Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение: «Роль симптома»





1 2

Арена Слепое пятно

 

3 4

Скрытая зона Неизвестная зона

 

Первый сектор (тот, что слева вверху) – это Открытая зона, или так называемая «Арена» – это все то, что человек знает о себе, и то,что о нем знают другие.

Справа от открытой находится слепая зона «Слепое пятно» – это то, что о человеке знают другие, но он не знает о себе самом. Попасть на территорию «Слепого пятна», значит взглянуть на себя глазами другого человека, встретиться с собой реальным, возможно, познать свою Тень. Увы, это не всегда приятная встреча )))

Третий сектор «Скрытая зона»(слева внизу) – это территория человеческих тайн, сокрытых от других, – это то, человек знает о себе, но об этом не знают другие. Чаще такие личные тайны делают людей невротиками (например, негативные мысли и эмоции по адресу других людей); реже, напротив, сохраняют им здоровье и спокойствие (например, позитивными эмоциями по адресу других людей либо сугубо личная информация о самом себе).

И наконец, четвертый сектор «Неизвестная зона» – это, что о человеке не знает ни он сам, ни другие, – это зона нераскрытого потенциала, зона возможностей и ресурса.



Упражнение «Хозяин симптома»(с использованием ассоциативных карт "Сказка")

Упражнение предлагается после того, как психолог выслушал проблему клиента и была актуализирована необходимость работать с симптомом.

1 шаг - психолог рисует и кратко рассказывает клиенту(ке) про «Окно Джогарри».

2 шаг - психолог предлагает клиенту(ке) найти карту, иллюстрирующую симптом, и положить ее в Открытую зону. Это то, что клиент знает о симптоме, то, как это ощущается в теле, и то, что могут наблюдать другие. (Последнее не обязательно в случаях, когда нет внешних проявлений симптома. Например, человек «горит изнутри», но при этом не краснеет внешне.)

3 шаг - психолог предлагает клиенту(ке) вытянуть вслепую три карты и разложить их в оставшиеся сектора.

4 шаг - клиент(ка) переворачивает карту в «Слепой зоне». Психолог предлагает представить, что именно так выглядит Хозяин симптома, просит дать его описание и ответить на вопросы: Чего хочет от тебя Хозяин? Что он пытается тебе сказать? Какие эмоции / чувства он у тебя вызывает?



5 шаг - клиент(ка)переворачивает карту в «Скрытой зоне». Психолог спрашивает: В чем Хозяин симптома тебя ограничивает? Что ты вынужден(а) скрывать от других из-за симптома? Как это отражается на твоем самочувствии, здоровье, контактах?

6 шаг - клиент(ка) переворачивает карту в «Неизвестной зоне». Психолог предлагает представить, что так выглядит его(ее) ресурс, волшебный Помощник, и просит пофантазировать на тему как использовать этот ресурс или помощника,чтобы установить с Хозяином симптома дипломатические отношения.

7 шаг - подведение итогов беседы.

Автор: Разида Ткач

 

 

Упражнение: «Роль симптома»

Автор Александр Пушков

Цель: Исследование функции симптома

(к понятию "симптом" я обычно отношу 1) Классические психосоматическ ие расстройства; 2) Сильные, повторяющиеся эмоции (не адекватные ситуации); 3) зависимость и пр. "проблемные" темы)

Колода: «Persona», «Personita», «Семейный альбом»

Инструкция:

· Выберите нужное колличество карт, отображающих членов Вашей семьи.

· Разместите их на поле №1 (50х50 см.).

· Исследуйте эти изображения;

· Выберите карту, отображающую симптом и поместите её на поле (сверху своего изображения)

· Прорисуйте символы, отображающие взаимоотношения между ними с учетом наличия симптома. Зафиксируйте полученную картинку.

· Разместите эти же карты, отображающие членов Вашей семьи, на поле №2 (50х50 см.).

· Прорисуйте символы, отображающие взаимоотношения между ними с учетом отсутствия симптома.

· Зафиксируйте полученную картинку.



· Проведите сравнительный анализ и попробуйте ответить на вопрос о возможной роли симптома.

 

 

Расклад "Я и болезнь". Работаем взакрытую. Задаем вопросы:

- какой Вы были до болезни?
- какой стали во время болезни?
- что привело Вас к болезни?
- что Вы приобрели во время болезни?
- что утратили?
- где Вам брать силы для преодоления болезни?

Как видите, вопросы очень простые. Но они дают весьма глубокий анализ и понимания таких вещей, о которых человек не всегда задумывается.

Автор Виктория Голобородова

расклад "Я и ИЗМЕНА" (можно вместо измены работать и с травмой, и с болезнью). Колоды ЕССО, ХАБИТАТ, СОРЕ

1. В открытую прошу из колоды ЕССО достать карту, которая отражает сейчас состояние человека. Ни в коем случае не торопим. Чем медленнее перебираются и рассматриваются карты, тем более клиент погружается в транс и дает нам путь к бессознательному.

2. Далее просим описать выбранную карту и разместить ее в любом месте на белом листе бумаге.

3. После этого предлагаем человеку цветными карандашами дорисовать картину. Говорим, что чем больше он выплеснет горя, печали, обиды, злости на листе, тем ему будет легче.

4. Когда картина готова, просим глядя на нее ответить на такие вопросы:

- как измена повлияла на Вас и Вашу жизнь;
- как она изменила Ваше представление о Вас, о Вашем партнере;
- как она повлияла на Ваши отношения с другими людьми;
- как она повлияла на Вашу работу;
- если представить, что возникшая проблема стала Манипулятором, как ей удается воздействовать на Вас;
- можете ли Вы этому сопротивляться;
- есть ли у Вас силы не давать этой проблеме проникать в Вашу жизнь и разрушать ее;
- где, как Вам кажется, Вы можете найти ресурсы, чтобы не сдаваться;
- как Вам кажется, какие качества Вашего характера еще больше усугубляют проблему, а какие могут помочь с ней справиться? и тд

5. Предлагаем в открытую выбрать из ХАБИТАТ и СОРЕ несколько ресурсных карт, чтобы закрыть самые болезненные места на картине и саму карту измены.

6. Просим рассказать, что чувствует сейчас человек, какие у него мысли эмоции, ощущения в теле, стало ли ему легче, почему он выбрал именно эти карты и тд.

7. Далее собираем все карты и спрашиваем, чтобы хотел человек сделать с нарисованной им картиной? Причем, на листе останется белое пятно от карты измены. Не акцентируйте на этом внимание, но у клиента отложится ощущение, что этого нет, оно как бы исчезло, белое пятно. Картину можно сжечь, разорвать на кусочки, утопить в воде и тд. Пусть человек сделает это.

8. Расспрашиваем, что теперь: какие чувства, ощущения, эмоции...

Эта методика помогает вернуть клиенту чувство равновесия, хотя бы легкого успокоения для того, чтобы работать дальше.

Автор Виктория Голобородова

 

Работа с симптомами.
Основная концепция: болезнь - есть решение проблемы. Выбор, сделанный бессознательно в случае сильного внутреннего конфликта. Отдельное внимание: в данном подходе мы не имеем дела с «болезнью» или «диагнозом». Работаем исключительно с ощущениями, симптомами.
АЛГОРИТМ
*диссоциация симптома и дистанцирование от него
*осознавание "послания" симптома и вторичных выгод от его существования
*выход на неудовлетворенную потребность
*поиск иных стратегий удовлетворения актуальной потребности
В основе работы – приём диссоциации и дистанцирования.
Используем любые доступные колоды: ЭССО, Dixit, Петроглифы, ОН, Persona, сказочные.
1. Предлагаем клиенту представить его симптом как отдельное существо и выбрать карту, которая более всего подходит для представительства симптома. В случае затруднения внимательно слушаем, как клиент описывает симптом, (кроме слова "болит") и отмечаем какие-нибудь черты, характерные для животных, природных объектов, явлений. Помогаем наводящими вопросами. (Клиент: я чувствую жжение. Психолог: как прикосновение горячего, ожег? Клиент: нет, это как крапивой по коже. И т.д.)
Обсуждаем выбор, уточняем описание, уделяя внимание разным значимым деталям: поведению, характеру, периодичности проявления, степени воздействия
2. Предлагаем подобрать несколько карт (3-4), которые усилят сущность симптома (в плане не усиления боли, а "сделают ему и без тебя хорошо"). Обсуждаем выбор, осмысливаем особенности и нужды симптома.
3. Выясняем, когда симптом проявился впервые (какой возраст, время года, обстоятельства, всё что всплывает), и предлагаем клиенту выбрать карту, которая будет олицетворять его самого в тот момент - "Я". Обсудить значимые события того периода, переживания - они важны так, как могут быть пусковыми.
4. Предлагаем клиенту провести диалог между Симптомом и «Я». Что каждая часть могли бы рассказать друг другу, какие вопросы задали бы? Какое послание Симптом сообщил бы «Я»? Тут в помощь незаконченные предложения в стиле «Мой симптом спасает меня от…», «Когда у меня (симптом), я могу не делать…, и могу себе позволить сделать…»
5. Если потребность не выявлена с помощью «диалога», можно предложить клиенту выбрать вслепую 1-3 карты, через которые проясняются вторичные выгоды от симптома («Что изменилось в жизни благодаря симптому?») и так же подвести к осознаванию неудовлетворенной потребности.
6. Далее обращаемся к клиенту с вопросами:
- Если бы ты мог выбирать, то какой персонаж из внешнего мира мог бы помочь обеспечить твою потребность?
- Как бы ты хотел бы, чтобы это произошло?
- Кого из близких людей напоминает этот персонаж?
Иногда на этом можно закончить, дав клиенту возможность осмыслить всё, что всплыло. Время для согласия с тем, что «если у тебя в детстве не было велосипеда, то имей ты СЕЙЧАС хоть парк ролс-ройсов, у тебя всё равно В ДЕТСТВЕ НЕ БЫЛО велосипеда».
Можно предложить написать сказку о своей жизни от лица любого предмета, героя, объекта. Включив в неё отрицательный (отчасти) персонаж-симптом и положительный персонаж-спаситель, которого в жизни не случилось.
7. если есть необходимость, можно продолжить, обсуждением новых стратегий по удовлетворению потребности без поддержки симптомом. Для этого использовать карты, символизирующие ресурсные состояния.

Автор Елена Кузнецова

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.