Сделай Сам Свою Работу на 5

Правитель Манипура испытывает Бирбала





Прослышал правитель Манипура, махараджа Чандракант, что нет на свете судьи справедливее Бирбала, и захотел его увидеть. Думал он, думал и не придумал ничего лучшего, как самому поехать в Дели. Переоделся Чандракакт, чтобы его не узнали, сел на коня и отправился в путь. По дороге ему часто попадались реки и каналы, он перебирался через них когда вброд, когда вплавь. Однажды очутился он вблизи какой-то деревни. У околицы повстречался ему хромой нищий. Тот посчитал всадника за простого человека и спросил:
– Добрый человек! У меня нога болит – мочи нет, а мне позарез надо в эту деревню. Сделайте милость, довезите меня. Большую помощь мне окажете. Всю жизнь буду вас прославлять.
Сердце у раджи было мягкое, пожалел он убогого и посадил на коня позади себя. Приехали они в деревню, и раджа сказал хромому:
– Ну вот, брат, и деревня. Слезай.
А хромой отвечает:
– Эва! Как ты смеешь гнать меня с моего коня?!
Начали они спорить: «Мой конь-то!» – «Нет, мой, а не твой!» Видят люди, что два приезжих ссорятся, и стали прислушиваться. Собралась толпа. Прохожие и проезжие разнесли весть о ссоре повсюду, и вскоре она дошла до Бирбала. Он велел привести к нему спорщиков и стал их допрашивать.
– Из-за чего вы поспорили?
Раджа рассказал все как было. Потом отвечал хромой нищий.
– Господин вазир! Ехал я верхом на своей лошади. По дороге встретился мне этот человек – он сидел у колодца. Только я поравнялся с ним, он вдруг говорит, будто это его лошадь, и стал меня толкать. Сделайте милость, рассудите нас.
– Так я и сделаю, – пообещал Бирбал. – Вы оба ступайте домой, а лошадь оставьте у меня. Завтра приходите в это же время, и я вас рассужу.
Назавтра хромой нищий и раджа явились на суд. Первым делом Бирбал велел им дать клятву, что они говорят правду. Оба поклялись. Тогда Бирбал послал хромого в царскую конюшню:
– Пойди опознай своего коня.
В конюшне длинными рядами стояли кони. Хромой не разглядел вчера коня как следует, где уж теперь его узнать! Потом в конюшню пошел Чандракант. Бирбал послал с ним двух конюхов. Раджа сразу увидел своего коня, да и конь, как заприметил хозяина, громко заржал. Бирбал понял, кто хозяин лошади, и приказал вернуть ее Чандраканту, а хромому нищему дать в наказание пятьдесят плетей.
Раджа похвалил мудрость Бирбала и, не открывая своего имени, вернулся в Манипур.





Осел не ест табака

В погожий летний вечер отдыхали падишах и Бирбал на плоской крыше дворца. Падишах смотрел вокруг и вдруг увидел на табачном поле осла.
У Бирбала была привычка жевать табак, и падишах надумал поддразнить его.
. – Гляди-ка, Бирбал! Даже осел не ест табака.
. – Вот именно, владыка мира! – тотчас отозвался Бирбал. – Только он от табака и отказывается.
Падишах рассмеялся, услышав такой остроумный ответ.

Колокол правды

Справедливый владыка был Акбар и всегда беспокоился, как бы жалобы на неправду без ответа не остались. «Нехорошо будет, если караульные у ворот не пропустят во дворец какого-нибудь бедняка, и он не сможет подать мне жалобу», – подумал Акбар.
И вот для удобства народа падишах приказал поставить на площади столб и подвесить к нему колокол. Длинная веревка тянулась от него во дворец к другому колоколу. Когда звонили в колокол на площади, тотчас начинал звонить и колокол во дворце. И тогда падишах знал: кто-то хочет его видеть и пожаловаться, кто-то правды ищет. Он посылал солдата на площадь за жалобщиком, тот рассказывал про свое горе, и падишах старался ему помочь.
Как-то раз в летний день жара и духота стояли нестерпимые, и падишах отдыхал в своих покоях. Слуги и служанки усердно занимались своими делами. Вдруг раздался громкий звон. Падишах вздрогнул, встал и послал слугу за жалобщиком.
Пришел слуга на площадь и видит: у столба стоит вол и чешет об него голову, рогами веревку задевает, и колокол звонит. Отогнал слуга вола от столба и пошел назад. Доложил падишаху про то, что видел.
– Не увиливай, веди ко мне того, кто звонит в колокол. Все равно – вол это или человек, – приказал падишах.
Бегом побежал слуга на площадь, обвязал волу рога цепью и привел во дворец. Ну, вол и есть вол, разве он что скажет? Стоит, молчит. Падишах велит то одному придворному, то другому:
– Расспросите-ка его, на что он жалуется?
Как ни старались придворные, а ответа от вола не добились, и признались наконец: «Не умеем, владыка мира». Как раз в это время пришел в дарбар Бирбал. Падишах к нему:
– Бирбал! Этот вол звонил в колокол на столбе, значит, есть у него жалоба. Расспроси-ка у него и доложи мне.
Бирбал погладил вола по спине, заглянул ему в глаза, помолчал, а потом ответил падишаху:
– Владыка мира! Вол говорит: состарился я, работать больше нету сил. Пока мог работать, хозяин жалел меня и холил, а нынче со двора согнал. Где найду я прибежище в старости?
– Так оно и есть, каждое его слово – истинная правда, – сказал падишах. – Я рассужу его жалобу по справедливости. Сейчас же пошли за его хозяином.
Несколько солдат пошли искать хозяина вола. Расспросили людей и узнали, кто хозяин и где он живет. Пришли к нему стражники, огласили государев приказ и повели его во дворец.
– Господин сетх! Скажите-ка, это ваш вол? – спрашивает падишах.
– Да, владыка мира! Вол, точно, мой. Много лет назад я купил его у заезжего торговца, и все это время до сего дня вол жил у меня.
– Отчего же вы не держите его на привязи? – спросил Бирбал.
– Господин вазир! Вол мне больше не нужен. Он работой окупил свою цену, всю до гроша.
– Придет время, ты состаришься и не сможешь работать, а твои сыновья возьмут да выгонят тебя из дому. Будет ли это достойно и справедливо? – спросил Бирбал.
– Как можно выбросить на улицу родного человека?! – удивился торговец.
– А ты вспомни, сколько пользы принесла тебе эта животина! Неужто совесть не попрекнет тебя за корысть и бессердечие?! Всю жизнь бессловесная тварь служила тебе верой и правдой, а ты как ей отплатил. Ты и не вздохнешь, на ее горе глядя. Ну, вот что: нынче мы поставим вола на шахский скотный двор, а ты внеси пятьсот рупий на его прокорм.
Услыхал торговец такой приказ, сразу съежился и согнулся, словно трава от мороза.
– Господин вазир! Вол на этом свете не заживется. Пятьсот рупий на прокорм – слишком много. Пусть останется у меня, я сам его кормить буду, – стал просить торговец.
– Нет, уплатишь сколько велено, – строго сказал Бирбал. – Раньше думать надо было. А теперь не отвертишься.
Вола отвели на скотный двор. Бирбал велел немедля взыскать деньги с купца, а коли заартачится – посадить его на год в тюрьму.
Видит купец – сраму не оберешься, коли в тюрьму посадят, и отдал пятьсот рупий.
Падишах был очень доволен справедливым судом Бирбала.



Кому служу, тому пляшу

Однажды падишах нахваливал баклажаны.
– Владыка мира! Были бы они не такие вкусные, люди не ели бы их с такой охотой, – поддакнул Бирбал.
Через несколько дней падишах разбранил баклажаны. Бирбал опять стал поддакивать:
– Владыка мира! Негодный в самом деле овощ. От него живот пучит и всякие хвори бывают.
Удивился падишах таким словам.
– Бирбал! Ну и неверный же ты человек! То хвалил баклажаны, а то вот хулишь.
– Владыка мира! Служу-то я вам, а не баклажанам. Рассмеялся падишах и больше ничего не сказал.

Сколько ворон в Дели?

Пришел однажды падишах в дарбар вперед всех и у каждого придворного, кто входил в залу, спрашивал:
– Сколько ворон в Дели?
Все отмалчивались, никто не мог дать ответа. Потом пришел Бирбал. Падишах и у него спросил то же самое.
– Покровитель бедных! – тотчас ответил Бирбал. – В прошлом году я подсчитывал и вышло, что в Дели три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон.
Услышал падишах такое точное число и удивился.
– Бирбал! Когда это ты в прошлом году подсчитывал? Что-то не верю я твоим подсчетам.
– Напрасно, владыка мира. Этот подсчет самый точный, ведь я сам его делал.
– Гляди, Бирбал! Если окажется хоть на одну ворону больше или меньше, то ты уплатишь штраф – три тысячи пятьсот восемьдесят пять рупий. Подумай до вечера, поразмысли хорошенько и дай ответ.
– Счет мой верен, – стоял на своем Бирбал, – при пересчете получится столько же. Разве что одни вороны улетели куда в гости или же к ним прилетели погостить другие вороны.

Умей сказать

Приснился как-то падишаху сон, будто все зубы у него сломались и выпали, только один передний зуб остался. Проснулся поутру падишах сам не свой: к чему такой дурной сон? Приказал он созвать во дворец гадателей и стал у них спрашивать, что его сон означает.
– Владыка мира! – ответил один гадатель. – Значение сна такое: сперва умрут все ваши родственники, а после них умрете вы.
Услыхал падишах такое зловещее предсказание, пришел в ярость и тотчас прогнал гадателя прочь. Когда в дарбар пришел Бирбал, падишах спросил про сон у него.
– Этот сон, пожалуй, можно понять. Жить вы будете дольше, чем все ваши родственники. Только один человек проживет еще дольше, – ответил Бирбал.
Слова Бирбала сошлись со словами гадателя, но сказаны они были по-умному, вежливо, и падишах обрадовался, услышав такой ответ.

Знак пальцем

Был при дворе падишаха Акбара родовитый, но вконец обедневший сардар. Не мог он найти себе такое занятие, чтобы жить в достатке. И все же в положенное время он являлся в дарбар – ревностно соблюдал обычай, заведенный отцами и дедами.
Всеми правдами и неправдами справил он себе придворный наряд и берег его пуще глаза, надевал только во дворец. А когда приемов в дарбаре не было, сидел сардар дома и молол зерно на ручной мельнице – этим он и зарабатывал на жизнь. Кроме ручной мельницы, у сардара ничего не осталось, гол был, как перст.
Как-то раз принесли ему много зерна на помол, и никак он в тот день не мог пойти во дворец. Сидит, трудится в поте лица, мелет зерно – скоро хозяева за мукой придут. В это время, как обычно, падишах, со свитой выехал на прогулку. Богатый, нарядный шахский поезд проезжал по улице, где стоял дом сардара. А жил он в глинобитной ветхой лачуге, в каких ютятся бедные люди. Двор был обнесен стеной, но по ней пошли щели, да такие широкие, что сквозь них прохожие видели хозяина дома за работой и всегда поднимали его на смех.
Господин сардар усердно крутил ручку мельницы и под скрип жерновов поглядывал сквозь щели на улицу. Видел он и поезд падишаха. Невзначай падишах заглянул во двор, заметил сардара и узнал его.
На другой день во дворце попался сардар на глаза падишаху, и захотелось Акбару разузнать про его житье. Но он отогнал эту мысль и ничего не сказал.
Спустя несколько дней падишах устроил праздник. Все придворные восседали по чинам и званиям. Сардар тоже, под стать другим вельможам, нарядный и важный, сидел на своем месте.
Появился падишах и взошел на золотой трон посреди зала. Оглядел всех вельмож подряд и увидел того сардара. И пришла ему в голову давешняя мысль, еще пуще захотелось расспросить сардара про его жизнь. Да спрашивать-то при всем народе нехорошо: не к лицу государю раскрывать на людях секреты своих придворных. Ну, все же не стерпел Акбар, поднял руку и сделал какой-то знак пальцем. Догадался сардар, что это ему государь знак сделал, и показал падишаху на свой живот.
А на дарбаре у падишаха было немало и мошенников. Доброго они ни за что не увидят, а что-нибудь тайное, непонятное сразу приметят. Заприметили они, конечно, знаки падишаха и сардара и стали думать да гадать, какой такой в них смысл заложен. После дарбара один плут украдкой пошел за сардаром и выследил, где он живет.
На другой день этот плут собрал своих дружков и привел их к сардару. Хозяин, как велит обычай, встретил гостей с почетом, рассадил как мог в своей тесной лачуге. А плут у него и спрашивает:
– Почтенный господин! Что это за знаки вам вчера на дарбаре делал падишах? Мы никак в толк не возьмем, а нам страсть как хочется знать.
Поднялась в душе у сардара тревога: «Уж не думают ли они про меня что худое? Надо бы их провести да одурачить».
– Коли всем все рассказывать, все тайны открывать, то в убытке останешься, – ответил сардар.
Плута такие слова только раззадорили. Стал он неотступно требовать ответа. Тогда сардар сказал:

– Ну, слушай, братец. Падишах показал мне пальцем на вас всех и спросил знаком, что мне про вас ведомо. А я тут же дело и прикончил – показал ему на свой живот: внутри, мол, у меня эта тайна, и все!
Встревожились мошенники. «Надо, – думают, – откупиться от сардара, а то как бы чего не вышло». Открыли они ему свое решение, а он отвернулся и руками замахал. Тогда мошенники разбежались по домам и принесли сардару большие взятки: кто сто, кто двести, а кто и пятьсот рупий. Он же только потешался в душе.
Сложили мошенники свои подношения к ногам сардара и говорят:
– Господин сардар! Сделайте такую милость, возьмите деньги себе, но только наши тайны никому не рассказывайте.
– Будь по-вашему. Видно, господь к вам милостив, коли вы свое благо заранее уразумели.
Мошенники ушли.
На другой день в дом сардара пожаловал падишах. Хозяин с великим почтением сделал салам и усадил падишаха на стул. Потом положил перед ним вчерашние деньги – взятку – и начал сердечно благодарить. Падишах подивился: откуда у бедняка такая уйма денег?
– Миян джи! Вы зерно мелете, хлеб тяжким трудом зарабатываете, откуда же у вас такое богатство?
– Владыка мира! Это плод того знака, что вы сделали мне третьего дня на дарбаре, – с улыбкой ответил сардар.
Падишах ничего не понял.
– Ты, братец, не ходи вокруг да около, а говори толком, что и как.
Сардар рассказал все подробно. Падишаху пришлась по душе его ловкость, и он оставил ему все деньги.
Назавтра сардару дали хорошую должность при дворе, а придворные мошенники от зависти чуть не лопнули.

Кто красит седые волосы

Пришла пора, и стал падишах седеть. Увидел он у себя седые волосы и загоревал. Чтобы скрыть изъян, начал падишах волосы красить.
Однажды он чернил себе волосы при Бирбале.
– Бирбал! Скажи-ка, не будет ли от краски какой порчи мозгам? – спросил Акбар.
– А есть ли они у тех, кто красит волосы? Если бы у них мозги были, они не старались бы понапрасну из старых молодыми сделаться.
С того дня падишах перестал красить волосы.

Кто самый главный?

Как-то раз в прохладный день гуляли падишах и Бирбал в саду, радовались весенней благодати. Вдруг падишах возьми да и спроси:
– Бирбал! Кто на свете самый главный!
Бирбал сразу смекнул, куда Акбар клонит. «Ишь как возгордился своей властью, хочет, чтобы я назвал его самым главным. Нет, я ему спеси поубавлю», – подумал Бирбал.
– Покровитель бедных! Главнее всех малое дитя.
– Сказал, и все? Мало этого, ты растолкуй, докажи, – отозвался падишах.
– Что ж, и докажу.

Только это ведь не редькой торговать, раз-два – и готово. Дело это не пустячное, проверку устроить придется.
На том пока и столковались падишах и Бирбал и разошлись из сада в разные стороны.
Бирбал днем и ночью думал, как доказать свои слова, забота сон прогоняла. Прошло десять дней, и однажды увидел он в доме у своего приятеля – богатого вельможи – его сынишку. Малышу было не больше года, он как раз подходил для дела, что задумал Бирбал. Рассказал вазир про свой разговор с падишахом, попросил на время ребенка и принес его к падишаху. Наряжен был мальчик красиво, собой пригож и очень бойкий. Дитя сразу приглянулось падишаху, он забрал его у Бирбала, посадил к себе на колени и долго с ним играл. А малыш, играя, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть изо всех сил. Рассердился падишах и говорит:
– Бирбал! Ты зачем принес такого озорника?
– Владыка мира! Вот вы падишах, но что из того? Никто не смеет до вас пальцем дотронуться, а этот сосунок хватает вас за бороду и тянет, да так тянет, что вон даже волоски выдрал. И тогда выходит, что ребенок – самый главный
Очень понравились падишаху слова Бирбала. На прощание он подарил мальчику красивую куклу.

Кто сейчас идет?

Однажды вечером падишах спросил у придворных:
– Кто сейчас идет?
Один ответил: «солнце», другой: «земля», кто-то сказал: «луна», – словом, все отвечали по-разному. Тогда падишах повернулся к Бирбалу.
– Шахиншах! – тотчас ответил Бирбал. – Идут проценты ростовщику. Они ведь никогда не спят, не устают, напротив, день ото дня идут все скорее.
Ответ так понравился падишаху, что он тут же подарил Бирбалу теплую шаль.

Пять вопросов падишаха

Когда, бывало, взбредет падишаху что в голову – ни за что он не успокоится, пока своего не добьется. Как-то раз явился он в дарбар вперед всех, уселся на трон и стал читать всякие важные бумаги. Читал-читал, и вдруг пришла ему на ум одна мысль, и он решил спросить ответа у придворных.
Скоро начали они собираться. Падишах задал свой вопрос одному видному вельможе:
– Дилавар-хан! Скажи: какой раджа – главный? Чей сын главный? Какой из цветов главный? Какой зуб главный? Какая добродетель главная?
– Защитник бедных! Коли я отвечу сразу, да невпопад, то неладно получится. Потому хочу я у всех совета спросить, так-то лучше будет.
Пока падишах разговаривал с Дилавар-ханом, подошли остальные придворные. Дилавар-хан со всеми посоветовался и дал падишаху такой ответ:
– Владыка мира! Главный раджа – Чакраварти [96 - Букв, «держащий колесо», традиционный эпитет правителя.], главный среди сыновей – сын царя, главный из цветов – жасмин, главный зуб – зуб слона, главная добродетель – знание.
Падишах не был доволен ответами. Потом в дарбар вошел Бирбал, и падишах задал ему те же пять вопросов. Бирбал даже не сел, сразу, с ходу стал отвечать:
– Покровитель бедных! Главный раджа – Индра [97 - Индра – царь богов в древнеиндийской мифологии.], по его милости дожди землю поливают, она родит хлеб, и люди сыты бывают. Теленок всех сыновей главнее, много всякой пользы приносит он людям. Цветок хлопчатника – лучший из цветов, из него одежду делают, весь свет в нее одевается. Главный зуб – острие сохи, он чрево земли рыхлит, а она людей кормит. Главная добродетель – мужество. Если нет у человека мужества, все его достоинства без пользы.
Большую радость принесли падишаху ответы Бирбала. А Дилавар-хану было неприятно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.