Сделай Сам Свою Работу на 5

Программа социологического исследования





Динамические изменения, происходившие в нашей стране в течение последних десятилетий, привели к целому ряду не только политических и экономических изменений, но и к трансформации личности, основных ее характеристик, а в частности и к изменению у широких масс населения представлений о престижном социальном статусе. Социально-экономическая ситуация России сегодня характеризуется разрушению привычных стереотипов профессионализации, что приводит определенные группы людей к необходимости профессиональной переподготовки и смены ориентации вследствие потери престижного социального статуса.

Исследованы особенности идентификации личности со своим статусом, степень внутренней ориентации на одобряемый в общественном сознании социальный статус, типы реакции личности на ситуацию потери престижного социального статуса. Представления о престижном социальном статусе являются своеобразным планом действий для достижения самореализации личности в обществе. Эти преставления изучались еще М. Вебером, который рассматривал престиж как показатель социальной репутации, "ресурс особого рода", наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В марксистской социологии понимание социального престижа исходило из того, что престижные оценки имеют объективную основу в социальной действительности и прежде всего - в существующей социальной структуре и формируются под решающим воздействием господствующей системы ценностных ориентаций, позволяющей примерно соизмерять различные явления в связи с их ролью в удовлетворении общественных потребностей. В современной социологии П. Бурдье выразил эту проблему в идее символического капитала, который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.



В конечном счете, важная роль социального престижа объясняется стремлением человека приобрести уважение в своей социальной среде, потребностью в самоутверждении личности. В то же время, от меры социального престижа личности во многих случаях зависит успешность выполнения поставленных им целей.

Таким образом, актуальность изучения проблемы еще более взрастает в связи с тем, что социальный статус играет особую роль в организации жизнедеятельности личности. Это подтверждают исследования отечественных и зарубежных психологов [Е.А. Ануфриев, 1984; Ф. Дэвис, 1997; Ю.А. Левада, 1999; Д. Майерс, 1997; А.А. Налчаджян, 1988; Б.Д. Парыгин, 1999; В.И. Слободчиков, 1998; и др.]. И, изучив их работы в области социального престижа, можно определить тему данного исследования - социальный престиж и факторы престижного статуса. В качестве объекта исследования выступает престижный социальный статус, предметом исследования являются факторы достижения престижного статуса.



Цель исследования: изучить особенности социально-психологических взглядов людей разных поколений и классов на понятие престижного социального статуса, возможности и способы его достижения.

Достижение этой цели требует решения ряда теоретических и эмпирических задач:

1. Осуществить теоретический анализ исследований, раскрывающих влияние социального статуса на социально-психологические характеристики личности.

2. Выявить основные тенденции и направления изменений представлений о престижном статусе.

3. Изучить особенности поведения личности в процессе достижения престижного статуса.

4. Выявить существующие проблемы и дать рекомендации по их предотвращению в будущем.

Определив цель и задачи исследования можно приступить к формулировке гипотез:

Изменения во времени в существенной мере отразились на изменении в престижном статусе.

Власть и деньги в настоящее время выступают в качестве основы престижного социального статуса.



Люди считают приемлемым достижение престижного статуса, переступая через нравственные ценности.

Проверку представленных гипотез можно осуществить с помощью социологического опроса - главного метода исследования данной работы.

Поскольку за последнее время изменились представления поколения о престижном статусе личности, то наблюдается падение нравственных устоев у молодого поколения. Данная ситуация вызвана ломкой приоритетных стереотипов и смене представлении о социальном статусе 4х различных поколений. Таким образом, в составленной анкете представлены вопросы, которые определят социальный настрой населения и покажут изменения в представлениях о престижном социальном статусе произошедшие за последние десятилетия.

При составлении программы исследования была определена выборка. Выборка включает в себя 4 группы населения, которые составляют равные доли:

1. Респонденты в возрасте от 16 до 25 лет - 13 человек

2. Респонденты в возрасте от 25 до 40 лет - 12 человек

3. Респонденты в возрасте от 40 до 60 - 13 человек

4. Респонденты в возрасте старше 60 лет - 12 человек

Всего опрашивается 50 человек.

Таким образом, данная выборка позволит адекватно определить, что понимают под престижным социальным статусом люди различных возрастных когорт. Это позволит определить динамику развития представлений о престижном социальном статусе за последние 50-60 лет. Кроме того, выборка позволит проследить динамику развития представлений о престижном социальном статусе во времени. Так, благодаря выборке, мы сможем определить престижный статус для людей, которые сформировались как личности при социализме, перестройке, переходу к рыночной экономике и в последнее время.

Анкета

1. Кем Вы хотели стать, когда в детстве определялись с выбором будущей сферой деятельности?

а) военным

в) врачом

б) бизнесменом

г) учителем

д) другое______________________

2. Какие качества людей Вас привлекали (привлекают) в школьном возрасте?

а) честность и справедливость г) милосердие и сострадание

б) доброта и щедрость д) активность и находчивость

в) "деловая хватка" и авторитетностье)

другое ______________________

3. Какие качества привлекают сейчас?

а) честность и справедливость г) милосердие и сострадание

б) доброта и щедрость д) активность и находчивость

в)"деловая хватка" и авторитетностье) другое______________________

4. С каким словом у Вас ассоциируется понятие "престиж"?

а) уважениев) власть

б) богатствог) достойное образование

д) другое___________________

5. Что такое престижный социальный статус согласно вашей точке зрения?

а) уважаемое положение в обществе

б) обладание властными полномочиями

в) материальное благосостояние

г) религия

6. Каким видом деятельности предпочитаете заниматься?

а) творческая деятельность

б) исследование

в) плановая работа

г) предпринимательская деятельность

д) другое_____________________

7. Как вы считаете, способствует ли выбранный вами вид деятельности достижению престижного статуса в обществе?

а) да б) нет

в) затрудняюсь ответить

8. Какие факторы влияют на достижение престижного статуса?

а) связь с авторитетными людьми

б) личные качества человека

в) социально-политическая обстановка в обществе

г) финансовое благосостояние

д) другое_____________________________

9. Какими личностными качествами необходимо обладать для достижения престижного статуса в современном обществе?

а) справедливость г) активность

б) высокий интеллект д) харизма

в) лидерские способности е) другое_____________________

10. Как вы считаете, возможно ли достижение престижного статуса в современном обществе не переступая через нравственные ценности?

а) нет, учитывая состояние общества, это невозможно

б) да, только такой способ приемлем

в) да, в зависимости от ситуации

г) нет, это не приемлемо лично для меня

11. Является ли достижение высоко статуса в обществе для Вас приоритетным?

а) да, для меня это очень важно б) нет, мне все равно

12. Как вы думаете, произошли ли изменения за последние 50 лет в представлениях населения о престижном статусе?

а) да, существенные

б) да, незначительные

в) нет, не произошли

13. Если да, то какие факторы повлияли на изменения в представлениях населения?

а) активность СМИ

б) глобализация

в) смена идеологии после распада СССР

г) переход к рыночной экономике

д) падение нравственных устоев

14. Какие факторы из вышеперечисленных вы можете отнести к положительным, а какие к отрицательным?

Положительные:

Отрицательные:

15. Как вы думаете к чему могут привести произошедшие изменения?

а) процветание общества в) деградация общества

б) обострение социальных конфликтов г) улучшение качества жизни

16. Если изменения отрицательно сказываются на развитии обществ, какие действия вы считаете приемлемыми для улучшения ситуации?

а) строгая цензура СМИ

б) проведение культурно-просветительских мероприятий для населения

в) пропаганда высоких моральных устоев

г) введение в образовательных учреждениях предметов, направленных на воспитание у младшего поколения духовных ценностей.

17. Что вы делаете для достижения престижного статуса в обществе?

а) повышаю образование

б) повышаю материальное благосостояние

в) завожу знакомства с влиятельными людьми

г) стараюсь больше общаться с окружающими

18. Ваш возраст:

а) до 25 в) от 41 до 60

б) от 26 до 40г) старше 60

19. Какое образование Вы получили?

а) среднее в) высшее

б) средне-специальное г) неоконченное высшее

20. В какой сфере деятельности вы работаете?

а) образование г) культура

б) политика д) производство

в) медицина е) финансы

ж) другое______________________________________

21. Какую должность Вы занимаете?

а) руководитель большого штата рабочих

б) руководитель небольшого коллектива

в) подчиненный

г) другое______________________

Спасибо за ваши ответы!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.