Сделай Сам Свою Работу на 5

Как определить стихотворный размер?





Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:

О милые плуты! Кто часто их видел, - 12 слогов
1. Первое, что мы делаем - делим на слоги строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов) и расставляем ударение

__ ` ___ ___ ` ___ ___ ` ___ ___ ` ___ (потом делим по 2 или по 3) Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий

Рифма и строфа поэтического текста

Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.

Особенности строфики поэтического текста

Строфа (греч. strophe - круг, оборот) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.

Виды рифм

 

Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)

 

Название тропа Краткая характеристика Пример
Эпитет Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения Под нами с грохототом чугунным Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)
Постоянный эпитет Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак Выезжает из села да добрый молодец, Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца")
Простое сравнение Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин)
Метафора Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)
Олицетворение Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве")
Гипербола Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)
Литота Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия Только в мире и есть, что тенистый Дремлеющих кленов шатер (А. А. Фет)
Метонимия Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. (А. С. Пушкин)
Синекдоха Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)
Оксюморон Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок)
Перифраз Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)
Ирония Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки "Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов)

 







Поэтический синтаксис

Название синтаксической фигуры Краткая характеристика Пример из поэтического текста
Риторический вопрос Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа Снег идет густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той, Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак)
Риторическое восклицание Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому ...И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный поверенный; "Перед вами стоит гражданин Чище снега альпийских вершин!.." (Н. А. Некрасов)
Риторическое обращение Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата Здравствуйте, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст... (А. С. Пушкин)
Повтор Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности (С. И. Кирсанов)
Градация Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь)
Антитеза Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)
Инверсия Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи "Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин)
Плеоназм Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь)
Алогизм Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)
Анаколуф Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть... (И. А. Крылов)

Поэтическая фонетика

Название фонетического приема Краткая характеристика Пример
Звукопись Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ. Как жаль ее слез! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак)
Анафора Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин)
Эпифора Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий)
Аллитерация Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин)
Ассонанс Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки Багровое взметнулось полымя Над рокотом аэродрома, А голуби, как будто голые, Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н. Мартынов)

Как лучше запомнить эти понятия:

В ЕГЭ в бланки ответов можно выписывать общее слово под каждое определение, то есть ассонанс, аллитерация, анафора и эпифора - это все звукопись, в подтверждение слов посмотрите на схему, которая выше. Но наш вам совет, лучше научиться отличать эти термины друг от друга.

Итак, анафора и эпифора, запоминаются по привычному расположению букв в алфавите: А(первая буква, начало) - анафора (повтор в начале), Э(последняя буква, конец) - эпифора (повтор в конце). С этим разобрались.

Аллитерация и ассонанс. Из определения - это повтор гласных и согласных в поэтическом произведении. Слово ассонанс кончается на согласную, значит(!) - это повтор гласных (запоминаем по принципу противоречия), слово аллитерация кончается на гласную, значит(!) - это повтор согласных.

Может кому-то последний пример того, как запомнить эти термины покажется странным, но он по крайне мере у вашего любимого админа работает. И еще, пожалуйста, не забывайте, что в слове аллитерация и ассонанс две двойные согласные, каждая из которых уходит на свой слог (первый и второй).

Многие часто сомневаются, определяя анафору. Анафора – это единоначатие.

Рассмотрим сразу примеры анафоры:

Июль, таскающий в одеже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Все громко говорящий вслух.

Видим, что анафорой может быть не только повтор в смежных строках, но и в перекрёстных.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод...

Кроме того, анафора бывает и фонетическая, в данном отрывке повторяющийся звук «э».

Еще, анафорой могут быть и союзы, которые могут располагаться даже через несколько строк, изобразим схематично:

И … … …

… … … …

… … … …

И … … …

Ещё схематичный вариант:

… … … … … …

Когда … … …

Когда … … …

… … … … … …

С эпифорой всё с точностью наоборот – повтор слов в конце стихотворных строк.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.