Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи, функции и классификация электронных библиотек





СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

1.Цели создания электронных библиотек в ВУЗе, их особенности и преимущества. 5

2. Задачи, функции и классификация электронных библиотек. 9

3.Крупнейшие электронные библиотеки мира. 13

Заключение. 18

Список использованных источников. 20

 


Введение

В процессе перехода общества от индустриального типа к постиндустриальному, информация стала играть ведущую роль в жизни общества. В настоящее время информация существует в двух формах: традиционной ( печатной) и в электронной форме.

На сегодняшний день, организация учебного и научного-исследовательского процесса в ВУЗе, требует удобный доступ к информации. Учреждение электронных библиотек в ВУЗе позволяет студентам получать ,накапливать и использовать данные. Данный тип предоставления информации является наиболее эффективным. Электронная библиотека-представляет из себя не столько базу из коллекции электронных документов ,а сколько систему, объединяющую в себе методы подхода к производству, хранения и организации информации с целью поиска и анализа, и доступа к ней с помощью глобальных компьютерных сетей.



Электронные библиотеки во всем мире, по мнению специалистов, являются одним из самых эффективных вложений в развитие человечества. При сравнительно небольших затратах данный вид электронных информационных ресурсов позволяет получить доступ к научной, культурной, образовательной информации миллионам пользователей сети Интернет.

В настоящее время электронная библиотека становится основным компонентом в информационном обеспечении любых форм обучения и способствует решению задач подготовки специалистов, находящихся вдали от учебных центров. Основным принципом современной вузовской библиотеки считается принцип доступа к информации «в любое время и из любого места», поэтому значимость электронной библиотеки в обеспечении современных образовательных технологий сегодня высока. Сегодня уже очевиден тот факт, что в электронной библиотеке вуза должна быть сконцентрирована вся необходимая информация, способная эффективно содействовать учебному процессу университета и проводимым в нем научным исследованиям. Пока библиотекам вузов эту возможность удалось использовать лишь частично. Главные причины кроются в скудости финансирования, отсутствии необходимой материально-технической базы, нехватке высококвалифицированных специалистов, обладающих навыками работы с разнообразными электронными ресурсами и информационными технологиями.



Актуальность данной темы обусловлена активным ростом значимости информационных технологий.

Целью данной работы является определение значимости интеграции информационных технологий в научно-исследовательский процесс.

Данная работа имеет следующие задачи:

· Изучение целей создания электронных библиотек в ВУЗе;

· Изучение особенностей и преимуществ электронных библиотек;

· Определение задачи и функций электронных библиотек;

· Рассмотрение классификации электронных библиотек;

Объект изучения в данной работе-это электронная библиотека ,как вид информационных ресурсов, а предмет- значимость электронной библиотеки в научно-исследовательском процессе.

 

Цели создания электронных библиотек в ВУЗе, их особенности и преимущества.

Создание электронных библиотек направлено на достижение следующих целей:

· Обеспечение сохранности печатного материала, е первую очередь редких и ценных документов; придание новых свойств печатным и рукописным материалам.

· Создание условий для большей доступности содержания печатного материала

· Рациональная организация базы документов

Основная цель-это удовлетворение информационных потребностей.

К основным особенностям электронных библиотек можно отнести:



· Набор объектов. Любая библиотека создаёт набор данных, часто называемых фондами, экземплярами, ресурсами или просто материалом. Таковыми могут быть книги, журналы, документы (как печатные, так и электронные); мультимедийные объекты (картины, изображения, магнитные ленты, видеофильмы и т.п.). Объекты должны быть доступны либо непосредственно в библиотеке, либо через какую-то сеть.

· Набор метаданных. В библиотеке обычно имеются метаданные: каталоги, руководства, словари, тезаурусы, указатели, рефераты, обзоры, подборки и т. п.

· Набор служб. В их числе различные средства доступа (поиск, просмотр и т. п.) с учетом категорий и интересов читателей, системы дифференцированного распространения информации, менеджмент библиотеки, статистика, оценка эффективности и т.д.

· Область интересов. Каждой библиотеке свойственна определенная область интересов, в соответствии с которой и формируются фонды. Например: искусство, наука, литература. Обычно библиотеки создаются для определенной категории пользователей: академические, публичные, специальные, школьные, национальные или государственные.

· Контроль качества. В данном случае имеется в виду тщательная проверка фондов на соответствие профилю библиотеки. Поступающий материал фильтруется перед включением в фонды. Постоянно пополняются библиографические ресурсы путем создания библиографических записей, указателей, рефератов и т. п.

· Сохранность. Библиотеки и архивы являются центрами сохранности — это одна из ключевых функций. Цель процедур сохранности - обеспечить защиту информации и доступ к ней будущих поколений; подразумевается регулярная инспекция материалов для выявления ухудшения состояния; профилактика, а в случае необходимости — восстановительные процедуры.

Электронные библиотеки имеют следующие преимущества:

· Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения — своего или библиотеки.

· Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.

· Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.

· Использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов.

· Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей, в том числе — обслуживания инвалидов по зрению и инвалидов в связи с болезнями опорно-двигательного аппарата.

· Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.

· Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы.

· Возможен быстрый и качественный поиск определенных фрагментов документа, его семантический анализ и прочие виды программной обработки.

· Достигается экономия площадей и пространства по сравнению с обычной библиотекой.

Создание электронной библиотеки в ВУЗе значительно повышает качество образования, быстрое и полное удовлетворение информационных запросов студентов и преподавателей, а также обеспечение свободного доступа к информации, решение вопросов интеграции информационных ресурсов, развитие дистанционного образования. Создание электронной библиотеки в ВУЗе предусматривает:

· автоматизацию всех основных библиотечных процессов, от заказа до поступления книг читателю, обмен информационными ресурсами;

· получение реферативной и полнотекстовой информации в режиме он-лайн;

· штриховое кодирование фонда научного читального зала и научного абонемента;

· внедрение единого формата библиографической записи стандарта USMARC или Unicode (для обмена информацией);

· развитие новых форм методической и информационно-справочной деятельности для преподавания библиотечно-библиографических и информационных дисциплин студентам.[1]

 

 

Задачи, функции и классификация электронных библиотек

Вне зависимости от того, является ли электронная библиотека локальной или она выставлена в Интернете, ее создание должно быть направлено на достижение основной цели, которая видится в удовлетворении информационных потребностей. Используемые технологии и методики должны соответствовать специфике обозначенных информационных потребностей, рациональной организации массива электронных документов, сформированного по избранным критериям отбора. Посредством электронных библиотек могут быть решены следующие задачи:

· обеспечение более широкого доступа к документам, предоставление которых читателям затруднено или ограничено (редких книг, фотоальбомов, рукописных книг, диссертаций и т. п.);

· организация фондов документов/данных, существующих исключительно в электронной форме, их каталогизация и обеспечение доступа к ним потребителям информации;

· предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большими объемами электронных данных.

Электронные библиотеки выполняют следующие функции:

· информационная, направленная на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей по всем отраслям знаний либо одной из предметных областей;

· просветительная, реализуемая, в том числе за счет популяризации электронных документов, относящихся к истории и культуре;

· научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокому изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами, в том числе за счет предоставления полных текстов из удаленных фондов;

· образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка, как основного, так и дополнительного образования путем предоставления не только мультимедийного учебного материала, но и необходимой литературы;

· справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отраженные в документах определенного вида;

· функция сохранения творческого наследия, особенно важная в условиях электронной среды.

Классификация электронных библиотек. В настоящий момент не существует выстроенной классификации электронных библиотек, учитывающей их особенности и разнообразие параметров.

Исходя из способов создания, электронные библиотеки могут быть разделены на три типа:

· Генерируемые электронные библиотеки, когда электронные документы создаются держателями ее фонда.

· Агрегируемые из уже существующих электронных изданий или целых коллекций.

· Смешанные, состоящие как из заимствованных изданий, так и из подготовленных своими силами.

По составу документов электронные библиотеки можно разделить на монодокументные и полидокументные. В целом можно выделить две основные модели: формирование фонда однотипных электронных документов, в основном текстов (модификации — либо один тип публикации, либо смешанные); формирование комплексных мультидмедийных собраний.

Организационно электронные библиотеки могут быть самостоятельными или встроенными в более общий ресурс, скажем в научно-образовательный комплекс или систему дистанционного обучения; а также интегрированными (коллекции объединены общей тематикой и единым интерфейсом, но электронные документы находятся на различных сайтах, что близко к пониманию виртуальной библиотеки). В свою очередь, самостоятельные электронные библиотеки можно разделить на сопряженные с книжным фондом и автономные (к ним принадлежит основное число электронных библиотек), представляющие собой самостоятельную систему электронных информационных ресурсов.

По целевому назначению электронные библиотеки могут быть разделены следующим образом:

· мемориальные, созданные в целях кумуляции документов о лице или событии;

· научные, предназначенные для глубокого изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами;

· учебные, учебно-методические, ориентированные на поддержку образования;

· справочные, создаваемые по типу универсальной энциклопедии для получения необходимой краткой информации по всем отраслям знания;

· просветительские, имеющие научно-популярный характер и предназначенные для комплексного освещения темы (предмета) на общеобразовательном уровне;

· без определенного целевого назначения.[2]

По создателю или инициатору создания, среди электронных библиотек можно выделить следующие типы — создаваемые государственными и общественными структурами; научными и учебными институтами; коммерческими фирмами и отдельными любителями. Одни из них остаются открытыми для внешних пользователей, другие электронные библиотеки реализуются, как коммерческий проект, или дифференцируют доступ: на свободный и платный к разным частям фонда, например, к справочникам за предшествующие годы.

Типы электронных библиотек по содержанию:

· Универсальные. Фонды универсальных электронных библиотек формируются в виде собрания тематических электронных коллекций по разным областям знаний. В таких библиотеках наряду с цифровыми версиями произведений художественной литературы можно встретить статьи по научной тематике, философские труды и т.д.

· Специализированные (тематические). Фонды таких электронных библиотек формируются в соответствии с конкретной областью знаний, либо с учетом интересов и пристрастий создателя ресурса. Например: художественная литература, исторические науки, естественные науки, культура и искусство, детская литература, энциклопедии.[3]

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.