Сделай Сам Свою Работу на 5

Монокомпозиция. Особенности построения





Правила построения орнаментальной композиции

Виды и роль симметрии в возникновении орнаментального образа

В основе построения орнамента, составленного из абстрактных или изобразительных мотивов. Лежит многократное повторение этих мотивов по законам симметрии.

Симметрия - это определенный пространственный порядок, математически точная закономерность в расположении предметов или их частей. Именно благодаря симметрии, присущей орнаменту, он может играть организующую роль в произведениях декоративного искусства.

Существует несколько видов симметрии:

• осевая (симметрия относительно прямой)

• зеркальная (симметрия относительно плоскости)

• бордюр

Чаще всего мы встречаемся с зеркальной симметрией. Она присуща телу человека и большинства животных, а также многим предметам, которыми мы пользуемся. Она широко применяется в искусстве

Другой вид симметрии – осевая, при которой фигуры совмещаются посредствам поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения. Осевая симметрия часто встречается в природе. Широко применяется в орнаментах: симметрия цветка и орнаментального орнамента - розетки.



Бордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры. Линейный орнамент обычно применяется там, где нужно ограничить какую-то поверхность или разбить ее на части. На практике бордюр может строиться не только по прямой, но и вдоль ломаной или изогнутой линии.

 

• Существует семь видов бордюров, которые различаются направлением переноса по осям и плоскостям симметрии.

 

(Сделать распечатку и вклеить в тетрадь)

 

 

К фундаментальным понятиям симметрии относятся плоскость симметрии, ось симметрии, центр симметрии.

Плоскостью симметрии называется такая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части, расположенные друг относительно друга так, как предмет и его зеркальное отражение.

Осью симметрии называется такая прямая линия, вокруг которой симметричная фигура может быть повернута несколько раз таким образом, что каждый раз фигура "самосовмещается" сама с собой в пространстве.



Центром симметрии называется такая особая точка внутри фигуры, характеризующаяся тем, что любая проведенная через точку прямая по обе стороны от нее и на равных расстояниях встречает одинаковые (соответственные) точки фигуры. "Идеальным" примером такой фигуры является шар, центр которого и является его центром симметрии.

 

Статика и динамика в построение орнаментальной композиции

Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика – первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.

Статические композиции (и орнаментальные мотивы) основываются на принципе симметрии, одинаковости;

динамические – на принципе асимметрии, противопоставления.

 

Роль ритма в возникновении орнаментального образа

В достижении выразительности декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация изобразительных элементов на плоскости.

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности, одно из важнейших средств композиции.

 

Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием размеров, тональной или цветовой насыщенности.

Ритм участвует не только в построении изображения, но зачастую придает содержанию определенную эмоциональность. Он может быть задан линиями, пятнами цвета.



Все многочисленные композиции орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании элементов.

 

 

Монокомпозиция. Особенности построения

Монокомпозиция - художественное произведение, заключенное в рамки определенного формата, заданного автором. (делаем распечатки)

Сюда относятся штучные изделия: ковры, гобелены, разнообразные панно, платки, салфетки, эмблемы, аппликации.

Монокомпозиция строится на конкретной замкнутой плоскости, ограниченной заданными размерами.

 

Правила построениия

К выразительным средствам и условиям решения монокомпозиции относятся:

· Компоновка орнаментальной структуры в заданной плоскости;

· Членение плоскости на части;

· Ритмическая организация элементов на плоскости;

· Создание композиционного центра – доминанты;

Особенно важно для монокомпозиции – обеспечение в общей её структуре устойчивого зрительного равновесия всех её элементов.

К простейшим видам равновесия относятся:

- статическое равновесие, возникающее при условии симметричного расположения фигур на плоскости и симметричной форме фигур;

-динамическое равновесие, которое появляется при ассиметричном расположении фигур на плоскости;

Немалое значение в организации фигуры принадлежит цвету и фактуре (лёгкие и тяжёлые, тёплые и холодные цвета). Из чего можно сделать вывод, что чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньшего размера следует изображать фигуру, для достижения устойчивого её равновесия на плоскости.

Особое значение при построении монокомпозиции приобретает организация композиционного центра или доминанты. При организации доминанты необходимо учитывать законы визуального восприятия плоскости, по которой доминанта должна располагаться в активной центральной части плоскости.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.