Сделай Сам Свою Работу на 5

В чем причина обострения глобальных проблем?





Прежде всего, глобальные проблемы обострились из-за рез­кого ускорения общественного развития в XX веке. Такое уско­рение исследователи отмечали уже в начале столетия, а со вто­рой половины оно становится еще более очевидным. Причиной такого ускорения стал научно-технический прогресс. Всего за XX столетие сделано больше научных открытий и создано больше технических устройств, чем за всю предшествующую историю человечества.

Численность населения на планете стремительно растет. К началу XIX столетия на планете проживало 800 млн. человек, а в 1962 году — 3 млрд. 200 млн. В результате возрастает воз­действие человека на окружающую природу. Сегодня силы че­ловека, вооруженного техникой, превосходят силы природы.

Названные факторы, как и ряд других, выдвинули перед человечеством задачи, ранее неизвестные. Загрязнение окру­жающей среды, истощение ресурсов, нехватка необходимых средств существования, ядерное оружие и опасность ядерной катастрофы, истощение озонового слоя, ядовитые выбросы в атмосферу, СПИД — проблемы, которые угрожают всему че­ловечеству, они «опутали всю планету... число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все более запутаннее, их "щупальца" с возрастающей силой сжимают в своих тисках всю планету» (А. Печчеи).



Как решать глобальные проблемы?

Чтобы привлечь общественное внимание к глобальным проблемам, в 1968 году был основан Римский клуб — межгосударственное объединение ученых. Римский клуб выразил мысль о том, что причина глобальных проблем — человек с его ценностями и установками, и он же является главным средством для решения этих проблем. Таким образом, судьбы мира стали связываться с вопросами духовного развития. Была указано на то, что необходимо изменить систему образования, чтобы сформировать у людей новое сознание и новое отношение к окружающему миру.

Что такое глобальное сознание?

Глобальное сознание должно было стать ядром нового миро­воззрения человека. В большинстве своем люди ведут себя так, как будто глобальные проблемы их не касаются. Смело взгля­нуть в лицо трудностям мешают чисто психологические при­чины: страх обнаружить свое бессилие, отчаяние из-за своего неверия в спасение. Глобальное сознание направлено на выжи­вание всего человечества. Стремление человека господствовать над природой больше нельзя считать позитивным. С другой стороны, нельзя называть позитивной и попытку вернуться к прошлым формам бытия. Необходимо критическое отношение к техногенной цивилизации, что дает возможность увидеть иные пути для развития человечества. В рамках глобального сознания нужно пересмотреть основные виды отношений: от­ношение человека к природе, отношения между социальны­ми общностями, отношение человека к человеку, отношение к прошлому, к истории.



Как исследуются глобальные проблемы?

Произошел синтез различных научных данных, и сформи­ровалась особая отрасль знания — глобалистика. Глобалистика не ограничивается только теоретическими изысканиями. Она вырабатывает практические рекомендации для решения гло­бальных проблем. Глобалистика использует специальный ме­тод изучения глобальных проблем, получивший название глобального моделирования.

В чем сущность глобального моделирования?

Идея глобального моделирования возникла в конец 60 – начале 70-х годов XX века. Особая роль в разработке и приме­нения глобального моделирования принадлежит Римскому клубу, который объединил ученых, бизнесменов и политиков, озабоченных глобальными угрозами. Метод глобального моде­лирования состоит в том, чтобы теоретически сымитировать глобальные процессы с помощью математических моделей и компьютерной техники.

Что такое социальное прогнозирование?



Социальное прогнозирование — это предвидение, дающее научно обоснованное предположение о будущем, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально возможно. При таком прогнозировании учитываются объективные и субъ­ективные предпосылки: материальные условия, природные ре­сурсы, уровень духовного развития, соотношения социальных и политических сил и т.д.

Какова достоверность социального прогнозирования?

Степень достоверности зависит от того, о каком будущем идет речь — непосредственно обозримом или отдаленном. Полный, всесторонний прогноз возможен, когда составляется картина обозримого будущего, например, при прогнозирова­нии развития на ближайших 5—10 лет.

Что составляет основу прогнозирования?

Чтобы представить, в каком состоянии будет общество через какое-то время, нужно учитывать те состояния, через которые общество уже прошло. Тенденции и закономерности, выяв­ленные в прошлом и хорошо известные в настоящем, условно развиваются и переносятся на будущее. На основе вскрытых закономерностей и имеющихся данных строится модель того состояния, в котором окажется система через столько-то лет.

В разработке прогнозов применяют также методы дедукции и индукции, различные статистические, экономические, соци­ологические и другие методы.

Как подразделяются глобальные проблемы?

Существует несколько классификаций. В отечественной гло­балистике принята классификация, разработанная И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным. Согласно этому варианту все глобаль­ные проблемы делятся на три группы.

Первая группа — проблемы, которые связаны с отношения­ми между группами государств: Восток — Запад, бедные стра­ны — богатые страны и т.д.

Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества с природой. Среди них нехватка энергии, топлива, сырья, пресной воды и т.д. Сюда же отно­сятся проблемы с охраной природы, разумным освоением ми­рового океана и космического пространства.

Третья группа включает проблемы, которые касаются взаи­моотношений человека с обществом. Они относятся непосред­ственно к отдельному человеку и зависят от того, насколько общество способно предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся проблемы здравоохране­ния, образования, а также вопрос о контроле рождаемости.

Какие существуют подходы к решению

Экологические проблем?

Существует три главных подхода, или стратегии.

1. Ограничительная стратегия предлагает ограничить раз­витие производства и уровень потребления.

2. Стратегия оптимизации предполагает найти оптималь­ный уровень воздействия на окружающую среду. Такой уровень не должен превышать критического уровня загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен «обмен веществ» между обществом и природой.

3. Стратегия замкнутых циклов предполагает создать про­изводства, построенные по циклическому принципу, за счет чего производство будет изолировано от окружаю­щей среды.

Оптимизация и замкнутый цикл возможны только в обще­стве с развитой технологией. Ограничительные меры невоз­можны там, где уровень производства, потребление и качество жизни невысоки.

От чего зависит будущее человечества?

Чтобы избежать глобальной катастрофы, человек должен понять следующее:

Насыщенность мира оружием, в том числе ядерным, ста­вит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому нет иного подхода, кроме сотрудничества между всеми разумными силами.

Космос физический и космос культуры принадлежит всему человечеству.

Проблемы, разногласия, конфликты нужно решать через диалог.

Различия в социальном строе, идеологии, культуре не явля­ются препятствием для сотрудничества; различия могут быть источником взаимообогащения.

Во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность должна быть всеобщей.

Священной общечеловеческой ценностью должна быть при­знана человеческая жизнь

Философия психоанализа.

 

В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии, как вместе взятые, так и по отдельности. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников 3. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и продолжатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу — наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению психоанализа. В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, учение 3. Фрейда. Сердцевину его образуют концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза. В их основе лежит идея бессознательного. Бессознательное («Оно») представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения этого учения процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс последовательных превращений его сексуального инстинкта.
Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институциализированные и влиятельные, были основаны отдалившимися от Фрейда учениками. Среди них наиболее известным стал А. Адлер, который разработал собственную теорию, названную им «индивидуальной психологией». В основе его понимания психической болезни лежала идея компенсации чувства неполноценности, порожденного каким-либо телесным недостатком, которое разжигает в человеке неосознанное стремление к превосходству. Адлер подверг критике фрейдизм за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес этому он акцентировал роль социальных факторов, подчеркивал социальную направленность влечений — основы человеческого характера. «Индивидуальная психология» Адлера получила наибольшее распространение в 20—30-е годы, особенно в США. В повседневный обиход вошел изобретенный им термин «комплекс неполноценности».
В отличие от Адлера, К. Г. Юнг не был учеником Фрейда и лишь на короткое время сблизился с ним. После их разрыва в 1913 г. Юнг также подверг критике Фрейдову теорию либидо и разработал собственное учение, названное им «аналитической психологией». Особую известность Юнгу принесла его типология характеров, делившая людей на «интровертов» и «экстравертов». Юнгианство имело наиболее сильные позиции в Швейцарии и Англии, было представлено в США. Он был связан с учением об архетипах коллективного бессознательного, под которыми Юнг понимал несознаваемые эмоционально заряженные образы, впечатления, реакции, накопленные человечеством в своего рода «коллективной памяти», которые образуют глубинный слой личности. Архетипы находят свое символическое выражение в мифах, образах и сюжетах искусства.
Возникший в 30—40-е годы в США неофрейдизм в медицине и психологии укоренился незначительно. Влияние неофрейдизма во многом обязано огромной популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления. Другими представителями неофрейдизма являются Г. Салливан и К. Хорни. Всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям и приверженность идее бессознательной мотивации поведения), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации с позиции «культурного» подхода. Всякая психопатология, по их мнению, относительна и специфична для данной культуры. Существует общий фактор, создающий для нее предпосылку,— это невротический тип характера. Фромм и Хорни описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты Фундаментальный тезис работы Фромма «Иметь или быть?» (о душевно здоровом обществе) — разграничение между обладанием и бытием. Фромм призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.
23. Философия «существования». «Онтология» экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).
Попытку проникнуть в субъективный мир человека продолжили и экзистенциалисты (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр и др.), для которых человек — его экзистенция, бытие, могущее быть. Человек для экзистенциалистов, например Мартина Хайдеггера, — это «существо, которое в состоянии поставить вопрос о бытии». Человек как существо, вопрошающее о смысле бытия, не может быть редуцирован к чистому объекту. Хайдеггер пишет: «Только человек существует. Скала есть, но она не существует. Дерево есть, но оно не существует. Лошадь есть, но она не существует. Ангел есть, но он не существует. Бог есть, но он не существует». Тем самым существование — это исключительно человеческое существование. Основной его признак — переживание человеком своего собственного бытия. Есть подлинное и неподлинное существование, экзистенция — именно подлинное существование. Подлинность отличается осознанием временности человека, учитывающим страх смерти, возможность не быть. Только существование, осознающее свою временность, является подлинным. Такая постановка вопроса способствовала проблематизации «заботы», «страха» и других форм «бытия-в-мире».
Если для неопозитивиста философия — это деятельность по нахождению значений терминов, то для экзистенциалиста Карла Ясперса «поиск истины, а не обладание истиной является сущностью философии». Отсюда открытость бытия, принципиальная значимость новых вопросов, касающихся его смысла и сути. При этом экзистенциализм рассматривает философию как «преодоление мира и аналог спасения». Философия сродни вере, но это не религиозная вера, а вера в интеллектуальном измерении. Философия помогает осознать суть происходящего и тем самым не только дает надежду, как это делает вера, но и способствует рационализации этой веры.
Как направление философской мысли экзистенциализм возник в Европе в 1920-х гг. Идейными источниками его принято считать воззрения датского религиозного философа XIX в. С. Кьеркегора, основные идеи феноменологии, философии жизни (Ф. Ницше и др.) и школы философской антропологии. Различают религиозную версию экзистенциализма (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистическую версию (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер). Общим для всех экзистенциалистов является трактовка сущности человека как экзистенции, особого вида бытия — «здесь-бытия», «для-себя-бытия». Индивидуальное существование первично не только по отношению к общественной, социальной реальности, но и по отношению к сущности самой личности. Сначала человек рождается и живет в мире не по своей воле, а по законам, которых не устанавливал, и только в процессе своего существования обретает, создает свою сущность. При этом подлинность человеческой экзистенции феноменологически обнаруживает себя не в опыте повседневной жизни, а в пограничных ситуациях болезни, вины, катастрофы, смерти.
Проблема личности и общества — сквозная тема в философии экзистенциализма. Человек заброшен в историю и не должен искать в ней свое предназначение или оправдание.
Человек — как единственный творец ценностей — свободен. Эта абсолютная свобода выбора приводит к противопоставлению личности и общества. Человек — как смертное существо — всегда охвачен страхом. Лишенный какой-либо опоры, он понимает, что одинок, что все связи и отношения в обществе иллюзорны и лишены смысла.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.