Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ





ЗАДАНИЯ

I. Ответьте на вопросы теста:

1. Философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами:

а – догматизм;

б – дуализм;

в – агностицизм;

г – плюрализм.

2. Расположите основные формы материализма в последовательности исторического развития:

а – метафизический;

б – диалектический;

в – стихийный, созерцательный.

3. Совокупность приёмов и способов решения различных практических и теоретических проблем:

а – механизм;

б – метод;

в – методика;

г – правильного ответа нет.

 

II. Дайте определения следующих понятий:

1. Онтология –

2. Аксиология –

3. Догматизм –

4. Эстетика –

 

III. Распознайте понятия:

1. Раздел философии, исследующий природу человеческого познания –

2. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, место человека в нём –

3. Познавательная, интеллектуальная сторона мировоззрения –

 

 

IV. Прокомментируйте данные высказывания и ответьте на вопросы.

1. В. Виндельбанд(1848-1915) – немецкий философ:

«Философия подобна королю Лиру, который раздал дочерям всё своё имущество и которого вслед затем, как нищего, выбросили на улицу».



- Что означает, применительно к определению предмета и задач философии, её сравнение с известным литературным персонажем королём Лиром?

 

2. П.Л. Лавров(1823-1900) – русский мыслитель, публицист:

«Между тем философия есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существом, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо».

- Из текста следует, что мы (каждый из нас) не можем уклониться от философствования. Попробуйте проиллюстрировать истинность слов Лаврова П.Л. примерами из своей жизни.

 

3. Н.А. Бердяев(1874-1948) – русский философ:

«Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования. Но это предполагает, что сам познающий философ несёт в себе опыт о противоречиях человеческого существования и что сама трагедия философа есть путь познания. Философ, который не знает этой трагедии, обыден и ущербен в своём познании».



- Каков путь философского понимания бытия?

- Чем он отличается от научного познания?

V. Проверьте себя, насколько полно и без особого труда вы можете ответить на вопросы (устно):

1.Каковы основные функции философии?

2.В чём отличие философских категорий от категорий других наук?

3.Каково содержание критической функции философии?

4.Каковы основные формы материализма?

5.Какова роль философии в формировании мировоззрения?

 

VI. А теперь загляните в «Словарь терминов» и проверьте свои силы.

Кроссворд

                                                                   
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                   
                                                                 
                                                             
                                                               
                                                                 
                                                               
                                                                   
                                                                 
                                                                   
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                   
                                                                   
                                                                 
                                                             
                                                               
                                                                   
                                                                   
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                   

По горизонтали: 1 – наука, в переводе с греческого языка означающая «любовь к мудрости»; 2 – способ объяснения мира человеком; 3 – первооснова мира, согласно материализму; 4 – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», и потусторонний – «небесный», сверхъестественный; 5 – слово, в переводе с греческого означающее «древность»; 6 – философское направление, утверждающее первичность духа, сознания и вторичность материи; 7 – человек как носитель предметно-практической и познавательной деятельности; 8 – мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включённостью в него человека как сознательно деятельностного фактора; 9 – раздел философии, анализирующий ценности человеческой жизни; 10 – учение о бытии; 11 – древнее государство, в котором философия достигла своей классической формы; 12 – русский философ XIX века, утверждавший, что «философия – нечто весьма обыденное, …что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове…»; 13 – то, что, согласно Платону, существует вечно, в отличие от конкретных предметов, которые конечны, преходящи; 14 – одно из названий Творца мира; 15 – древнегреческий философ, пытавшийся создать модель идеального государства; 16 – предмет или явление реальности, внешнее по отношению к человеку; 17 – первооснова, по мнению идеалистов; 18 – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.



По вертикали: 19 – раздел философии, исследующий процесс познания как особый способ освоения мира; 20 – древнегреческий философ, выделивший философскую проблематику из всей совокупности имевшихся знаний; 21 – философское направление, противостоящее идеализму; 22 – греческий математик и мыслитель, впервые употребивший слово «философ»; 23 – эпоха наиболее интенсивного отделения различных наук от философии; 24 – Аристотель назвал этот раздел своего учения «первой философией», исследующей недоступные для органов чувств, умозрительно постигаемые основы мира; 25 – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности; 26 – учение о методе познания и преобразования действительности, целостная система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности; 27 – некритическое мышление, опирающееся на устаревшие положения, стереотипы; 28 – названия общих понятий, с помощью которых излагаются знания о наиболее общих законах и существенных свойствах действительности; 29 – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места человека в нем; 30 – основная проблема гносеологии; 31 – немецкий философ, сравнивший философию с шекспировским героем королём Лиром.

 

 

 

 

 

Тема 2.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

1. Раннегреческая натурфилософия. Её онтологизм.

2. Поворот к человеку – философские учения софистов и Сократа.

3.Философия Платона и Аристотеля.

4.Эллинистическо-римский период античной философии.

 

1. Античная философия прошла в своём развитии почти тысячелетний период – с VI в.до н. э. до V в. н. э.

Философские размышления античности начинались с поиска ответов на вопрос о происхождении мира. Идея первоначала была выдвинута представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром. Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой, а сама природа рассматривалась как причина всего сущего. Указание на природное первоначало означало переход от мифологического к философскому мышлению – выделялось всеобщее. Поначалу всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме: вода, воздух, огонь.

В дальнейшем философская мысль пошла по пути всё большего отвлечения от конкретности и наглядности материальных начал. Милетский философ Анаксимандр определил начало как апейрон, то есть неопределённое, безграничное, беспредельное.

Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев – последователей математика и философа Пифагора. Они считали, что числовые отношения составляют сущность и основу природы.

В философском мировоззрении древних греков значительное место принадлежало диалектическим идеям. Диалектический подход к миру наиболее ярко проявился у Гераклита, который использовал образ огня как жизнеопределяюшего начала. Космос Гераклита – это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, но их взаимосвязь и борьба. Идея борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений.

Труды философов Элейской школы (представители – Парменид и Зенон) ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Элеаты сделали серьёзный шаг от нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новых философских понятий. В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.

В атомистическом учении Демокрита была выдвинута идея первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. К концу V в. до н.э. учение атомистов представляло собой наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии.

2. Переход к новому видению человека и общества подготавливался деятельностью софистов и Сократа. Софисты первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, став профессиональными преподавателями мудрости. Они учили искусству аргументации, умению убеждать и побеждать в споре. Критерием, мерой истинности суждения, по мнению софистов, следует считать человека. Они полагали, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Тем самым знание индивидуализировалось и субъективизировалось. Но если человек – мера всех вещей, то всё ставится в зависимость от его оценки, то есть превращается в относительное: знания, этические нормы, религиозные представления.

Взгляды Сократа дошли до нас в сочинениях его учеников – Ксенофонта и Платона. Главным предметом его речей и бесед были вопросы этики – о том, как следует жить. Основными нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. Именно знание того, что такое добро и что такое зло, делает человека добродетельным. Для Сократа истина рождалась в процессе диалога между собеседниками. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.

Своими поисками Сократ проложил путь к миру идей Платона и его диалектике.

3. Философская система Платона – логическое развитие идей не только сократовской, но и досократовской философии (понятие Логоса у Гераклита, понятие вечного, неподвижного бытия у Парменида и др.). Обычный мир существует, бытийствует, полагал Платон, но всегда неистинным образом. Помимо и сверх чувственного мира существует и другой мир – мир чистых сущностей. Для обозначения этих сущностей Платон использовал слово «идея». Идеи помещались им в занебесную область, которая была философским символом подлинного бытия. Высшей идеей у Платона выступает идея Блага как источник истины, соразмерности, гармонии и красоты. Идея Блага подобна Солнцу. То, что является в чувственном мире Солнцем, в идеальном мире – идеей Блага. Мир идей и есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Антиподом бытия выступает у Платона мир небытия – материя, некая хаотическая, небытийная первоматерия, которая, однако, способна принимать любые формы, становясь оформленной материей. Роль этого небытия велика. Материя – источник единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, естественной необходимости, зла и несвободы. Материя, как и идея, вечна. Мир вещей – это мир возникновения и постоянной гибели. Главным для Платона является мир идей.

Платон разработал проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве, по мысли Платона, строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. Философ подверг критике существовавшие формы государственной власти. Если концепция идеального государства в целом была утопией, то критика реальных форм государственной власти сохраняет своё значение и в настоящее время.

Аристотель, будучи величайшим из учеников Платона, не был согласен с философской концепцией платонизма. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование идеям.

Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, содержанием которой является природа. Предмет первой философии, исторически получившей название «метафизика», – не природа, а то, что существует сверх неё – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырёх первоначалах, или первопричинах всего существующего. Первая причина – формальная. Форма (эйдос вещи), её идея, согласно Аристотелю, такая сущность, которая находится в ней же самой и без которой нельзя понять, что такое данная вещь. Вторая, материальная причина – то, из чего состоят все вещи. Материя и форма – два вечных начала – взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя – тот субстрат, в котором эта форма запечатлена. Третья причина – движущая, которая предполагает наличие самодвижения, а оно определяет активность формы, её способность воплотиться в материи. Четвёртая причина – целевая, направляющая движение к определённой цели. В представлении Аристотеля, все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Завершает аристотелевскую концепцию четырёх первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя.

На основе объективной телеологии, охватывающей весь космос, строится у Аристотеля его этика и политика. Нравственность человека понимается им как стремление к благой цели. Высшее благо определяется особенностью и назначением человека, связанных с его разумом. Поэтому дело человека – разумная деятельность. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели – достижению блаженства путем созерцания истины. Человек, по Аристотелю, не только разумное, но и «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима.

Заслуга Аристотеля заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематическую науку о природе – физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

4. Следующий этап развития античной философии определяется теми философскими школами, которые сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться прежде всего к проблемам личной жизни человека: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Этим трём философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой – Антисфен и Диоген. Киники переосмыслили предназначение философии, которая, по их мнению, должна заниматься не отвлечённым умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого нужно произвести переоценку ценностей и «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген. В качестве таких ложных ценностей киники рассматривали имущество, телесные удовольствия, зависимость от общественного мнения. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий, поскольку сама природа определила тот минимум, в котором нуждается человек. Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основывалась на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

Эпикуреизму был присущ такой же индивидуалистический характер. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (342-271 до н.э.) основал философскую школу в своём саду в Афинах, которая вошла в историю как «сад Эпикура». Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Одна из самых существенных задач философии – практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью. Он обращается к человеку, приглашая понять, что со смертью у него нет ничего общего: «Привыкай думать, что смерть для нас – ничто». Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку, «когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Мыслитель задумывается над вопросом о счастье человека, полагая, что цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии). Эпикур имеет в виду такое душевное равновесие, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.

Большим авторитетом пользовалось также учение стоиков, основателем которого был Зенон из Китиона (336-265гг. до н.э.). Высшей целью человека стоики, как и эпикурейцы, считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному. Высшее человеческое счастье – это жизнь, согласная с природой человека как существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Они искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека. Путь к счастью лежит, согласно воззрениям стоиков, через апатию, то есть через искоренение страстных чувств, аффектов. Учение стоиков характеризует принципиально новый момент, которого не было в эпикуреизме: они вводят понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Провидении и свободе воли в рамках необходимости. Человек не властен изменить свою судьбу, но он властен в своём отношении к ней. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни – болезни, страдания, бедность, унижение.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, кскептицизму. Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Основатель скептицизма Пиррон утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений. Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно истинного значения.

Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом и уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и для позднего эллинизма.

 

ЗАДАНИЯ

I. Ответьте на вопросы теста:

1. Термин древнегреческой философии, означающий принцип первоначала:

а – апория;

б – апейрон;

в – добродетель;

г – логос.

2. Сократ предложил извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов. Свой метод философствования он назвал:

а – гилозоизм;

б – майевтика;

в – атараксия;

г – риторика.

3. Какие философские школы можно отнести к философии эллинизма:

а – кинизм;

б – платонизм;

в – атомизм;

г – эпикуреизм.

 

II. Дайте определения следующих понятий:

1. Натурфилософия –

2. Риторика –

3. Метафизика –

4. Эпикуреизм –

 

III. Распознайте понятия:

1. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность –

2. Термин, первоначально обозначающий всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию –

3. Философская идеалистическая школа, основанная Платоном, названная по имени мифического героя –

 

 

IV. Прокомментируйте данные высказывания и ответьте на вопросы.

1. Аристотель(384-322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ:

«Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.

Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.

Твёрже тот, кто побеждает желания, лишь тот смел и прост, кто себя одолевает.

Того, кто опасается обладать каким-либо благом, нельзя считать нравственно прекрасным. Хорош и прекрасен тот, для кого всё хорошее хорошо, и его не портят такие вещи, как, например, богатство, власть.

Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд».

- Проанализируйте этические воззрения Аристотеля.

- В какой мере этические воззрения философа соответствуют вашим?

 

2. Платон (428-347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ:

«Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью.

Стало быть, именно в том прежде всего обнаруживает себя философ, что освобождает душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой из людей? Да, пожалуй».

- В чём видит Платон предназначение философа?

 

3. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ:

«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

- Согласны ли вы с этим высказыванием Эпикура?

 

V. Проверьте себя, насколько полно и без особого труда вы можете ответить на вопросы (устно):

1. В чём проявляется специфика раннегреческой натурфилософии?

2. В чём сущность антропологического поворота Сократа в философии?

3. Как решалась проблема бытия в философии Платона?

4. Каковы основные принципы учения Аристотеля о душе?

5. Каков позднеантичный идеал мудреца?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.