Определение проходной осадки судна
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА
ФГОУ ВПО «МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
Кафедра «Управление судном»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Управление судном"
Тема: "Плавание на мелководье и в узкостях"
Методические указания составлены:
доцентом кафедры "Управление судном"
Карапузовым А.И.
утверждены на заседании кафедры
Протокол № , от 2008 г.
Новороссийск 2008 г.
Методические указания
Движение судов на мелководье и в стесненных условиях (узкости, каналы, фарватеры) связано с увеличением сопротивления воды, изменением работы винто-рулевого комплекса, изменением осадки судна. Осадка судна увеличивается, возникает или увеличивается дифферент на корму или на нос, ухудшается управляемость судна из-за мелководья и гидродинамического взаимодействия с грунтом и другими судами (явление присасывания).
Все перечисленные факторы необходимо учитывать при движении судна на мелководье, так как их неучет может привести судно к аварийной ситуации или закончится аварией (касание грунта, посадка на мель, столкновение).
Изменение осадки судна (проседание) и возникающий дифферент на мелководье необходимо определять для расчета проходной осадки судна, которую должен определять судоводитель согласно требований нормативных документов. Проходная осадка учитывает запасы глубины под килем судна в зависимости от скорости, волнения, крена и вида грунта устанавливаемый каждым морским портом. В соответствии с перечисленными выше факторами запаса глубины под килем называют скоростным, волновым, креновым и минимальным навигационным запасом.
Проходная осадка рассчитывается для определенной ширины полосы безопасного движения конкретного судна в зависимости от его размеров, скорости и гидрометеоусловий (ветер, течение).
Расчет траверзного расстояния для расхождения судов, когда исключается явление присасывания носит рекомендательный характер и служит дополнительной информацией для безопасности плавания.
Лабораторная работа включает в себя решение трех задач:
1. Определение проходной осадки судна;
2. Определение полосы безопасного движения судна;
3. Определение траверзного расстояния между судами, исключающего явление присасывания.
Порядок выполнения лабораторной работы:
1. Ознакомиться с содержанием лабораторной работы.
2. Получить вариант задания из таблицы 6.
3. Решить задачу поставленную в разделе 1.
Для этого необходимо рассчитать:
а. креновой запас глубины по формуле 2, минимальный навигационный запас глубины с помощью таблицы 1, выбрать величину волнового запаса глубины из таблицы 2;
б. решить задачу, поставленную в разделе 2, т.е. определить скоростной запас глубины (по формулам 5 и 6 найти увеличение средней осадки, а затем увеличение осадки за счет дифферента);
в. определить критическую скорость и потерю скорости судна из-за мелководья по формуле для Vкр и формуле 4;
г. рассчитать проходную осадку судна, используя результаты предыдущих расчетов и фактическую осадку, приведенную в таблице 4;
д. решить задачу, поставленную в разделе 3.
Помимо данных из таблицы 6 в задаче необходимо определить вспомогательные величины:
а. отношение площади парусности к площади проекции подводной части судна на его диаметральную плоскость (ДП);
б. отношение скорости течения к скорости судна;
в. отношение скорости ветра и судна;
г. скорость течения по формуле 10.
Результаты расчетов по пунктам «a», «b» и «c» являются аргументами для входа в таблицы 4 и 5 для нахождения угла дрейфа и угла сноса от течения.
После выборки углов из таблицы 4 и 5 находят ширину полосы безопасного движения судна по формулам (7.1., 7.2.).
Данные для решения задачи раздела 4 указаны непосредственно в разделе (таблица 7) и используются в формуле 11.
Определение проходной осадки судна
Проходная осадка судна определяется по формуле (1):
Тпр = Тф + Z0 + Z1 + Z2 + Z3, (1)
где Z0 – креновой запас, м;
Z1 – минимальный зазор между днищем и грунтом (навигационный запас), м;
Z2 – волновой запас, м;
Z3 – скоростной запас (увеличение осадки и диффер.), м;
Тф – фактическая осадка судна, м.
Увеличение осадки при крене определяется по формуле (2):
, (2)
где B – ширина судна, м;
q – угол крена (суммарный от статического и динамического крена), град.
Величина навигационного запаса зависит от осадки судна и рода грунта, определяется по таблице 1 (согласно РД 31.63.01-83)
Род грунта находится по варианту задачи из таблицы 4 в третьей колонке таблицы 1.
Таблица 1
Род
грунта
| Величина навигационного запаса в долях Тф
| Z1
| номер задачи из таб. 4
| 1. Ил
| 0,04 Тф
| 1, 5, 7
| 2. Песок заиленный, ракушка, гравий
| 0,05 Тф
| 2, 4, 6
| 3. Плотный песок, глина
| 0,06 Тф
| 3, 8, 9
| 4. Скала, валуны, известь
| 0,07 Тф
| 10, 11
|
Z2 – волновой запас определяется по таблице 2.
Таблица 2 приведена в РШС-89.
Таблица 2
Длина судна
L, м
| Величина волнового запаса, (м) при высоте волны, м
| 1,0
| 2,0
| 3,0
| 4,0
|
| 0,2
| 0,7
| 1,2
| 2,0
|
| 0,2
| 0,6
| 1,1
| 1,7
|
| 0,1
| 0,4
| 0,8
| 1,3
|
| 0,1
| 0,3
| 0,7
| 1,1
|
| -
| 0,3
| 0,6
| 1,0
|
| -
| 0,2
| 0,5
| 0,8
| Величину Z3 (скоростной запас) определяем во втором разделе работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|