музыкальной школе им. Н. А. Римского-Корсакова.

Следуя семейной традиции,[8*] будущая писательница в 1979 году окончила юридический факультет МГУ имени М. Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР.[8*] Она работала лаборантом, затем научным сотрудником. Сфера научных интересов была связана с изучением личности преступника с аномалиями психики, а также преступника, совершившего повторные насильственные преступления.

В 1986 году она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Личность осуждённого за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива», в течение нескольких лет занимала пост главного редактора издательства Юридического института МВД.

С 1987 занималась анализом и прогнозированием преступности. Имеет более 30 научных трудов, в том числе монографию «Crime and Crime Prevention in Moscow»(«Преступности и предупреждению преступности в Москве»), изданную межрегиональным институтом ООН по проблемам преступности и правосудия (UNICRI).

С 1994 работала заместителем начальника и главным редактором научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Московского юридического института МВД России (до переименования — Московский университет МВД России в 2002 году).

В 1998 году Александра Маринина приняла решение уйти в отставку по выслуге лет в звании подполковника милиции и посвятить себя литературному творчеству.

В 1991 совместно с коллегой Александром Горкиным написала детективную повесть «Шестикрылый Серафим», которая была опубликована в журнале «Милиция» осенью 1992. Повесть была подписана псевдонимом Александра Маринина, составленном из имён авторов.

В декабре 1992 после опубликования «Шестикрылого Серафима» Маринина решила попробовать написать детективную повесть самостоятельно. «Стечение обстоятельств», где впервые появилась постоянная героиня Анастасия Каменская, было написано в декабре 1992 — январе 1993 г. и опубликовано в журнале «Милиция» осенью 1993. В течение 1993—1994 были написаны повести «Игра на чужом поле» и «Украденный сон».

В январе 1995 к Марининой обратилось издательство «ЭКСМО» с предложением издавать её произведения в серии «Чёрная кошка». Первая книга, изданная «ЭКСМО», появилась в апреле 1995, в ней были опубликованы повести «Шестикрылый Серафим» и «Убийца поневоле». После этой книги права на повесть «Шестикрылый Серафим» никому не передавались, и автор выступает категорически против её дальнейшей публикации.

В 1995 Марининой присуждена премия МВД России за лучшее произведение о работе российской милиции (за книги «Смерть ради смерти» и «Игра на чужом поле»). В 1998 на Московской международной книжной ярмарке Маринина признана «Писателем года» как автор, книги которого в 1997 были проданы наибольшим количеством тиражей. В 1998 Маринина стала лауреатом премии «Огонёк» в номинации «Успех года».

Первый контракт с зарубежными издателями был заключён Марининой в 1997. В течение последних трёх лет книги Александры Марининой были изданы более чем на 20 языках.

В 2010 года детектив «Ад» стал лауреатом премии «Электронная буква» в номинации «Лучшее прозаическое произведение».

 

Произведения. Детектив.

С 1992 года Александра Маринина создала цикл детективных произведений, основным персонажем которых стала оперуполномоченный Московского уголовного розыска Анастасия Каменская. Среди них такие романы как «Стечение обстоятельств», «Игра на чужом поле», «Убийца поневоле», «Закон трёх отрицаний», «Мужские игры», «Незапертая дверь», «За всё надо платить» и др. По словам писательницы, на момент появления этой героини, её образ во многом был автобиографичным:[23*]

«На тот момент, когда я о ней писала, Каменская была моим автопортретом. Сейчас мы друг от друга существенно отличаемся. Со времён создания «Каменской», с 1992 года, прошло 17 лет. Мы прожили разные жизни. Она — оперативника с Петровки и жены профессора математики, со своими доходами, со своим семейным укладом.»

Прототипом мужа Каменской, математика Алексея Чистякова, является Сергей Заточный.[13*]

С середины 2000-х годов Каменская перестала быть основным персонажем детективных романов Марининой. По словам писательницы, издательство «Эксмо» всегда было заинтересовано, чтобы истории о Каменской продолжались — ведь они хорошо продаются. Но для воплощения новых творческих замыслов образ Каменской не подходил. Тогда появился участковый милиционер Игорь Дорошин. Его главное отличие от Каменской — способность «безоглядной и абсолютной любви — к животным, к старикам, к жизни», он — «посредственный исполнитель сухих приказов и нормативов МВД, но зато образцово-показательный тип с точки зрения заботы о гражданах».[27*]

Существует мнение, что Маринина ввела нового персонажа в свои детективные романы, чтобы уйти от экранного образа Каменской в исполнении актрисы Елены Яковлевой, с которой стало стойко ассоциироваться её творчество.[27*] По словам писательницы, она волновалась, как читатель встретит нового персонажа:

«На тот момент мне было неинтересно писать про Настю, я и придумала Игоря, хотя, конечно, очень переживала. Но, к счастью, всё обошлось: его приняли, и теперь на встречах с читателями меня спрашивают: «А в следующей книге будет кто: Каменская или Дорошин? Давайте Дорошина!». Пришёлся он по сердцу, слава Богу.»

Летом 2010 года Александра Маринина вернула читателям (после трёхлетнего перерыва) Анастасию Каменскую — вышел её новый роман «Жизнь после жизни». В январе 2011 года вышла следующая книга о Каменской — «Личные мотивы». С этих книг в жизни полковника Каменской начался новый этап — она вышла на пенсию (ей исполнилось 50 лет) и перешла на работу в частное детективное агентство.

Помимо детективов Александра Маринина попробовала себя в качестве драматурга (пьесы «Брошенная кукла с оторванными ногами»,

«Ну, ребята, вы попали») и создателя семейной саги (серия «Взгляд из вечности»)

 

Экранизации.

Романы А. Марининой начали экранизировать в 1999. Компания «Рекун-фильм» создала телевизионный сериал «Каменская» по восьми романам А. Марининой, который демонстрировался по национальному российскому телевидению, а также в Латвии, Украине, Германии, Франции. В 2001 той же компанией произведено продолжение сериала «Каменская 2» по следующим четырём романам.

Проект оказался успешным. С 2000 по 2005 годы на экраны вышло пять сезонов телесериала «Каменская», созданных по мотивам 25 произведений. Сама Маринина принимала активное участие в съёмках первых четырёх сезонов «Каменской», в дальнейшем съёмочная группа проявляла бо́льшую самостоятельность.[41*] Выход «Каменской-6» в эфир ожидается осенью 2012 года.

В интервью Маринина подчеркивает, что не имеет отношения к процессу производства экранизаций своих произведений, хотя и смотрит их.[45*] Сценарии фильмов, по её мнению, не всегда отражают именно то, что она вкладывала в книгу, однако она не имеет права в это вмешиваться:[45*]

«Конечно, мне показывают сценарий, я читаю и ужасаюсь, как переколбасили то, что я написала, неправильно поняли, выкинули то, что я считала самым главным. Всё это есть. Но я не могу уже всё это поменять. Как только продаю право на экранизацию — я не могу вмешиваться. Спасибо, если спросят моё мнение и прислушаются. Как правило, этого не происходит.»

О своей деятельности Александра Маринина говорит так:

«Я счастлива, что имею возможность делать то, что нравится, и этим зарабатывать на жизнь себе и своим близким. Когда хобби становится высокооплачиваемой профессией — это высшее счастье для работающего человека.»

Свое писательское кредо она определяет так: «Зло не должно побеждать в книгах, иначе оно победит в жизни...»

Отношение прессы и критики.

Отношение к Александре Марининой и её творчеству довольно-таки разное: большинство читателей в восторге от ее книг и готовы читать их сутками, но как написала одна читательница: «она пишет почему-то медленнее, чем я читаю». Но это мнение сугубо личное читателей, пресса, например, довольно часто позволяет себе резко-негативные отзывы о писательнице, которые она сама видела и прокомментировала в интервью[1***]: "Рашн-деревяшн Агата Кристи - Маринина", "Печет свои книжки, как блины, по две недели каждую", "За нее работают шесть умных евреев"или "За нее пишут тридцать безработных литераторов".

Литературоведы и критики также расходятся во мнениях: Маринину называют «русской Агатой Кристи» и «королевой российского детектива», «чемпионом по тиражам» и «эксплуататором литературных негров». На круглом столе «Rendez-vous с Марининой», темой которого стал «феномен» писательницы и определение ее места в современном литературном процессе, Борис Дубин отметил: «"Нормальное общество", о котором столько тосковали на рубеже 1980-1990-х гг.,— это сегодня общество читающих Маринину. Когда общество после 1992-1993 годов колыхнулось в сторону рутинного традиционализма, повседневности, возвращения к привычному,— на место переводного вернулся отечественный детектив. И Маринина — королева этого периода» (Круглый стол 1998:42)[1**]. Критик Дмитрий Быков назвал Маринину «нашим коллективным сном», а Виктор Ерофеев, объясняя успех Марининой, сказал, что «мощный криминальный фон России делает ее детективы прививкой от смутного, всепроникающего страха». Согласно рейтингу, публикуемому газетой «Книжное обозрение», произведения Марининой на протяжении многих лет занимают в среднем от 3 до 5 первых позиций из 10.

ЕленаТрофимова полагает, что «популярность и писательский успех Марининой определились тем, что она смогла удовлетворить общественный запрос на "гуманный детектив", а также и тем, что ввела в литературный текст образы людей, представляющих реальный средний класс современного российского общества и сумевших сохранить положительную жизненную ориентацию» ([2**]— С.33).

«Своими детективами Маринина пишет современный роман "воспитания чувств"»,— отмечает современный критик Г.Вишевский. Детективы Марининой отличаются абсолютно доступным, понятным языком, с почти казенным, бюрократически внятным синтаксисом и тривиальной лексикой. Борис Тух полагает, что в отличие от других современных авторов детективов Маринина в силу своего жизненного и профессионального опыта работает в жанре «полицейского детектива с социалистическим лицом» (Тух Б.— С.174).

Критик Наталья Иванова так определяет феномен Марининой: «Романы Марининой давали некий ориентир. Компас. Маринина была проводником в совершенно незнакомой реальности, причем проводником, юридически грамотным». (Иванова Н. - С.182).

 

Глава 2. Массовая литература и детектив.

В данной главе будут введены понятия «массовая литература», «детектив», «женский детектив».

 

Что читает большинство рядовых современных читателей? Ответ известен: детективные романы. Но детектив в отечественном литературоведении и сегодня остается не самым почитаемым объектом изучения, так как принято считать, что массовая литература не может претендовать на настоящее исследование в силу своей малой эстетической ценности.

Массовой литературой обычно считают даже не литературу, а низкопробное чтиво, ориентированное исключительно на коммерческий рынок. Утверждают также что она была таковой с самого зарождения и настолько отличалась от подлинной литературы, что уважающие себя критики считали ниже своего достоинства даже замечать ее. И в самом деле, статьи о массовой литературе нет ни в однотомном «Словаре литературоведческих терминов», изданном в 1974 г., ни в многотомной «Краткой литературной энциклопедии». Лишь в дополнительном 9-м томе КЛЭ (1978) появляется статья, но целиком негативная, ставящая массовую литературу вне литературного ряда:

«Массовая литература (паралитература, сублитература) - крупнотиражная развлекательная и дидактическая беллетристика 19--20 вв.; является составной частью «индустрии культуры».

«Прямого отношения к истории литературы как искусства слова массовая литература не имеет: ее развитие осуществляется как диктуемый рыночной конъюнктурой отбор наиболее «ходкого» литературного товара и серийное изготовление продукции по его образцу».[8]

Массовая литература, по мнению большинства ученых, представляет собой «категорию литературных произведений, относимых к маргинальной сфере общепризнанной литературы и отвергаемых как псевдолитература» [9]. Часто её еще называют тривиальной, развлекательной, рыночной, “дешевой”. Другими словами, массовая литература в этом случае не столько жанровое, сколько оценочное или, как писал Ю.М.Лотман, «социологическое» [7, C - 384] определение.

На фабульно-сюжетном уровне многие отмечают как отличительный признак таких произведений динамично развивающееся действие с обилием невероятных происшествий; "лжедокументализм", то есть попытку убедить читателя в достоверности самых невероятных событий. В. Хализев [12. C - 397] добавляет к этому "конвейерность" производства, а также наличие клише и определенных схем относительно сюжета, языка, стиля и даже объема произведения (250-270 страниц). Проще говоря, когда говорят о массовой литературе, речь идет «о литературе "среднего" качества, предназначенной для "массового" чтения, функции, которой заключаются, прежде всего, в развлекательности» [11, C - 204].

Подводя некий итог разговора о «понятии массовой литературы» можно отметить её основные черты:

· Она популярна, т.е. имеет коммерческий спрос; распространяется в широких слоях общества, оказывает существенное воздействие на мироощущение читателей;

· Она демонстративно тривиальна, т.е. содержательно основана на распространении неких «общих мест», стереотипов, важных в системе ценностных предпочтений общества в определенной конкретно-исторический период;

· Она жестко структурирована, то есть организована в соответствии с канонами, основанными на наиболее успешных образцах-предшественниках.

 

Теперь введем понятие детектива. Вот что говорит нам по этому поводу Большой Энциклопедический словарь:

«ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, в узком смысле - проза о расследовании и «разгадке» преступления, в широком смысле - изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы - Э. По ("Убийство на улице Морг", 1841 и другие новеллы). Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом (А. К. Дойл, А. Кристи, Р. Стаут). Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов (Ж. Сименон), с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия и угроз (Д. Хеммет, Р. Т. Чандлер и др.).»

Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

Вышеперечисленные признаки детектива как жанра позволяют определять детектив как формульное повествование. Так же частью формулы являются и типичные персонажи - обязательные герои детективного романа:

Сыщик — непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда — совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика — центральная в детективе.

Выделяют три вида сыщика: сыщик-профессионал, частный детектив и сыщик-любитель.

В любом детективе есть конечно же и преступник (без него детектив не был бы детективом, за неимением состава преступления). Этот немаловажный герой совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию.

Также обязательными персонажами любого детектива являются:

· Потерпевший (тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия)

· Свидетель (человек, обладающий какими-либо сведениями о предмете расследования)

· Компаньон сыщика (человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика)

· Консультант (человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. Например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью)

· Помощник (сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист).

· Подозреваемый (по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление)

Наличие подобных обязательных героев только подтверждает формульность детектива.

О том, что детектив, как впрочем и многие другие жанры массовой литературы, представляет собой формульное образование, еще 80-х годах ХХ века высказал свое мнение и доказал его американский ученый Джон Кавелти.

В своей работе "Приключение, тайна и любовная история: формульные истории как искусство и популярная культура" Кавелти предлагает считать литературной формулой отработанную до автоматизма часть художественной формы, которая восходит к мифологическим и фольклорным архетипам. Это устоявшаяся повествовательная модель, которая комбинируется из ряда специфических культурных стереотипов и более универсальных повествовательных архетипов. Они же, в свою очередь, являются потенциальными формулами, которые могут практически без изменения "кочевать" из романа в роман. Формулы могут проявляться на разных уровнях текста:

· в сюжетах и образах (герои, их атрибуты, обстановка, и т.д.);

· в топонимике текста (пространство и время, географические подробности);

· на уровне языка (реплики, клишированные выражения, и т.д.);

· в повествовательной структуре текста (композиция повествования, сюжетные ходы, позиция автора, и т.д.).

 

Таким образом, формулы по Кавелти - это "принципы выбора сюжетов, героев, обстановки, определяющие базовые структуры повествования и соизмеримые с коллективным ритуалом, игрой, мечтой". И действительно, при анализе, да и при обычном прочтении детективных романов, читатель без труда может предугадать что же будет дальше, чаще всего на уровне повествовательной структуры текста, да и многие реплики героев до того банальны, что и предсказателем быт не сложно. Именно из-за формульности детектива, его ориентирования на массового читателя этот жанр литературы постоянно находится в центре дискуссии критиков о том, можно ли считать массовую литературу «настоящей литературой».

 

Итак, теперь, когда понятие о массовой литературе и детективе в частности становится понятным, необходимо рассмотреть понятие «женский детектив».

"Литературной мамой" детективного жанра считается Агата Кристи, но ее, по праву, можно назвать и создательницей новой разновидности детектива – женского. История современного женского детектива в России началась в 1995 году, когда появились первые романы Александры Марининой. За прошедшие годы этот жанр значительно окреп и сегодня насчитывает сотни авторов. Он оттеснил на второй план любовный роман, но при этом сохранил черты родового сходства с ним, т.к. наличие "любовной линии "- обязательное условие данного жанра.

Каковы же определяющие черты женского детектива? Во-первых, главная героиня - женщина. Женщина-детектив - полная противоположность классическому сыщику. Она рассеяна, но чрезмерно любопытна, отсутствие дара сыщика заменяется женской интуицией. Во-вторых, на обложке стоит женское имя.

Автором, разумеется, может быть и мужчина, но тогда он должен непременно взять женский псевдоним. Первыми в данном жанре прославили свое имя Маринина Александра, Донцова Дарья, Полякова Татьяна, Дашкова Полина, Серова Марина, Малышева Анна, Платова Виктория. Шилова Юлия. Существует несколько разновидностей женского детектива: иронический детектив, ярчайшим представителем которого является Дарья Донцова; психологический роман - Полина Дашкова; милицейский роман- Маринина Александра и, наконец, детектив, который аккумулирует все черты выше названных - это детективы Виктории Платовой, где главная героиня - потенциальная жертва, которой приходиться вести собственное расследование, дабы избежать смерти. Эти детективы пишутся женщинами и для женщин.

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.