Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление денежным оборотом предприятия. Финансовая политика нормиро





Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью. Процесс управления денежными потоками предприятия базируется на определенных принципах, основными из которых являются: 1.Принцип информативной достоверности 2.Принцип обеспечения сбалансированности. 3.Принцип обеспечения эффективности. 4. Принцип обеспечения ликвидности. Нормирование – это установление оптимальной величины оборотных средств, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Норматив показывает минимально необходимую сумму денежных средств, обеспечивающих хозяйственную потребность предприятия, т.е. это денежное выражение планируемого периода и определяется как: Н = Норма запаса (Нз), в днях * Однодневный расход по данному элементу средств. Суммирование полученных результатов по каждому виду запасов позволяет определить общую потребность предприятия в оборотных активах, обслуживающих данный цикл производства. Интенсивность использования средств, вложенных в запасы, характеризует длительность оборота, которая соответствует времени хранения их на складе от момента поступления до передачи в производство и определяется по формуле: Дз = Средние остатки запасов / Однодневный расход запасов. Важное место в системе управления финансированием текущей деятельности предприятия занимает политика нормирования. Она включает: - нормирование собственных оборотных и приравненных к ним средств; - нормы амортизации; - сдельные и повременные ставки, нормы и нормативы оплаты труда; - нормативы образования денежных фондов и резервов; - нормирование дивидендов; Нормирование запасов оборотных средств в незавершенном производстве производится по формуле: Н = (В / Д) * Т * К, В – объем производимой валовой продукции по смете затрат в 4 квартале предшествующего года, руб.; Д – количество дней в периоде; Т – длительность производственного цикла, дней; К – коэффициент нарастания затрат в производстве.



42. Финансовые показатели деятельности предприятия. Их использование при вы
Наиболее важные показатели финансовой деятельности предприятий. 1. Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного года – это финансовый результат, который выявлен на основе бухгалтерского учета всех финансовых операций предприятий и представляющий собой сумму прибыли (убытка) от продажи основных средств, продукции, работ, услуг, другого имущества предприятия и чистых доходов от внереализационных операций. 2. Рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятий. Рентабельность продукции определяется как отношение между величиной прибыли от продажи продукции и издержками на производство и реализацию продукции. 3. Оборотные средства предприятия – это авансированная в денежной форме стоимость, которая принимает в результате оборота средств форму фондов обращения и оборотных фондов, которые необходимы для поддержания постоянного кругооборота и возвращающиеся в исходную форму после ее завершения. 4. Оборачиваемость оборотных средств определяется как соотношение средней стоимости оборотных средств и издержек на производство реализуемой продукции, умноженное на число дней в периоде. 5. Денежные поступления предприятий включают всю сумму денежных средств, поступающих от реализации продукции, выполненных работ, оказания услуг на предприятии. 6. Кредиторская задолженность – задолженность по расчетам с поставщикам и подрядчикам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, задолженность по выданным векселям, с дочерними предприятиями, со служащими и работающими по оплате труда, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, а также суммы полученных авансов по планирующимся платежам. 7. Дебиторская задолженность – это задолженность за товары, работы и услуги по расчетам с дебиторами, по векселям, с дочерними предприятиями, с персоналом по прочим операциям, с бюджетом, с прочими дебиторами (задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам с учетом сумм, уплаченных иными предприятиям, авансов по предстоящим расчетам). 8. Просроченная задолженность – это задолженность, не погашенная в оговоренные договором сроки. 9. Финансовые вложения – это долгосрочные и краткосрочные инвестиции предприятий в ценные бумаги (портфельное инвестирование), процентные облигации местных и государственных займов, в уставные фонды иных предприятий, образованных на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставленные другим предприятиям займы и кредиты (ссудное инвестирование). 10. Финансовая устойчивость предприятия определяется состоянием финансовых ресурсов, которые обеспечивают бесперебойный, расширенный процесс производства и реализацию продукции на основе роста прибыли. Принятие управленческого решения— важнейший этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого управленца.при планировании – где исп-ся фин показатели..





 

Содержание и значение показателей ликвидности.

В краткосрочной перспективе критерием оценки финансового состояния предприятия выступает его ликвидность и платежеспособность. Термин «ликвидный» предусматривает беспрепятственное преобразование имущества в средства платежа. Чем меньше время, необходимое для превращения отдельного вида активов, тем выше его ликвидность. Таким образом, ликвидность предприятия - это его способность превратить свои активы в денежные средства платежа для погашения краткосрочных обязательств. Оценку ликвидности предприятия выполняют с помощью системы финансовых коэффициентов, которые позволяют сопоставить стоимость текущих активов, имеющих различную степень ликвидности, с суммой текущих обязательств. К ним относятся: - Коэффициент общей ликвидности (Коэффициент покрытия); - Коэффициент текущей ликвидности (Коэффициент быстрой ликвидности); - Коэффициент абсолютной ликвидности; - Чистый оборотный капитал; Коэффициент общей ликвидности (Коэффициент покрытия). Характеризует способность предприятия обеспечить свои краткосрочные обязательства по наиболее легко реализуемой части активов - оборотных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку ликвидности активов. Нормальным значением коэффициента считается 1,5 ... 2,5, но не менее 1. Кол= Оборотные активы / Текущие обязательства. Коэффициент текущей ликвидности (Коэффициент быстрой ликвидности). Коэффициент текущей ликвидности- показывает, какую часть текущих обязательств предприятие способно погасить за счет наиболее ликвидных оборотных средств - денежных средств и их эквивалентов, финансовых инвестиций, и кредиторской задолженности. Этот показатель показывает платежные возможности предприятия по погашению текущих обязательств при условии своевременного осуществления расчетов с дебиторами. Теоретически значение коэффициента считается достаточным, если оно превышает 0,6. Рассчитывается по формуле: Ктл = (Оборотные активы - запасы) / текущие обязательства. Коэффициент абсолютной ликвидности. Позволяет определить долю краткосрочных обязательств, которую предприятие может погасить в ближайшее время, не дожидаясь оплаты дебиторской задолженности и реализации других активов. Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле: Ка = Денежные активы / Текущие обязательства. Чистый оборотный капитал. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Рекомендуемые значения: > 0. Рассчитывается по формуле: Чок = текущие активы — текущие пассивы.

Содержание и значение показателей деловой активности.

Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обусловлена значительной степени его деловой активностью, которая зависит от широты рынков сбыта продукции, его деловой репутации, степени выполнения плана по основным показателям хозяйственной деятельности, уровня эффективности использования ресурсов и устойчивости экономического роста. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных коэффициентов оборачиваемости, основными из которых являются: - Коэффициент оборачиваемости активов; - Коэффициент оборачиваемости оборотных средств; - Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; - Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности; - Коэффициент оборачиваемости материальных запасов; - Коэффициент оборачиваемости основных средств; - Коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Коэффициент оборачиваемости активов. Коэффициент оборачиваемости активов - отражает скорость оборота совокупного капитала предприятия, т.е. показывает, сколько раз за рассматриваемый период происходит полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов: Коа = Чистая выручка от реализации продукции / Среднегодовая стоимость активов. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует отношение выручки (валового дохода) от реализации продукции, без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора к сумме оборотных средств предприятия. Уменьшение этого коэффициента свидетельствует о замедлении оборота оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости определяется по формуле: Коб = Р / ОбС, где Р – объем реализованной продукции за рассматриваемый период; ОбС – средняя сумма оборотных средств за тот же период. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. В процессе хозяйственной деятельности предприятие дает товарный кредит для потребителей своей продукции, то есть существует разрыв во времени между продажей товара и поступлением оплаты за него, в результате чего возникает дебиторская задолженность. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за год обернулись средства, вложенные в расчеты. Он определяется по формуле: Кодз = Чистая выручка от реализации продукции / Среднегодовая сумма дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности - показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставленного предприятию. Рост коэффициента означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение - рост покупок в кредит. Формула расчета коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности имеет вид: Кокз = Чистая выручка от реализации продукции / Среднегодовая сумма кредиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости материальных запасов. Коэффициент оборачиваемости материальных запасов - отражает число оборотов товарно-материальных запасов предприятия за анализируемый период. Снижение данного показателя свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию. В целом, чем выше показатель оборачиваемости материальных запасов, тем меньше средств завязано в этой наименее ликвидной статье оборотных активов, тем более ликвидную структуру имеют оборотные активы и тем устойчивее финансовое положение предприятия. Коэффициент оборачиваемости материальных запасов определяется по формуле: Комз1 = Чистая выручка от реализации продукции / Среднегодовая стоимость запасов. Более точно коэффициент оборачиваемости запасов можно оценить: Комз2 = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина запасов. Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача). Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача) рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных средств. Он показывает эффективность использования основных средств предприятия. Рассчитывается: FAT = чистый объем продаж / долгосрочные активы. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой величине собственного капитала предприятия и характеризует эффективность использования собственного капитала предприятия. Рассчитывается: Коск= Объем реализации продукции / Среднегодовая стоимость собственного капитала.

Содержание и значение показателей рентабельности

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активов.Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка. Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль. Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Ra = P / A где: Ra — рентабельность активов; P — прибыль за период; A — средняя величина активов за период. Кроме того, распространение получили следующие показатели эффективности использования отдельных видов активов (капитала): Рентабельность собственного капитала (ROE). Отношение чистой прибыли (в годовом выражении) к средней величине собственного капитала. Рентабельность инвестированного капитала (ROCE) Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) (в годовом выражении) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам. Рентабельность производственных фондов. Отношение прибыли от продаж (в годовом выражении) к средней стоимости основных средств и материально-производственных фондов. Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие.

46. Содержание и значение показателей финансовой устойчивости
Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Устойчивое финансовое положение предприятия – это результат умелого управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов. Основной задачей анализа финансовой устойчивости предприятия является оценка степени независимости от заемных источников финансирования. в качестве показателей финансовой устойчивости могут быть использованы коэффициенты, характеризующие структуру актива и пассива баланса, а также соотношения между отдельными статьями актива и пассива. Коэффициент автономии. Характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия. Чем выше значение данного коэффициента, тем финансово устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие: Ка=собственный капитал/активы Нормативным значением показателя считается значение коэффициента автономии больше 0,5. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных: Анализируют изменение значения показателя в динамике. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Рекомендуемое значение Кзс <0,7. Чем выше значение показателя, тем выше степень риска инвесторов, поскольку в случае невыполнения обязательств по платежам возрастает возможность банкротства. Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств: Кман=собств.оборотные средства/собственный капитал Резкий рост данного коэффициента не может свидетельствовать о нормальной деятельности предприятия, т.к. увеличение этого показателя возможно либо при росте собственного оборотного капитала, либо при уменьшении собственных источников финансирования. Рекомендуемое значение коэффициента 0,2 – 0,5. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов. Показывает сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов: Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования. Показывает наличие у предприятия собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости: К=собств.оборотные ср-ва/оборот. Активы предприятие обеспечено собственными источниками финансирования оборотного капитала при значении коэффициента ≥0,1.

Содержание и значение показателей платежеспособности.

Показатели платежеспособности применяются для оценки способности фирмы выполнять свои долгосрочные обязательства. Среди них наиболее важными являются: коэффициент финансовой устойчивости — отношение собственных средств предприятия (акционерный капитал плюс резервы плюс нераспределенная прибыль) и субсидий к заемным. Этот коэффициент обычно анализируется банками при решении вопроса о предоставлении долгосрочного кредита; финансовый рычаг — отношение заемных средств к акционерному капиталу. Этот показатель также анализируется банками и важен для акционеров. В условиях (типичных для Запада), когда норма дисконта превышает кредитный процент, чем меньше акционерный капитал, тем выше доход на одну акцию. Поэтому акционеры предпочитают высокие значения финансового рычага, что позволяет им контролировать проекты даже при малой величине капитала. Однако с увеличением финансового рычага возрастает финансовый риск. Кроме того, значительная часть акционерного капитала обычно вложена в низколиквидные активы (здания, оборудование), поэтому банки часто отказывают в предоставлении займов для реализации проектов, если они превышают 50% требуемых инвестиционных затрат; коэффициент платежеспособности — отношение заемных средств (общая сумма долгосрочной и краткосрочной задолженности) к собственным; коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств – отношение долгосрочной задолженности к общему объему капитализированных средств (сумма собственных средств и долгосрочных займов). Этот коэффициент характеризует степень финансового риска проекта для собственников предприятия и кредиторов и обычно анализируется банками при решении вопроса о предоставлении долгосрочного кредита; коэффициент покрытия долгосрочных обязательств — отношение чистого прироста свободных средств (сумма чистой прибыли после уплаты налога, амортизации и чистого прироста собственных и заемных средств за вычетом осуществленных в отчетном периоде инвестиций) к величине платежей по долгосрочным обязательствам (погашение займов + проценты по ним).

48. Экономическое содержание и значение инвестиционной политики предприят

Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов. Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Инвестиционная политика — составная часть экономической политики, проводимой

государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Инвестиционная политика является частью стратегии развития предприятия и общей политики управления прибылью. Она заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью расширения объема операционной деятельности и формирования инвестиционной прибыли. Инвестиционная политика предприятия представляет собой сложную, взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на своё дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате инвестиционных вложений. Инвестиционная политика - составная часть общей финансовой стратегии предприятия, которая определяет выбор и способ реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления его производственного потенциала. К основным задачам инвестиционной политики предприятия можно отнести: достижение экономического, научно-технического и социального эффекта от рассматриваемых мероприятий - для каждого объекта инвестирования используют специфические методы оценки эффективности, а затем отбирают те инвестиционные проекты, которые при прочих равных условиях обеспечивают предприятию максимальную эффективность; получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах; рациональное распоряжение средствами на реализацию неприбыльных инвестиционных проектов, т.е. снижение расходов на достижение соответствующего социального, научно-технического или экологического эффекта реализации данных проектов; использование предприятием для повышения эффективности инвестиций государственной поддержки в форме гарантий Правительства РФ, бюджетных ссуд и т. д.; привлечение субсидий и льготных кредитов международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных инвесторов; минимизацию инвестиционных рисков, связанных с выполнением конкретных проектов; обеспечение ликвидности инвестиций; соответствие мероприятий, которые предусматривается осуществить в рамках инвестиционной политики, законодательным и другим правовым актам РФ, регулирующим инвестиционную деятельность. Инвестиционная политика использует стандартные подходы для принятия решений при выборе и реализации инвестиционных проектов. Инвестиционный проект становится реальным, выполнимым, если соблюдаются следующие условия: проект конкурентоспособен, расчетным путем доказано превосходство данного проекта над другими; при реализации проекта будут достигнуты определенные цели; возможные конфликты разрешены; имеется подготовленная команда менеджеров, готовых реализовать проект; проект обеспечен необходимыми ресурсами; разработаны детальные планы с учетом возможных отклонений.

49. Значение и этапы формирования финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия предприятия – это обобщающая модель последовательных мероприятий, направленных на достижение целей в рамках корпоративной стратегии за счет согласования, распределения и использования финансовых ресурсов.Формирование финансовой стратегии крайне важно для обеспечения эффективного развития предприятия, потому что:обеспечивает четкую взаимосвязь текущего, стратегического и оперативного управления;позволяет оценить финансовые ресурсы предприятия;дает возможность маневрирования финансами и, соответственно, обеспечивает реализацию новых инвестиционных возможностей;На формирование финансовой стратегии предприятия влияют:общие факторы: основные цели и направление деятельности, итоги управленческого анализа деятельности, использование ресурсов, внешняя среда и т.д.;специфические факторы: налоговая политика государства, уровень инфляции, уровень колебания валютных курсов и мировых цен и т.п.Механизм формирования финансовой стратегии предприятия может быть представлен поэтапно.На первом этапе необходимо определить продолжительность периода формирования финансовой стратегии предприятия. Важным условием при этом, наряду с продолжительностью формирования корпоративной стратегии развития, служат прогноз развития экономики (в целом и с учетом отраслевой принадлежности), стадия жизненного цикла и размер предприятия.На втором этапе проводится исследование и анализ факторов внешней финансовой среды. Итогом проведенного мониторинга является прогноз конъюнктуры финансового рынка в разрезе сегментов рынка, взаимосвязанных с прогнозируемой финансовой деятельностью предприятия.Далее проводится анализ сторон предприятия, которые формируют финансовую деятельность.На следующем этапе формирования финансовой стратегии предприятия производится комплексная оценка стратегической финансовой позиции, определяются основные параметры, влияющие на перспективы или ограничивающие развитие финансовой деятельности предприятия.Основной целью последующего этапа служит определение главных направлений финансовой деятельности предприятия.На следующем этапе происходит принятие основных стратегических решений и формируется комплексная программа стратегического финансового развития предприятия. Затем, по системе специальных критериев, производится оценка выработанной финансовой стратегии. После этого выработанная финансовая стратегия принимается к реализации.На заключительном этапе выработки механизма формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется обеспечение реализации и организация контроля финансовой стратегии.

50. Понятие инвестиционных проектов. Их классификация и управление.
Законодательно определение инвестиционного проекта закреплено в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).Инвестиционные проекты классифицируются по различным признакам.В зависимости от сферы реализации инвестиционные проекты бывают: организационными; технологическими; экономическими; социальными; смешанными. В зависимости от масштаба реализации выделяют следующие инвестиционные проекты:монопроект — простой проект; мультипроект — проект включающий ряд монопроектов; мегапроект — проект, включающий монопроекты и мультипроекты.В зависимости от предметной области инвестиционные проекты делятся: на инновационные; учебно-образовательные; смешанные. В зависимости от длительности инвестиционные проекты бывают: краткосрочными (до года);среднесрочными (от года до трех лет);долгосрочными (более трех лет);По направленности выделяют инвестиционные про-ты: организационно-управленческие — проекты, направленные на совершенствование или модернизацию организации производства, повышение производительности существующего; информационные — проекты, направленные на совершенствование различных информационных потоков, их автоматизацию и компьютеризацию; социально-технические — проекты, направленные на улучшение условий труда персонала организации, повышение производительности труда; интегрированные — проекты, включающие организационно-управленческие, информационные и социально-технические проекта. Проекты могут быть направлены как на всю организацию, так и на отдельные ее элементы — цех, участки и рабочие места.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.