Сделай Сам Свою Работу на 5

Маржинальная прибыль. Точка безубыточности. Операционный рычаг. Оптимизация системы управления затратами.





Маржинальная прибыль (marginal revenue, маржинальный доход) это разность дохода, полученного от реализации и переменных затрат. Она является источником покрытия постоянных затрат и источником образования прибыли.

Формула расчета маржинальной прибыли:

TRm = TR - TVC, где

TRm — Маржинальная прибыль

TR — Доход (total revenue)

TVC — Переменные затраты (total variable cost)

При планировании постоянных затрат предприятие должно определить необходимый объем выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат.

Для определения минимального объема выпуска продукции, выше которого производство продукции становится безубыточным, рентабельным, используют показатель порога рентабельности, (критического объема продаж). В данном случае под безубыточной деятельностью понимается получение прибыли от обычной деятельности (реализации продукции, работ, услуг).

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрей преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие. Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.



В настоящее время внимание к планированию расхо­дов организации ослаблено, что обусловлено в извест­ной степени и предоставленной организациям хозяй­ственной самостоятельностью и отсутствием обоснован­ных методических разработок по планированию произ­водственно-хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, работающих в нашей стране в довольно сложной экономической обстановке. В этих условиях необходимым является планирование затрат организации на производство и обращение продукции. Это позволяет рассчитать объем продаваемой продук­ции по себестоимости, прибыль от продажи продук­ции, оценить материалоемкость и трудоемкость продук­ции, прогнозировать потребность в оборотных сред­ствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продук­цию и т. д.



Как правило, величина затрат на проданную про­дукцию не совпадает с объемом затрат на производство продукции за счет остатков непроданной продукции на начало и конец периода и внепроизводственных расхо­дов, которые полностью относятся на проданную про­дукцию.

Плановый размер затрат на проданную продукцию (Зпп) можно определить по следующей формуле: Зпп = Зн + ВП - Зк + Звп,

где Зн - остатки непроданной продукции на начало планируемого периода по производственной себестои­мости;

ВП - объем продукции, планируемый к выпуску в предстоящем периоде по производственной себестои­мости;

Зк - предполагаемые остатки непроданной продук­ции на конец планируемого периода по производствен­ной себестоимости;

Звп - внепроизводственные расходы на планируе­мый период.

Порядок определения остатков непроданной продук­ции на начало и конец планируемого периода, размера продукции, планируемой к выпуску в предстоящем пе­риоде, рассмотрены выше в теме планирования дохода организации от производства и продажи продукции. Внепроизводственные расходы на планируемый период рассчитывают на основе фактических данных за про­шедший период с учетом мероприятий, направленных на сокращение их размера.



Применяемый в нашей практике учет затрат на про­изводство и продажу (обращение) продукции и кальку­ляция себестоимости продукции нуждаются в суще­ственном изменении и совершенствовании. Отнесение налоговых платежей и других обязательных отчислений в состав валовых расходов на производство и обраще­ние продукции искажает содержание этой экономичес­кой категории, искусственно завышает размер себестоимости продукции, что значительно снижает уровень фактической прибыли и рентабельности, вызывает дополнительную потребность в оборотных средствах и ве­дет к изъятию в бюджет и внебюджетные фонды еще не созданного в организациях дохода, то есть к изъятию оборотных средств. Все это наносит большой финансо­вый ущерб организациям с длительным процессом про­изводства, у которых значительные суммы оборотных средств изымаются в бюджет в виде налогов, сборов, других обязательных платежей. Порядок определения се­бестоимости продаваемой продукции и прибыли от продажи продукции установлен без учета необходимой в условиях инфляции индексации себестоимости продаваемой продукции на дату продажи.

Планирование затрат в организации необходимо осу­ществлять с тем, чтобы определить возможности наи­более экономного расходования материальных, трудо­вых и денежных ресурсов как в целом по организации, так и на единицу продукции (работ, услуг).

Планирование себестоимости осуществляется в хо­зяйствующих субъектах при разработке перспективных и текущих (годовых) планов и зависит от характера выпускаемой продукции.

Так, в организациях, у которых преобладает несрав­нимая продукция, себестоимость планируется в виде определенного размера затрат в копейках на 1 руб. вы­пускаемой продукции в оптовых ценах.

Организации, вырабатывающие один вид продук­ции, плановую себестоимость устанавливают в абсолют­ной сумме (в рублях и копейках) на единицу изделия.

Организации, выпускающие в основном сравнимую продукцию, планируют процент снижения полной се­бестоимости против фактического уровня за прошед­ший период.

На стадии выполнения организациями договорных поставок, заказов, планов необходимо постоянное осу­ществление контроля за расходами организации на про­изводство и обращение, так как от размера фактических затрат на производство и продажу продукции во многом зависит выполнение плана прибыли и рента­бельности. Контроль за затратами следует проводить си­стематически на основе месячных, квартальных и годо­вых отчетов, используя при этом различные методы расчетов влияния на себестоимость важнейших техни­ко-экономических факторов.

Снижение затрат на производство и обращение про­дукции имеет большое народнохозяйственное значение.

Во-первых, это один из существенных резервов ин­тенсификации производства. Снижение себестоимости за счет экономии сырья, материалов, топлива, энергии и затрат живого труда позволяет выпустить значитель­ное количество дополнительной продукции.

Во-вторых, снижение себестоимости (при сохране­нии тех же цен на готовую продукцию) ведет к увели­чению прибыли организаций и росту рентабельности, создает реальные возможности для самофинансирова­ния и самоокупаемости.

В-третьих, сокращение затрат на производство еди­ницы изделия является материальной основой для сни­жения цен на промышленную продукцию, которое приводит к сокращению затрат производства в других отраслях, к уменьшению затрат на капитальные вложе­ния и в то же время создает условия для снижения розничных цен на товары массового потребления.

В-четвертых, сокращение затрат на производство и обращение продукции приводит к ускорению оборачи­ваемости оборотных средств в отраслях народного хо­зяйства.

Процесс управления затратами в организациях свя­зан с изучением факторов, влияющих на их формиро­вание. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления затратами (их анализе, поиске резервов экономии и планировании) все факторы принято под­разделять на две основные группы:

1) зависящие от деятельности организации (внут­ренние факторы);

2) не зависящие от деятельности организации (внешние факторы).

В системе факторов, зависящих от деятельности орга­низации, можно выделить основные:

а) объем производства продукции (работ, услуг). Этот фактор оказывает наибольшее влияние на затраты организации, так как переменные их виды прямо свя­заны с изменением этого показателя. Рост объема про­изводства приводит к увеличению общей суммы затрат, однако уровень затратоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных затрат остается неизменной). С ростом объема производства до определенного преде­ла сумма переменных, а соответственно и общих затрат по организации растет обычно меньшими темпами, так как в составе переменных преобладают виды затрат, имеющие дегрессивный характер (это связано е реали­зацией резервов более эффективного использования ре­сурсного потенциала организации). Однако, начиная с определенного момента, рост объема производства вы­зывает еще больший рост суммы переменных, а час­тично и постоянных затрат, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы роста объема производства. Такая ситуация связана с необхо­димостью вовлечения дополнительного объема ресур­сов всех видов на обеспечение прироста производства, в результате чего резко возрастают постоянные затра­ты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды затрат, имеющие прогрессивный ха­рактер. Следовательно, рост объема производства лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровня затратоемкости в организации;

б) ассортимент выпускаемой продукции. Различные виды продукции имеют разный уровень затратоемкости. Поэтому в организации целесообразно определять рен­табельность каждого вида выпускаемой продукции (ра­бот, услуг) и, исходя из этого, оптимизировать струк­туру выпускаемой продукции;

в) скорость продажи готовой продукции. Чем ниже период обращения готовой продукции в днях, тем со­ответственно ниже в организации уровень расходов по хранению продукции, потерям от естественной убыли и т.д.;

г) уровень производительности труда работников. Чем выше объем производства, приходящийся на одно­го работника организации, тем соответственно ниже уровень расходов по оплате труда и других затрат по содержанию персонала на единицу выпускаемой про­дукции;

д) состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет организация на их ремонт, тем длительнее и чаще их простои;

е) обеспеченность собственными оборотными акти­вами. Чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных финансовых средств пользуются организации в процессе осуществления производственной и хозяй­ственной деятельности, а соответственно тем ниже сум­ма и уровень процентов за кредит.

В системе факторов, не зависящих от деятельности организации, можно выделить основные:

а) темпы инфляции в стране. Чем выше этот показа­тель, тем быстрее растет сумма затрат на приобретение материальных ресурсов, на оплату труда персонала, об­служивание заемных финансовых средств, оплату услуг транспортных, ремонтных и других сторонних органи­заций, отчислениям на социальное страхование;

б) изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав расходов организации. Значительная часть налоговых платежей включается в состав расходов организации. Поэтому изменение видов этих платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на об­щей сумме и уровне затрат организации.

Исходя из вышеперечисленного, основными резер­вами снижения уровня расходов в организации явля­ются:

- систематическое уменьшение затрат живого труда на единицу продукции на основе научно-технического прогресса;

- улучшение использования основных производ­ственных фондов и увеличение в связи с этим выпуска продукции на каждый рубль основных фондов;

- рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии и сокращение затрат на едини­цу изделия без снижения качества продукции;

- сокращение потерь от брака и ликвидация непро­изводительных расходов;

- сокращение расходов по сбыту продукции;

- устранение излишеств в аппарате управления производством на основе рациональной его орга­низации;

- строгий учет и контроль за расходами в организа­ции.

Таким образом, в реальной экономической жизни организаций величина расходов предопределяет финан­совый успех на рынке. Если величина расходов ниже до­хода, то организация получает прибыль, которая являет­ся основным источником воспроизводства и расшире­ния производственно-хозяйственной деятельности. Если же размер расходов выше дохода организации, то дея­тельность организации убыточна, что в условиях рыноч­ной экономики приводит к разорению, банкротству.

Критический объем производства в натуральном выражении Критический объем производства в стоимостном выражении
Пороговое количество – это такой объем производства, при котором достигается безубыточность, но организация еще не получает прибыль. Порог рентабельности - это выручка, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.  
Формула порогового количества товаров (ПКТ) где Зпост – постоянные затраты, необходимые для деятельности организации; Ц - цена единицы товара; Зп.е. – переменные затраты на единицу товара. Порог рентабельности = постоянные затраты / отношение выручки после возмещения переменных затрат к общей сумме выручки Порог рентабельности = постоянные затраты / (1-(переменные затраты в % / 100%)).  

Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически. Приведенное на рисунке графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на предположении об их прямо пропорциональной зависимости.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.