Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭМПИРИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ





Актуальность изучения истории науки и техники

Человечество вступило в эпоху, которую ещё несколько десятилетий назад футурологи назвали «постиндустриальное общество»: революционные открытия в естествознании (биология, генетика, физика, математика и др.), новые материалы и технологии их получения, новые технологии и средства телекоммуникаций и т.д. Становится очевидным, что процесс развития современной цивилизации вплоть до наших дней в огромной степени является процессом все более глубинного проникновения науки в общество, что и приводит к радикальному влиянию науки на цивилизацию. В повседневную жизнь каждого из нас вошли результаты научно-технического прогресса, круто изменившие взаимоотношения в системах «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-общество». Достижения науки и техники перестали быть для обычного человека чем-то далеким и отвлеченным. В центре возникших неразрывных связей положительных и отрицательных последствий развития науки и техники встал человек.

Сегодня объектами научно-технических исследований и разработок становятся глобальные природные и искусственные системы, неотъемлемым компонентом которых является человек. В результате деятельности человека окружающая его среда постоянно меняется, что усложняет задачу изучения её особенностей и закономерностей с целью более оптимального управления гармоничным взаимодействием человека и окружающего его мира. Но у человеческой цивилизации уже есть опыт прохождения сложных этапов различных информационных, научных, технологических и других революций. Этот опыт нужно изучать, систематизировать и применять. Участившиеся в последние годы техногенные и природные катастрофы «способствовали» осознанию обществом важности изучения истории науки и техники. Давно пришла пора признать, что не только техника или природа виноваты, роль человека, его характер, воспитание, образование и отношение к делу имеют далеко не последнее значение в катастрофах. Любой выпускник (а инженер – прежде всего) 21 века должен в полной мере понимать объективные закономерности развития науки и техники, прогнозировать и понимать последствия своей профессиональной деятельности, принимать оптимальные для блага человечества решения. Поэтому дисциплина «История науки и техники» является важным аспектом подготовки современного специалиста в системе университетского образования, что нашло отражение в формулировках общекультурных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов, практически, по всем технико-технологическим направлениям подготовки.





Особенности дисциплины «История науки и техники»

Выше уже отмечалось, что в современных условиях изменяющихся социальных приоритетов науки и техники важно готовить специалистов, способных решать не только конкретные научные и инженерные задачи, но и иметь широкий взгляд на свою специальность и ее место в общественной структуре.

В структуре исторического знания история науки и техники появилась лишь в конце XIX века. В 1892 году во Франции появляется первая самостоятельная кафедра истории науки. С этого времени начинается период более или менее ускоренного развития истории науки и техники в качестве самостоятельной научной дисциплины, которое привело в середине XX века к превращению этой молодой науки в одну из важнейших отраслей исторического знания.

Сегодня актуально изучать историю науки и техники потому, что своим предметом история науки и техники имеет не просто реконструкцию прошлого научного знания, а исследует процесс развития науки с целью выявления тех глубинных тенденций и закономерных связей, которые определяют содержание и направление этого процесса. Изучение истории науки и техники позволяет выявить приемы научного познания и научного творческого мышления. Осмысляя данный курс, мы “проживаем” всю историю развития науки и техники, формируем свое научное миропонимание, воспитываясь и обучаясь на опыте прошлого.



Дисциплина «История науки и техники» – комплексная дисциплина, которая объединяет достижения отдельных естественнонаучных и технических направлений, логически и методически связана с другими дисциплинами всех циклов образовательных программ университетов. Вместе с тем, охватывая множество различных научных дисциплин, история науки нуждается в поддержке не только со стороны естественно-научных, технических, инженерных, математических и медицинских кругов, но и со стороны гуманитарных и социальных наук.

Изучение истории науки и техники имеет следующие основные цели:

· постоянное повышение качества общекультурного и научно-технического потенциала общества;

· интеграция естественнонаучной, технической и гуманитарной форм единого по своей природе знания.

Задачами истории науки и техники являются:

· поиск, систематизация, анализ и обобщение историко-научных и историко-технических фактов, анализ их роли в культурно-историческом развитии;

· выявление и обоснование законов и закономерностей научно-технического развития, рассмотрение вопросов приоритета различных новшеств;

· исследование особенностей развития науки и техники в отдельные периоды, в отдельных регионах и странах;

· прогнозирование перспектив развития науки и техники для человека и общества.

 

Предмет и задачи историко-научного и историко-технического исследований. Источники изучения истории науки и техники.

Наука – самостоятельная институто-оформленная отрасль науки, но дисциплинарное оформление проходит до сих пор (внедряется в обучение) и характеризуется следующими причинами:

· Междисциплинарный характер

· Комплексная наука

· Интегративная наука

· Динамично-развивающаяся наука

· Единый междисциплинарный язык специалистов разных направлений

Предмет курса – совокупность основных познавательных моделей, фактов, законов и закономерностей НТР, как формы его развития от давних времен до наших дней.

Задачи курса:

· проследить историю развития, трансформации научного мировоззрения.

· Дать анализ историческому пути развития технических знаний, характеров взаимосвязей, естественных, технических и социальных наук.

· Рассмотреть генезис становления и развития инженерной деятельности

Три основные модели исторического развития:

1.Кумулятивный поступательный прогрессивный процесс

Модель, связанная с философией позитивизма: каждый последующий шаг науки можно сделать, только опираясь на предыдущий шаг науки. Новое знание всегда совершеннее предыдущего.

2.История Н и Т как процесс развития через научные революции

Теория позитивизма в кризисе. Появляется абсолютное прерывистое научное знание, наука- комплекс знаний, характерный для каждой эпохи. Парадигма –комплексам присуще всегда свои правила, понятия, свойства. Смена парадигм всегда связана с научными революциями и новым поколением учёных.

Микрореволюция – затрагивает одну область знаний. Революция - затрагивает несколько областей знания.

Глобальная революция – затрагивает все области знаний.

3.История Н и Т как совокупность индивидуальных и частных ситуаций

(модель ситуационных исследований) Неповторимые, невоспроизводимые моменты в иное время. Допускают сосуществование отдельных парадигм. Полная автономность истории науки и истории техники.

Цели истории Н и Т

1) Обеспечить постоянное повышение качества общекультурного потенциала общества

2) Создавать и поддерживать историко- научную и историко-техническую среду, как экономическую часть всех социальных институтов(и экономика, и музейное дело и др. специальности)

3) Служить основной интеграции естественных научно-технических и социальных знаний, чтобы объединять науки воедино.

4) Постоянно вводить в оборот новые знания.

5) Служить естественным основанием для создания новой концепции истории, как формы теории.

Задачи истории Н и Т

1) Поиск, систематизация, обобщение и построение научных знаний.

2) Расширение научно-исследовательской базы

3) Выявление влияния законов и закономерностей НТ базы

4) Анализ роли НиТ в культурно-историческом развитии

5) Совершенствование методологии обеспечения исследовательской практики.

6) Исследование особенностей развития Н и Т отдельных регионах страны и мира.

Научные методы:

ЭМПИРИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

Эмпирическое знание - определённый этап получения научного знания, которое добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента.

Наблюдение - представляет собой целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого наблюдатель получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта (прямое, косвенное, непосредственное)

Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении

Измерение — это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин. Оно дополняет качественные методы познания природных явлений точными количественными методами

Прямое измерение представляет собой непосредственно эмпирическую процедуру. Оно выступает как сравнение некоторого измеряемого свойства с эталоном. Эталон — это особая вещь, которая обеспечивает сохранение и воспроизведение некоторого выделенного свойства, по которому измеряют определённый класс величин.

Эксперимент — особый опыт, имеющий познавательный, целенаправленный, методический характер, который проводится в искусственных (специально заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения

История науки изучает

1) Специфический конкретный способ проявления общенаучных закономерностей на том или ином этапе развития науки

2) Своеобразие внутренних живых источников и движущих сил природы в конкретном времени и пространстве

3) Развитие и функционирование различных мышлений в разное время и в разных странах

4) Даёт объяснение реконструкции прошлого науки; её богатства и развития.

История техники – наука о законах развития среды труда и методов производства, становлении и развитии материального, вещественного компонента производимых сил общества, создаваемого на протяжении веков многими поколениями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.