Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ денежных потоков предприятия.





ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК — 1) деньги, поступающие в компанию от продаж и из других источников, а также деньги, затрачиваемые компанией на закупки, оплату труда и т. д.; 2) любое движение денежных средств между участниками денежного обращения.

Денежный поток характеризует степень самофинансирования предприятия, его финансовую силу, финансовый потенциал, доходность.

Цель анализа денежных потоков - это, прежде всего, анализ финансовой устойчивости и доходности предприятия. Его исходным моментом является расчет денежных потоков, прежде всего, от операционной (текущей) деятельности.

Различают 3 вида денежных потоков (ДП) предприятия:

1.ДП от операционной деят-ти

2.ДП от финансовой деят-ти

3.ДП от инвестиционной деят-ти

Операц. деят-тьсвязана с производством и реализацией продукции предприятия.

Притоки (поступления) ДС от операц. деят-ти:

-денеж.выручка от реализации продукции

-погашение дебиторской задолженности

-авансы, полученные от покупателей

Оттоки (выбытие) ДС от операц. деят-ти:

-платежи поставщикам сырья и материала

-выплата зар.платы

-отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды



-отчисления на соц.сферу

Финанс.деят-тьобеспечивает,с одной стороны, поступления ДС в рез-те получения кредитов и эмиссии акций, а с др.стороны, вызывает их отток, что связано с погашением задолженности и выплаты % по полученным кредитам, а также выплатой деведентов акционерам.

Притоки ДС от финанс. деят-ти:

-поступления краткосрочных кредитов и займов

-поступления долгосрочных кредитов и займов

-поступления от эмиссии акций

-поступления по целевому финансированию

Оттоки ДС от финанс.деят-ти:

-возврат краткосроч.кредитов и займов, выплата % по кредитам

-возврат долгосроч.кредитов и займов, выплата % по кредитам

-выплата дивидендов

-погашение векселей

Инвестиц.деят-ть вызывает потоки ДС, связанные с приобретением и продажей вне оборотных активов

Притоки ДС от инвестиц.деят-ти:

-продажа осн.средств, нематер.активов

-поступления от реализации прочих внеоб.активов

Оттоки ДС от инвестиц.деят-ти:

-приобретение ОС, нематер.активов

-расходы на обучение и развитие персонала.

 

 

19.Структура капитала. Оптимизация структуры капитала.



Структура капитала отражает соотношение заемного исобственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного развития компании. От того, насколько структура оптимизирована, зависит успешность реализации финансовой стратегии компании в целом. В свою очередь оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов зависит от их стоимости.

В российской деловой среде распространено заблуждение, согласно которому собственный капитал считается бесплатным. При этом забывается очевидный факт: платой за собственный капитал являются дивиденды, и практически всегда это делает финансирование за счет собственных средств самым дорогим. К примеру, если у собственника бизнеса есть возможность получать дивиденды, скажем, на уровне 40%, стоимость собственного капитала становится более высокой, чем стоимость привлечения кредитов.

Само по себе обеспечение оптимальной структуры капитала, /т.е. установление рационального соотношения между заемным и собственным капиталом/ имеет большое значение для организации (предприятия). Примерно структура капитала должна выглядеть так - 40/60.

Многие экономисты, сходятся на том, что оптимизацию структуры капитала следует примерно осуществлять по следующим этапам:

1. Анализ капитала предприятия.

2. Оценка основных факторов определяющих формирование структуры

эффективного капитала., - Практика показывает, что не существует единых

рецептов соотношения собственного и заемного капитала не только для

однотипных предприятий, но даже и для одного предприятия на разных стадиях



его развития и при различной коньюнктуре товарного и финансового рынков.

3. Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации

уровня финансовой рентабельности. - Для проведения таких оптимизационных расчетов используется механизм финансового левериджа.

4. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его

стоимости. Процесс этой оптимизации основан на предварительной оценке

стоимости собственного и заемного капитала при разных условиях его

привлечения и осуществлении многовариантных расчетов средневзвешенной

стоимости капитала.

5. Формирование общей картины о структуры капитала. Нахождение предельных границы максимально рентабельной и минимально рискованной структуры капитала позволяют определить поле выбора конкретных его значений на плановый период

Экономическая сущность и состав основного капитала.

Основные средства – это часть имущества организации, которая используется в качестве средств труда, с целью получения экономической выгоды, сроком полезного использования более 1 года и первоначальной стоимостью более 20 тыс.руб.

 

Основной капитал - это средство организации вложенные в основные средства и приносящие доход (т.е. это сами основные средства + источники их формирования).

В бух. учете используется термин основные средства, а в налоговом учете – амортизируемые имущества (к амортизационному имуществу относятся также нематериальные активы).

Основной капитал в материально вещественной форме представляет собой производственно-технический потенциал организации, а в стоимостной форме - экономический потенциал.

Рациональное использование основного капитала оказывает непосредственное влияние на потребность предприятия в оборотном капитале и прежде в производственных запасах (уменьшение абсолютного периода, приводит к относительному снижению материальных запасов, приходящихся на единицу основного капитала).

Соотношение между основным и оборотным капиталом выражает органическое строение капитала. В различных отраслях данное соотношение различается наиболее высокий удельный вес основного капитала, встречается в: добывающей промышленности, тяжелом машиностроении, железнодорожном транспорте.

 

20. Сущность и методы расчета эффекта операционного и финансового рычага

Операционный леверидж проявляется в случаях, когда у предприятия имеются постоянные издержки независимо от объема производства (продаж).

Эффект производственного рычага возникает из-за неоднородной структуры затрат предприятия. Изменение переменных затрат прямо пропорционально изменению объема производства и выручки от реализации, а постоянные затраты на протяжении довольно длительного периода времени почти не реагируют на изменение объема производства. Резкое изменение суммы постоянных затрат происходит вследствие коренной перестройки организационной структуры предприятия в периоды массовой замены основных средств и качественных "технологических скачков".

Сила воздействия производственного рычага зависит от удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия.

Эффект производственного рычага является одним из важнейших показателей финансового риска, так как он показывает, на сколько процентов изменятся балансовая прибыль, а также экономическая рентабельность активов при изменении объема продаж или выручки от реализации продукции (работ, услуг) на один процент.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага на конкретное предприятие применят результат от реализации продукции после возмещения переменных издержек (VC), который часто называют маржинальным доходом.

Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж. С изменением выручки от продаж меняется и его сила воздействия. Операционный рычаг позволяет оценить степень влияния изменения объемов продаж на размер будущей прибыли организации. Расчеты операционного рычага показывают, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж на 1%.

Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема производства.

Сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска, то есть риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операционного рычага (чем больше доля постоянных затрат), тем больше предпринимательский риск.

Таким образом, современное управление затратами предполагает достаточно многообразные подходы к учету и анализу издержек, прибыли, предпринимательского риска. Приходится осваивать эти интересные инструменты, чтобы обеспечить выживание и развитие своего дела.

Производственный риск связан с понятием операционного, или производственного, левериджа, а финансовый - с понятием финансового левериджа.

Известны три основные меры операционного левериджа:

а) доля постоянных производственных расходов в общей сумме расходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и переменных расходов,

б) отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах;

в) отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам

Любое серьезное улучшение материально-технической базы в сторону увеличения доли внеоборотных активов сопровождается повышением уровня операционного левериджа и производственного риска.

Метод контроля за уровнем постоянных расходов - метод расчета критического объема продаж. Смысл его состоит в том, чтобы рассчитать, при каких объемах производства в натуральных единицах маржинальная прибыль (т.е. разница между выручкой от реализации и переменными расходами нефинансового характера или прямыми переменными расходами) будет равна сумме условно постоянных расходов. Этот метод позволяет найти минимальный объем производства, который необходим для покрытия условно постоянных расходов, т.е. расходов, не зависящих от объемов выпуска продукции.

Среди показателей оценки уровня финансового левериджа наибольшую известность получили два: соотношение заемного и собственного капитала и отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов.

Как часть общей финансовой стратегии хозяйствующего субъекта управление заемными средствами предполагает предварительный анализ их привлечения и использования, корректировку политики привлечения или выработку новой политики. Анализ предполагает изучение объемов, динамики, форм привлечения, видов кредита, сроков привлечения, условий кредитования, состава кредиторов, эффективности использования и хода погашения заемных средств. Политика привлечения заемных средств включает в себя определение: а) причин и предпосылок такого привлечения; б) целевого характера использования заемных средств в) лимитов (предельных объемов) привлечения; г) условий (в том числе сроков и цены привлечения); д) общего состава, структуры; е) форм привлечения; ж) кредиторов и др.

 

21. Дивидендная политика предприятия.

Дивидендная политика - это составная часть общей политики управления прибылью, связанная с расширением прибыли в акционерных обществах.

Дивиденды - денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

1. влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?

2. если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Существует 2 подхода в теории дивидендной политики.

1-й подход - «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Оптимальная доля дивидендов в прибыли зависит от 4 факторов:

1. предпочтений инвесторов в отношении дивидендов;

2. инвестиционных возможностей предприятия;

3. целевой структуры капитала предприятия;

4. доступности и цены внешнего капитала.

Три последних фактора объединяются в модель «выплаты дивидендов по остаточному принципу». Согласно этой модели, предприятие:

1. определяет оптимальный бюджет капиталовложений;

2. определяет сумму акционерного капитала, необходимую для финансирования этого бюджета;

3. осуществляет максимально возможное финансирование бюджета капиталовложений из прибыли;

4. выплачивает дивиденды только в том случае, если полученная прибыль больше, чему сумма необходимая для обеспечения бюджета капиталовложений (остаточный принцип).

Второй подход - «лучше синица в руке» (М. Гордон, Д. Линтнер) заключается в том, что инвесторы с учетом уменьшения риска предпочитают текущие дивиденды доходам, потенциально возможным в будущем. Основной вывод теории - в формуле общей доходности дивидендная сумма имеет приоритетное значение и, увеличивая ее долю, можно способствовать повышению рыночной стоимости предприятия, т.е. увеличению благосостояния акционеров.

Теория Модильяни и Миллера - цена акций предприятия, или цена его капитала, не зависит от дивидендной политики. Согласно этой теории стоимость предприятия определяется его способностью приносить прибыль и степенью риска.

Теория налоговой дифференциации основана на налоговых эффектах. Предложена Литценбергом Р. Согласно этой теории инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов на дивиденды и на прирост стоимости, выше.

22.Финансовое планирование

Финансовое планирование — инструмент управления финансами предприятия.

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Задачи финансового планирования:

  • выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;
  • эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
  • увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;
  • обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.

Цели финансового планирования:

  • обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами;
  • определение объекта планирования;
  • разработка систем финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;
  • расчет необходимых финансовых ресурсов;
  • расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;
  • прогноз доходов и расходов предприятия.

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование (расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов,) экспертные оценки (обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу), построение трендов (зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд)) и составление сценариев, стохастические методы (вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании).

 

 

23.Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Бюджетирование предполагает составление плана в денежном (натуральном) выражении, который подготовлен и принят на определенный период (на год, на квартал). Бюджетирование отражает планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута (и /или расходы, которые должны быть снижены) за планируемый период, а так же финансовые средства, которые планируется привлекать.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования и процесс разработки конкретных бюджетов не имеет стандартных форм, используется различными предприятиями в зависимости от решения конкретных задач. Однако, следует соблюдать одно непреложное правило: содержащаяся информация должна быть точной, конкретной и значащей для получателя, насколько это возможно.

Несмотря на различие возможных форм планирования, следует учитывать наиболее характерные функции бюджетирования: планирование действий, необходимых для достижения целей организации; координирование по видам деятельности и между подразделениями. Согласование интересов, как отдельных работников, так и групп в целом по предприятию; стимулирование руководителей различных рангов к достижению целей своими центрами ответственности; контроль текущей деятельности; база для оценки выполнения намеченных планов центрами ответственности и их руководства; средство обучения менеджмента.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования в своем законченном варианте предстает в виде общего бюджета. Общий бюджет – это в целом план работы организации. Общий бюджет состоит из двух бюджетов: оперативного бюджета, финансового бюджета.

Оперативный бюджет отражает планируемые операции на расчетный период. Состоит из следующих разделов: бюджет продаж; бюджет расходов по продаже; производственный бюджет; бюджет закупки/использования материалов; бюджет трудовых затрат; бюджет общепроизводственных расходов; бюджет общих и административных расходов.

Финансовый бюджет – это план, отражающий предполагаемые источники финансовых поступлений. Состоит из следующих разделов: бюджет капитальных затрат; прогнозный отчет о прибылях и убытках; прогнозный отчет о финансовом положении; смета (бюджет) денежных средств.

Ответственность за исполнение бюджета лежит непосредственно на директоре предприятия. Успешность выполнения бюджета определяются двумя важными моментами.

Необходимо правильное понимание целей и задач всеми ответственными лицами.

Со стороны высшего руководства крайне важны поддержка и объективная система поощрений.

Система финансового бюджетирования на предприятии должна быть как можно более простой и прозрачной – тогда управление бюджетом будет проще, а подразделения компании будут иметь более четкий и понятный ориентир для своей деятельности.

 

24. Затраты являются одной из важнейших экономических категорий. Помимо такого понятия как «затраты» существуют еще понятия «издержки» и «расходы». Они близки по смыслу, но имеют различия по содержанию. Расходы организации включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), затраты на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления и другие затраты. Издержки – это денежное выражение суммы ресурсов производства, используемых с какой либо целью. В отечественной практике затратами на производство считаются все издержки производства, понесенные экономическим субъектом, за определенный период времени. При возникновении издержек, относимых на затраты происходит уменьшение экономических ресурсов и увеличение кредиторской задолженности организации.

Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:

1. затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;

2. затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;

3. затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.

Наиболее общее понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются как альтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.

Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму).Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки.

Понятие «экономические» издержки является общепринятым; бухгалтерские - исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:

1. по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу:сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п. Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.;

2. по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др. Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе;

3. по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные. Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др.). Переменные расходы, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции. Эта группировка затрат широко используется в теории зарубежной микроэкономики;

4. по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстроизнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.);

5. по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие, затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.