Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнения по композиции. Тема: Геометрическая фигура и плоскость





Материал: различные по размерам и формам геометрические фигуры, вырезанные из черной бумаги, клей.

Прежде чем переходить к этой группе упражнений, надо четко уяснить некоторые положения, вытекающие из проделанных ранее упражнений.

  1. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть больше, чем площадь белого (рис. 1).
  2. Тяжелее то пятно, которое изолировано от окружающих объектов. Вертикально расположенные формы более тяжелы, чем наклонные. Правильная и четкая геометрическая форма тяжелее, чем неправильная и расплывшаяся. Тяжесть зависит и от размеров предмета. В равных условиях предмет больших размеров тяжелее. Тяжесть зависит и от цвета, и от контраста с фоном (рис. 2).

Упражнения этой темы заключаются в том, чтобы расположить различные геометрические формы на белой плоскости. При этом надо следить за тем, чтобы плоскость не колебалась, а черные фигуры уравновешивали белые промежутки, стараться уходить от повторов и добиваться устойчивости.

Предварительно на плоскости надо четко находить среднюю ось. Размещая фигуры справа и слева от оси поочередно, добиваются равновесия сторон (рис. 3).



Вспомните правила группирования:

  1. принцип подобия по размерам — большие квадраты стремятся друг к другу, а маленькие разбегаются (рис. 4);
  2. принцип подобия на основе формы — окружности стремятся объединиться и отойти от треугольников (рис. 5);
  3. принцип «согласующейся формы» — прямая сразу отделяется от ломаной линии (рис. 6).

Во всех упражнениях необходимо стремиться к целостности изображения. Это основа любой композиции.

Все эти упражнения подкрепляйте примерами из природных форм и работ художников в различных сферах искусства. Из природных форм можно взять расположение различных узоров на срезах камней, окраску крыльев бабочек, раковин, ветки дерева, цветок и т. д.

У Ван Гога в картине «Спальня» мы встречаемся с принципом подобия. Два стула одинаковы по цвету, форме и расположению (рис. 7). Принцип подобия заставляет зрителя сравнивать стулья и еще больше находить различия в них. Одинаковость формы и ритмов приводит к более устойчивой, уравновешенной композиции.



В упражнениях соблюдайте чувство меры и избегайте симметричности расположения форм. Чрезмерная симметрия снижает достоинство композиции. Замечательный английский художник Уильям Хогарт предостерегал, что «стремление избежать симметричности есть постоянное правило композиционного построения рисунка». А древние греки говорили, что высший дар богов человеку — чувство меры.

Упражнения дают лишь схему для приобретения композиционных навыков учащимися.

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

КОМПОЗИЦИИ ЛИНЕЙНЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДМЕТ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР На занятии даются основы понятий об однофигурной и многофигурной композиции. Теория представлена достаточно сжато, так как пытаться освоить эту основополагающую тему без листа, карандаша и красок – бессмысленно. Даже при врожденном чувстве композиции необходим элементарный практикум, поэтому, сделав ряд обязательных упражнений, иллюстрирующих стержневые моменты теоретических выкладок, перейдем к закреплению навыков и развитию «внутреннего чутья» во всех последующих заданиях программы. Несмотря на то, что занятие рассчитано на 1 учебный день, в зависимости от ситуации оно может быть разбито на несколько. Материалы: фломастеры, писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик. Этапы 1. Краткий курс теории композиции. Ученику предлагается поместить единичный предмет, например яблоко на листе. Как правило, это выглядит следующим образом: Такое расположение неверно. Восприятие картинной плоскости нашим глазом таково, что мы видим верхнюю половину листа большей, чем нижнюю, поэтому нарисованный в геометрическом центре предмет будет зрительно смещаться вниз и утяжелять его. Для достижения равновесия предмет обязательно нужно несколько сдвигать к верхней стороне листа. Кроме того, более значимой для нас является левая часть поля для рисования: мы читаем слева направо, осматриваемся и т.д. Соответственно, чтобы гармонизировать «недогруженность» правой стороны, яблоко требуется сместить вправо. Однако не следует воспринимать указания дословно и помещать предмет в правом верхнем углу. Все сдвижки не высчитываются математически, а зависят от формы объекта, тонировки деталей, качественного предназначения. На «смотрящую» натуру правило «горизонтального смещения» вообще не распространяется: большее пространство оставляется с той стороны, куда «смотрит» предмет. Многофигурная компоновка базируется на правилах однофигурной, но имеет свои особенности. Во-первых, у нее существует центр, вокруг которого и размещаются объекты, вписывающиеся в овал или уравновешенный треугольник. Во-вторых, предметы не «плавают» на листе, а объединены и взаимосвязаны.
Яблоки объединены салфеткой Яблоки взаимосвязаны


ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ



Композиция вписана в треугольник, левая часть которого ощутимо перевешивает правую.

Равновесия относительно центра не получилось. К тому же предметы расположены в ряд по

нижнему катету, что делает компоновку вялой.

Попытка создать композицию с явной центральной осью тоже не удалась. Во-первых,

симметричное осевое решение всегда скучно (хотя и правильно), а, во-вторых, в данном

случае тень менее значима, чем яблоко. В итоге повторились все ошибки предыдущей постановки.

Стремление, пользуясь теорией, «нагрузить» правую сторону, отрезав край листа, привела

в результате к ее перегруженности.

Добавив нож и разбив тем самым монотонную линию низа композиции, удалось

вписать предметы в приблизительный овал, но при этом образовались две разобщенные группы:

яблоко с ножом и горшок с тенью, никак не связанные между собой.

Объединить объекты возможно с помощью двух салфеток (скатерти со складками, узкого

обвивающего полотенца) или введения других добавочных предметов, не слишком

перегружая постановку. Дополнительные линии сделали работу более напряженной,

связанной и гармоничной.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.