Сделай Сам Свою Работу на 5

ШИРИПОВ ТУГУЛЬЧА ЭРДНИЕВИЧ





Манджикины»

Выполнил: Босхаев Эльдар Церенович,

Б класс

Руководитель: Гангулиева Цаган

Владимировна,

Учитель калмыцкого языка и

Литературы МБОУ СОШ №23

Г.Элиста 2015г.

Содержание

1.Введение.

2.Методы исследования.

3.Подготовительный этап.

4.Цель работы.

5.Основная часть:

Название: Моя малая Родина – Манджикины.

Легенда о реке Маныч.(Манц гол).

Дарма – Сала

Народные Целители

История совхоза им. « В.А. Хомутникова »

«За край родной иди бесстрашно в бой»

6.Заключение.

7.Использованная литература

1.Введение. Актуальность выбора темы

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа-всё это становится частью его судьбы. Осознание малой Родины - главный принцип духовно-нравственного воспитания общества.

Знать историю своего народа, родного края - значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее. Актуальность выбранной темы позволяет развить познавательный интерес к истории родного края, исследовать малоизвестные страницы малой Родины, иметь более глубокое представление о прошлом родного края.



2.Методы исследования.

Сбор материала о моей малой Родине, фотографирование, изучение и анализ полученных данных, использование худ. литературы.

3. Подготовительный этап.

-посетил библиотеку с целью ознакомления с литературой по данной теме.

-сделал фотографии исторических мест моего села.

-интервьюировал жителей села об истории и достопримечательностях .

-собрал материал для использования в данном проекте.

4. Цель работы.

-Показать важность знания истории своего села

-Расширить свои знания о малой Родине

-Изучение истории малой Родины через исследования села.

-Сбор материала о родном поселке

-Развить исследовательские умения в процессе знакомства с историей родного края

«Моя малая Родина – Манджикины»

«Черноголовый журавль

курлычет весенней порой

завидев родные края…»

( калмыцкая народная песня.)

Для каждого человека, кроме страны, в которой он живет дороже всего на свете его малая Родина.



Малая Родина- это, то место где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это, то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда.

Для каждого человека, в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Вот и я хочу описать свою малую Родину с её неповторимой историей возникновения и природой, с её памятными местами, с её легендами, а самое главное с людьми которые жили и живут на моей малой Родине.

Моя малая Родина- Это совхоз им. « В.А. Хомутникова», Ики-Бурульского района, Республики Калмыкии, Старинное название которого «Манджикины»

В давние времена, по словам старожилов, жили два брата Манц и Шорва. Повзрослев, они, разделив наследство, решили жить отдельно друг от друга. Старший брат Шорва отправился на север, где обзавелся семьёй, а младший Манц решил остаться жить на месте своих предков. Так и обосновался он на юге Калмыкии, у берегов реки Маныч.

С тех времен в этих бескрайних степях под голубым небосводом, у расплескивающихся берегов реки Маныч (Манц гол) обрел свое пристанище мой славный род «Манджикины»

Род «Манджикины» подразделяется на несколько племен. Это:

1.Тогтахн

2.Сахлмуд

3.Кюджихн

4.Борсхуд

5.Хаскуд

6.Зог-йогус

7.Харнуд-йогус

8.Хусткн

9.Баргахн

10.Мондсахн

11.Амулнгуд

12.Агнр торлмуд

13.Оруд торлмуд

Щедра моя малая Родина природой, богат и разнообразен её растительный и животный мир. И всё же главное его богатство- это люди.

Мой край богат талантливыми людьми, которыми нам нужно гордиться. Это народный писатель М.Б. Нармаев (род агнр), Народный писатель А.Тачиев (род борсхуд), скульптор П.Тазаев (род кюджихн), художник О.Кекеев (род зог йогус), известный артист И.Уланов (род тогтахн), заслуженный врач- хирург М. Бочаев (род куджихн), ректор Калм.Г.У. Б.К.Салаев(род хустхн).



Легенда о реке Маныч. (Манц гол)

На западной стороне моей малой Родины, где солнце скрывается за горизонт, есть удивительная река Маныч. (калмыцкое название Манц гол) Вода в ней очень соленая, а по берегам обилие растительности. В народе существует много легенд об этой реке.

Давным давно это было. Парень дружил с девушкой по имени Манца. Они были из бедных семей. Об их любви друг к другу слагались легенды. Со времени они поженились. Казалось, ничто не сможет помешать их счастью.

Но вдруг началась война...

Муж Манцы один из первых уходит защищать свою Родину. На войне он погибает.

Не дождавшись мужа, Манца идет его искать. Не найдя его на земле, она взяв лопату стала искать своего любимого под землей. Слезы её превращались в родники, а после превратились в реку.

Из прозрачных слез этой чистой, искренней девушки образовалась река, которую назвали Маныч(Манц).

Еще одну легенду об этой реке я услышал от старожилов моего села.

Давным давно у одной местной женщины был единственный сын. Но уйдя на войну, он погибает. Мать не найдя место захоронения сына обратилась к астрологу. Он сказал ей: «Его место захоронения находится далеко. Если ты хочешь добраться до неё, ты должна копать землю насквозь.»

Собрались все матери у кого сыновья погибли на войне и вместе стали копать землю. Из той земли ,которую они откидывали вырос горный хребет.

Много лет они копали, но так и не смогли добраться до тел своих сыновей .Горько плакали матери от бессилия .Слёзы их наполняли лощину и со временем появилась река. Весной эта река очень солёная из-за талых вод.

Говорят, они до сих пор на дне реки оплакивают своих сыновей и продолжают искать их.

«Оно синело, и тени облаков бежали по его синему простору, и неумолчный ропот отлого набегавших на отмели волн стоял, наполняя степной воздух. Среди голой, на сотни верст выжженной пустыни, где земля трескалась от зноя, как пережженный кирпич, где нет ни рек, ни речек развертывается вдруг не озеро, а целое море, на краю которого чуть виднеется полоска противоположного берега, а влево и вправо его синий простор сливается с синим небом», - так описывал свою встречу с Манычем Александр Серафимович.

Дарма-Сала

«Мой курган - моей жизни основа,

Кровно связан с ним нитью судьбы,

Как из песни не выкинешь слова,

Так нет жизни моей без Дармы…»

(А. Тачиев)

Недалеко от села, на севере, есть красивое место - Дарма-Сала.

Известный калмыцкий писатель Анджа Тачиев в своём произведении «Ясное утро» описывает это место так: «Если хотите увидеть наступление весны - идите на Дарму-Салу, если хотите увидеть первых сусликов идите на Дарму - Салу, если хотите ощутить неописуемый запах степных трав - идите на Дарму - Салу». Такими красивыми, искренними словами описал это место уроженец Манджикин Анджа Тачиев. Свою любовь к родному краю он выразил в стихотворении « Дарма-курган».

«Дарма – курган »

Год за годом всю жизнь постоянно

Одержим я заветной мечтой:

Покорить ту вершину кургана,

Что был назван в хотоне Дармой.

Мой курган – моей жизни основа,

Кровно связан с ним нитью судьбы.

Как из песни не выкинешь слова,

Так нет жизни моей без Дармы.

Неказистый он с виду и жалкий,

Но вглядитесь: стоят до сих пор

На вершине воздушные замки,

Что когда-то я в детстве возвел.

Возвращаюсь к нему постоянно,

Я в сыновьем долгу долгу перед ним,

Золотится вершина кургана,

Освещенная детством моим.

Я делил с ним и радость, и горе,

Он спасал меня в дождь и буран,

Над моею сиротскою долей

Возвышается этот курган…

И я снова уже малолетка.

Бос и голоден.Лето.Жара..

Вот вдыхаю я запах эрвенга,

Вот я рву дикий лук – шуура.

Говорят: все легенды и тайны

На вершине сокрыты его,

И тогда я мальчишка отчаянный-

На вершину взошел: - Ничего!

«Ложь, подумал я,-нету здесь клада!»

Вдруг раскрыл в удивлении рот:

Все далекое стало вдруг рядом,

И расширился вдруг горизонт!

Позабыл я про зной и усталось,

На вершине стоял я крутой –

Стоит руку поднять, мне казалось,

То до небо достанешь рукой.

Мое сердце восторженно билось,

Видел я, как всходила заря,

И земные могучие силы,

Окрыляя, вливались в меня.

С той поры много лет пролетело-

Пораженья и радость побед.

Все узнал до конца и предела,

Все оставило в памяти след.

Долгий спор мой курганом затеян,

Победить в нем совсем нелегко,

Каждый раз, как Дарму одолею,

Так все выше вершина его.

Время, время ты все поменяло,

На глазах изменился мой край,

Где от зноя земля выгорала,

Теперь плещется море Чограй.

Мой Дарма, мы с тобою не стары,

И счастливая наша судьба:

Подмечать, как тучнеют отары,

Как в степи вызревают хлеба.

Не страшны теперь зной и морозы,

Степь давно освещают огни,

Здесь, с кургана Дармы, три совхоза

Начинают владенья свои.

Мой курган меня примет как сына,

К покоренью меня он зовет,

Но все выше и выше вершина,

И все дальше с него горизонт.

И шепчу я себе постоянно:

«Чтобы был горизонт твой широк,

Ты взбирайся к вершине кургана

День за днем - весь свой жизненный срок!»

(Анджа Тачиев.)

На Дарме - Сале когда-то был старый хурул. Название, которого «Хурул Богдо Далай Ламы» (по-тибетски Таши-Лхумбо). Этот хурул был построен по благославению Далай Ламы.

Когда-то этот хурул был кочевым. В легендах говорится ,что этот хурул был основан в Тибете. Став кочевым хурулом его привезли в Калмыкию Аюка-Хан(1642-1724), и дербетский нойон Солом-Менке – Темир. Этот хурул кочевал по улусам.

Два коренных манджикинца - Уладжи багша(Тазаев)и двадцатипятилетний Цембелев Бадм отправились в Тибет, к Далай-Ламе за благославлением на строительство хурула.

Выслушав двух калмыков, Далай-Лама дал согласие на строительство и благославил их, подарив два меча.

В 30-ые годы хурул был разрушен. После началась Великая Отечественная Война, ссылка в Сибирь

По сей день один меч хранится у потомков семьи Тазаевых, а второй у правнука Цембелева Бадмы-Сергея, в Элисте.

На Дарме-Сале, где когда-то возвышался красивый хурул, манджикинцы построили ступу.

На месте старого хурула, где сейчас возвышается белокаменная ступа, проходят большие молебны. А семья Цембелевых часто привозит священный меч как святыню, и каждый получает благославление от подарка Далай-Ламы

Народные Целители

Шар-Эмчи

Шар - Эмчи был гелюнгом при Манджикинском хуруле. В народе его называли Шар Эмчи. Он получил высшее духовное образование в Тибете, знал несколько иностранных языков, в совершенствии владел искусством врачевания, обладал даром ясновидения.

В 1937г. Шар Эмчи, как и многие священнослужители того времени, был репрессирован и посажен в тюрьму. Только в начале сороковых годов он вернулся на родину, в Калмыкию. Но вскоре пришла большая беда, началась война.

Шар Эмчи обладая даром ясновидения, предвидел трагедию калмыцкого народа. Он говорил, что немцы - это еще полбеды. Придут тяжкие времена для калмыков, будет много человеческих потерь и не от войны, а от лиха, которое отберет все: и дом, и кровь, и родину. Чувствуя это, он решил спасти буддийские святыни. Вместе с двумя племянниками, ночью вырыл глубокую яму и закопал хурульные святыни. Это происходило в 1942 году, за год до высылки калмыков после, Шар Эмчи вместе с другими гелюнгами двинулись в дальний путь, на запад. Ему удалось добраться до Америки и его пристанищем стал город Хауэлл, где и умер в начале семидесятых годов.

Его родственники по сей день проживают в совхозе «Хомутниково». Одна из них рассказала, как однажды их семье передали странную посылку в виде круглой закупоренной вазы с надписью на непонятном языке, в которой от имени Шар Эмчи просили закопать это меж двух курганов, которые находятся возле Дарма-Салы.

Сейчас на месте где был захоронен прах Шар Эмчи возвышается субурган, построенный в его честь.

Бочкаева Ноган Корнусовна

О народной целительнице- бабушке НоҺан из п.Хомутниково - помнит сегодня множество людей не только в нашем районе, но и далеко за пределами свой чудесный дар помогать людям она щедро отдавала всем, кто к ней обращался.

Тетя Ноган (гаҺа), как звали её земляки, была коренной манджикинкой, родилась в этих местах 19 апреля 1931 года.

Росла она в многодетной семье, была самым младшим ребенком. Дар помогать людям проявился у нее очень рано, в 12 лет. Родители показывали её ламам, гелюнгам. Те читали молитвы, объясняли родным, что эта девочка не простая, она как будто отмечена бурханами. Она росла в атмосфере особенного отношения, даже платья старались ей шить более нарядные, шелковые.

В Сибири проявились качества, указывающие на её избранность и принадлежность к духовным служителям.

Первые годы депортации были очень трудные для степняков. Продукты, вещи, которыми в знак благодарности местные жители одаривали молодую врачевательницу, тетя Ноган часто отдавала своим нуждающимся землякам .Многие из них ,отчаявшись , шли к ней и просто сидели рядом с домом- знали, что она чем-нибудь да поможет.

Как говорили уже потом гелюнги, она была земным воплощением Бодхичитты, ей было на роду предписано постигать путь духовного просветления. Она была человеком, которой стремится постичь мудрость Бурханов.

Сердце её было всегда открытым для людей: она радовалась вместе с другими, и всей душой сопереживала в чужой горести и трудностях. В эти дни в центре СМО «Хомутниково» строят ступу в честь народной целительницы Бочкаевой Ноган Корнусовны.

История совхоза им.

«В.А. Хомутникова»

 

Посёлок Хомутников Ики-Бурульского района республики Калмыкия находится в балке в 28 километрах к юго-востоку от районного центра(Ики-Бурул). Широта (с.ш.) - 45.60, долгота ( в.д.)44.82, высота над уровнем моря 81м. Осенью 1929 года в местечке, называвшемся Согин-Сала, на базе экспроприированного у богачей скота в числе других был организован совхоз « Улан Малч». Этому предшествовало заседание президиума Калмоблисполкома, состоявшееся в конце октября. С докладом об организации скотоводческих и овцеводческих хозяйств выступил председатель облисполкома А.П.Пюрбеев. Участники заседания основательно обсудили много вопросов как организационного, так и чисто производственного характера: от назначения должностных лиц до перегона и зимовки скота, от выделения земель до организации табунного коневодства. Так, глубокой осенью более 80-ти лет назад на карте республики появилось одно из крупнейших хозяйств, сменившее за годы существования несколько названий – «Улан Малч», № 108, «Хомутниковский».

 


Летом следующего года на одном из своих заседаний облисполком отмечает, что вновь организованное хозяйство в связи с ростом поголовья нуждается в дополнительных сельхозугодьях, вторично ходатайствует перед ВЦИКом об отмене его постановления о сдаче в аренду Гайдуковского участка грузинским овцеводам. Здесь определяется перечень работ по землеустройству и отводу дополнительных площадей, а на следующем заседании, состоявшемся через три недели 27-28 июня 1930 года, заслушивается отчет временно исполняющего обязанности руководителя совхоза Носкова о проделанной работе и состоянии дел.И снова звучит требование ускорить выделение земель, чтобы совхоз смог уже в текущем сезоне развернуть необходимое строительство. Тут же идет речь об отгрузке стройматериалов по нарядам хозяйства.

На период сенокоса соответствующим ведомствам предлагается наладить бесперебойное снабжение продуктами и предметами первой необходимости, а также усилить медицинскую помощь всем, кто занят на заготовке кормов. Руководству совхоза рекомендуют заняться травосеянием и переработкой молочных продуктов. К весне 1931 года совхозу выделили участки общей площадью 433 тыс. гектаров. Однако у хозяйства на тот момент не было ни сил, ни возможностей быстро освоить такую огромную территорию, поэтому облисполком предлагает неиспользуемые участки передать на сезон местному населению и государственным организациям, нуждающимся в выпасах. Сколько же скота было в «Улан Малч» на момент его организации? По архивным данным, хозяйству облисполкомом было передано 3084 головы крупного рогатого скота вместе с молодняком, 56 рабочих лошадей и 5 верблюдов.

 

 


Именно с этого и началась история прославленного коллектива. По мере укрепления и развития экономики и производства на базе хозяйства стали вестись научно-исследовательская работа по улучшению породных и племенных качеств скота. Определенную помощь в организации этого важного дела оказал известный писатель и государственный деятель, бывший в те годы представителем Калмобласти при Президиуме ВЦИК А.М. Амур-Санан. Молодое хозяйство крепло и набирало сил. Рос потенциал сельхозпредприятия, поголовье увеличилось более чем в два раза, а ежегодная прибыль составляла несколько сотен тысяч рублей. Успешно осваивалось растениеводство: сеяли травы, выращивали хлеб, овощи, бахчевые и технические культуры. Для проведения научно-исследовательских работ по крупному рогатому скоту, открытый ранее опытный пункт, в 1932 году был преобразован в опытную станцию.

И все это стало возможным благодаря самоотверженному и настойчивому труду как коренных жителей, так и тех, кто в эти края переселился из других регионов страны. Местным жителям хорошо известны фамилии семейных династий, начинавших строить новую жизнь: Палагота, Дорошенко, Субботиных, Бабенко, Крапивко и др. В годы становления хозяйства шла борьба с теми силами, которые всячески тормозили развитие новых производственных отношений. Одной из жертв этой непримиримой борьбы стал комсомолец Анджа Бадмаев, убитый кулаками.

 


Память о нем, передаваемая из поколения к поколению, жива и сегодня. В центре поселка воздвигнут обелиск, за которым постоянно ухаживают учащиеся средней школы.

Серьезно и последовательно осуществлялись в те годы мероприятия по обустройству быта и жилья селян. На центральной усадьбе открылись клуб, магазин, библиотека, школа, детсад, появилась телефонная связь со всеми формами и отделениями.

 

 

Только за один год построили 3 артезианских и 40 шахтных колодцев, соорудили дамбы и плотины на 7 прудах, установили 2 механизированных и 40 ручных водоподъемных насосов, 5 ветродвигателей, пробурили 150 метров разведочной скважины, сделали 6 мостов через балки и переезды. Не имея современной техники, коллектив совхоза, тем не менее ежегодно заготавливал для нужд общественного стада порядка 10-тысяч тонн грубых кормов, что в конечном итоге позволяло производить и поставлять государству сотни тонн мяса, немало шерсти, масла, кожевенно-мехового сырья. Даже в суровые годы войны совхоз успешно справлялся с доведенными заданиями. И только во время недолгой оккупации, с 15 марта по 15 января 1943, временно прекращал свою деятельность. После освобождения республики от фашистских захватчиков местные жители с удвоенной энергией приступили к восстановлению разоренного врагами хозяйства. До укрупнения совхоза в 60- х годах на его стоянках содержалось 6,5 тысяч голов крупного рогатого скота и 50, 5 тысяч овец, а после раздела в нем осталось соответственно 2000 гол. КРС и 35 тысяч голов овец, а и 27 тысяч гектаров пашни-11,2 тыс.га.

Коллектив совхоза специализировался на мясном скотоводстве и тонкорунном овцеводстве с хорошо развитой структурой земледелия, некоторое время занимался даже свиноводством, для этого была построена свиноферма в отдалении от поселка. Хозяйство ежегодно производило и поставляло государству тысячи тонн зерна, сотни тонн «мраморной» говядины и баранины, десятки тонн тонкорунного волокна, содержало тучные стада и отары, строило жилье, производственные и социальные объекты.

Успех любому делу, как известно, обеспечивают люди. Во все времена и при любых обстоятельствах здесь никогда не испытывался дефицит в энтузиастах, передовиках и новаторах производства, немало было толковых прекрасно знающих свое дело специалистов и руководителей .

В 1938 году были награждены: большой серебряной медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки - скотница Оманджиева Нихтя Санкиевна, малой серебряной медалью - старший гуртоправ Анджадыков Бова Анджадыкович и скотница Бочкаева Абя Бакуровна. Славился совхоз и замечательными кадрами животноводов, механизаторов, рабочих и специалистов. Среди них чабаны - Э.Д.Тямисов, дважды удостоенный высшей награды СССР - ордена Ленина, кавалертакой же награды О.К.Дулахаев, орденами Трудового Красного Знамени отмечен труд управляющего фермой И.Т. Юндина, директора совхоза В.С.Шевырева, чабана Д.С.Очирова, трактористов Т.К. Дулахаева и И.М.Дорошенко, орденами Трудовой Славы III степени награждены чабан И.Т.Бульдигиров, рабочая Н.А.Цеденова, тракторист И.Н.Манцаев,водители А.Д. Босхомджиев и А.С.Церенов, орденом «Знак Почета» - главный бухгалтер, офицер-фронтовик Б.М.Богаев, чабаны М.М.Босхамджиев и М.А.Молотков, стригаль А.М.Чернокоженко, Э.Н.Батаев, И.И.Денисенко, шофер Х.Б. Бочкаев, слесарь А.А.Иваненко. Высокое звание заслуженного механизатора сельского хозяйства было присвоено Э.Н.Батаеву, заслуженного механизатора Калмыцкой АССР - Н.Н.Мусаеву и Т.К.Дулахаеву, заслуженного ветеринарного врача Калмыкии - В.С.Шевыреву.

Судьба совхоза неразрывно связана с судьбой Родины. В 1941 году начинается Великая Отечественная война, без объявления войны германские войска нападают на СССР и уже в первые месяцы войны захватывают треть территории страны. И вновь жизнь села меняется, жители работали, напрягая все силы. Всё мужское население было мобилизовано на фронт. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старики и подростки, они выполняли разнообразную работу: работали на тракторах, на фермах, на полях, возили хлеб на собственных коровах. Население активно занималось сбором теплых вещей для воюющих, отправляло на передовую продукты и необходимые сельскохозяйственные товары. Наши земляки воевали на всех фронтах Великой Отечественной, односельчане помнят и чтят тех, кто проливал кровь за родную землю. Это имена ветеранов войны: Умкеева Н.У., Субботина А.М. и Субботиной А.В., Чевдюева Э.Ш., Баянова Ш.Д., Дулохаева О.К., Тямисова Э.Д., Ширипова Т.Э., Босхаева П.К., Джитугаева Б.М., Крапивко И.Е, Лиджиева Б.К., ЗодбаеваН.Л.и других. Наряду с участниками войны большим уважением пользуются и участники тыла: Баянова К.А., Бочкаева Б.Ч., Пюрбеева В.Д., Крапивко А.М., Зямина У.Ф. и другие, чьи имена навечно вписаны в историю, и можно с гордостью сказать, что жители нашего поселка внесли немалый вклад в разгром немецкого фашизма, хотя хронология

 

в истории нашей малой родины была прервана на долгие 13 лет, когда в мгновение ока исчезло все, что напоминало о коренных степняках. Но и этот виток в истории маленького степного народа был с достоинством преодолен. В 1944 году в связи с упомянутым трагическим событием совхоз именовался « Красный скотовод», а через год стал «номерным» - №108 и включительно по 1956 год входил в состав Арзгирского района Ставропольского края. В 1957 году в связи с образованием Калмыцкой автономной области совхоз № 108 был передан Яшкульскому району, а с 1963года входил в состав Черноземельского района. В 1964 году совхоз был переименован в совхоз «Хомутниковский» и в связи с образованием в 1965 году нового Ики-Бурульского района влился в его состав. В период организации совхоза «Улан малч» им руководили Симибратов, позже Букреев, С.Э.Эренценов, Б.Джалсанов. После восстановления республики совхоз №108 возглавляли- Б.С.Баякаев, В.П.Дорджиев, ставший вскоре первым секретарем Ики-Бурульского РК КПСС, В.С.Шевырев, «Хомутниковский» - О.Х.Манджиев, Н.Б.Арнюдаев, В.Э.Боваев, Н.Б.Богаев , В.Ц.Маслов, В.Э. Мушаев, В.Б. Бадмаев. Указом от 29 октября 1979 года совхоз «Хомутниковский» за большие достижения в седьскохозяйственном производстве, успехи в социально- экономическим развитии и в связи с 50-летием со дня организации был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР.

 

В эти годы собирались богатые урожаи зерновых культур, заготавливалось потребное количество кормов для общественного стада, с опережением графика сдавались в эксплуатацию жилые дома и животноводческие объекты и совхоз получал миллионные прибыли Но жизнь не стоит на месте, на смену пройденному этапу приходит другой. 5 августа 1997 года на основании постановления Народного Хурала (Парламента) РК № 407-1 образовано -Хомутниковское муниципальное образование. В посёлке действуют средняя школа, офис общей врачебной практики,сельская библиотека, клуб, детский сад, почта. В 1994 году в поселке Хомутников образовалась буддийская община. 25 апреля 2003 года община переименована в буддийский центр «Дарма Сала», куда входят жители поселков Манцын Кец, Южный, Маныч и поселка Хомутниковский, предки которых и строили Большой хурул Далай Ламы (Таш Лхунпо). В поселке Хомутников находится молельный дом, этому зданию около 100 лет. Оно было построено местным скотопромышленником Бадмой Цембелевым почти в одно время с Богдо Далай Ламин хурулом.

У хомутниковцев большая и славная история, в которой были радости и огорчения, победы и неудачи. На территории нынешнего сельского муниципального образования продолжают жить и трудиться потомки славных трудовых династий.

Выходцы из нашего поселка продолжают обучения в Вузах, работают врачами, юристами, учителями, военнослужащими. Да, можно смело сказать, поселку есть чем гордиться с начала основания и до сегодняшнего дня.

«За край родной иди бесстрашно в бой»

«Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем!»

А.Твардовский.

Все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Как неумолимо идет время и мы не в силах его остановить, но должны сохранить Память о тех, кто не жалея своей жизни, воевал на фронтах за наше мирное небо над головой.

Из нашего поселка на фронт ушли многие, но вернулись с полей сражений не все. Земляки-участники Великой Отечественной Войны 1941-1945гг:

1. Баянов Шошнка Даваевич

2. Босхаев Пюрвя Кегельтырович

3. Босхомджиев Ковза Эрдниевич

4. Дулохаев Очир Кекеевич

5. Джитугаев Бяря Мацакович

6. Зодбаев Нарма Люрлюкович

7. Крапивко Иван Ефимович

8. Лалаев Саранг Бамбаевич

9 .Лиджиев Бамба Котникович

10.Мухлаев Толга Манджиевич

11. Насунов Агельдин Эрдниевич

12. Очиров Доджа Санджиевич

13. Пюрбеев Санджи Очирович

14.Санджиев Бадма Шургаевич

15.Санджиев Добин Ковлыкович

16.Субботин Аркадий Михайлович

17.Субботина Александра Егоровна

18.Тямисов Эренцен Джиджиевич

19.Тосонов Канка Бамбаевич

20. Титеев Шара Эрдниевич

21.Умкеев Николай Умкеевич

22.Умкеев Бамба Шереевич

23.Утешев Юрий Петрович

24. Церенов Санджи Лиджиевич

25.Чевдюев Эрдни Шопаевич

26.Ширипов Тугульча Эрдниевич

27.Эренценов Яргис Буваевич

28.Эренценов Бавлык Кеклеевич

 

 

 


рядовой

ЛАЛАЕВ САРАНГ БАМБАЕВИЧ

1921г. - 11.02.1995 г.

Награды:

-Орден Отечественной войны II степени

 

 

рядовой

ЛИДЖИЕВ БАМБА КОТНИКОВИЧ

1921г. – 04.02.1971г.

Уроженец села Манджикины, Приютненского района. В 1938 году был призван на службу в Монголию. Отсюда и начинается его военная биография, боевое крещение он получил именно там. Вместе со своими земляками бил японских интервентов на Халхин-Голе. Участвовал в освобождении Сталинграда. Войну закончил в Румынии.

Награды:

медали «За боевые заслуги»; «За отвагу»; «60 лет ВС. ВССР»; «20 лет Победы в ВОВ; «50 лет Победы в ВОВ; «30-ие битвы Халхин-Гол»

 

 

 

 


рядовой

ЗОДБАЕВ НАРМА ЛЮРЛЮКОВИЧ

17.05 1922г.-02.07.2013г.

В ряды СА призван в 1941 году, прошел 5 месячную подготовку в г. Ставрополе, затем был отправлен на 1-й Украинский фронт. В 1942 г. воевал на Сталинградской линии фронта, участник Курской битвы. В 1943 г. под Минском был ранен, в декабре выслан в Сибирь. Являлся инвалидом ВОВ 2 групп (ампутация правой руки). В 1957г. возвратился в Ставропольский край, а в1962 г. в Калмыкию и до пенсии проработал скотником, сторожем.

Награды:

Орден «Великой Отечественной войны 1-й ст.»; медали «20 лет Победы в ВОВ»; «30 лет Победы в ВОВ»; «40 лет Победы в ВОВ»; «60 лет Вооруженных сил СССР»; «70 лет Вооруженных сил СССР»; медаль «Г.К. Жукова; «60 лет Курской битвы»»; знак «Фронтовик 1941-1945г.»

 

 


сержант

ЧЕВДЮЕВ ЭРДНИ ШОПАЕВИЧ

25.05.1925г.-04.01.1993г.

Награды:

Орден «Великой Отечественной войны 2-й ст.» в 1985 г.; медали «За Победу над Германией»; «За освобождение Варшавы»; «60 лет Вооруженных Сил СССР»

сержант

ШИРИПОВ ТУГУЛЬЧА ЭРДНИЕВИЧ

1924г.- 09.05.1998г.

Награды:

Орден «Отечественной войны II степени» в 1986 г.; медали «20 лет Победы в ВОВ»; «30 лет Победы в ВОВ»; «40 лет Победы в ВОВ»;

 

рядовой

УМКЕЕВ НИКОЛАЙ УМКЕЕВИЧ

1915г.- 30.10.1998 г.

 

Награды:

Медаль «За Победу над Германией»;

юбилейная медаль «60 лет ВС СССР»; медали «20 лет Победы в ВОВ»; «30 лет Победы в ВОВ»; «40 лет Победы в ВОВ»;

рядовой

КРАПИВКО ИВАН ЕФИМОВИЧ

03.02.1921 г.- 05.01.2006 г.

Родился в с. Арзгир Ставропольского края, учился в Башанте, оттуда в 1939 году был призван в ряды СА, на службу в г. Воронеж. В 1941 г. был отправлен курсантом в Киев. Войну закончил в 1945 г. в Германии. Вернувшись на родину, до ухода на пенсию работал механизатором широкого профиля.

Награды:

Медали «20 лет Победы»; «За Победу над Германией»; «60 лет Победы»;

рядовой

ДЖИТУГАЕВ БАРЯ МАЦАКОВИЧ

1921г.-30.05.2002г.

На срочную службу был призван в 1941 г. Первый бой принял под с. им. Куйбышева в районе Таганрога.8 марта 1943 года получил ранение в грудь, до 16.09.1943г. находился в госпитале, затем был демобилизован. 28декабря был выслан в Сибирь. На родину вернулся 22.04.1958г.

Награды:

Орден «Отечественной войны II ст.» в 1986 г.; медаль за «Победу над Германией»; юбилейная медаль «60 лет ВС СССР»

 

 

«Родина начинается с семьи»

 

 

 

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. Для меня малая родина начинается с семьи. Семья – это важная опора для любого человека, как и малая родина, которые должны оставаться с ним всегда.

Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны. Его зовут Босхаев Пюрвя Кегелтырович. Родился он 19 декабря в 1913 году , в семье простого бедняка. В семье было пятеро детей. Пюрвя – самый старший. Детство у него было тяжелым: приходилось работать наравне со взрослыми.

В 1940 году мой прадедушка был призван в ряды Советской армии. Попал по распределению в танковую часть Ленинградской области. О лучшем он и не мечтал: техника его влекла с детства. Позже способного калмыка заметило руководство и направило в Ленинградское танковое училище, которое он закончил с отличием.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Шестой танковый полк, в котором служил мой прадедушка, до 1942 года простоял в обороне Ленинграда. Затем Босхаев П.К. освобождал Латвию и Польшу. В 1943 году его хотели снять с фронта и депортировать в Сибирь вслед за калмыцким народом. Но его командир Андрей Береславский отстоял своего солдата, слукавив, что он, командир танка, многим обязан своему водителю. Вот так мой прадед продолжил воевать в рядах Советской армии.

Так и дошел Босхаев П.К. до Германии в составе своей части. В 140 километрах от Берлина он встретил весть о капитуляции Германии. Но и после войны прадедушка служил в Латвии.

В 1947 году он разыскал своих родных в Омской области.

Мой прадедушка считал себя счастливым человеком. Единственное о чем он жалел, что не довелось участвовать в штурме Берлина и воочию увидеть его падение.

Боевой путь солдата Босхаева П.К. отмечен многими орденами и медалями. Среди них – орден «Отечественной войны 2 степени», медаль «За победу над Германией в Вов 1941-1945 г» и др.

Я горжусь тем, что у меня был такой прадедушка.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.