Сделай Сам Свою Работу на 5

Жанры устной и письменной речи





Любая речь оформляется в тексте в виде определенного жанра, при этом одни жанры направлены на развлечение общества, другие – на регулирование общественных процессов. Существенным является и другое разграничение: все виды словесности подразделяются на исторические и новые. Ученых продолжают волновать вопросы дифференциации первичных и вторичных жанров, риторических и речевых, отличие риторических жанров от прочих жанров словесности, проблема межжанрового взаимодействия текстов. Общая картина жанров словесности включает в себя множественные повторы (статья научная и статья публицистическая; доклад в устной деловой речи и доклад в совещательной политической ораторике; реклама в средствах массовой коммуникации и выборной политической речи; нота в письменной дипломатической словесности и вербальная нота в дипломатической ораторике как устный публичный жанр; молитва в письменной духовной словесности и каноническая молитва в гомилетике; поучение в сфере повседневного общения и в духовной литературе; жалоба в официально-деловой речи и жалоба как первичный речевой жанр бытового общения; приказ в официально-деловой речи и требование в повседневном общении; дифирамб как лирический литературно-художественный жанр и дифирамб как первичный речевой жанр бытового общения).



Некоторые из родов словесности представлены как письменными, так и устными жанрами. Очевидно, что таковыми являются деловая, дипломатическая, духовная и словесность средств массовой коммуникации, существующая с публицистикой в одной фактуре речи. Наблюдения над интертекстуальностью тестов подтверждают, что в определенных случаях тема, идея из одного вида словесности передается в другой и происходит обогащение содержания. Собрание всех жанров устной и письменной словесности не представлено ни в одном современном или историческом источнике, причем наиболее загадочным звеном здесь остаются виды устного слова. И если жанры первичные, т. е. жанры повседневного общения, не раз были предметом изучения М. М. Бахтина, а также детального лингвистического исследования научной школы О. Б. Сиротининой, то жанры вторичные, т. е. формирующиеся в условиях организованного культурного общения описаны недостаточно. Хотелось бы особо указать на то, что, помимо многочисленных литературно-художественных жанров в их письменном исполнении и устных жанров фольклора, мы находим в архиве русской словесности виды, которые имеют и не имеют оппозиции – устные – письменные.



Дипломатическая словесность представлена как жанрами письменными (нота, личная нота, частное письмо, памятная записка, меморандум, послания министров иностранных дел, президентов, конвенция, соглашение), так и жанрами устными – дипломатические переговоры, вербальная нота, заявление правительства, выступления лидеров государств, заявление по итогам переговоров, сообщение департамента информации и печати МИД, речь на приеме, речь на обеде, речь при подписании договора, выступление на официальной дипломатической конференции, выступление дипломатов на пресс-конференции, консультация как один из видов дипломатических переговоров, имеющих целью выявить позиции по обсуждаемым проблемам. Можно ли утверждать, что дипломатические речи, входящие наряду с военными и политическими выступлениями в совещательную ораторику, имеют неповторимые, специфические особенности? Подобно военным речам они к чему-то призывают, и так же, как и политические, преследуют цель преобразования общества, улучшение внешней политики государства. Известно, что, когда внешнеполитическая ситуация осложняется, за стол переговоров садятся самые опытные дипломаты. Так было перед самой войной в Ираке: Путин послал в Ирак именно Примакова для беседы с Саддамом Хусейном. Другой, более авторитетной, кандидатуры не было. В советское время Е.М.Примаков был единственным дипломатическим представителем, который не однажды встречался с руководителем курдов Мустафой Барзани. Настоящий дипломат в любое время может оказаться в «горячей точке» и проявить качества профессионального военного и дальновидного политика. По замыслу дипломатические речи не назовешь импровизированными. Дипломат находится в определенное время в определенном месте и четко знает, по какому плану необходимо действовать, но бывают и непредвиденные ситуации, например, в военное время, и здесь доля импровизации в речевой деятельности ритора высока. Кроме того, дипломат редко говорит на широкую аудиторию. Дипломатические переговоры – это диалог «за закрытой дверью».



В деловой словесности также находим письменные виды (закон, конституция, декларация, указ, постановление, ходатайство, исковое заявление, устав, договор, контракт, должностная инструкция, приказ, распоряжение, докладная записка, служебная записка, объяснительная записка, апелляция, предписание, решение, протокол, справка, характеристика, резюме, телеграмма, анкета, извещение, завещание) и устные виды (телефонный разговор, деловая беседа, деловое совещание, дискуссия, дебаты, диспут, доклад, консультация, инструкция, переговоры, торги). Подобно первым двум родам словесности, духовная словесность включает в свой состав жанры письменные (притча, житие, слово, поучение, заповедь, завет, послание, молитва) и жанры устные, или гомилетические (проповедь, слово на Соборе, исповедь, псалтырь, псалом, тропарь, кондак, возглас, песнь хвалебная, песнь ангельская, ектенья, славословие, каноническая молитва, поучение, чтение, акафист, беседа). Сюда же следует отнести словесность СМИ с письменными публицистическими жанрами (статья, корреспонденция, интервью, заметка, информация, обзор печати, рецензия, очерк, фельетон, глосса, хроника, открытое письмо, репортаж, памфлет эссе, анонс, девиз, реплика, комментарий, обзор, обозрение, зарисовка, острота, пародия, шутка-мистификация, сатирический комментарий, реклама, некролог) и жанрами устными, рождёнными в радио- и телевизионной речи (эксклюзивное интервью, корреспонденция, интервью, информация, обзор печати, хроника, анонс, шпигель, комментарий, обозрение, реклама, телемост). В средствах массовой коммуникации в новейшее время появились новые диалогические жанры: телемост, прямая линия, ток-шоу, реалити-шоу и др., тогда как классическая журналистика до появления радио и телевидения, с XVI до XX века была чисто письменным текстом. Письменные жанры научной словесности (статья, монография, тезисы, диссертация, автореферат, учебник, учебное пособие, аннотация, рецензия, отзыв, научный комментарий, словарь, справочник, глоссарий, тезаурус, компендиум, трактат, реферат) отличаются от жанров академической гомилетики (лекция академическая, учебная, научно-популярная; научный доклад, сообщение, выступление, обзор, научная дискуссия).

Вне названных оппозиций эволюционируют иные роды и жанры. Так, в совещательной ораторике помимо устных дипломатических выступлений, мы находим многочисленные жанры речей политических (доклад, совещательная речь, обращение к народу, выступление, послание Федеральному Собранию, политическое обращение президента к народу, приветственная речь, отчетная речь, инаугурационная речь, публичное заявление, воззвание, программная речь, лозунг, слоган и др.); жанры военных речей (выступление и напутственная речь, речь на параде); два вида речей судебных (обвинительная и оправдательная); а также жанры эпидейктической ораторики (поздравительная речь, юбилейная речь, торжественная речь, похвальное слово, тост, адрес, ритуальная речь, благодарственная речь, ответное слово, речь на презентации, выступление по случаю памятных дат, знаменательных событий, праздников). Традиционно считается, что новогоднее поздравление президента России – вид политической ораторики, однако, по нашему убеждению, поздравление главы государства относится к контаминированным текстам. Подобно речам по случаю, речам на приеме царственных особ, прощальным речам и пасхальным приветствиям, поздравительные речи президента совмещают в себе характерные черты как минимум двух жанровых типов – эпидейктического и совещательного (политического). Подобные публичные монологи отмечены благими намерениями, добрым отношением к миру, не содержат конфликта, имеют целью как создание праздничного настроения, что является главным признаком эпидейксиса, так и улучшение жизни общества (критерий политической ораторики). Эти монологи совмещают в себе два времени – будущее как цель политических выступлений и настоящее как задачу эпидейктической ораторики.

В сущности говоря, этим массивом жанров не исчерпывается русская словесность, так, нам кажется очевидным, что традиционно не выделенный род – документальная словесность заслуживает пристального внимания филологов. Дело в том, что такие жанры, как мемуары, дневник, исторические письма и письмовники, биография (жизнеописание, или родословная), а также философское эссе не могут быть отнесены к литературно-художественному роду словесности, поскольку в основе своей подлинны, документальны, не содержат мимесиса, хотя по стилистике орнаментальны. Эпистолярий (эпистолия, или письмо), по нашему убеждению, тоже относится к документальной словесности. В этом отношении заслуживают особого внимания эпистолярное наследие М.Т.Цицерона, «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки младшего, «Письма к сыну» Честерфилда, «Письма незнакомке» А.Моруа, письма А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, Н.М. Карамзина, послания пастырей церкви, письма Иоанна Крестьянкина. Хотя следует признать, что в современной литературно-художественной словесности наметилась тенденция смешения разных художественных жанров и синтез документальной и художественной литературы. Биографию и ее жанровые разновидности мы относим к выделяемой нами документальной словесности, хотя здесь вполне обоснованно встает вопрос о жанре «интервью» или «эссе», которые тоже в основе своей документальны. Это качество свойственно многим жанрам публицистики. В то же время о подобных взаимодействиях, жанровых пересечениях можно рассуждать и дальше, однако это предмет отдельного разговора. Не вошла также в ранее перечисленные нами роды и жанры сценическая словесность с ее основными видами – сценическим монологом и диалогом. Есть все основания полагать, что такие виды устных публичных речей античной классической эпохи, как инвектива, филиппика, полемика, панегирик, хрия, диегема, этопея, сентенция в неориториках не рассматриваются как жанры, но используются при создании речей как риторические приемы.

Многообразие форм публичной речи не привлекало внимания русских исследователей вплоть до XIX столетия. Ранее описывались виды устной словесности, а не их формы – жанры и жанровые разновидности внутри этих видов. Именно в это время начинает складываться учение о родах и видах устной словесности – частная риторика. В классической риторике теория жанров не развивалась. Задачу исследования многообразия форм речи пытались решить учёные ХХ века – Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, М.М. Бахтин, Б. Гавранек, Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серль, Э. Бенвенист. М.М. Бахтиным была разработана типология первичных и вторичных жанров, теория речевых жанров предложена О.Б. Сиротининой, Т.В. Шмелёвой, В.В. Дементьевым и К.Ф. Седовым. Особое место в работах О.Б. Сиротининой занимают рассуждения о необходимости различения речевых и риторических жанров.

Риторические жанры требуют подготовки, имеют сложную композицию и сложный расчленённый тезис, они относятся к вторичным жанрам. Каждая эпоха порождает свой репертуар идеологически ориентированных риторических жанров и жанровых форм. Любой публичный монолог формируется и существует в составе определённого жанра. Претерпевая изменения, национальная ораторика от эпохи к эпохе складывается как совокупность жанров и жанровых форм, материальным выражением которых становятся те образцы публичных речей, которые исторически сложились под влиянием национально-культурных традиций и общественного идеала и нашли отражение в сознании народа, те образцы, которые реально существуют в речевой компетенции носителей языка.

Представляет интерес и вопрос о соотношении риторических и речевых жанров. В сущности говоря, большинство жанров и жанровых форм существуют или как чисто риторические или как чисто речевые. Так, речевые жанры чаще всего совпадают с речевыми событиями, в которых реализуются, например, приглашение, предложение, совет, просьба, сплетня, интрига и др. Напротив, жанры риторические почти не обнаруживают такого совпадения (доклад – собрание, съезд, конгресс). Строго лишь сообщение и светская беседа могут рассматриваться и как риторические и как речевые жанры. Речевые жанры, по нашему убеждению, фрагментарно присутствуют в жанрах риторических – ответ, обещание, похвала, обязательство, клятва, просьба, приказ, требование, убеждение, вопрос, запрет, шутка, угроза, осуждение и др.

В наше время рождаются новые жанры. К примеру, так называемый жанр собеседничества (Литературная газета, №20, 2011), о котором пишет блистательный публицист нашего времени М.Кудимова. Именно в этом жанре написана книга Аркадия Ваксберга «Семь дней в марте. Беседы об эмиграции» (СПб., «Русская культура», 2010). Это самобытные диалоги автора с оригинальным французским мыслителем, историком русской эмиграции, профессором-славистом Ренэ Герра. По цели, замыслу и содержанию это так называемые философские разговоры, о которых упоминал Н.Ф. Кошанский в своей «Частной риторике». В этом же жанре исполнена программа «Линия жизни» с лучшими представителями нашей культуры и науки – В.Бариновым, Э.Виторганом, В.Лановым, Т.Дорониной, В.Зельдиным, И.Дмитриевым, Е.Вестником и др., когда внутренний и прямой, открытый диалог с аудиторией настолько увлекает и удовлетворяет обе стороны, что непроизвольно и автор и реципиент приходит к открытиям, новому осмыслению пережитого и порождают новизну мысли и стиля. Здесь обращает на себя внимание прежде всего особая тональность текста, которая порождается точным подбором лексики и оригинальными стилистическими конструкциями. Эти бесценные с точки зрения словесного искусства и философского осмысления жизни диалоги неповторимы, но, к счастью, записаны на пленку. Это приводит к тому, что аудитория увеличивается и диалог продолжает «жить» в других речевых ситуациях, будучи продленным во времени и пространстве. Появляются новые публичные высказывания с образцовым стилем и диалектическим рассуждением, в которых утверждаются интеллектуальные и духовные ценности. Подобные диалоги относят к философским беседам. В этом отношении представляет интерес передача «Что делать?» на канале «Культура». В зависимости от ситуации и цели общения диалог может быть представлен разными видами: деловой (устный профессиональный), политический, дипломатический, научный, сценический, исповедальный, информационный, светский, семейный, дружеский, любовный и др. Блестящий оратор говорит иначе, чем обычный носитель языка в бытовой разговорной ситуации. Риторика возвышается над всеми речевыми сферами, в том числе и над языком поэтическим.

Очевидно, что состав жанров и жанровых разновидностей определенного общественно- политического периода зависит от исторически сложившейся структуры кардинальных филологических направлений: риторики, поэтики, стилистики. Так, в риторике описаны жанры устной публичной речи: политической, дипломатической, военной, судебной, эпидейктической, академической, духовной; в поэтике содержатся сведения о литературно-художественных жанрах; в стилистике при исследовании функциональных стилей особое внимание уделяется входящим в их состав письменным жанрам.

Литература

1.Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин //Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С.245-247.

2.Сиротинина, О.Б. Некоторые размышления по поводу термина «речевой жанр» и «риторический жанр» / О.Б. Сиротинина // Жанры речи. – Саратов, 1999. – 284с.

3.Литературная газета, №20, 2011.

4.Ваксберг А. «Семь дней в марте. Беседы об эмиграции». СПб.: Русская культура, 2010.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.