Сделай Сам Свою Работу на 5

безопасности жизнедеятельности»





Доклад

«Обучение старших дошкольников

Прикладному плаванию в целях обеспечения

безопасности жизнедеятельности»

 

Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности остается актуальной уже много лет. В результате несчастных случаев на воде в России ежегодно погибает несколько тысяч человек, в том числе до 25% детей. Особенно много таких случаев происходит с детьми в возрасте от 5 до 9 лет. Из 16 видов несчастных случаев, связанных со смертельным исходом, утопление занимает второе место.

Во многих дошкольных учреждениях ведется работа по обучению детей плаванию. Но умение плавать не дает полной гарантии спокойного и уверенного общения с водной средой. Важно уметь плавать безопасно, стремясь избегать возможных несчастных случаев. Среди основных причин несчастных случаев на воде исследователи (Н.Ж. Булгакова, А.В. Гостюшин, В.К. Велитченко, Ю.А. Семенов) выделяют: неумение плавать, грубое нарушение техники безопасности, психологическую неподготовленность к экстремальным ситуациям. Многие исследователи указывают и другую главную причину гибели в воде: сначала самоуверенность, а потом страх. Причем известно, что и от того и от другого часто спасают знания. Знания о правильном поведении на воде в обыденных, сложных и экстремальных ситуациях рассматривает раздел «прикладное плавание».



Прикладное плавание — любые знания, умения, навыки, которые помогают человеку держаться на воде, сохранить свою жизнь (Ю.А. Семенов). Представления о прикладном плавании помогут сохранить свою жизнь даже не умеющему плавать, в то время как умеющий плавать, но не имеющий представления о правильном поведении в сложных условиях на воде, может попасть в беду.

В прикладном плавании выделяют два направления:

1. Плавание в сложных условиях. Это неожиданные или сложные ситуации на воде (холодная вода, волны, течение, воронки, водоросли, темное время суток) или другие затрудняющие плавание обстоятельства (судороги или травмы, плавание с предметами, в одежде и др.).

2. Плавание в экстремальных ситуациях, то есть ситуациях, в которых жизнь человека подвергается реальной опасности.



Для сохранения своей жизни человек, оказавшись в воде в экстремальной ситуации, особенно в холодное время года, должен проявить максимум волевых усилий. Избежать тяжелых последствий и сохранить жизнь помогут уверенность в своих силах, психологическая устойчивость, критическая оценка ситуации, целенаправленность действий и, конечно, знания.

Дошкольный возраст — сензитивный период для заложения основ прикладного плавания. Чем раньше они будут заложены, тем лучше, так как трудно предположить, в каком возрасте эти знания, умения, навыки будут востребованы. Исследования, проведенные с младшими школьниками (Т. А. Протченко) и старшими дошкольниками (М. К. Ланцовой, И. Головой и др.), направленные на нетрадиционные системы одновременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность использования элементов прикладного плавания. Следовательно, система знаний о безопасности на воде, прикладном плавании также вполне доступна детям старшего дошкольного возраста, возможна для внедрения в детский сад. При этом можно избежать увеличения нагрузки и учебного времени, не сокращая времени, отведенного на непосредственное обучение плаванию.

Необходимость изучения подобного материала в дошкольном возрасте диктуется тем, что выпускники детского сада, а зачастую и дети старшего дошкольного возраста выходят на улицу без сопровождения взрослых или под наблюдением таких же некомпетентных в данном вопросе старших братьев и сестер. Детей привлекают водоемы, имеющиеся в достаточном количестве в городе Москве. Ситуация усугубляется при выезде за город, где пропорционально к возрастающей доступности водоемов мы наблюдаем уменьшение контроля взрослых за детьми.



И наконец, сами взрослые предоставляют массу примеров, которые могут привести к несчастным случаям на воде. Это рыбаки, выходящие на неокрепший лед; молодежь, плавающая на плотах, баллонах и бросающая их на берегу. Детей, следующих этим примерам, даже умеющих плавать, подстерегает опасность. Из этого вытекает необходимость не только обучения плаванию дошкольников, но и формирование представлений о прикладном плавании, которые помогут сориентировать детей в сложных и экстремальных ситуациях.

Роль взрослого — помочь ребенку овладеть знаниями о прикладном плавании, но эта помощь заключается не только в преподнесении знаний о социальной действительности, а в создании таких условий, которые будут активизировать познавательные интересы ребенка, помогут развить умения анализировать и сравнивать, понимать причинно-следственные связи и зависимости, натолкнут ребенка на самостоятельные умозаключения.

Таким образом, чтобы глубже рассмотреть этот вопрос на базе МБДОУ детский сад №6 «Белоснежка» г. Люберцы мной было проведено несколько занятий с целью формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о прикладном плавании, обеспечивающие безопасность их жизнедеятельности.

В процессе занятий решались следующие задачи:

1. Изучение состояния проблемы в теории и практике дошкольного воспитания.

2. Отбор содержания знаний о прикладном плавании для детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработка и апробация методики формирования представлений о прикладном плавании у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение плаванию велось по современной методике одновременного освоения всех способов плавания, разработанной главными специалистами по плаванию Департамента образования Москвы Т.А. Протченко и Ю. А. Семеновым. Суть ее состоит в том, что детей одновременно знакомят с элементами всех спортивных способов плавания («брасс», «кроль на груди», «кроль на спине», «дельфин») и с различными их сочетаниями (руки «брасс» — ноги «кроль»; руки «брасс» — ноги «дельфин»; и т. д.). Обучение плаванию начинается с разучивания движений рук. Эта методика считается наиболее эффективной для овладения навыком плавания детей дошкольного возраста, поскольку плавание неспортивным способом лучше получается у детей. К тому же, изучая несколько способов плавания одновременно, ребенок может выбрать наиболее удобный для себя способ, поскольку каждому малышу изначально присущ свой способ плавания.

На сегодняшний день инструкторы по плаванию руководствуются в своей работе “Программой по обучению плаванию детей от 2 до 7 лет”. Анализ существующих программ по разделу «Физическое воспитание (плавание)» показал, что эта программа наиболее полна, содержит точно сформулированные задачи, ставит не только задачи плавательной подготовленности детей, но и подразумевает овладение детьми определенным багажом знаний о прикладном плавании, который подкрепляется практическими действиями и упражнениями.

Формирование представлений о прикладном плавании у старших дошкольников способствует осознанию своего “Я”, обеспечивает безопасность жизнедеятельности, при этом необходимыми условиями будут являться:

а) систематическая работа, которая должна проводиться в равновесии познавательных мероприятий и практической деятельности;

б) методическое руководство (использование передового опыта, новинки литературы, использование нестандартного оборудования, видеофильмов, новых приспособлений и т. д.).

К старшему дошкольному возрасту ребенок уже обладает некоторым социальным опытом приобщения к водной среде, у него уже складываются и им осознаются отдельные представления о возможностях своего организма в водной среде, о том, как ему к ней приспособиться. Ребенок различает, что поведение в воде и на суше должно быть различным, что вода содержит в себе некие опасные моменты.

Нужно отметить, что занятия плаванием имеют свою специфику, которая препятствует передаче информации в полном объеме. Дети находятся в воде, лишняя минута без движения приводит к переохлаждению. Занятие должно быть построено с высокой моторной плотностью.

Найти время для познавательных занятий дошкольников по данной теме, не сокращая времени, отведенного на практические занятия на воде, можно, это:

- время, когда группа высажена на карантин и не имеет возможности посещать бассейн;

- дни прививок, когда большая часть детей освобождена от занятий.

- дни, когда бассейн не может функционировать по техническим причинам

 

Цель формирования системы знаний о прикладном плавании – не ограничить действия детей в воде, а помочь детям так строить свою деятельность, чтобы избежать сложных ситуаций, а также снабдить данными о том, как в этих сложных ситуациях им действовать.

 

Содержание знаний для формирования на 4 блока, которые предъявлялись детям в определенной последовательности.

1 блок —значение плавания, использование плавания:

а) для безопасности жизнедеятельности;

б) для укрепления здоровья человека и его развития;

в) для профессиональной деятельности людей;

г) для участия в различных видах спорта;

д) для активного отдыха.

2 блокправила безопасного поведения:

а) непосредственно в воде;

б) на водном транспорте;

в) на льду.

3 блокплавание в сложных условиях:

- плавание в холодной воде;

- судороги при плавании;

- плавание в воде, покрытой водорослями;

- плавание при сильной волне;

- способы отдыха на воде;

- помощь уставшему пловцу;

- плавание в одежде;

- освобождение от лишней одежды в воде.

4 блокплавание в экстремальных условиях. Детям дошкольного возраста нецелесообразно раскрывать этот блок подробно, поскольку спасение тонущего представляет некоторую опасность и для самого спасателя. Тонущий, потеряв самообладание, изо всех сил старается ухватиться за своего спасателя, подтянуться к нему и даже влезть на него. Поэтому детям следует раскрыть лишь способы оказания помощи с берега, поскольку такую помощь дети могут оказать самостоятельно, и способы транспортировки, так как, проиграв их в дошкольном возрасте, их будет легко вспомнить во взрослой жизни (опора на двигательную память).

 

Для успешного формирования представлений о прикладном плавании необходимо соблюдение следующих условий организации работы с детьми:

1. Отбор содержания знаний должен проводиться с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, а также интересов дошкольников.

2. Обучение должно способствовать активизации и проявлению самостоятельности детей.

3. Необходимо взаимодействие педагогического коллектива и семьи.

4. Взаимосвязь теоретических занятий на суше и практического закрепления знаний с помощью действий в воде.

Следует подчеркнуть, что такая организация обучения воздействует на развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер жизни ребенка, а в конечном итоге — на развитие всей личности в целом, что способствует более успешной социализации ребенка. Сформированные представления по прикладному плаванию оказывают влияние на формирование мировоззрения детей, их внутреннюю позицию.

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.