Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Психология конфликтов в деятельности следователя





Методические указания.В современной науке конфликт понимается по-разному. Его рассматривают как противоречие, как стадию развития противоречия, как столкновение, противодействие, как тип конкурентного взаимодействия. В общем, конфликт можно определить как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в социальном взаимодействии людей.

Основными признаками конфликта являются:

1. наличие противоречия между людьми (если между ними нет противоречия, но субъективно одним или двумя оппонентами его наличие воспринимается как реальное, то такой конфликт называется ложным);

2. взаимное противодействие, направленное на защиту своих интересов, блокировку действий другого, нанесение ему ущерба;

3. формирование негативного отношения друг к другу в виде проявления негативных эмоций и ухудшения своего мнения об оппоненте как личности.

Конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми и межгосударственными. Кроме этого, конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные, конструктивные и деструктивные, по вертикали и по горизонтали и другие.



Деятельность правоохранительных органов по своей сути носит конфликтный характер, так как она связана с реализацией властных полномочий должностных лиц по отношению к гражданам. А работа следователя по установлению обстоятельств преступлений, сбору и анализу доказательств вины, особенно конфликтна. В своей профессиональной деятельности следователь ежедневно сталкивается не только с сопротивлением со стороны заинтересованных лиц в установлении истины по уголовному делу, но и с открытой конфронтацией и нежеланием сотрудничать, со стороны простых граждан. Именно поэтому от того, на сколько должностные лица правоохранительных органов владеют знаниями в области конфликтологии, а также умеют эти знания применять в своей профессиональной деятельности, зависит их успешность в трудовой деятельности.

 

Вопросы к семинару:

1. Понятие конфликта: сущность, предмет и структура.

2. Классификация конфликтов.

3. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности сотрудника органов внутренних дел.



4. Понятие управления конфликтами и специфика его проявления в правоохранительной деятельности.

5. Стили поведения человека в конфликтном взаимодействии.

6. Внутриличностный конфликт и его последствия в деятельности сотрудника органов внутренних дел.

7. Способы предупреждения конфликта.

8. Психология переговорного процесса в экстремальных условиях.

 

Доклады:

«Теории внутриличностного конфликта»

«Внутриличностный конфликт и его профилактика»

 

Практическое занятие№1:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - изучение собственных характеристик: диагностика типов темперамента, определение акцентуаций характера, самооценка конфликтности, определение собственного стиля поведения в конфликте.

Учебные вопросы по теме:

1. Понятие конфликта, его сущность и структура.

2. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

3. Субъекты конфликта и их характеристика.

4. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта.

5. Классификация конфликтов и причины конфликта.

6. Этапы и фазы конфликта.

7. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности сотрудников ОВД.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие №2:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков и умений поведения в конфликтной ситуации применительно к деятельности следователей.



Учебные вопросы по теме:

1. Понятие управления конфликтами и его специфика в деятельности ОВД.

2. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами.

3. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

4. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности.

5. Пути предупреждения конфликта.

6. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Практическое занятие №3:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков и умений поведения в конфликтной ситуации применительно к деятельности следователей.

Учебные вопросы по теме:

1. Стимулирование конфликта, его формы и средства.

2. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.

3. Этапы регулирования конфликта.

4. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.

5. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Тема 6. Судебная психология

Методические указания.Судебное разбирательство-это самостоятельная стадия уголовного процесса, в ходе которой суд, проанализировав результат предварительного следствия, взаимосвязи событий и обстоятельства дела, всесторонне изучив доказательства, выносит окончательное решение по делу, то есть приговор. Именно суд решает дело по существу - это его основная и исключительная функция.

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным элементом правосудия, проводится с полным соблюдением принципов гласности, устности и непосредственности судебного разбирательства.

Сама судебная деятельность развивается в строго определенном законом порядке. Наличие стадий судебного разбирательства, четкое разграничение задач и условий на каждой из них, создает оптимальные предпосылки осуществления правосудия.

Деятельность суда происходит не только на определенных этапах, но и в различных внешних условиях, что влияет на психическую сторону разбирательства.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психологической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении, а также изучает воспитательное воздействие самого судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц.

Деятельность суда протекает в довольно специфических внешних условиях, которые могут оказывать на нее различное влияние: могут облегчать познание, а могут и затруднять его. К таким затрудняющим условиям относится:

1. -Поведение находящихся в зале лиц и участников судебного рассмотрения; накаленная, нервная атмосфера; острые конфликты, возникающие в отношениях между участниками, - все это способно помешать познавательной деятельности, отвлечь суд от познания, направить его усилия на пресечение остроконфликтных отношений. Поэтому спокойная, вдумчивая обстановка при исследовании и оценке доказательственного материала, получаемого в ходе судебного разбирательства, - безусловно, необходимое условие эффективной деятельности суда.

2. -Общественное мнение, которое создается до слушания дела и становится известно судьям. В некоторых случаях это может негативно влиять на судей, на осуществляемый ими процесс познания. Именно поэтому следует исключительно осторожно относиться к сформированному до рассмотрения дела в суде общественному мнению, поскольку оно зачастую наносит вред интересам правосудия.

Для успешного осуществления деятельности судом создаются специальные условия. К ним относятся:

· коллегиальное принятие решения;

· обеспечение невмешательства в принятие решения;

· законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения;

· требование непрерывности рассмотрения дела.

Практическое занятие:

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков и умений использования психологической составляющей в судебных прениях.

Учебные вопросы по теме.

1. Психологические особенности познавательной подструктуры судебной деятельности, оценки доказательств, установления истины в суде.

2. Психологические особенности судебного допроса, судебных прений сторон.

3. Судебная речь: требования, предъявляемые к ней.

4. Составление речи стороны обвинения и защиты, содержанием которой является психологическая характеристика подсудимого. Анализ приемов обвинительного и оправдательного уклонов судебной речи.

5. Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект психической установки» и его влияние на принятие судебных решений.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры юридической психологии УНК ПСД; протокол № 1 от 31 августа 2012 г.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.