Сделай Сам Свою Работу на 5

А. Нормы отношений между Психологом и Заказчиком.





ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

Российского Психологического Общества (Санкт-Петербург, РФ, 2003 г.)

 

Предисловие

Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой. Чтобы быть полезным, психолог нуждается в доверии. Доверие общества к психологу может быть достигнуто только при соблюдении этических основ их поведения, содержащихся в настоящем кодексе. Этический кодекс психологов служат а) для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов и б) для регуляции отношений психолог ) в с обществом.

Этический Кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, а) руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, б) устанавливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. Таким образом, принципы и правила, излагаемые ниже, дают возможность, в случае нарушения этических стандартов, применять санкции к его нарушителям.



1. Психолог и требования к нему.

1.1. Наименование «психолог» может быть принято лицом, имеющим университетское образование по специальностям «психология», «клиническая психология», а также лицами, которым в установленном порядке присвоены ученые степени кандидата наук по отраслям и специальностям психологической науки. Ученая степень в последнем случае принимается во внимание только в том случае, если она признана ВАК РФ».

1.2. Разрешается указание на членство в Российском психологическом обществе. Не разрешено указывать на принадлежность к подразделениям или комитетам ассоциации, кроме тех случаев, когда психолог в этом качестве выступает как официальный представитель ассоциации.

1.3 Задачей психолога является а) расширение знаний о человеке и обществе, и б) приложение этих знаний и умений для блага как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, уважает и защищает фундаментальные права человека. Психологи являются представителями свободной профессии.



1.4. Психолог осуществляет профессиональную ориентацию и психологическую поддержку населения в Российской Федерации (из Приложения к постановлению Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1.)

1.4.1. Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

1.4.2. Основные методы профессиональной ориентации:

а) информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

б) психологическое и медицинское консультирование;

в) психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

г) различные педагогические методы.

1.4.3. Психологическая поддержка - система социально - психологических способов и методов, способствующих социально - профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированное к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, про­фессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.



1.4.4. Основные методы психологической поддержки:

а) психологическое просвещение;

б) психологическое и психотерапевтическое консультирование;

в) психологическая диагностика;

г) психологический тренинг;

д) психологическая коррекция;

е) другие индивидуальные и групповые методы психологической труды.

Рис. 1. Схема регламентации этическими принципами и правилами отношений, возникающих в психологической деятельности.

Каждая пронумерованная точка на рисунке точно соответствует содержанию каждого пронумерованного параграфа текста Этического Кодекса.

 

Требования к Заказчику услуг Психолога.

2.1. Заказчик всегда явно или косвенно побуждает Психолога к научно-практической психологической деятельности. В отсутствии Заказчика психологическая наука, психологическая практика, сами Психологи становятся ненужными. Реальный Заказчик выступает в лице руководителя государственной, политической, общественной, коммерческой организации, обратившегося к Психологу за услугами психологического характера. Косвенный Заказчик в лице Общества, нуждающегося в новом психологическом знании, побуждает Психолога к научным исследованиям и открытиям. Государство неявно выступает в качестве Заказчика, когда к Психологу обращается за психологической помощью частное лицо, защищая интересы Клиента нормами Конституции и Закона. Нормы работа с Заказчиком –важнейший компонент психологической деятельности.

2.2. Заказчик должен самостоятельно или в сотрудничестве с Психологом точно сформулировать проблемы, которые побудили его обратиться к Психологу за психологическими услугами. Результатом сотрудничества Психолога с Заказчиком является Техническое задание, содержащее всю согласованную исходную информацию, которой достаточно для начала профессиональной работы Психолога. В Техническом задании оговариваются цели работы Психолога, методы его работы, ее предполагаемые результаты, сроки ее исполнения, гонорар Психолога и иные конкретные вопросы. Без согласованного с Заказчиком Технического задания любая психологическая деятельность становится бессмысленной.

2.3. Заказчик в своем взаимодействии с Психологом обязан руководствоваться Конституцией страны, ее Законами и настоящим Этическим Кодексом, с которым Психолог должен его ознакомить. Предложение Заказчика принимается Психологом в том случае, если Заказчик не просто ознакомлен с основными Принципами и Правилами Этического Кодекса Психолога, но и согласен с ними. Заказчик признается в таком качестве в том случае, если он не намерен и не может применить полученные психологические услуги для противоправных, аморальных, антинаучных, опасных действий в отношении частных лиц. Общества и государства.

 

Требования к Клиенту - человеку, с которым работает Психолог.

3.1. В качестве Клиента Психолога выступает лицо, согласившееся быть объектом психологических исследований в научных, производственных или в социальных интересах, или лично обратившееся к Психологу за психологической помощью. Клиент — условное обозначение человека, который является объектом исследования, консультирования, специального обучения, тренинга, лечения, проходящего профотбор, аттестацию, или испытуемого, исследуемого в интересах науки о человеке.

3.2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственного развития, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека, решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее его интересы по Закону.

3.3. Клиенты имеют право на консультацию психолога или лечение без присутствия третьих лиц. Психолог не должен препятствовать, если его клиент или пациент выражает такое желание, привлечению для консультации другого психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний.

 

Требования к Результатам работы Психолога.

4.1. В качестве Результатов исследования психолога выступают все сведения об Испытуемом, сохраняющиеся на любых видах носителей информации, и на основании которых Психолог квалифицирует психологические характеристики Клиента, принимает решение о задачах и характере практического взаимодействия с ним и исполняет его.

4.2. Результаты исследования Клиента являются обязательным условием любых действий Психолога относительно Клиента. В Результатах исследования должна содержаться информация о том, на основании каких теоретических, методических, экспериментальных данных Психолог предпринимает конкретные действия по консультированию или оказанию помощи Клиенту. Результаты Исследования должны быть представлены в форме научных документов, принятых в психологическом сообществе и содержать достаточные основания для работы с Клиентом.

4.3. Результаты исследования в случае их неконтролируемого хранения могут представ­лять опасность как для Клиента, так и для Психолога и для Общества. Обращение с Результатами исследования должны быть жестко регламентированы. Применение записей. Психолог может делать видео- или аудиозаписи консультации или лечения, или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это. пациента или клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры.

 

А. Нормы отношений между Психологом и Заказчиком.

А1. Психолог получает заказ от Заказчика, составляет и согласовывает с ним техническое задание на работу, договаривается о распределении прав и обязанностей между Психологом, Заказчиком и Клиентом, о процедурах хранения, приме­нения Результатов исследования. В вопросы гонорара также должна быть внесена ясность. Наниматель должен быть снабжен текстом Этического Кодекса Психолога при приеме на работу последнего. Психолог должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных и непрофессиональных требований.

А 2. Психолог должен известить Заказчика о том, что его деятельность подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам. При приеме на работу психолог должен оговорить, что он в пределах своей компетенции будет действовать независимо, и в особенности обратить внимание на обязательство хранить профессиональную тайну, чего от него требует Закон. Психолог должен оговорить условие, что профессиональное руководство его работой может осуществляться только психологом.

A3. Психологам запрещается предлагать свои услуги клиентам без просьбы последних. Им запрещается в целях рекламы использовать имя или репутацию лица, с которым они связаны профессионально или лично. Им также запрещается, кроме как в кругу коллег, использовать отзывы, сертификаты или рекомендации, данные им экспертами или со ссылкой на них.

А 4. Если несколько психологов осуществляют свою деятельность совместно как компания, подчиняющаяся соответствующим требованиям законодательства, они должны обозначить себя как «Совместная тактика». Имена коллег, отошедших отдел или умерших, могут сохраняться преемником на вывеске не более чем 12 месяцев, при условии согласия заинтересованных лиц. Информация о смерти одного из партнеров должна быть сообщена в достойной манере. В случае переезда психолог может в течение 6 месяцев сохранять вывеску с указанием о прекращении своей работы по прежнему адресу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.