Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность , виды и методы финансового контроля





финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов организации

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства, то есть практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.



Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль над их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

- содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;



- обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

- содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Виды финансового контроля определяются в зависимости от субъектов, его осуществляющих:

1) Государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой целостную систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующуюся на Конституции Российской Федерации и других законах.

2) Негосударственный финансовый контроль.

Негосударственный финансовый контроль иливнутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента - за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

3) Общественный финансовый контроль.

Широко применялся в советское время, его осуществляли на добровольной и безвозмездной основе отдельные лица или группы специалистов. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы. Так, например, разгосударствление вызвало к жизни такие формы финансового контроля, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.



Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

- регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (не предусмотрен законодательством, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей развития хозяйствующего субъекта);

- время проведения - предварительный (предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования денежных средств, например бюджет), текущий - оперативный (осуществляется в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий), последующий (осуществляется на основе анализа и ревизии отчетной бухгалтерской (финансовой) документации);

- субъекты контроля - президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, аудиторский, ведомственный, внутрифирменный;

- объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами и денежными потоками, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль.

Методы финансового контроля. Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

а) наблюдение - общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Например, наблюдение со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.

б) проверка - касается основных вопросов финансовой деятельности.

- документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации (изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы). Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств, в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены).

- камеральные проверки не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении.

в) обследование - ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.

г) надзор - осуществляется контролирующими органами за хозяйствующими субъектами, которые получили лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и надзор за страховыми компаниями со стороны Росстрахнадзора. При этом несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

д) экономический анализ - оценка результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности. Особое значение экономический анализ приобретает при осуществлении контроля в бюджетной системе. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу.

е) ревизия - это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

- комплексная ревизия - охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;

- тематическая ревизия - проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Различают ревизии документальные (проверка различных финансовых документов), фактические (проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей), полные (сплошные), выборочные (проверка финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени).

По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.