Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ, ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ С ДЕТЬМИ





 

При работе с детьми следует не забывать об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного развития детского организма. К обучению игре в волейбол следует при­ступать с 10-11 -летнего возраста.

Развиваясь, организм детей проходит определенные стадии: 10-12, 12-14, 14-16, 16-18 лет. С учетом возраста должна приме­няться определенная методика обучения и совершенствования технических и тактических приемов волейбола.

Костно-мышечный аппарат до 15-16 лет находится в стадии естественного развития. В связи с этим до этого возраста не рекомендуются большие физические нагрузки на позвоночный столб.

С 10 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков длина тела резко увеличивается. Чрезмерные физические нагрузки могут вызвать замедление роста трубчатых костей в длину.

В возрасте 10-12 лет сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика, внимание неустойчиво. Следовательно, нецелесообразны длительные объяснения упражнений, т.к. в сосредоточенном состоянии ученик относительно долгое время находиться не может, но показ упражнений воспринимает без умственных усилий, поэтому необ­ходим качественный показ.



В этом возрасте многие новые формы движений приобретаются и закрепляются зачастую без длительного инструктажа, это лучший возраст для обучения, что важно для овладения техни­кой игры в волейбол. Но это не значит, что начало занятий волейболом в более позднем возрасте (старше 12 лет) не дает желаемых результатов. Практика убедительно доказывает, что обучению волейболу все возрасты покорны.

В возрасте 12-14 лет появляются сосредоточенность, хоро­шая память и логическое мышление. Подростки уравновешены и оптимистичны. Возрастает способность к восприятию, запоминанию сложных движений, анализу своих

 

действий. Быстро развивается острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве). Этот возраст благодатный для раз­вития быстроты двигательной реакции и обучения тактике игры.

У девочек этот период совпадает с началом полового созревания (у мальчиков несколько позже). Девочки заметно при­бавляют в весе, а для мальчиков характерно увеличение силы мышц конечностей.



Возраст 14-16 лет характеризуется периодом полового созревания (возможны возрастные колебания в более раннее начало или запаздывание). Появляются неуравновешенность и неустойчивость настроения. Неуверенность маскируется шумной манерой поведения. Отличается возбудимость. Снижается работоспособность, замедляется рост. Со стороны учителя, инструктора необходимо чуткое педагогическое и психологическое руководство. Физические нагрузки должны быть снижены. Основное внимание направлено на совершен­ствование техники приемов волейбола и исправление оши­бок.

Возраст 16-18 лет характеризуется завершением полового созревания, наблюдается усиленный рост тела в длину, увели­чивается масса тела и поперечное сечение скелетной мускула­

 

 

туры, в результате чего растет мышечная сила. Период относительной стабилизации и автоматизации движений. Движения в малой степени поддаются торможению.

На занятиях по волейболу не переступаются границы оп­тимальных усилий и исключается переутомление, в силу того, что волейбол по своей специфике является само дозирую­щимся упражнением. Начинающий волейболист, овладев­ший лишь простейшими способами выполнения игровых приемов, может играть длительное время (или выполнять тех­нические упражнения), но между выполняемыми игровыми действиями возникают естественные паузы отдыха (выход мяча из игры), которые не дают возможности ученику уто­миться.

В процессе обучения игровым приемам рекомендуется сосредоточить внимание на овладении основами техники (исходные положения, перемещения, прыжки, передачи, подачи) лишь после этого переходить к совершенствованию технических приемов.



При обучении как можно чаще применять подвижные игр с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы, игры по упрошенным правилам, соревнования в выполнении отдельных игровых приемов.

Дети лучше воспринимают игровые приемы и овладевают ими в учебных играх с ограничением фиксации технически ошибок. С возрастом и с овладением основами игровых приемов, у детей легче исправить техническую ошибку, чем залечить психическую травму, полученную при постоянном внушении, постоянном

 

фиксировании ошибок, которые вырабатывают у занимающихся рефлекс неполноценности, неумехи снижают интерес к волейболу.

При обучении начинающих волейболистов игровым приемам наряду с общеразвивающими физическими упражнениями необходимо использовать подготовительные (упражнения для развития прыгучести, ловкости, быстроты реакции и перемещения) и подводящие (упражнения, сходные по своей двигательной структуре с техническим приемом).

При обучении технике сложных игровых приемов (подач; нападающий удар, блок) не следует обременять занимающихся многообразием тонкостей, а лучше сосредоточить их внимание на главном — на исходном положении, подготовительной, рабочей и заключительной фазах движения.

Прежде чем обучающиеся волейболу выйдут на площадку для соревнования с другой командой, они должны освоить элементарную технику подачи мяча, приема подачи и передачи мяча. Для этой категории «спортсменов» рекомендуется менее строго фиксировать ошибки. Главное в этой игре быстро переместиться к мячу и отбить его партнеру или через сетку.

В целях создания наиболее благоприятных условий для изучения игровых приемов волейбола обучение рекомендуете строить по такому плану:

1. Терминологически правильно назвать прием.

2. Показать прием на слайдах, плакатах, видеотехнике (по возможности «в живую») с комментариями о его роли в игре.

3. Объяснить технику выполнения приема с одновременной демонстрацией его (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения).

4. Практическое выполнение приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5. Упражнения с мячами (индивидуальная работа, с партнером) в самых простых условиях.

6. Упражнения на тренажерах без мячей и с мячами.

7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества партнеров, мячей и др.).

 

 

8. Выполнение технического приема в игровых условиях (в подвижных играх, эстафетах соревнованиях — кто лучше, правильнее, точнее).

Учебный план

 

Разделы подготовки Спортивно-оздоровительный этап  
  10-12 лет   13-14 лет   15-16 лет
1. Теоретическая подготовка 10 ч 7 ч 5 ч
2. Общая физическая подготовка 44 ч 34 ч 24 ч
3. Специальная физическая подготовка 18 ч 14 ч 15 ч
4. Техническая подготовка 12 ч 20 ч 19 ч
5. Тактическая подготовка 7 ч 7 ч 8 ч
6. Интегральная подготовка     7 ч
7. Инструкторская и судейская практика   5 ч 3 ч
8. Соревнования 9 ч 10 ч 13 ч
9. Контрольные испытания 8 ч 7 ч 6 ч
10. Товарищеские игры
11. Общее количество часов

 

Для каждой группы волейболистов предусмотрено одночасовые занятия три раза в неделю. Теоретическая часть проводится в виде бесед до и после занятий.

Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности проводится в начале года. Дети регистрируются в журнале по ТБ.

 

Тематический план

 

Последовательность обучения:

- обучение стойкам и перемещениям;

- обучение передачам мяча сверху двумя руками на месте перед собой;

- то же, но вперед, за голову;

- то же, но после перемещения — вперед, назад, в стороны;

- обучение верхней, нижней, прямой подаче;

- обучение передачам мяча снизу двумя руками на месте пе­ред собой, слева, справа;

- то же, но после перемещения вперед, назад, в стороны;

- обучение приему подач;

- обучение прямому нападающему удару (прыжок вверх с места толчком двумя ногами с махом рук);

- то же, но разбег в прямом нападающем ударе вместе с прыж­ком;

- обучение ударному движению в прямом нападающем ударе;

- обучение прямому нападающему удару (в целом);

- обучение одиночному блокированию;

- обучение одиночному блоку вместе с нападающим ударом.

 

 

После освоения основ технических приемов волейбола можно обучать индивидуальной тактике подач, передач мяча, нападающего удара, блока, приема подач и простей­шим групповым и командным взаимодействиям в защите и нападении.

 

Процесс обучения технике и тактике волейбола осуществляется на основе определенных принципов, соблюдение (или несоблюдение) которых самым непосредственным образом влияет на качество совместного труда учителя, инструктора и занимающегося волейболом.

 

Принцип сознательности и активности.

Без понимания сущ­ности обучения технике, тактике игры, роли физических ка­честв при выполнении технических приемов волейбола, про­гресс ученика в этом разделе работы будет минимальный. Его необходимо образовывать.

Принцип наглядности.

При создании правильного представления у занимающихся волейболом о техническом приеме или тактическом действии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.