Сделай Сам Свою Работу на 5

Откуда есть пошли башкиры и историческая Башкирия (Часть 2)





| | Просмотров: 8240

(Начало материала здесь)

Часть оставшихся в Приуралье и Западной Сибири угров в XIV-XVI вв. действительно тюркизировалась. «Виноваты» в этом были ногайские татары, которым эти края с XIV века и принадлежали (Золотая Орда, видите ли), а часть угров, все-таки осталась уграми. Или угро-финской общностью, если быть точнее. Чтобы не быть голословным, надо бы, конечно, «найти» народ, или народы, которые родственны венграм и живут или жили в совсем недалеком прошлом в этом регионе (это в отношении нетюркизированных угров). Кто же это может быть? Должно же остаться что-то от материальной культуры «древних мадьяр» / башгирд-башджирд. Конечно же, такие этнические группы и их культура остались.
Вот цитата с популярного ресурса «Этноград»:
«Угорская группа Уральской языковой семьи объединяет три языка: ханты, манси и венгерский».
Ханты и манси - автохтонные народы Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры. Численность манси - около 11 тысяч человек, тогда как хантов насчитывается более 28 тысяч. Наиболее многочисленный угорский народ - венгры (14,5 млн. по миру).
Этнонимы манси и ханты переводятся с соответствующих языков, как «человек». Ранее в русском языке манси называли вогулами, а хантов - остяками. А вот откуда возникло само слово остяк, можно, наверное, только предположить. Скорее всего, русское наименование штов «остяк» - заимствовано из тюркских языков (сравните: в сибирско-татарском «иштяк», казахском «истяк», киргизском «истэк»- иноплеменник).



Чтобы не приводить неоправданно длинных цитат из «умных» книг, думается, этого достаточно. Специалистам также хорошо известно и то, что после распада угорского союза в VI веке, часть угров переместилась на запад - в бассейн Камы, точнее, в верховья Камы. А приведены эти известные факты лишь для того, чтобы неискушенный читатель не обвинил нас в непоследовательности и нелогичности. По вышеприведенному, думается, можно с чистой совестью, вслед за историками, заключить - «родственники» венгров, оставшиеся в Magna Hungaria / Великой Венгрии - это ханты и манси, т.е. вогулы и остяки. А что же стало с теми из них, кто примерно в VI-VII вв. переместился «немного» на запад, в верховья Камы, и попал в описание европейских и арабских путешественников и тюркизиро-вался в XIV-XVI вв.?
А ничего не стало... Вернее, в русские источники того времени они так и попали - как остяки или иштяки (рвущееся на восток Русское государство их прекрасно отличало от татар Ногайской Орды, так и называло нетюркизированных хантов остяками). Хотя, иногда, например, у А. Курбского или у Иоанна Грозного они и названы «башгирдою». А ногайские татары вплоть до XIX в. не забывали о том, что они некогда принадлежали к татарам Золотой Орды. Население же Ногайской Орды (ногаец - в ту пору это политоним, т.е. политический термин), осознавало себя именно как татар, что далее еще будет обосновано. Но опять-таки надо привести цитаты из работ авторитетных ученых или же документы.
Кстати, вот несколько цитат, которые любят приводить башкирские ученые и в которых якобы и упоминаются «башкиры». Они только подтверждают наши мысли. Например: «Собрался на вас царь казанский Ибрагим со всею землею: Камскою, Сыплинскою, Костяц-кою, Беловоложскою, Башкирьскою» [Полн. собр. рус. летописей. Т.8.
- СПб., 1859. - С. 156; Дополнения к актам историческим. Т.1. - СПб., 1846. - С. 371-389]. Здесь перечислены земли, откуда Ибрагим набрал войско. А земли эти, частично входившие в политическое объединение, которое мы называем Ногайская орда, русский летописец и мог назвать Башкирскою (маджгарды-баджгарды-башкурты-башкирцы). Тем более, что никто не слышал про народы или этносы: Сыплинцы, Беловоложцы или Костяцы... «Башкирда», что есть в завещании Ивана Грозного сыну Федору (Дополнения к актам историческим. Т.1. - С. 371-389), тоже, скорее всего, означает лишь землю. А вот упомянутые в духовной того же Ивана IV «Чюваша, Черемиса, Тарханы, Башкиры» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подгот. Л.В. Черепнин. - М.-Л., 1950) ясно показывают, что «Башкиры» это, скорее, сословие, как и «тарханы». Хотя в наше время с легкой подачи некоторых ученых мужей может появиться и народ «тарханы». А что, упоминаются же... Немного наворовать чужой истории, немного наврать, что-то приписать и переписать, вот и готова «история».
Как уже говорилось, территория Восточного Закамья и Приуралье входили в состав одного из осколков Золотой Орды, известного под названием Ногайская Орда. Опять таки, думаю, надо привести небольшую цитату [Похлебкин В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв. 1238-1598 гг. (от битвы на р. Сить до покорения Сибири). - М., 2000].
«Отношения между Ногайской Ордой и Русским государством (1549-1606 гг.).
Ногайская Орда значительно отличалась от остальных феодальных государств, на которые распалась в конце XV в. Золотая Орда. Обособление ногайских территорий произошло уже в середине XV в., но их окончательная консолидация в Ногайскую Орду относится к самому концу XV в. К этому времени Ногайская Орда имела своей западной границей левый берег Волги от устья р. Самары до р. Бузан в районе Астрахани, а восточной границей - правобере-жье Верхнего Иртыша. В территорию Ногайской Орды входили бассейны рек Урала, Белой и Уфы, т.е. Оренбургский край и Башкирия».
И еще одну цитата из работы В. Трепавлова - признаного знатока этой темы: [В.В. Трепавлов. Малая Ногайская Орда. Очерк истории // Тюркологический сборник. 2003-2004: Тюркские народы в древности и средневековье. - М.: Восточная литература, 2005. - С. 273-311].
«Этногенез и ранняя история ногайского народа остаются во многом неизученными из-за недостатка источников. Однако даже те материалы, которыми историки располагают на сегодняшний день, позволяют с уверенностью утверждать: по происхождению ногайцы -это восточные кипчаки, а их государственное образование, Ногайская Орда XV-XVII вв., по своему территориальному положению, административному устройству, внешней политике этническому составу населения, его языку и культуре выступала непосредственной преем-ницей прежних кочевых империй Евразии. В историческом плане она унаследовала кочевую цивилизацию Золотой Орды».
Вот под властью этой орды и вперемешку с ногайскими татарами жило небольшое число отатаренных угров, располагаясь на территории соответствущей нынешнему северо-востоку Башкортостана, частей Челябинской области и Пермского края. Здесь позволим себе привести несколько цитат из книги Д.Б. Рамазановой «К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОВОРА ПЕРМСКИХ ТАТАР» (Казань, 1996).
«По писцовым книгам М. Кайсарова от 1623/4 года на бассейнах рек Ирень, Шаква, Сылва, Тулва, Мулянка, Бырма, Сыпь и их притоков жили татары и остяки. Причем в этих писцовых книгах термины "татары" и "остяки" употреблены без какой-либо дифферен-циации... По сообщению А.А. Дмитриева, в писцовых книгах М. Кайсарова остяки также были разделены на 2 улуса; Карьевский улус и Рожин улус. Автор при этом высказывает мнение, что резиденция князя Амбала была расположена на этом самом Рожине. А.А. Дмит-риев, видимо, опираясь на тот факт, что М. Кайсаровым термины "татары" и "остяки" употреблены без какой-либо дифференциации, писал, что татары и остяки XVI в. не отличались друг от друга. Он считал, что к XVI в. остяки успели смешаться "... с татарами и многие из них настолько ассимилировались с ними (т.е. с татарами - ДР.), что ... очень трудно и даже невозможно различать эти две народности...". Основными занятиями их (и татар, и остяков) были: охота, рыболовство, бортничество, имели и пашни».
То есть становится понятным, что начавшееся в XIV веке «отата-ривание» угров, все таки к XVII веку уже завершилось. Вот новая цитата из книги Д. Рамазановой:
«Кстати, с этой точки зрения любопытно будет проследить как именовались в XV-XVI вв. народы интересующего нас региона в архивных источниках. Для этого можно использовать "Пермскую летопись", составленную В. Шишонко. В связи с событиями 1483 г., южные и юго-восточные соседи "Пермской страны" названы татарами, данниками Ибрагимовыми. А в 1536 г. Пермь в числе других областей "страдала" от нападения "казанских татар". С 1546 г. нападающих на велико-пермские земли с юга начинают называть ногайскими татарами. Так же и в сообщениях по 1547, 1552 гг. В сообщениях от 1570 г. встречается термин ногайские люди, там же отдельно и впервые упоминаются иренские и сылвинские татары (предки нынешних пермских татар), а их южные тюркские соседи в 1572 г. впервые названы "башкирцами". Наряду с "башкирцами" там же упоминаются и буинцы (по всей видимости, имеются в виду жители бассейна р. Буй, протекающей на самом северо-западе совре менной Башкирской республики). Однако в грамоте царя от того же года читаем: "черемису, остяков, вотяков и нагай, которые от нас отложились..." Последний раз в указанной "Летописи" В. Шишонко термин "ногай" по отношению к населению северо-западных районов современной Башкирии употреблял в документе от 1581 г. В дальнейшем фигурируют "сылвинские и иренские татары" - по отношению к пермским татарам и "башкирцы" - по отношению к южным соседям пермских татар. Как видно из изложенного, слово "нагай" употреблялось в период ослабления и падения Казанского ханства, т.е. тогда, когда административная принадлежность территории южных районов современной Пермской области и северных районов современной Башкирской республики была не совсем определенной, и там действовали, видимо, люди ногайского объединения. Нечеткость в употреблении этнонимов продолжает отражаться и в документах начала XVII в.».
Именно о таких башкирцах-иштяках, скорее всего, и пишет свое донесение Статский советник Иван Кириллов, действовавший в этих краях [РГАДА. Фонд-248. Кн. 169. Публикацию в журнале «Эхо веков» подготовила Дина Мустафина, кандидат исторических наук]:
«От 16 августа 1735 года [л.602] Получено 1735-го сентября 25 чрез вологоцкого полку прапорщика Гаврила Дмитреева 86. Правительствующему Сенату нижайшее доношение.
От 23 дня июля нижайше доносил о ворах-башкирцах, которыя на идущия вологоцкия роты незапное нападение учинили. А ныне уведомился из Уфы, что те ж воры в Уфинском уезде чинят грабежи и разорении многим деревням, кои к их воровству не приставали: а паче служилым мещерякам, которыя при экспедиции в самой верности служат, также и новокрещеным, живущим недалеко от Мензелинска. Чего ради Правительствующему Сенату в милостивое разсмотрение дерзаю донесть, каким образом их воров совершенно искоренить, а протчих впредь в надлежащем подданническом послушании иметь. А при том для лутчаго изъяснения и из посланного в Кабинет Ея императорского величества генваря от 14 дня доношения о состоянии башкирском и чем бы их и с ними живущих сходцов от времяни до времяни умалять экстракт приложил 87.
В первых. Обще башкирской народ, которыя старое звание имеют "иштяк", и так их киргисцы, калмыки и иныя соседния народы поныне называют, а не "башкирцами", а башкирское название утвердили себе с того времяни, как пришли в подданство российское по названию последняго их владетеля нагайского хана, которой осердясь назвал башкурт, то есть головной волк за то, // [л.602 об.] что они от утеснения казанских и сибирских ханов не пошли своим ханом за Яик жить. И так, приняв себе за лутчество башкирское звание, и тем старое имя загладили, а ныне уже кто б руской назвал "иштяку", не любят. А может быть и для того, что всякое благополучное и покойное житие, будучи под Росийскою державою и называючись главным волком, получили, ибо как при нагайских, так и после при казанских и сибирских ханах и при первом вступлении в российское подданство в самой мизерии были, вместо кафтанов платье имели сайгачье, вместо шапок бересту на головах носили, вместо лошадей на лыжах ясак в Казань возили, вместо хлеба всякую мертвечину ели. А пришед в росийское подданство, год от году в лутчество и в сил)1 пришли нечем иным, но попущением к ним из Казанского и других уездов беглецам селитца, коих назвали тептярами и бобылями, из которых многих под свое имя башкирское вписали, а воеводы ничего того не смотрели, толко рачили иныя ласкою, а болши озлобляя и разоряя, себя богатить и во всякия своеволства допускать, как то до самого приезду моего 95 было и явно в экстракте. Однако же толком" они доволства" ни имели, но то все не вменяли в милость».
Кстати сказанное в некотором роде созвучно со словами П. Рыч-кова (Рычков П. «История Оренбургская». - Уфа, 2001):
«Сей народ, по известиям от самых башкирцев, был один с нагайцами, и жили они около сибирских границ, где от сибирских ханов великия раззорения претерпевать были принуждены, и оттого на конец из своих мест под предвождением однаго своего хана. имейем Тюрей, удалились и пришли в разсеяние, из коих некоторые заj Яик, а другие за Волгу в степи перешли, и тамо жилище свое имели. Нынешние башкирцы, будучи еще под именем нагайцов, отдалясь от них, умыслили было в прежних своих местах остаться, но за то от своих владельцов совсем были разграблены и раззорены, и пропитание свое имели с крайнею нуждою зверем и рыбою, когда они от удалившихся от них нагайцов и имя «башкурт», то есть главной «волк», или «вор», в поругание свое получили. В таком бедном состоянии достались они сперва казанским и сибирским ханам, которые их еще в большее раззорение привели и несносными податьми обложили».
То, что казахи называли и даже до сих пор называют башкир иштяками, объясняется очень просто - в казахах, и особенно младшего жуза, очень силен ногайский компонент. Кстати, думаем, будет интересно посмотреть, как калмыки (отцы и деды, которых и были причиной окончательного упадка Большой Орды) называют соседние народы.





По-калмыцки:

Русский.........................орс
Татарин........................мангд
Ногаец..........................хар мангд
Башкир.........................иштиг мангд
Карачаевец, балкарец...................уулын мангд
Туркмены....................теркмюд
Казах............................ хасг

И еще один документ, который, думаем, надо привести, чтобы примерно представлять численность этих иштяков:
«Есть племя (народ). Еловые черемисы называются. 40 тысяч домов. Все ясашны. Смотря на свои родовые владения кто 10 батманов, кто 5 батманов, бедные 1 батман меда дают. Так же есть народ горные чуваши. 20 тысяч. Все ясашны. Здесь дают деньгами, мехами и т.д. по установленному тарифу. Иштяки - 10 тысяч домов. По этому же тарифу ясак плотят. 7 городов Тора вилаят дают 8 раз по тысяче воинов и в таком же количестве дают лисьих мехов. Так же аров 10 тысяч домов тоже ясашные. Они по этому же тарифу деньги, меха и будут платить за землю. Черемисы, чуваши, иштяки, ары - все при лошадях и оружии». [Взято из кн. А.Н. Курата «Турция и Поволжье»].
Источник взят из Дрезденской библиотеки и является письмом некоего Рахман Колоя крымскому муфтию о принятии их в подданство в XVII в. (как правило, все дипломатические письма в Крым формально адресовались сайду).
А вот в сообщении Патриаршей (Никоновской) летописи - «Кудайгул улан в головах да Муралей князь и вся земля Казанская и молны и сеиты и шихи и шихзаде и молзаде, имамы, азии, афазы и уланы и мырзы и ички, дворные и задворные казаки и Чюваша и Черемиса и Мордва и Тарханы и Можары», - возможно, так сказать, по старой памяти, под можарами и упоминаются потомки тех же угров-мадьяр. А то удивляются некоторые ученые почему это там башкиры не упомянуты...
Вот и вся загадка откуда произошли башкирские племена и почему русские стали называть, вошедшие в границы России, земли Южного Урала - Башкирией.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.