|
Устройство транспортных средств.
Занятие №1 ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО а/м.
Темы
| Содержание
| Водная часть
Что регулирует ФЗ ОТ 10.12.95 № 196-ФЗ Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения.
| Глава III. Программы обеспечения безопасности дорожного движения
Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения
Глава V. Федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
Глава VII. Международные договоры Российской Федерации
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
| Постановление Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 (об утверждении ПДД с изменениями и дополнениями № 315 от 02.04.15, №1423 0т 19.12.14, № 1197 от 14.11.14 г.)
| П.2 ПДД Общие обязанности. Об ответственности водителей - содержать ТС в технически исправном состоянии
| – пройти техосмотр (получить положительное заключение)
-ежедневный осмотр перед выездом
| · Новые легковые а/м, чей возраст не превышает 3 лет, полностью освобождаются от прохождения технического осмотра.
· А/м в возрасте от 3 до 7 лет - раз в два года.
· А/м св. 7 лет, должны проходить ТО ежегодно.
ЕО-каждодневно и во время движения
| · П.1 ПДД Общие положения
| Категории ТС
| Механические ТС – приводимое в движение двигателем (Мопеды, мотоциклы, легковые автомобили, грузовые с РММ < 3,5 тн, грузовые с РММ > 3,5 тн, большегрузные грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (микроавтобусы до 8 пассажиро-мест), автобусы св. 8 мест.
Не механические ТС – не оборудованные двигателем (велосипеды, инвалидные коляски).
| | |
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМОБИЛЯ.
Создание современного автомобиля во многом было определено изобретением 4-х тактного бензинового ДВС, которому предшествовало изобретение в 1864 г. газового ДВС. (Отто)
Первая модель бензинового двигателя предназначалась для промышленной стационарной установки. Работоспособный бензиновый двигатель появился только десятью годами позже. В Европе в создании бензиновых двигателей наибольший вклад внес немецкий инженер Готлиб Даймлер.
Даймлер вместе со своим другом Вильгельмом Майбахом принял смелое решение — в 1882 году они ушли из фирмы Отто, приобрели небольшую мастерскую близ Штутгарта и начали работать над своим проектом.
Настоящую революцию в двигателестроении произвело изобретение карбюратора. Создателем его считается венгерский инженер Донат Банки. В 1893 году он взял патент на карбюратор с жиклёром, который был прообразом всех современных карбюраторов.
Первые двигатели внутреннего сгорания были одноцилиндровыми, и, для того чтобы увеличить мощность двигателя, обычно увеличивали объём цилиндра. Потом этого стали добиваться увеличением числа цилиндров.
В конце XIX века появились двухцилиндровые двигатели, а с начала XX столетия стали распространяться четырёхцилиндровые.
Первый автомобиль в миребыл запатентован Карлом Бенцем в 1886 году. Он получил общественное признание и был запущен в промышленное производство. Представлял собой трехколесное средство передвижения, с двигателем на 1.7 литра, который располагался горизонтально. С задней стороны сильно выступал большой маховик. Управлялось сие средство передвижения при помощи Т-образного руля.
Бенц начал первый выпуск автомобилей в 1888 году после того как его жена Берта Бенц показала с помощью первой междугородней поездки от Мангейма до Пфорсгейма и обратно в августе 1888 что безлошадные экипажи вполне подходят для повседневного использования. С 2008 года это событие отмечено Мемориальной трассой имени Берты Бенц.
Вскоре, в 1889 г. в Штутгарте Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах сконструировали совершенно новое средство передвижения, которое задумывалось как автомобиль, а не конная повозка, оснащенная двигателем.
В 1893 году в Соединённых штатах братья англ. Чарльз и англ. Фрэнк Дюреа основали компанию Duryea Motor Wagon Company (англ.), ставшей первой американской компанией-производителем автомобилей. Однако на этом этапе производства автомобилей доминировал Рэнсом Эли Олдс (англ.) с его компанией Olds Motor Vehicle Company (позже известная как Oldsmobile). Его крупномасштабная сборочная линия была запущена в 1902 году. В этом же году Кадиллак (сформированный из англ. Henry Ford Company), Винтон (англ.) и Форд выпускают автомобили тысячами - масштабное строительство дорог.
Устройство транспортных средств.
Назначение и общее устройство транспортных средств категории "B";назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем; краткие технические характеристики транспортных средств категории "B"; классификация транспортных средств по типу двигателя, общей компоновке и типу кузова.
| Автомобиль условно можно разделить на ТРИ ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ:
1. КУЗОВ. 2. ШАССИ. 3. ДВИГАТЕЛЬ.
| 1. КУЗОВ
|
| основные типы кузовов; компоненты кузова; сцепное устройство, системы очистки и обогрева стекол; очистители и омыватели фар головного света;
системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида;
конструктивные элементы кузова, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий;
защита пешеходов; электронное управление системами пассивной безопасности;
рабочее место водителя, системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой; системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем; системы пассивной безопасности; ремни безопасности (назначение, разновидности и принцип работы); подголовники (назначение и основные виды); система подушек безопасности; системы пассивной безопасности:; шумоизоляция; остекление; люки; противосолнечные козырьки; замки дверей; стеклоподъемники;
низкозамерзающие жидкости; применяемые в системе стеклоомывателей;
неисправности элементов кузова и систем пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
| 1. Кузов-этоколяска, в которой располагаются водитель и пассажиры,предназначен для обеспечения пассивной безопасности и комфорта. В нём расположены органы управления а/м.
Кузов л/а является несущим, так как функции рамы такого автомобиля выполняет сам кузов, где все элементы и связи кузова участвуют в воспринятии воздействующих на него нагрузок. «Жёсткий кузов» (ребра жесткости, лонжероны, стойки кузова)
*у грузовых а/м и внедорожников нагрузка распределяется на раму.
По типу кузова а/м подразделяются на: седаны, хетчбэки, купе, универсалы (кроссоверы/ внедорожники), пикапы, кабриолеты.
| 2.
| |
| 3. Шасси- основание транспортного средства, связывающее агрегаты трансмиссии, агрегаты ходовой части и механизмы управления.
Основные агрегаты шасси: трансмиссия, агрегаты ходовой части и механизмы управления
3.1. Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от коленвала ДВС на ведущие колеса, а также для того, чтобы изменить направление крутящего момента и его величину.
Детали Т- сцепление, КП, приводные валы, главную передачу, дифференциал, полуоси.
3.2. Агрегаты ходовой части:передняя и задняя подвеска колес (амортизаторы, пружины ам-ов), колеса и шины.
3.3. Подвеска автомобиля —совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой. Входит в состав шасси.
ХЧ предназначенадля перемещения автомобиля по дороге с определенным уровнем комфорта, без тряски и вибраций. Механизмы и детали ходовой части связывают колеса с кузовом, гасят его колебания, воспринимают и передают силы, действующие на автомобиль со стороны дороги.
| 3.4. Механизмы управления:
ОСНОВНЫЕ:рулевое управление, тормозная система,
Вспомогательные: система управления ДВС и подвеской,
Приборы контроля: двигателя, подвески (тормозной системой, состоянием шин, режимы работы подвески и ходовой части) управления комфорта.
| 3.4.1. Рулевое управление
|
| ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ системы управления.
Контрольобеспечивается при ЕО, ТО и при прохождении техосмотра.
| 2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы - 10 градусов
Автобусы - 20 градусов
Грузовые автомобили - 25 градусов
| Повышенный люфт означает износ, неисправность деталей и механизмов рулевого управления (в шлицах крепления рулевого колеса, в приводе гидроусилителя/электропривода руля в рулевой рейке, в деталях, рычагах, тягах.
Опасность- потеря управления а/м при движении (особенно на повороте и экстремальных ситуациях.
Следить за уровнем жидкости в бачке г/усилителя, подтеканиях жидкости из трубопроводов и торм. цилиндров.
| 2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки
| Признаки: посторонний стуки, увод а/м при повороте.
НЕОБХОДИМО: постараться устранить на месте либо двигаться к месту стоянки или ремонта с особой осторожностью и минимальной скоростью
| 2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
| Признаки: требуется повышенное усилие при повороте руля
НЕОБХОДИМО: постараться устранить на месте либо двигаться к месту стоянки или ремонта с особой осторожностью и минимальной скоростью
| При выходе из строя в случае, когда даже при движении с минимальной скоростью невозможно осуществить остановку ТС) - ДВИЖЕНИЕ своим ходом ЗАПРЕЩЕНО
ТОЛЬКО буксировка путём частичной погрузки.
| 3.4.2. Тормозная система
|
| ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ тормозной системы.
Контрольобеспечивается при ЕО, ТО и при прохождении техосмотра.
| 1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
| При торможении должно обеспечиваться равномерное и одновременное распределение тормозных сил на все колёса.
Тормозной путь автомобиля не должен превышать максимальной величины установленный для каждой категории автомобиля. (обеспечивается контролем при ЕО, ТО и при прохождении техосмотра)
| 1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода
| Не должно быть подтеканий рабочей жидкости.
Уровень тормозной жидкости в бачке должен соответствовать установленной норме (метка мах/мин).
Рабочая жидкость должна соответствовать типу торм. системы автомобиля и периодически меняться.
| 1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
| Не соблюдения этих норм свидетельствует о нарушении герметичности системы и может привести к «провалу» педали тормоза при экстренном торможении
| 1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
| Отсутствует возможность контроля водителем исправности тормозной системы.
| 1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой* - на уклоне
до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии** -на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии -на уклоне до 31 процента включительно.
| Вероятность самопроизвольного движения ТС при постановке на уклоне. Затруднение трогания а/м с места на крутом подъёме, эстакаде и т.п.
*с полной нагрузкой/ в снаряженном состоянии**-
с учётом полной загрузки пассажиров и груза согласно требований завода производителя
| При выходе из строя (в случае, когда даже при движении с минимальной скоростью невозможно осуществить остановку ТС) -ДВИЖЕНИЕ своим ходом ЗАПРЕЩЕНО. ТОЛЬКО буксировка на жесткой сцепке или путём частичной погрузки.
| 3.4.3. Схема работы сцепления
|
| 3.4.4. Схема работы КПП (АКП)
|
|
|
| 4. Двигатель
| 5. Двигатель - агрегат преобразовывающий энергию сгорания топлива в механическую, передающуюся через трансмиссию на ведущие колёса.
ДВС состоит из пяти систем: зажигания; питания, смазки, охлаждения, выпуска отработанных газов.
И двух механизмов: кривошипно шатунный и газораспределительный
| Разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении;
| По топливной системе:
Бензиновые, дизельные, газовые, гибридные, электроприводные
По количеству и расположению цилиндров:
рядные, V-образные, оппозитные
| Назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания;
| ДВС предназначен для преобразования тепловой энергии от сгорания топлива в механическую и передачи поступательного движения поршней ДВС в кр. Момент, образующийся на колен. Вале ДВС.
| Основные неисправности механизма газораспределения; назначение,
· устройство, принцип работы и основные неисправности системы охлаждения; тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости; виды охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства; ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей; назначение и принцип работы предпускового подогревателя;
· назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы смазки двигателя; контроль давления масла; классификация, основные свойства и правила применения моторных масел; ограничения по смешиванию различных типов масел;
· назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе); виды и сорта автомобильного топлива; зимние и летние сорта дизельного топлива;
· электронная система управления двигателем;
| неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
|
6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 т ГОСТом Р 52160-2003
| Содержание СО-бензиновые ДВС, СН-дизельные в отработавших газах (из глушителя) превышает установленные нормы. В Европе стандарт не ниже ЕВРО5-6, В США не ниже 4-5, В РФ –не ниже Евро 3.
ПРИЗНАКИ:повышенная задымлённость, чёрный дым вместе с остатками топлива из глушителя, повышенный уровень масла, потеря мощности ДВС.
| 6.2. Нарушена герметичность системы питания.
| Подтекание топлива -опасность воспламенения, загрязнение окружающей среды (нарушение экологии).
ПРИЗНАКИ:ДВС теряет мощность и обороты, запах топлива в салоне а/м.
| 6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.
| Нарушение норм экологии и СН проживания граждан, повышенная дымность.
ПРИЗНАКИ:повышенный шум ДВС, посторонние шумы, запах
| 6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.
| Содержание СО-бензиновые ДВС, СН-дизельные в отработавших газах (из глушителя) превышает установленные нормы.
ПРИЗНАКИ: посторонние шумы, дымность, повышение уровня масла в ДВС, выдавливание масла через соединения в ДВС.
| 6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004
| Нарушение санитарных норм проживания граждан, повышенная дымность, неисправность/выход из строя глушителя..
ПРИЗНАКИ: повышенный шум работы ДВС, дымность,
| АГРЕГАТЫ И ДЕТАЛИ ХОДОВОЙ ЧАСТИ И ПОДВЕСКИ
| 5. Колеса и шины
| | 5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
-для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
(Мототранспортные средства мопеды, мотовелосипеды, мокики)
-для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;
Грузовые а/м для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн,
-для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
Автомобили легковые Пассажирские транспортные средства
до 8 пассажира мест
-для транспортных средств категорий М2, М3 - 2 мм.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин,
предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "М+S", "М&S", "М S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
| Неисправность/выход из строя/повышенный износ протектора шин ведёт к потере устойчивости автомобиля при движении и торможении и увеличивает вероятность аварии а/м
Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.
| 5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
| ПРИЗНАКИ:вздутия шины, частое падение давление, потеря устойчивости на повороте, увеличенный тормозной путь.
| 5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
| Опасность:разрушение диска во время движения, выход из строя шины
| 5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
| ТРЕБОВАНИЯ: для каждого ТС производителем рекомендованы свой размер и тип колёсных дисков и шин. Нарушение может привести к опасности ДТП.
| 5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
| ТРЕБОВАНИЕ: неукоснительно соблюдать данное правило. Не выполнение ведёт к потере устойчивости при движении и торможении, особенно на скользкой дороге и в зимнее время.
|
| | Электронные системы помощи водителю:
системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость автомобиля; система курсовой устойчивости и ее компоненты (антиблокировочная система тормозов (далее - АБС), антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала); дополнительные функции системы курсовой устойчивости; системы - ассистенты водителя (ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, динамический ассистент трогания с места, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед автомобилем, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки).
| Находятся в салоне а/м, в основном на приборной доске, позволяют контролировать водителю работу ДВС, подвески, руководить приборами освещения и комфорта а/м.
| 3. Внешние световые приборы
|
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Примечание.
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
| Это требования к фарам ближнего и дальнего света, поворотники и габариты, фары дневного цвета, противотуманные фары-СПЕРЕДИ
Стоп сигналы, габариты, сигналы поворота – СЗАДИ.
| 3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
| Проверяется на станциях технического контроля-должны обеспечивать необходимую видимость в темное время суток (не менее 50 м) и не водителей ослеплять встречных а/м. А так же равномерное и равноугловое освещение обеими фарами.
| 3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
| Должны гореть обе фары, работать все поворотники, габаритные огни и стоп сигналы.
При неисправности /отсутствии ОБЕИХ фар освещения и габаритных огнях В ТЁМНОЕ ВРЕМЯ суток или в УСЛОВИЯХ недостаточной видимости –дальнейшее движение ЗАПРЕЩЕНО. (только путём буксировки)
| 3.4. На световых приборах отсутствуют рассеивателями либо используются рассеивателями и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
| Должны применяться прозрачные с однотипные рассеиватели соответствующие типу данного светового прибора..
| 3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
| Требования к специальным ТС (полиции, военной инспекции, пожарным, скорой помощи)
| 3.6. На транспортном средстве установлены:
спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
| Проверяется при обязательном государственном техосмотре
| Источники и потребители электрической энергии:аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка; правила эксплуатации аккумуляторных батарей; состав электролита и меры безопасности при его приготовлении; назначение, общее устройство и принцип работы генератора; признаки неисправности генератора; назначение, общее устройство и принцип работы стартера; признаки неисправности стартера; назначение системы зажигания; разновидности систем зажигания, их электрические схемы; устройство и принцип работы приборов бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания; электронные системы управления микропроцессорной системой зажигания; общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов; корректор направления света фар; система активного головного света; ассистент дальнего света; неисправности электрооборудования, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства
| | Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства:меры безопасности при выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля; противопожарная безопасность на автозаправочных станциях; меры по защите окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства. Устранение неисправностей: проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя; проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе сцепления и тормозной системы; проверка состояния аккумуляторной батареи; проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес; снятие и установка колеса; снятие и установка аккумуляторной батареи; снятие и установка электроламп; снятие и установка плавкого предохранителя.
| | | |
.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|