|
Как определить стихотворный размер?
Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:
О милые плуты! Кто часто их видел, - 12 слогов 1. Первое, что мы делаем - делим на слоги строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов) и расставляем ударение
__ ` ___ ___ ` ___ ___ ` ___ ___ ` ___ (потом делим по 2 или по 3) Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий
Рифма и строфа поэтического текста
Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Особенности строфики поэтического текста
Строфа (греч. strophe - круг, оборот) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.
Виды рифм
Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Название тропа
| Краткая характеристика
| Пример
| Эпитет
| Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения
| Под нами с грохототом чугунным Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)
| Постоянный эпитет
| Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак
| Выезжает из села да добрый молодец, Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца")
| Простое сравнение
| Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку
| Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин)
| Метафора
| Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства
| Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)
| Олицетворение
| Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления
| Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве")
| Гипербола
| Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи
| И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)
| Литота
| Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия
| Только в мире и есть, что тенистый Дремлеющих кленов шатер (А. А. Фет)
| Метонимия
| Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности
| Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. (А. С. Пушкин)
| Синекдоха
| Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия)
| Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)
| Оксюморон
| Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов
| Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок)
| Перифраз
| Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков
| И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)
| Ирония
| Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки
| "Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов)
|
Поэтический синтаксис
Название синтаксической фигуры
| Краткая характеристика
| Пример из поэтического текста
| Риторический вопрос
| Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа
| Снег идет густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той, Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак)
| Риторическое восклицание
| Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому
| ...И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный поверенный; "Перед вами стоит гражданин Чище снега альпийских вершин!.." (Н. А. Некрасов)
| Риторическое обращение
| Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата
| Здравствуйте, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст... (А. С. Пушкин)
| Повтор
| Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений
| Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности (С. И. Кирсанов)
| Градация
| Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ
| "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь)
| Антитеза
| Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов
| Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)
| Инверсия
| Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи
| "Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин)
| Плеоназм
| Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста
| Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь)
| Алогизм
| Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении
| Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)
| Анаколуф
| Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах
| А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть... (И. А. Крылов)
|
Поэтическая фонетика
Название фонетического приема
| Краткая характеристика
| Пример
| Звукопись
| Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи
| Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ. Как жаль ее слез! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак)
| Анафора
| Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк
| Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин)
| Эпифора
| Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк
| Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий)
| Аллитерация
| Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе
| "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин)
| Ассонанс
| Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки
| Багровое взметнулось полымя Над рокотом аэродрома, А голуби, как будто голые, Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н. Мартынов)
| Как лучше запомнить эти понятия:
В ЕГЭ в бланки ответов можно выписывать общее слово под каждое определение, то есть ассонанс, аллитерация, анафора и эпифора - это все звукопись, в подтверждение слов посмотрите на схему, которая выше. Но наш вам совет, лучше научиться отличать эти термины друг от друга.
Итак, анафора и эпифора, запоминаются по привычному расположению букв в алфавите: А(первая буква, начало) - анафора (повтор в начале), Э(последняя буква, конец) - эпифора (повтор в конце). С этим разобрались.
Аллитерация и ассонанс. Из определения - это повтор гласных и согласных в поэтическом произведении. Слово ассонанс кончается на согласную, значит(!) - это повтор гласных (запоминаем по принципу противоречия), слово аллитерация кончается на гласную, значит(!) - это повтор согласных.
Может кому-то последний пример того, как запомнить эти термины покажется странным, но он по крайне мере у вашего любимого админа работает. И еще, пожалуйста, не забывайте, что в слове аллитерация и ассонанс две двойные согласные, каждая из которых уходит на свой слог (первый и второй).
Многие часто сомневаются, определяя анафору. Анафора – это единоначатие.
Рассмотрим сразу примеры анафоры:
Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Видим, что анафорой может быть не только повтор в смежных строках, но и в перекрёстных.
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод...
Кроме того, анафора бывает и фонетическая, в данном отрывке повторяющийся звук «э».
Еще, анафорой могут быть и союзы, которые могут располагаться даже через несколько строк, изобразим схематично:
И … … …
… … … …
… … … …
И … … …
Ещё схематичный вариант:
… … … … … …
Когда … … …
Когда … … …
… … … … … …
С эпифорой всё с точностью наоборот – повтор слов в конце стихотворных строк.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|