Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление и развитие профессиональных этических систем социальной работы и их кодификация в современном мире





IV- подход в определении ценности помощи человеку можно назвать социально-философским( начиная с середины XX века).

В это время появляется собственно социальная работа как деятельность, направленная на социализацию личности с целью улучшения и/или восстановления ее функционирования.

В настоящее время социальная работа как вид профессиональной деятельности признана необходимой в связи с официальным изменением основных ценностных ориентаций.

Человек признан высшей ценностью современной цивилизации. Это не только требует профессионализации любой деятельности, связанной непосредственно с человеком, но и всесторонней (а не только административной или правовой) ответственности специалиста за результаты его деятельности.

С целью повышения ответственности специалистов, гарантирования прав клиентов, национальные ассоциации социальных работников вводят этическую регламентацию деятельности, принимая профессионально-этические кодексы.

В 1994 году Международной федерацией социальных работников были приняты документы, содержащие не только профессионально-этические принципы и стандарты, но и рекомендации по разработке национальных профессионально-этических кодексов.



Сущность, функции и основные элементы профессионально-этической системы социальной работы

Особенностью современного этапа развития социальной работы в мире является стремление привнести критерий этичной оценки в разные сферы этой профессиональной деятельности.

Общие этические нормы и принципы (нормы общественной морали) оказываются недостаточными для контроля и оценки деятельности социальных работников. Они дают возможность проконтролировать и оценить главным образом конечный результат деятельности, но не саму деятельность социального работника в процессе ее осуществления.

Этическая система социальной работы связана с изменениями в социальной среде и профессиональной деятельности.

Тем не менее этическая система социальной работы – это относительно самостоятельная компонента как моральной системы общества так и системы социальной работы.

Требования социальной морали специфичны для каждой профессии.



Этика социальной работы – теория профессиональной морали специалистов в области социальной работы. Она включает:

  • идеалы и ценности социальной работы;
  • идеи о должном;
  • этические принципы и нормы поведения;
  • требования к личности специалиста;
  • профессионально-этический кодекс.

Одновременно этика социальной работы – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Объект изучения этики социальной работы – профессиональная мораль специалистов.

Предмет этики социальной работы:

  • возникающие в процессе работы этические отношения социальных работников между собой, с клиентами, социальным окружением, с представителями различных органов и учреждений, с обществом в целом;
  • этическое сознание специалистов;
  • этические действия специалистов;
  • этический опыт специалистов.

Цель этики социальной работы обеспечение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности.

Основные задачи этики социальной работы:

  1. Нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений;
  2. Воздействие на сознание специалистов и формирование их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей.

Функцииэтики социальной работы вытекают из ее целей и задач, поставленных перед профессией государством и обществом. Эти функции можно условно разделить на три основные группы.

  1. Собственно социальные функции, которые выполняются в соответствии с задачами, возложенными на социальную работу и ее этическую систему обществом и государством. Функции этой группы носят наиболее общий характер:
    • поддержание ценностного и нормативного содержания профессии;
    • содействие успешному выполнению задач профессии;
    • посредничество между интересами профессиональной группы и общества;
    • реализация социальной активности в рамках профессиональной деятельности ( профессиональное сообщество);
    • согласование интересов личности и общества в рамках профессии;
    • создание и поддержание в обществе благоприятных условий для успешного функционирования и развития данного вида профессиональной деятельности;

Эти функции имеют отношение в большей степени к конечному результату, нежели к процессу деятельности, поэтому являются главным предметом контроля со стороны общества и представляют для него наибольшую значимость.



  1. Профессионально-практические функции этики социальной работы:
    • превентивная - предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
    • организационная – служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;
    • регулятивная – регулирует поведение социального работника в различных ситуациях, обеспечивает нормативность деятельности социального работника;
    • управляющая – служит средством социального управления поведением и действиями социального работника;
    • координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту;
    • разрешающая противоречия – способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами;
    • регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
    • оптимизирующая – способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня ее моральности;
    • прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников, их этическое развитие;
    • санкционная – позволяет принимать меры воздействия на социальных работников.

Профессионально-практические функции этики социальной работы нацелены главным образом на внутреннюю регламентацию и этический контроль самого процесса деятельности. Они непосредственно влияют на эффективность и качество работы специалиста.

  1. Нравственно-гуманистические функции этики социальной работы заключаются в оказании морально-нравственного воздействия на личность специалиста и его клиента, на общество в целом, на отношения, возникающие в процессе социальной работы между участниками процесса деятельности. Это функции:
    • оценочная, которая дает возможность оценить с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение, действия, цели и задачи участников процесса;
    • стабилизирующая – способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и т.д.;
    • мотивационная – служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
    • воспитательная – служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента;
    • социализирующая – служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали;
    • воспроизводственная – позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
    • коммуникативная – служит коммуникации между специалистами и их клиентами;
    • информационная – приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали.

Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, т.к. затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сторону, способствуя формированию профессионально-важных качеств, личностно-нравственного облика специалиста.

Деление функций этики социальной работы на указанные группы является довольно условным, так как каждая из них в процессе практической деятельности имеет и социальную, и профессионально-практическую и нравственно – гуманистическую значимость.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика проявляет себя как совокупность общих и специфических моральных норм ипринципов, которые определяют поведение, действия и отношения специалистов, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

Этические нормы охватывают все стороны деятельности социального работника:

  • процесс подготовки и проведения прикладных и фундаментальных исследований;
  • общение, взаимодействие с коллегами, другими специалистами, клиентами;
  • воспитание социального работника как нравственной личности и т.д.

Мораль профессиональной группы социальных работников, являясь формой их коллективного ценностного сознания, характеризует способы их поведения в формальных и неформальных ситуациях и является отражением нравственных отношений в обществе и профессиональной группе.

Нравственные отношения в сфере социальной работы существуют в различных формах. Они проявляются как:

  • требования, предъявляемые субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга;
  • этические принципы, лежащие в основе социальной работы в качестве основных, руководящих правил деятельности;
  • моральные качества, которыми должны обладать и постоянно развивать субъекты деятельности в себе и трансформировать их на клиентов и общество в целом;
  • постоянный самоконтроль и взаимный контроль специалистов в процессе их деятельности.

Этическая система социальной работы содержит моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности специалиста. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику общественного развития и прогресса, развитие системы социальной защиты населения, трансформации условий жизнедеятельности клиентов социальных служб и населения в целом и постоянно обогащаются новым смыслом и содержанием.

Важнейшей составной частью этической системы социальной работы являются принципы, представленные наиболее общими требованиями, выражающими основные направления поведения специалиста:

  • превентация;
  • деятельность в пределах своей компетенции;
  • соблюдение рациональных интересов клиента;
  • личная ответственность специалиста за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;
  • признание субъектности клиента;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность;
  • честность и открытость;
  • отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента и др.

Принципы этики социальной работы не могут носить абсолютного характера. В случае, если они в конкретной ситуации приходят в противоречие друг с другом, конфликтная ситуация должна быть решена на основе принципов общей этики.

Этическая оценка социальной работы рассматривается на следующих уровнях:

  1. Внутренний (интернальный). Оценка всех типов взаимодействия внутри систем:
    • социальный работник – клиент;
    • социальный работник – социальный работник;
    • социальный работник – коллектив социального учреждения.
  2. Средний (медиальный). Это этическая оценка поведения конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера. Она производится извне, со стороны клиентов и социального окружения.
  3. Внешний (экстернальный). Оценивание социальной работы производится в целом как социального института, в рамках которого социальные работникаи включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами. Это оценка социальной полезности социальной работы для общества.

Наличие профессиональной этической системы в социальной работе соответствует интересам общества и государства, поскольку повышает гарантии достижения социально необходимого результата деятельности всего института социальной работы, эффективность и качество деятельности отдельных социальных служб и способствует решению социальных проблем и гуманизации общественных отношений.

Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы

Профессионально-этическая система социальной работы является сложным образованием детерминированным внешними и внутренними по отношению к ней факторами. Основными детерминантами профессионально-этической системы являются:

  • национальный менталитет, обычаи и традиции;
  • сущность и специфика профессиональной деятельности;
  • социокультурные условия и ценностные ориентации государства и общества;
  • индивидуальное и групповое этическое сознание специалистов;
  • зарубежные профессионально-этичекие системы социальной работы.

В России в течение тысячелетий формировался специфический национальный менталитет и национальный характер. Для российскогоменталитета характерны:

  • коллективизм;
  • личная свобода;
  • социальная справедливость;
  • социальное равенство;
  • разумная достаточность;
  • социальный оптимизм;
  • альтруизм.

Каждый вид профессиональной деятельности существенно отличается от других, что требует конкретизации этических систем, учета специфики конкретного вида деятельности. Спецификой в социальной работе обладают:

  • ее основной объект – клиент, который выступает как объект-субъект, чаще всего испытывающий при обращении за помощью негативные эмоции;
  • субъект социальной работы: будучи человеком он не может не реагировать на информацию, полученную от клиента , вследствие чего приобретает некоторые объективные свойства;
  • отношения, которые складываются между социальным работником и клиентом;
  • Главная специфика социальной работы заключается в ее смысле и сущности, которые реализуются непосредственно в деятельности и требуют соответствующей этической регламентации каждого из элементов этой деятельности.

Одним из доминантных по отношению к профессиональной этике внешних факторов являются общественные отношения, реальные условия жизни людей в данных конкретно-исторических условиях и общественная мораль, соответствующая им.

В настоящее время в России происходит процесс «обесценивания ценностей», вследствие принятой государством чуждой национальному российскому характеру и менталитету идеологии, ориентированной на ценности раннего буржуазного общества и неприемлемой для общественного сознания большинства россиян. Отсутствие стройной, целостной государственной идеологии, ощутимых для населения позитивных результатов экономического реформирования приводит к тому, что в общественном настроении преобладают апатия, нигилизм страх за собственное будущее. В этой ситуации представляются неизбежными следующие тенденции:

  • индивидуализация и эгоизация населения – граждане стремятся обеспечить собственное выживание и благополучие своими силами;
  • конкурентность проникает во все виды общественных отношений – каждый индивид может рассматривать других как опасных конкурентов;
  • происходит отчуждение человека от государства.

Социальные работники как члены общества испытывают влияние этих противоречивых ценностных ориентаций, привнося их в профессиональную деятельность:

  • профессиональная деятельность требует от них бескорыстной заботы и человеке, но ей противостоит «рыночность» общественных отношений, предусматривающих личную выгоду;
  • деятельность социальных работников направлена на разрешение проблем, облегчение жизненной ситуации клиента – но их собственное положение не улучшается;
  • профессия требует наличия гуманизма как сущностного основания личности, но в реальной жизни гуманистические принципы декларируются и в основном не реализуются;
  • социальный работник должен способствовать изменению психо-эмоционального статуса клиента, вселять в него надежду и оптимизм, но сам он далеко не всегда убежден в неизбежности перемен к лучшему;
  • в целом социальный работник в своей профессии должен быть носителем высоких идеалов и принципов, в то время, как реалии обыденной жизни нередко доказывают, что жизненный успех чаще всего приходит к тем индивидам, кто от моральных принципов отказывается;
  • большинство социальных работников не являются выходцами из благополучных слоев и групп. Они относятся к бедному населению и проблему выживания им приходится ежедневно решать и в отношении самих себя и своих близких.

Таким образом, социальный работник может невольно стать носителем «двойного стандарта» и его профессиональное поведение может носить двойственный, неустойчивый, противоречивый характер.

Безусловно, нельзя охарактеризовать настроение социального работника как ощущение полной безнадежности. Однако явно недостаточно эффективная социальная поддержка социальной работы со стороны государства является фактором, негативно влияющим на профессиональное самочувствие специалистов.

Определенное влияние оказывают на содержание профессионально-этической системы этические системы социальных работников зарубежных стран. В первые годы становления социальной работы в России это позволило:

  • ускорить процесс становления отечественной модели социальной работы на базе уже имеющегося мирового опыта путем заимствования его лучших образцов;
  • разработать профессионально-этический кодекс, отражающий профессионально-этическую систему социальной работы.

Вместе с тем использование зарубежного опыта имеет ограничения:, так как заимствованы могут быть, как правило, тольконаднациональные элементы профессиональной этики, имеющие общечеловеческое значение. А это лишает заимствование смысла, т.к. наиболее общие нормы и принципы представлены в общей философской этике и общественной морали.

Профессиональная социальная работа является составной частью совокупной деятельности общества. С учетом нынешнего состояния российского общества и его морали можно сказать, что мораль совокупной социальной группы социальных работников намного более гуманна, больше соответствует представлениям о добре и благе, нежели мораль общественная.

Указанное обстоятельство делает социальную работу и ее профессионально-этическую систему существенным фактором гуманизацииобщественных отношений.

Можно выделить основные тенденции в развитии этической системы социальной работы.

  1. Общие тенденции в развитии научного знания, в первую очередь, в развитии общей философии и этики.
    • Профессионально-этическая система в социальной работе оформляется в виде целостной системы воззрений, отражающей реальные условия деятельности;
    • Происходит специализация профессиональной этики в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалистов;
    • Приоритетность принципов профессиональной этики будет меняться в зависимости от форм, видов и направлений деятельности;
    • Происходит нарастание потребности во введении в нее системы санкций за отступление от должного поведения, нарушение норм и принципов профессиональной этики
  2. Тенденции в развитии профессиональной социальной работы. В развитии социальной работы как науки можно отметить две важных тенденции: происходит фундаментализация и систематизация научного знания и его дифференциация по научным сферам.
  3. Ценностные ориентиры государства. Они проявляются как попытки абсолютизации формальной свободы, демократии, индивидуализма, личного материального успеха при одновременном обесценивании солидарности, коллективизма, равенства и социальной справедливости, труда и других социально значимых ценностей.
  4. Ценностные ориентации современного российского общества.
    • Основные тенденции развития этики профессиональной социальной работы лежат в плоскости движения общества и человечества к социальному прогрессу;
    • Важная тенденция – стремление к утверждению ценностей солидарности, коллективизма, равенства индивидов при соблюдении свободы личности, социальной справедливости;
    • Усиление направленности направленности социальной работы на служение интересам общества и отказ от корпоративности.

Меняющиеся условия жизни общества и человека вызывают соответствующие изменения в моральных устоях. Этическая система социальной работы не может ни отвечать изменившимся потребностям общества и человека.

Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе

Важнейшей категорией профессиональной этики является долг, который представляет собой совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста

Термин «деонтология» (от греческого deonthos –должный был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий в XVIII веке английским философом И.Бентамом (1748 – 1832).

Первоначально в понятие «деонтология» вкладывался узкий смысл. Имелся ввиду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной. Затем Бентам употребил его для обозначения учения о должном поведении, поступках и действиях любой личности или группы.

Деонтология стала отличаться от аксиологии.

Место и роль деонтологии в любом этическом учении могут быть определены, исходя их сущности человека. Выделяются три основных подхода к определению природы человека и соответственно этому место т роль деонтологии.

1-й подход. Если человек изначально добр (устремлен к добру), то этическое учение выступает в роли «путеводителя», источника этих знаний. Лишь в отдельных случаях необходимо четкое предписание, что именно должен сделать человек. В этом случае нет необходимости прибегать к деонтологии для регуляции поведения. Деонтология и долг выступают как нечто внешнее по отношению к личности. В этом случае часто употребляется словосочетание «этика и деонтология». Деонтология, в отличие от этики, не восполняет недостаток знаний, опыта личности, а дает непосредственные указания императивно обеспечивая необходимые действия.

2-й подход. Если человек изначально устремлен ко злу, «греховен» и не способен на осознанные социально ценные действия, то регуляция его поведения д.б. иной. Необходимы жесткие ограничения личности, предписания, гарантирующие общество от эгоистического произвола личности, не способной различить истинное добро и зло, ориентиры и рамки, которые необходимо учитывать. В этом случае деонтология как бы поглощает этику. Деонтология заставляет человека действовать вопреки собственным устремлениям, но на благо общества.

3-й подход. Человек ни добр, ни зол от природы. Он может совершать социально ценные поступки, руководствуясь собственными соображениями, а может поступать аморально, вопреки общественной пользе, преследуя личную выгоду. Поэтому нельзя разделять этику и деонтологию. Неверно было бы сливать их воедино и считать аналогами. Деонтология – это ядро любой этической системы, поскольку должное поведение гарантирует выполнение внешних по отношению к личности требований независимо от того, одобрены ли эти требования индивидуальной моралью личности.

Деонтология в профессионально-этической системе также занимает центральное место, однако в зависимости от вида, содержания профессиональной деятельности «доля» формального долженствования может быть различной.

Чем большую социальную значимость имеют результаты профессиональной деятельности, тем большая часть поведения, отношений и деятельности специалиста может регулироваться с помощью деонтологических принципов.

Основной категорией деонтологии является долг (греч. deon)

Впервые понятие долга рассматривается Аристотелем, который трактует его как обычай, необходимость следования обычному поведению.

В настоящее время долг – это важнейшая этическая категория.

Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Должная регуляция может иметь место не всегда, а лишь тогда, когда человек находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков.

Долг выступает как форма регуляции поведения человека со стороны общества или группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности.

Это, однако, не исключает того обстоятельства, что должное поведение для личности может стать привычным, соответствовать ее склонностям, установкам.

Должное поведение имеет место, когда личность, сопоставив собственные субъективные потребности с объективной необходимостью, делает выбор в пользу последних и реализует свою активность для выполнения долга.

Долг содержит в себе диалектическое единство объективной необходимости и субъективной активности человека.

Ответственность личности перед кем – либо ( в т.ч. перед собой0 за результаты ее деятельности формируется в процессе самой деятельности.

Ответственность выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Она проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности, состоянием процесса или явления с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

  • личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;
  • профессиональной компетентности специалиста;
  • рационального, а не эмоционального подхода к решению поставленных задач;
  • соответствия полномочий и ответственности;
  • правовой регламентации деятельности
  • подотчетности;
  • инициативы и творческого подхода;
  • организованности и дисциплины;
  • контроля и проверки исполнения;
  • критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;
  • доверия и свободы действий как в отношении клиента, так и в отношении коллег;
  • поощрения и наказания.

В заключении можно отметить, что представления о должном, о содержании долга и должного поведения, сформированные специалистом, могут существенным образом повлиять на эффективность и качество как социальной работы, так и общества в целом.

Место и роль долга в социальной работе

Смысл должного поведения, отношений и действий социального работника – достижение блага клиента и общества, а следовательно, обеспечение высокоэффективной профессиональной деятельности.

Однако деятельность социального работника сложна и многообразна, содержит в себе возможность возникновения большого количества нестандартных ситуация, поэтому социальный работник часто оказывается в ситуации выбора, как поступить, чьи интересы считать приоритетными – общества и государства или клиента, клиента или свои собственные и т.п.

Понимание социальным работником содержания и последствий его профессиональной деятельности определяет основные виды деонтологических отношений.

  1. Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством предполагает:
    • участие в разработке и реализации социальной политики;
    • выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления и способов ее осуществления на основании целей и задач, социального смысла и содержания профессии;
    • установление таких взаимосвязей и отношений в профессиональной деятельности, которые бы оптимально соответствовали требованиям к институту социальной работы;
    • привлечение и эффективное использование различных ресурсов, в первую очередь тех, которые представляют государство и общество и т.д.
  2. Долг социального работника перед своей профессией – реализация ее гуманистического потенциала в обществе.. Это предполагает:
    • отношение к своему труду как к деятельности большой социальной ценности и значимости;
    • пропаганду знаний о социальной работе, рекламу социальных услуг, формирование положительного мнения о ней;
    • поддержку моральной чистоты профессии;
    • поддержание социальным работником стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает и т.д.
  3. Профессиональный долг социального работника по отношению к совокупной профессиональной группе, коллективу, в котором он работает. Это предполагает:
    • подчинение своих действий и поведения единым целям;
    • поддержку коллег, подчеркивание значимости их работы;
    • оказание всесторонней помощи, открытость, честность , доброжелательность, высокая требовательность к коллегам и к себе;
    • критическое, беспристрастное отношение к отступлениям от профессиональной морали и ценностей и др.
  4. Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту. Он предполагает:
    • содействие наиболее полной самореализации личности;
    • уважение клиента как личности;
    • поддержка и развитие наиболее значимых его положительных качеств;
    • разумная требовательность к нему;
    • установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений
    • создание у клиента оптимистического настроя
    • изучение внутреннего, духовного мира клиента (внимательное, чуткое отношение к его мыслям, переживаниям, интересам) и т.д.
  5. Долг социального работника перед самим собой предполагает:
    • творческое, заинтересованное выполнение своих обязанностей;
    • поддержание своей чести и достоинства;
    • объективность в оценке самого себя, своих качеств, способностей и возможностей;
    • завоевание высокого авторитета в общественном мнении.

В процессе профессиональной деятельности в силу разных причин могут возникать различного рода деонтологические конфликты:

  • между интересами клиента и интересами социального работника;
  • между интересами общества и клиента и другие.

По итогам проведенного анализа следует сделать максимально объективный выбор в пользу ценностей более высокого ранга.

Можно предложить основные подходы к выработке специалистами позиции в отношении обеспечения должного поведения:

  1. Социальная работа – это профессия, которую человек выбирает самостоятельно и добровольно, поэтому и отношение к ней должно быть ответственным, а не формальным;
  2. Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам специалиста. Это требование не противоречит ни интересам личности, ни интересам общества.
  3. Социальная работа конституирована как профессия, необходимая обществу, поэтому конфликт может быть разрешен в пользу истинных интересов общества;
  4. Истинные, коренные интересы клиентов, общества, профессии противоречить не могут: и те, и другие направлены на достижение индивидуального и общего блага человека и общества.

В заключении можно отметить, что долг и должные отношения могут стать существенным фактором повышения

Эффективности социальной работы, а так же средством и условием разрешения наиболее острых социальных проблем.

Особенности профессионально-этического сознания социального работника

План лекции:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.