Примерный перечень оценочных средств
№
| Наименование оценочного средства
| Характеристика оценочного средства
|
| Составление компендиума
| Представляет собой самостоятельно отобранный студентом из учебной литературы с примерами из периодической литературы, интернет-ресурсов материал, кратко законспектированный, иллюстрирующий анализируемое грамматическое явление.
Для составления компендиума необходимо:
- осуществить анализ учебной, периодической литературы и интернет-ресурсов;
- отобрать наиболее соответствующие материалы, полно раскрывающие грамматическое явление;
- законспектировать (сделать «выжимки») из источника;
- интегрировать собранные материалы в единый содержательный блок.
|
| Реферирование публицистического (научного) текста
| Необходимо представить краткие сведения о статье, позволяющие судить о целесообразности ее более детального изучения. При реферировании учитывается назначение, ценность и направленность статьи. Статья должна быть прореферирована простым языком без использования ненужных и малопонятных терминов, должна в сжатой форме сообщать, о чем говориться в тексте и какие теоретические или практические знания дает эта статья, и какие требования к читательским знаниям предъявляет.
|
| Составление тематического глоссария
| Результатам деятельности студента является составление глоссария. Письменное изложение-сопровождение тематических текстов узкоспециализированной направленности, многозначности.
|
| Разработка групповых проектов (в составе малой группы).
| Работа студента по разработке проекта предполагает активное участие каждого, выполнение им переданных группой работ, направленных на достижение поставленной преподавателем цели.
Работа студента в групповой работе предполагает:
- определение студентом зоны (сферы) работ в рамках группового проекта;
- постоянную взаимосвязь с другими участниками группы в целях достижения согласия и выполнения работы.
|
| Написание творческой работы, эссе по заданной теме
| самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (студентом).
Должна содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
|
| Кейс-задание
| Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессиональ
но-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
|
| Дискуссия, полемика, диспут, дебаты
| Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.
|
| Деловая/ролевая игра
| Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
| Кейс-задания к разделам дисциплины
Кейс-задание «Способы речевого воздействия» к разделу 1. Введение
1. Подготовить и разыграть в парах типичные житейские ситуации (кондуктор – безбилетник, продавец-консультант – сомневающийся покупатель, родитель – капризничающий ребенок, преподаватель – студент на экзамене, влюбленный юноша - девушка и т.п.), демонстрирующие разные способы речевого воздействия. Задача выступающих – наглядно для аудитории представить тот или иной способ речевого воздействия. Задача аудитории – предложить корректный, коммуникативно грамотный способ речевого поведения в данной ситуации.
2. В ходе обсуждения определить допустимые и осуждаемые формы речевого воздействия. Обозначить и обсудить манипулятивные тактики речевого воздействия. Назвать и показать приемы противодействия манипуляции в речи.
3. Рассмотреть и обсудить ситуации проявления речевой агрессии. Выяснить причины проявления агрессии, ее средства. Назвать и показать приемы противодействия агрессии.
Кейс-задания к разделу 3. Классический риторический канон: современное прочтение
Кейс-задание к практическому занятию № 3.
1. Перепишите, заполните и сдайте предложенную форму, которая поможет вам определиться с кругом собственных интересов и мнений, а также даст другим студентам полезную информацию об аудитории.
Выбранная специальность_________________________________________
Внеучебная деятельность_________________________________________
Любимые занятия в часы досуга____________________________________
Политические воззрения__________________________________________
Любимое чтение_________________________________________________
Назовите пять тем для информационных речей, обсуждение которых вы желаете послушать____________________________________________________
Отношение к социально-экономическому положению в стране__________
Ваши моральные принципы_______________________________________
Волнующие Вас проблемы образования_____________________________
2. Придумайте темы, используя предложенные слова: трагедия, силосование, диета, повышение, кабачок, аэропорт, рассрочка.
3. К придуманным темам сформулируйте общую и конкретную цель. Коротко опишите повод выступления и аудиторию, где были бы уместны эти темы.
Кейс-задания к практическому занятию № 4.
1. Составить письменную характеристику 10 самых распространенных риторических топов (риторические топы: «Род – вид» , «Определение», «Целое – части», «Свойства», «Сопоставление», «Причина и следствие», «Обстоятельства», «Пример», «Свидетельство, или обращение к авторитетам», «Имя»). Привести примеры топов.
2. Составить небольшую речь, используя в ней не меньше 5 топов. Произнести ее перед аудиторией.
Кейс-задание к практическому занятию № 5.
1. Дайте простое, доступное определение следующим словам и составить с ними предложения: альтернатива, апелляция, априори, аутсайдер, брифинг, дайджест, диаспора, дилер, имидж, коррупция, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, приоритет, саммит, толерантность, холокост, хоспис, шовинизм, эксцесс, эпатаж.
2. Напишите небольшое сочинение-описание, используя средства изобразительности речи (не меньше 10 предложений).
НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
| СПЕЦИАЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
|
Гипонимизация
|
Атрибуция
|
СЛОВЕСНЫЕ ФИГУРЫ
|
ФИГУРЫ МЫСЛИ
|
Экспрессивная синонимия
| Фигуры прибавления
| Фигуры убавления
| Фигуры размещения и перестановки
| Тропы
| Амплификации
| Фонетические фигуры
| Графические фигуры
|
Кейс-задания к практическому занятию № 6.
1.Прочитайте передовицу в последнем номере газеты и составьте без всякой системы перечень заключающихся в ней идей. Затем сведите эти отдельные пункты в конспект, изложенный с помощью законченных предложений. Сверьтесь, насколько точно результат отражает статью.
2. Пройдите тестирование и определите, какая у вас память. Этот тест даст вам точный ответ. В течение минуты прочтите 24 слова, закройте тест и за пять минут запишите в любом порядке слова, которые вам удалось запомнить:
ключ самолет проезд картинг месяц певец радио трава
| автомобиль
сердце букет тротуар столетие фильм аромат
перевал
| Карпаты Гималаи неподвижность календарь мужчина женщина абстракция вертолет
|
Посчитайте, сколько слов вы написали. Каждое слово – один балл.
6 баллов и меньше. Память у вас не в лучшем состоянии ( в первую очередь зрительная). Но все поправимо – займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти – например. Чтением книг, запоминанием текстов. Помогает счет в уме. Помогают витамины.
7-17 баллов. Память ваша не так уж плоха. Вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев она вас не подведет.
18-21 балл. Отличный результат. У вас незаурядная память и к тому же сильная воля, она помогает вам сосредоточиться.
Свыше 22 баллов. Ваша память феноменальна!
Кейс-задания к разделу 4. Публичные выступления разных жанров
Кейс-задания к практическому занятию № 9-10.
1. Подготовиться к произнесению протокольной речи (приветствие делегатам, благодарность участникам, поздравление юбиляру и т.д.). Например, напишите и произнесите текст поздравительной речи на тему «Последнее занятие по искусству презентаций».
3. Написать небольшое эссе на тему "Когда уместны юмор и шутки в публичном выступлении".
4. Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.
Кейс-задания к разделу 5. Основы полемического мастерства
Кейс-задание к практическому занятию № 12.
1. «Самозащита». Представьте себя в эластичном, светлом коконе, который позволяет вам видеть и слышать все, что происходит вокруг, но не пропускает к вам негативные эмоции окружающих. Представьте себе, что вас и вашего «врага» разделяет толстая стеклянная стена, которая, позволяя видеть и слышать, не пропускает к вам негативные биотоки. Используйте такую методику в реальной ситуации самозащиты.
2. «Язык без костей». Задание на находчивость и красноречие.
Вам предлагается составить импровизацию – завершенный логически фрагмент выступления (не более двух минут), куда органической частью включить предлагаемый материал (один из них):
А. Провал – это возможность начать снова, но более эффективно. Успех – это когда получаешь то, что хочешь. Счастье – это когда то, что ты получаешь, тебе нравится. Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу заключается в попытке доставить удовольствие всем. (Генри Форд)
Б. Единственные настоящие поэты нашего времени служат в рекламных агентствах. (Теннеси Уильямс)
В. Тише едешь – дальше будешь.
Г. Желающего судьба ведет, а не желающего – тащит.
Д. Если единственный инструмент, которым вы располагаете, - это молоток, то многое вокруг покажется вам гвоздями. (Марк Твен)
Е. Большая удача вызывает много мелких неприятностей (японская пословица).
Ж. Не плыви по течению, не плыви против течения – плыви поперек течения, если хочешь достигнуть противоположного берега (китайская мудрость).
З. В кабинете врача:
- Больной! Вам несказанно повезло! У вас такая редкая и неизлечимая болезнь, от которой умирают девять больных из десяти! Но у меня от этой болезни уже умерли девять пациентов, вы – десятый.
3. Демонстрация находчивости, парадоксальной логики и красноречия.
Из предложенных тем выберите наугад две и сделайте сообщение на одну – две минуты, логически связав между собой обе, казалось бы, совершенно несовместимые темы:
Китайское искусство фэн-шуй.
| Обучение в театральном институте.
| Бабочка-махаон.
| Реклама на телевидении.
| Протезирование зубов.
| Устаревшее оборудование в текстильной промышленности.
| Модный галстук стоимостью 200 долларов.
| Старение населения Европы.
| Беловежская пуща.
| Военная реформа.
| Проблема разоружения.
| Красивая женщина.
| Архитектура Индии.
| Индийский трактат о любви.
|
Кейс-задание к практическому занятию № 13.
1. Задания «А» или «Б» на выбор.
А. Определите, кто прав в споре, о котором рассказывал еще древнегреческий ритор Демосфен. Докажите свое мнение (письменно).
Человек нанял осла с погонщиком. День был жаркий, и во время привала человек присел отдохнуть в тени осла.Погонщик тут же потребовал отдельную плату за использование тени. Наниматель возразил, что раз он взял внаем осла, то имеет право пользоваться и его тенью. Погонщик стал доказывать, что в договоре о тени ничего не говорится.
Б. Определите, кто прав в следующем споре. Докажите свое мнение (письменно). Разграничьте юридические и этические проблемы оплаты обучения.
Древний софист Протагор заключил со своим учеником Еватлом договор: ученик платит за обучение юридической риторике только в том случае, если выиграет первый судебный процесс после окончания обучения. Но Еватл после обучения не участвовал в судебных процессах, а поэтому и не заплатил. Протагор подал на ученика в суд и заявил: Еватл мне заплатит при любом решении суда: если он выиграет свой первый процесс, то заплатит мне по условиям договора; если он проиграет, то заплатит по решению суда. Еватл ответил Протагору: "Нет, платить не буду. Если я проиграю процесс, то платить не надо по договору. Если же я его выиграю, то платить не надо по решению суда".
2. «Самооборона». Развитие находчивости.
Все члены группы по очереди обвиняют друг друга в чем угодно. Задача «обвиняемого» – дать отпор с помощью приема «инверсии» («с ног на голову» или «белое – черное»). Затем проведите коллективный анализ и отметьте самые удачные выступления.
3. Прочитайте отрывок из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и ответьте на вопросы к нему письменно.
(Молодые супруги Лиза и Коля спорят о пользе вегетарианства.)
-Лиза, пойдем обедать!
-Мне не хочется. Я вчера уже обедала.
-Я тебя не понимаю.
-Непойду я есть фальшивого зайца.
- Ну и глупо!
Через две минуты Коля понял в первый раз за три месяца супружеской жизни, что любимая женщина любит морковные, картофельные и гороховые сосиски гораздо меньше, чем он.
- Значит, ты предпочитаешь собачатину диетическому питанию? - закричал Коля, в горячности не учтя подслушивающих соседей.
- Да говори тише! - громко закричала Лиза. - И потом ты ко мне плохо относишься. Да! Я люблю мясо! Иногда. Что ж тут дурного?
Коля изумленно замолчал. Этот поворот был для него неожиданным. Мясо пробило бы в Колином бюджете огромную, незаполнимую брешь.
- Подумай только, пожирать трупы убитых животных! Людоедство под маской культуры! Все болезни от мяса.
- Конечно, - с застенчивой иронией сказала Лиза, - например, ангина.
- Да, да, и ангина! А что ты думаешь? Организм, ослабленный вечным потреблением мяса, не и силах сопротивляться инфекции.
- Как это глупо.
- Не это глупо. Глуп тот, кто стремится набить свой желудок, не заботясь о количестве витаминов...
Коля вдруг замолчал. Все больше и больше заслоняя фон из пресных и вялых лапшевников, каши, картофельной чепухи, перед Колиным внутренним оком предстала обширная свиная котлета. Она, как видно, только что соскочила со сковороды. Она еще шипела, булькала и выпускала пряный дым. Кость из котлеты торчала как дуэльный пистолет.
- Ведь ты пойми, какая-нибудь свиная котлета отнимает у человека неделю жизни!
- Пусть отнимает! - сказала Лиза. - Фальшивый заяц отнимает полгода. Вчера, когда мы ели морковное жаркое, я почувствовала, что умираю. Только я не хотела тебе говорить.
- Почему же ты не хотела говорить?
- У меня не было сил. Я боялась заплакать.
- А теперь ты не боишься?
- Теперь мне все равно.
Лиза всплакнула.
- Лев Толстой, - сказал Коля дрожащим голосом, - тоже не ел мяса.
- Да-а, - ответила Лиза, икая от слез, - граф ел спаржу.
- Спаржа не мясо.
- А когда он писал "Воину и мир", он ел мясо! Ел, ел, ел! И когда "Анну Каренину" писал - лопал, лопал, лопал!
- Да замолчи!
- Лопал! Лопал! Лопал!
- А когда «Крейцерову сонату» писал, тогда тоже лопал? - ядовито спросил Коля.
- "Крейцерова соната" маленькая. Попробовал бы он написать "Войну и мир", сидя на вегетарианских сосисках!
- Что ты, наконец, прицепилась ко мне со своим Толстым?
- Я к тебе прицепилась с Толстым? Я? Я к вам прицепилась с Толстым?
Коля перешел на "вы". Соседи, громко ликовали. Лиза поспешно с затылка на лоб натягивала голубую вязаную шапочку.
-Куда ты идешь?
-Оставь меня в покое. Иду по делу. И Лиза убежала.
1.Существует мнение, что у человека часто бывает два типа аргументов: те, что он высказывает, и подлинные. Может ли рассматриваемый спор подтвердить эту точку зрения? Есть ли какие-то указания в тексте на подлинную причину «любви» Коли к вегетарианской пище?
2. Проанализируйте систему аргументов, приводимых Колей в защиту вегетарианства.Почему Коля говорит не «есть мясо», а «пожирать трупы убитых животных»? Почему Коля называет это «людоедством»?
3. Кто первый упомянул Толстого и кто кого затем обвинял в том, что «прицепился» «со своим» Толстым? Можно ли уход Лизы и её слезы считать аргументами в споре?
Кейс-задания к практическому занятию № 15.
1.Подготовить рекламу какого-либо товара (с иллюстрациями). Быть готовым отвечать на любые вопросы аудитории после выступления.
2. В группе выбираются два участника, один из которых играет роль иностранца, а другой – переводчика. Остальным предлагается представить себя журналистами, находящимися на пресс-конференции приехавшего иностранного гостя.
«Иностранец» сам выбирает образ своего героя и представляет его публике (это может быть известный предприниматель, политический деятель, адвокат, менеджер и т.д.). Журналисты задают ему вопросы, на которые он отвечает на «иностранном» языке. Задача участника, исполняющего роль «переводчика», кратко, сжато, но точно передать то, что сказал «иностранец».
Обратите внимание на реакцию слушателей-«журналистов» и «иностранца»:
а) когда даются остроумные и неординарные интерпретации текстов;
б) когда точно передается мысль.
Подумайте над словами американского психолога К.Роджерса о том, что слишком точная интерпретация может вызвать отторжение и защиту, а неадекватная интерпретация – лишний раз утвердить человека в ощущении того, что его никто не понимает. Результат тренинга обсудите в этом контексте.
3. Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером, или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. Кто-то из группы пытается точно воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее значимые элементы рассказа, кто-то – интерпретирует.
После каждого пересказа у рассказчика спрашивают, правильно ли передана мысль, это ли содержание рассказчик хотел донести до группы. Если рассказчик не вполне удовлетворен, другой член группы выполняет задание, и так до тех пор, пока не будет найден адекватный вариант.
Критерии оценки кейс-задания и деловой игры
При оценке ответов на вопросы для кейс-задания и деловой игры учитывается в первую очередь уровень теоретической подготовки студента (владение категориальным аппаратом), умение применять имеющиеся знания на практике (пояснить то или иное положение на примере), а также умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, находить точки соприкосновения разных позиций.
Темы докладов и сообщений к разделам дисциплины
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|