Сделай Сам Свою Работу на 5

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора,





Алгоритм написания исторического сочинения

1.При выборе периода истории, о котором вы собираетесь писать сочинение, необходимо провести предварительный анализ по следующим критериям:

1. Какое место занимает данный период на «хронологической ленте»:

 

 

2. Вспомнить основное содержание этого периода. Какие глобальные процессы в это время происходили. ( складывание раннефеодального государства, удельный период (раздробленность) начало объединения русских земель вокруг Москвы и освобождения от монголо-татарской зависимости, усиление централизации и складывание абсолютизма, начало модернизации, период становления империализма и революционные потрясения, гражданская война, становление тоталитарного режима (НЭП, Индустриализации) Великая Отечественная война, оттепель, неосталинизм, перестройка, современная Россиия)

3. Опираясь на текст задания 25 (см. демоверсию) на черновике сделать набросок в котором:

3.1.Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов) относящихся к данному периоду истории

Пример : период 1019-1054г. (данный период относится к годам правления в Киеве Ярослава Мудрого)



2 события: Ниже приводится переченьосновных событий, которые произошли в этот период:

В 1036 году Ярослав Мудрый одержал победу над печенегами и этим освободил Древнерусское государство от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Древнерусского государства.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов,

Поход на 1040 году на Литву,

Поход на 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.

В 1042 году его сын Владимир победил ямь.

Примерно в это время (1038—1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник.

Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей.



В 1043 году, Ярослав, поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году.

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора,

В 1048 году в Киев прибыли послыГенриха I Французского — просить руки дочери Ярослава Анны, которая стала королевой Франции.

Основал Юрьев (ныне Тарту) в 1030 году, Ярославль в Поволжье, Юрьев Русский, Ярославль в Прикарпатье и Новгород-Северский.

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; Повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»).

Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права.

В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Иллариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Илларион стал первым русским митрополитом.

Конечно, данный перечень слишком большой и вряд ли вы сумеете восстановить его в своей памяти на экзамене полностью. Поэтому в данном примере подчеркиваю только те события, которые обязан знать любой, кто отважился сдавать ЕГЭ по истории.

3.2. Выпишите на черновике перечень событий, которые относятся по вашему мнению к данному периоду. Не обязательно выписывать события с датами, в критериях оценки это не является обязательным условием. Главное, что бы выписанные вами события точно произошли в период выбранный вами. Если вы сомневаетесь в точности даты, то лучше ее не указывать. Указывайте дату только тогда, когда точно уверены в том, что знаете ее (ориентируемся на историко-культурный стандарт). Проанализируйте свой перечень с целью определения второй исторической личности, которую вам необходимо охарактеризовать. В данном случае это митрополит Илларион.



В качестве совета!!!!

В приведенном выше перечне нет событий связанных с борьбой Ярослава за киевский престол со своими братьями. Поэтому не указано ни одно имя князей, которые были современниками князя Ярослава. Можно было упомянуть и Владимира, отца Ярослава, против которого Ярослав, будучи князем Новгородским поднял восстание. Столкновение между отцом и сыном не состоялось лишь потому, что во время похода на Новгород Владимир умер. Можно было упомянуть и старшего брата Святополка (Окаянного) с которым Ярослав неоднократно с переменным успехом встречался на поле брани. Так же можно вспомнить Бориса и Глеба, ставших жертвами междоусобицы. Но!!!! «Высшим пилотажем» - сверх задачей, для вас является не только демонстрация знаний политической истории, но и духовной, культурной жизни. Во-вторых, описывая в сочинении перипетии междоусобной войны (кто с кем воевал, кого в союзники привлекал, победил или проиграл, куда потом бежал) можно легко запутаться и наделать фактических ошибок. Хотя конечно, это дело вкуса!!!!

Таким образом, осуществляя выбор нужно руководствоваться двумя критериями:

Выбирая личности, которые вы будите характеризовать между ними должны быть «точки соприкосновения» - т.е. в событиях которые вы будите описывать оба этих персонажа так или иначе должны быть участниками.

Желательно, что бы выбранные вами персонажи были представителями разных сфер деятельности (политик- духовное лицо (деятель культуры)

 

4.Не забываем, что мы пишем СОЧИНЕНИЕ т.е. связанный текст, который строится по принципу закольцованной композиции.

Начинаем со вступления, в котором даем краткую характеристику выбранного вами периода истории (обращаемся к «ленте времени и ИСК). В нашем примере вступление может быть примерно таким.

«В XIв. продолжалось становление и развитие древнерусского государства Киевская Русь. К этому времени в общих чертах сложилась его территория, которая включала в себя почти все земли восточно-славянских племен, заселявших в это время Восточноевропейскую равнину. На киевском престоле укрепились потомки рода Рюриковичей призванные ильменскими словенами в 862г. В 988 г. при князе Владимире было принято православие, призванное консолидировать разрозненные славянские племена в единый народ. Сформировалась общерусская система налогообложения, атрибутами которой становятся погосты (места сбора дани) и уроки т.е. ее размеры, впервые установленные княгиней Ольгой. 1019-1054гг. это время когда Великим киевским князем был Ярослав Мудрый, младший сын Владимира Святого, которому предстояло продолжить процесс формирования институтов государственной власти, защищать Киевскую Русь от внешних врагов с востока и запада, а также укреплять и распространять православную веру.»

Обращаю внимание !!!! Во вступлении желательно показать преемственность (принцип историзма) т.е. какова связь выбранного вами периода с предыдущей историей. Это покажет эксперту, что вы имеете целостное представление о предмете и глубину ваших знаний.

 

5. Теперь основная часть в ней необходимо указать:

· не менее двух событий (явлений, процессов) относящихся к данному периоду;

· назвать две исторические личности деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами) и используя знания исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях;

· указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории);

Опять обращаемся к своему перечню на черновике. Здесь важно не «расплываться мыслью по древу», т.е. не «валить в кучу» все факты, которые вам известны, а выбрать только те из них, которые позволят «соединить» двух персонажей, выбранных вами. В нашем случае это будут факты под номерами 1,2,10, 13,14,15.

Итак, посмотрим, что у нас получится. Основная часть.

« После смерти князя Владимира на Руси вспыхнула вторая усобица(термин)– борьба за обладание Киевским престолом(один из процессов, который в это время был характерен для Руси), между его сыновьями. Ярослав, тоже не остался в стороне от этой борьбы. Главными соперниками оказались его братья Святополк (Окаянный) и Мстислав Тмутараканский. После очередной победы над Святополком и при поддержке киевлян в 1019г. Ярослав становится князем киевским, а после смерти бездетного Мстислава он стал единоличным правителем большей части Древнерусского государства.

Для раннефеодального государства, каковым являлась Киевская Русь в IX-XII в. периоды укрепления княжеской власти сменялись периодами княжеских усобиц.(явление) Это объяснялось огромной территорией государства, разным уровнем развития его частей, их многонациональным составом. Поэтому едва на Руси ослаблялась центральная власть (из-за власти сильного правителя или в связи с поражениями в борьбе с внешними врагами), как государство очень быстро теряло свое единство и начиналась внутренняя борьба. (причино-следственная связь!!!) Прекращение усобиц наступало тогда, когда в результате борьбы на Киевском престоле оказывался сильный, мудрый и амбициозный правитель, пользующийся непререкаемым авторитетом у прочих русских князей. (еще один процесс, который в это время был характерен для Руси), Именно таковым и был Ярослав Мудрый. Период его правления 1019-1054гг. стал годами культурного подъёма и укрепления русского государства.

В отличие от своих предшественников к достижению поставленных целей Ярослав шел, применяя не только военную силу. Путем заключения многочисленных династических браков он укрепил политическое влияние и авторитет Руси в Европе, породнившись с правящими домами Швеции, Польши, Франции. Что бы укрепил систему управления страной, продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения.(это тоже причинно-следственные связи: причина- заключение династических браков; следствие – укрепление авторитета Руси на международной арене. Причина - послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения, следствие- укрепление системы управления страной)

К началу правления Ярослава Мудрого в социальной структуре русского общества произошли значительные изменения. Шли процессы, связанные с формированием и укреплением имущественного неравенства и формированием различных категорий зависимого населения. Эти общественные явления необходимо было регламентировать. Так же принятое Русью христианство призывало к проявлению гуманности и человеколюбию. (причина) Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду.(следствие) Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси было так много в эти смутные времена. Русская Правда Ярослава Мудрого строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть. Но мстить за убитого могли только близкие родственники. Дальним родственникам кровная месть запрещалась. Так ограничивался этот обычай племенного строя. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф. На Руси его называли вирой. (термин)

Большое место в политической деятельности Ярослава занимали усилия, направленные на укрепление православной веры. Первую половину XIв. часто называют эпохой двоеверия, поскольку принятое несколько десятилетий тому назад христианство еще не прочно вошло в сознание и повседневную жизнь обычного человека, для многих из них православие было внешней формальностью. Сознанием же продолжали владеть языческие представления. (логическая связь между частями сочинения)

Для укрепления православной веры Ярослав развернул интенсивную работу по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При Ярославе на Руси появились первые библиотеки. Ярослав всячески поддерживал книжное дело, переводческую деятельность. Сам он любил книги, особенно церковные сочинения, и многие часы проводил за их чтением. В 1036 году в память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, а в 1045г. собор Святой Софии был заложен и в Новгороде. В 1051 году по указанию Ярослава Мудрого была основана Киево-Печерская Лавра, положившая начало монашеству на Руси.

В этом же году, собрав епископов, Ярослав сам назначил митрополитом Иллариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Илларион стал первым русским митрополитом. До Иллариона этот важнейший церковно-политический пост занимали исключительно греки, назначаемые из Византии.

Данный факт указывал на желание Ярослава подчеркнуть независимость Киевского государства от Византии, как в церковном, так и в политическом смыслах. Во всех начинаниях по укреплению церкви и государства Илларион поддерживал Ярослава. Вместе с князем они разработали церковный устав-судебник. Илларион внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение – "Слово о Законе и Благодати" (написано между 1037 и 1050 годами.). По инициативе Иллариона и при поддержке великого князя Ярослава Мудрого уже в XI веке начинается активное движение за общецерковную канонизацию князя Владимира Святославича и княгини Ольги. А это означало, что древнерусские князья и книжники стремятся к тому, чтобы ореола святости были удостоены и русские люди, являющиеся олицетворением нового избранного пути Руси. В "Слово о Законе и Благодати" митрополит Илларион развил идею "вписываня" истории Руси в библейскую историю. Многочисленные библейские аналогии, которые наполняют текст "Слова о Законе и Благодати", позволяют автору представить Русь, как государство, вставшее в ряд других христианских государств и занимающее в этом ряду самое достойное место.

6. Итак, заключение.По закону жанра заключение должно быть созвучно началу. Поэтому, прежде чем начать мучиться над написанием заключения еще раз обратитесь к вступлению. Кстати, бывает, что начиная работать над заключением, кое-какие правки вносятся и во вступление как раз для того, что бы композиция получилась более целостной. Что же писать в заключении? Обратимся к демоверсии.

«Используя знание исторических фактов и (или) мнение историков дайте одну оценку значения данного периода для истории России…». Обратите внимание на то, что без авторитетного мнения историков можно обойтись, т.е. желательно, но не обязательно. Так же нет необходимости приводить альтернативные точки зрения по поводу трактовки значения данного периода для отечественной истории. Но есть здесь небольшой подвох. В заключении не нужно опять перечислять результаты деятельности исторических личностей. Надо показать какое место результаты их деятельности имели на дальнейший ход исторических событий, какой вклад внесли эти персонажи в развитие русской государственности, культуры цивилизации.

Итак, посмотрим что получится:

«Период нахождения у власти великого князя насчитывает 37 лет. Время правления Ярослава Мудрого считается периодом подъема Киевского княжества, когда многие европейские государства добивались военного и политического союза с ним. Как талантливый политический деятель Ярослав Мудрый предпочитал любым военным действиям дипломатию. Он прагматично устраивал брачные союзы своих десятерых детей и других родственников с европейскими правителями, что служило целям безопасности государства. Годы правления Ярослав потратил не только на укрепление военной мощи, но и для устройства жизни в государстве по законам. Будучи образованным человеком, Ярослав заботится и об образовании подданных. Результатом его деятельности стало широкое распространение грамотности среди всех социальных групп населения. В результате совместной деятельности с первым русским митрополитом Илларионом русская православная церковь успешно отстаивала свое стремление к независимости от Византии. Благодаря совместной работе князя и митроволита значительно укрепились позиции православной веры среди простых русских людей. В его планы входило решение еще одной важной проблемы – передачи власти. Междоусобные войны, которые разгорались между приемниками, ввергали страну в разорение и бедствия, ослабляли ее и делали легкой добычей для внешних врагов. Ярослав как талантливый политический деятель, безусловно, понимал важность усовершенствования порядка передачи власти, но эта проблема в связи со смертью так и не была решена. После смерти Ярослава Мудрого в 1054г. на Руси вновь вспыхнула усобица, участниками которой были теперь его дети.»

 

ИТАК, ОБРАЗЦОВОЕ СОЧИНЕНИЕ.

В XI в. продолжалось становление и развитие древнерусского государства Киевская Русь. К этому времени в общих чертах сложилась его территория, которая включала в себя почти все земли восточно-славянских племен, заселявших в это время Восточноевропейскую равнину. На киевском престоле укрепились потомки рода Рюриковичей призванные ильменскими словенами в 862г. В 988 г. при князе Владимире было принято православие, призванное консолидировать разрозненные славянские племена в единый народ. Сформировалась общерусская система налогообложения, атрибутами которой становятся погосты (места сбора дани) и уроки т.е. ее размеры, впервые установленные княгиней Ольгой. 1019-1054гг. это время когда Великим киевским князем был Ярослав Мудрый, младший сын Владимира Святого, которому предстояло продолжить процесс формирования институтов государственной власти, защищать Киевскую Русь от внешних врагов с востока и запада, а также укреплять и распространять православную веру.

После смерти князя Владимира на Руси вспыхнула вторая усобица борьба за обладание Киевским престолом его сыновьями. Ярослав, тоже не остался в стороне от этой борьбы. Главными соперниками оказались его братья Святополк (Окаянный) и Мстислав Тмутараканский. После очередной победы над Святополком и при поддержке киевлян в 1019г. Ярослав становится князем киевским, а после смерти бездетного Мстислава он стал единоличным правителем большей части Древнерусского государства.

Для раннефеодального государства, каковым являлась Киевская Русь в IX-XII в. периоды укрепления княжеской власти сменялись периодами княжеских усобиц. Это объяснялось огромной территорией государства, разным уровнем развития его частей, их многонациональным составом. Поэтому едва на Руси ослаблялась центральная власть (из-за власти сильного правителя или в связи с поражениями в борьбе с внешними врагами), как государство очень быстро теряло свое единство и начиналась внутренняя борьба. Прекращение усобиц наступало тогда, когда в результате борьбы на Киевском престоле оказывался сильный, мудрый и амбициозный правитель, пользующийся непререкаемым авторитетом у прочих русских князей. Именно таковым и был Ярослав Мудрый. Период его правления 1019-1054гг. стал годами культурного подъёма и укрепления русского государства.

В отличие от своих предшественников к достижению поставленных целей Ярослав шел, применяя не только военную силу. Путем заключения многочисленных династических браков он укрепил политическое влияние и авторитет Руси в Европе, породнившись с правящими домами Швеции, Польши, Франции. Что бы укрепил систему управления страной, продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения.

К началу правления Ярослава Мудрого в социальной структуре русского общества произошли значительные изменения. Шли процессы, связанные с формированием и укреплением имущественного неравенства и формированием различных категорий зависимого населения. Эти общественные явления необходимо было регламентировать. Так же принятое Русью христианство призывало к проявлению гуманности и человеколюбию. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду. Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси было так много в эти смутные времена. Русская Правда Ярослава Мудрого строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть. Но мстить за убитого могли только близкие родственники. Дальним родственникам кровная месть запрещалась. Так ограничивался этот обычай племенного строя. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф. На Руси его называли вирой.

Большое место в политической деятельности Ярослава занимали усилия, направленные на укрепление православной веры. Первую половину XIв. часто называют эпохой двоеверия, поскольку принятое несколько десятилетий тому назад христианство еще не прочно вошло в сознание и повседневную жизнь обычного человека, для многих из них православие было внешней формальностью. Сознанием же продолжали владеть языческие представления.

Для укрепления православной веры Ярослав развернул интенсивную работу по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При Ярославе на Руси появились первые библиотеки. Ярослав всячески поддерживал книжное дело, переводческую деятельность. Сам он любил книги, особенно церковные сочинения, и многие часы проводил за их чтением. В 1036 году в память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, а в 1045г. собор Святой Софии был заложен и в Новгороде. В 1051 году по указанию Ярослава Мудрого была основана Киево-Печерская Лавра, положившая начало монашеству на Руси.

В этом же году, собрав епископов, Ярослав сам назначил митрополитом Иллариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Илларион стал первым русским митрополитом. До Иллариона этот важнейший церковно-политический пост занимали исключительно греки, назначаемые из Византии.

Данный факт указывал на желание Ярослава подчеркнуть независимость Киевского государства от Византии, как в церковном, так и в политическом смыслах. Во всех начинаниях по укреплению церкви и государства Илларион поддерживал Ярослава. Вместе с князем они разработали церковный устав-судебник. Илларион внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение – "Слово о Законе и Благодати" (написано между 1037 и 1050 годами.). По инициативе Иллариона и при поддержке великого князя Ярослава Мудрого уже в XI веке начинается активное движение за общецерковную канонизацию князя Владимира Святославича и княгини Ольги. А это означало, что древнерусские князья и книжники стремятся к тому, чтобы ореола святости были удостоены и русские люди, являющиеся олицетворением нового избранного пути Руси. В "Слово о Законе и Благодати" митрополит Илларион развил идею "вписываня" истории Руси в библейскую историю. Многочисленные библейские аналогии, которые наполняют текст "Слова о Законе и Благодати", позволяют автору представить Русь, как государство, вставшее в ряд других христианских государств и занимающее в этом ряду самое достойное место.

Период нахождения у власти великого князя насчитывает 37 лет. Время правления Ярослава Мудрого считается периодом подъема Киевского княжества, когда многие европейские государства добивались военного и политического союза с ним. Как талантливый политический деятель Ярослав Мудрый предпочитал любым военным действиям дипломатию. Он прагматично устраивал брачные союзы своих десятерых детей и других родственников с европейскими правителями, что служило целям безопасности государства. Годы правления Ярослав потратил не только на укрепление военной мощи, но и для устройства жизни в государстве по законам. Будучи образованным человеком, Ярослав заботится и об образовании подданных. Результатом его деятельности стало широкое распространение грамотности среди всех социальных групп населения. В результате совместной деятельности с первым русским митрополитом Илларионом русская православная церковь успешно отстаивала свое стремление к независимости от Византии. Благодаря совместной работе князя и митроволита значительно укрепились позиции православной веры среди простых русских людей. В его планы входило решение еще одной важной проблемы – передачи власти. Междоусобные войны, которые разгорались между приемниками, ввергали страну в разорение и бедствия, ослабляли ее и делали легкой добычей для внешних врагов. Ярослав как талантливый политический деятель, безусловно, понимал важность усовершенствования порядка передачи власти, но эта проблема в связи со смертью так и не была решена. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Руси вновь вспыхнула усобица, участниками которой были теперь его дети.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.