Тема 9. Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Гуманитарная экспертиза в образовании
– понятие об экспертизе, эксперте
–психологические основания ГЭО
– особенности гуманитарной дисциплины в образовании, функции,
– объекты ГЭО,
– методы и средства ГЭО
2. Психологическое здоровье детей и учащихся ( подходы и критерии).
3. Проблема психологического здоровья детей и учащихся в различных образовательных системах.
Базовый учебник
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Часть третья Образование и психологическое здоровье.
Дополнительная литература
1.Братченко, С. Введение в гуманитарную экспертизу образования, М.1999.
2.Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала Методическое пособие для школьных психологов. Л., 1997
3.Братусь Б.С., К проблеме человека в психологии//ВП 1997,№5
4.Роджерс Карл, Фрейберг Джером. Свобода учиться. Москва, Смысл 2002.
5.Практикум по психологии здоровья,// под ред Г.С.Никифорова, Питер 2005,
6.Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология сиротства, Питер, 2005. часть 2. Изучение Я-концепции, 4. Диагностика социальной компетентности и адаптации.
7.Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека, ВП, 2005,№1, (файл).
8. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики //Вопр. Психологии. 2012. № 1.
9.Кравцова С.В. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа // Вопр. Психологии. 2012. № 1
10. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.
Формы и методы обучения
В ходе формирования компетенций по дисциплине «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ» используются как традиционные, так и более современные технологии обучения.
В аудиторной работе используются: традиционные технологии (лекции и семинарские занятия), выступление с докладом; технологии проблемного обучения, игровые и имитационные технологии (мозговой штурм и дискуссия с использованием групповых и фронтальных форм работы);
Во внеаудиторной работе используются традиционные технологии (конспектирование литературы, подготовка доклада, реферирование разделов монографий и статей в научной периодике), подготовка рефератов по дисциплине.
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины
| Наименование раздела
дисциплины
| Формы самостоятельной работы (ак. часы)
| Общая трудоемкость
|
| | Конспектирование
в рабочей тетради
| Работа с монографией и статьями
| Составление аналитическихтаблиц
| Составление глоссария по учебной дисциплине
| Подготовка доклада
|
| 11.
| РАЗДЕЛ 1. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования
|
|
|
|
|
|
| 22.
| РАЗДЕЛ 2. Образ новой системы образования в исследованиях западных психологов
|
|
|
|
|
|
| 3.
| РАЗДЕЛ 3. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова как образ современной системы образования.
|
|
|
|
|
|
| 4.
| РАЗДЕЛ 4. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения.
|
|
|
|
|
|
| | Итого:
|
|
|
|
|
|
|
2. План-график самостоятельной работы студентов
№/пп
| Формы
самостоятельной работы
| Раздел
дисциплины курса
| Вид сам.
работы
| Сроки
(неделя сем-ра)
| Форма контроля
| Обязат.
| Допол.
|
| Составление аналитических таблиц
| №№ 1 – 4
| +
|
| 1-18
| Обоснование на семинарах
|
| Конспект в рабочей тетради
| №№ 1 – 4
| +
|
| 1-18
| Ответы на семинарах, доклады
|
| Конспектирование и аннотирование статей и глав монографий
| № 1-4
| +
|
| 1-18
| Проверка задания
|
| Подготовка тематических докладов
| № 1 – 4
| +
|
| 1-18
| Заслушивание на семинар
|
| Составление глоссария
| №№ 1 – 4
| +
|
| По выбору, с 1-19
| Проверка глоссариев (групповые проекты)
|
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
№ п/п
| Автор и название литературного источника
| Выходные данные
| Примечание
| 1.
| Составитель Коптева Н.В.
| Учебно-методические материалы (хрестоматия) к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, Пермь 2012
| электронный вариант
| 2.
| Коптева Н.В.
| Психологические основания системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 2013
| электронный вариант
|
8.2. Дополнительная литература
Составитель Коптева Н.В Учебно-методические материалы (хрестоматия) к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, Пермь 2012
Рекомендуемая литература
6. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.
7. Братченко, С.. Верим ли мы в ребенка, Личностный рост с позиций гуманистической психологии. Журнал практического психолога 1998, №1.
8. Братченко, С.Л.Введение в гуманитарную экспертизу образования.М.:смысл 1999, с.57–65 (Сравнение когнитивноцентрированного и личностноцентрированного подходов в образовании)
9. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала Методическое пособие для школьных психологов. Л., 1997
10. Братусь Б.С., К проблеме человека в психологии//ВП 1997,№5
11. Практикум по психологии здоровья,// под ред Г.С.Никифорова, Питер 2005,
12. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский// Вопр. Психологии. 2001. № 4, С. 3– 13.
13. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства// Вопр. Психологии. 2008. № 4.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
15. Граник Г.Г.. Психолого-дидактические проблемы создания школьных учебников // Вопр. Психологии. 2009. № 3,
16. Давыдов В.В. (ред.) Философско-психологические проблемы развития образования.–М.: Педагогика 1981
17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996
18. Давыдов, В.В. Последние выступления, 1998.
19. Дусавицкий А.К., КондратюкЕ.М.,Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении Вита-Пресс, 2008.
20. Журавлев А.Л. Ушаков Д.В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты// Психологический журнал 2009, т.30,№ 1,С. 5–13.
21. Зарецкий В.К.Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопр. Психологии. 2008. № 6, С. 13– 26.
22. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002
23. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.
24. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития// Психологическая наука и образование. 2002, №2, С.86–95
25. Концепция учебной деятельности [Электронный ресурс] http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html
26. Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы (Система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова)/ составитель А.Б.Воронцов. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
27. Кравцова С.В. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа // Вопр. Психологии. 2012. № 1
28. Кудрявцев, В.Т.Психология развития человека. Рига 1999Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.
29. МаслоуА. Мотивация и личность /А. Маслоу.- СПб.: Евразия, 1999.–478с.
30. Медведская Е.И. Педагогическая деятельность: сфера услуг или...? // Вопр. Психологии. 2012. № 5
31. Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития»/ Вестник Московского университета Серия 14:Психология, 2007, №1, С. 133–147
32. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека, ВП, 2005,№1, (файл).
33. Ноженкина О.С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия // Вопр. Психологии. 2009. № 2,
34. Обухова Л.Ф.Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель// Вопр. Психологии. 2005. № 6, С. 13– 26.
35. Поляков С.Д. О предмете психологии образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 61 – 71.
36. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология сиротства, Питер, 2005. часть 2. Изучение Я-концепции, 4. Диагностика социальной компетентности и адаптации.
37. Подшивалова Е.Л.., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников// Психологическая наука и образование. 2003, №2, С.57–66
38. Проектные задачи в начальной школе/ под ред А.Б.Ворпонцова М.:Просвещение, 2009.
39. Развивающее обучение на пути к подростковой школе/ под ред. Б.Д.Эльконина, М.: Эврика 2004
40. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.М.,1994. Часть VI. Какое значение имеет психотерапия для жизни, с.333-425.
41. Роджерс Карл, Фрейберг Джером. Свобода учиться. Москва, Смысл 2002.
42. Семенов В.Е.Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал 2011, т.32,№ 5,С. 92–96.
43. Сергиенко Е.А. Возвращение к Пиаже// Психологический журнал 2009, т.30, № 1,С. 34–45.
44. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А.. Интегральная периодизация общего психического развития, ВП, 1996, № 5,с.38-50.
45. Соснин В.А. Роль средств массовой информации и системы образования в воспитании исторической памяти в современной России// Психологический журнал 2009, т.30,№ 4,С. 102–105.
46. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990. – 272 с.
47. Фромм Э.Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – 415 с.
48. Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского –Лурия/ Человек 1999, №3.
49. Цукерман Г.А., Суховерша Ю.И.Поисковая активность в учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007, №5, С.25–38
50. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?, Москва-Рига 2000.
51. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 50– 61.
52. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопр. Психологии. 2012. № 1.
53.Эриксон, Э.Детство и общество Часть третья. глава 7, Восемь возрастов человека, М., 1996.
54.Эриксон, Э.Идентичность: юность и кризис. Глава Ш Жизненный цикл эпигенез идентичности. М., 1996
55. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.:Канон, 1994.
56. Гато Дж.Т. Фабрика марионеток. М.: Генезис, 2006.
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http://www.biblioclub.ruЭлектронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн», доступ с компьютеров ПГГПУ
www.http/twirpx.com/ (сайт научной психологической литературы, доступной для прочтения и скачивания);
http://standart.edu.ru – сайт МинОбрНауки РФ по реализации ФГОС.
http://psyjournals.ru – психологическая периодика (доступ с компьютеров ПГГПУ).
Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
Содержание и форма проведения входного контроля
Входной контроль проходит на первом-втором занятиях по дисциплине (1-2 недели).
Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):
• ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
• пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
• самообразованию на протяжении всей профессиональной деятельности (ПК-19).
• просветительской деятельности среди населения с целью повышения психологической культуры общества (ПК-20);
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
соответствующие гуманистическому, человекоцентрированному подходу в обучении, а также системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
- основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы, сообщества; принципы организации учебно-воспитательного процесса
- психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в образовательной практике;
- возможные источники информации, позволяющие повышать свой профессиональный уровень, возможные способы повышения квалификации
– возможный круг интересов по психологическим вопросам образования разных категорий населения, литературу, которая может вызвать интерес слушателей
Уметь:
в соответствии с принципами гуманистического, человекоцентрированного подхода в обучении, а также системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
- профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека в соответствии
- прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования основных составляющих психики в норме и при психических отклонениях
–ставить вопросы, проблематизировать имеющиеся знания,
– вступать в диалог с аудиторией выявлять интересы.
Владеть:
соответствующими гуманистическому, человекоцентрированному подходу в обучении, а также системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
- основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, основных видов деятельности индивидов и групп
- критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности
-способами поиска недостающей информации необходимой для общения с населением информацией по психологическим основам образования, способами налаживания контакта с аудиторией
Проведение входного контроля осуществляется с использованием процедуры тестирования, включающей в себя задания из курсов Общей и экспериментальной психологии, психологии развития, направленных на измерения уровня сформированности указанных компетенций по указанным дисциплинам, непосредственно связанным с дисциплиной «Педагогическая психология».
Содержание и форма текущего контроля знаний
9.2.1. Формы текущего контроля знаний
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Форма текущего контроля
| Контрольная (проверочная) работа
| Работы на семинарских занятиях
| Работы на практических занятиях
| Лабораторная работа
| Проверка конспектов
| Парный взаимоконтроль
|
| РАЗДЕЛ 1. Актуальные проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования
| +
| +
| +
| -
| -
| +
|
| РАЗДЕЛ 2. Образ новой системы образования в исследованиях западных психологов
| +
|
| +
| -
| -
| +
|
| РАЗДЕЛ 3. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова как образ современной системы образования.
| +
|
| +
| -
| -
| +
|
| РАЗДЕЛ 4. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения.
| +
|
| +
|
| -
| +
|
| Итого:
| -
|
| +
| -
| -
| +
|
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
В ходе овладения дисциплины «Актуальные проблемы психологии образования » бакалавр должен быть способен к:
ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
• пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
• самообразованию на протяжении всей профессиональной деятельности (ПК-19).
• просветительской деятельности среди населения с целью повышения психологической культуры общества (ПК-20);
В результате изучения дисциплины студент должен
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
соответствующие гуманистическому, человекоцентрированному подходу в обучении, а также системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
- основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы, сообщества; принципы организации учебно-воспитательного процесса
- психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в образовательной практике;
- возможные источники информации, позволяющие повышать свой профессиональный уровень, возможные способы повышения квалификации
– возможный круг интересов по психологическим вопросам образования разных категорий населения, литературу, которая может вызвать интерес слушателей
Уметь:
в соответствии с принципами гуманистического, человекоцентрированного подхода в обучении, а также системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
- профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека в соответствии
- прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования основных составляющих психики в норме и при психических отклонениях
–ставить вопросы, проблематизировать имеющиеся знания,
– вступать в диалог с аудиторией выявлять интересы.
Владеть:
соответствующими гуманистическому, человекоцентрированному подходу в обучении, а также системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
- основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, основных видов деятельности индивидов и групп
- критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности
-способами поиска недостающей информации необходимой для общения с населением информацией по психологическим основам образования, способами налаживания контакта с аудиторией
| Уровень сформированности
компетенции
| Содержательное
описание уровня
| Критерии оценки
|
|
|
| знает
| умеет
| владеет
| (ПК-8).
ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности
| пороговый
| знание особенностей современного этапа развития образования, как кризисной, связанной со становления человекоцентрированной, развивающей системы
образования, центр которой составляют на знании развитие субъектов образовательного процесса, умеет ассистировать магистру в образовательном процессе в соответствии с принципами гуманитарной этики. фасилитации, знает психологических концепций развития, умеет организовать образовательный процесс с ориентацией на ведущую деятельностью)
| особенности современного этапа развития образования, цели, принципы человекоцентрированного и цели, принципы развивающего образования, принципы гуманистической этики;
психологические технологии, соответствующие
| умеет дифференцировать особенности человекоцентрированной системы образования, ее отличия от традиционной (типы учения, дисциплины, распределения ответственности) профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы в традиционном, человекоцентрированном, развивающем образовании
| соответствующими человекоцентрированному подходуприемами диагностики, профилактики, экспертизы образовательного процесса,.
|
| повышенный
| знание и сопоставление основных положений западных и отечественных концепций развития с точки зрения их соответствия задачам образовательной практики, понимать преемственную связь концепций развития в культурно-исторической психологии на пути к созданию психопедагогики.
| концепции видов ведущей деятельности и видов сотрудничества с точки зрения организации образовательного процесса
| умеет ассистировать магистру с учетом вида ведущей деятельности и вида сотрудничества, соответствующего возрасту (на выбор, дошкольного, младшего школьного, подросткового)
| владеет соответствующими данному этапу ведущей деятельности и сотрудничестваприемами диагностики, профилактики, экспертизы образовательного процесса,
|
| Уровень сформированности
компетенции
| Содержательное
описание уровня
| Критерии оценки
|
|
|
| знает
| умеет
| владеет
| способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
|
| знает цели и задачи человекоцентрированного подхода, умеет ставить в соответствии с ними свои профессиональные, научно-исследовательские и практические задачи
| способы достижения целей и задач посредством реализации
психологических технологий человекоцентрированного обучения в образовательной практике);
| анализировать образовательную ситацию в плане ее соответствия принципу фасилитации, прогнозировать изменения, влиять на них в желательном направлении
| критериями выбора методов и методик; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности
|
|
| знает цели и задачи развивающего образования (на определенном возрастном этапе), умеет, ставить в соответствии с ними свои профессиональные, научно-исследовательские и практические задачи
| способы достижения целей и задач посредством реализации
психологических технологий развивающего обучения (на определенном возрастном этапе),
| анализировать образовательную ситацию в плане ее соответствия технологии развивающего обучения (на определенном возрастном этапе), на них в желательном направлении
| критериями выбора методов и методик; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога (на определенном возрастном этапе),
с целью оптимизации собственной деятельности
|
| Уровень сформированности
компетенции
| Содержательное
описание уровня
| Критерии оценки
|
|
|
| знает
| умеет
| владеет
| самообразование на протяжении всей профессиональной деятельности (ПК-19).
|
| знает психологические особенности процесса выбора умеет оценивать и выбирать в соответствии со своими интересами и предпочтениями сферу и направление совершенствование своей профессиональной деятельности в образовании
| возможные источники информации, позволяющие повышать свой профессиональный уровень, возможные способы повышения квалификации
| ставить вопросы, проблематизировать имеющиеся знания
| способами поиска недостающей информации,
|
|
| уже на этапе изучения курса проявляет профессиональные предпочтения
| источники информации, позволяющие повышать свой профессиональный уровень в выбранной сфере
| ставить вопросы, проблематизировать имеющиеся знания
в выбранной сфере
| способами поиска недостающей информации,
в выбранной сфере
|
| Уровень сформированности
компетенции
| Содержательное
описание уровня
| Критерии оценки
|
|
|
| знает
| умеет
| владеет
| просветительская деятельность среди населения с целью повышения психологической культуры общества (ПК-20);
| пороговый
| знает современную ситуацию в образовании, знаком с современными представлениями о развитии, технологиями образования, их психологическими основаниями, целями и задачами, а также с распространенными в непрофессиональной среде стереотипами и «мифами
| возможный круг интересов по психологическим вопросам образования разных категорий населения, литературу, которая может вызвать интерес слушателей
| вступать в диалог с аудиторией выявлять интересы, строить эвристическую беседу
| необходимой для общения с населением информацией по психологическим основам образования-способами налаживания контакта с аудиторией
|
| повышенный
| целостность текущей профессиональной деятельности, решаемых задач, в том числе по самообразованию и просветительской деятельности
|
|
|
|
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов (вопросы к экзамену)
Место проблем возрастной и педагогической психологии в системе знания классических западных школ психологии.
Концепция Ж.Пиаже, ее значение для западной педагогической психологии.
Концепция эпигенеза идентичности Э.Эриксона как основание воспитания и самовоспитания.
Идеи гуманизации образования в концепции К.Г.Юнга (проблема воспитания, как воспитания взрослого, в том числе учителя),
Идеи гуманизации образования в концепции Э.Фромма (понятие об авторитарной и гуманистической этике, подходы к образованию),
Идеи гуманизации образования в концепции А.Маслоу (идеальный колледж, концепция подлинного научения в отличие от «внешнего обучения», представления об учителе),
Идеи гуманизации образования в концепции К.Роджерса (личностно-ориентированный подход в образовании и его принципы).
Система разноуровневых психологических концепций, лежащих в фундаменте современного развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.
Природа человеческой психики в неклассической концепции Л.С.Выготского, пересмотр границ психического, роль содержания образования. Связь общепсихологической культурно-исторической концепции и положения психологии развития.
Гипотеза о развивающем обучении Л.С.Выготского. Общие принципы концепции возрастного развития.
Проблемы психологии развития и педагогической психологии в теории деятельности А.Н.Леонтьева.
Ведущие деятельности в концепцииД.Б.Эльконина (онтогенетический и филогенетический аспекты).
Теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина и др.
Концепция двух видов сознания и мышления В.В.Давыдова, концепция двух видов обобщения в обучении
Строение учебной деятельности как основание педагогической технологии РО.
Развитие теоретического мышления и его составляющих (анализа, планирования и рефлексии) в процессе становления учебной деятельности.
Концепция возрастных неумирающих форм сотрудничества Г.А.Цукерман, Преемственность и отличие от концепций педагогического общения.
Концепция учебного сотрудничества Г.А.Цукерман, (со взрослым, со сверстником, с самим собой).
Характеристики коллективно-распределенной учебной деятельности в период, переходный к подростковому возрасту.
Концепция развития личности и классного коллектива в коллективно-распределенной деятельности в младшем школьном возрасте А.К.Дусавицкого.
Психолого-педагогические концепции ведущей деятельности в подростковом возрасте (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, К.Н.Поливанова, Б.Д.Эльконин,
Психолого-педагогические концепции ведущей деятельности в подростковом возрасте Г.А.Цукерман). Особенности курса психология саморазвития для подростков.
Особенности и основные направления деятельности психолога по сопровождению РО.
Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании. Проблема психического здоровья учащихся. Диагностика и профилактика.
Концепция кризисов возрастного развития К.Н.Поливановой.
Интегральная концепция возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман. Попытки синтеза западных и отечественных подходов к развитию в проектной модели развития субъекта.
Содержание и форма промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить разнообразные самостоятельные работы на пороговом уровне.
Форма аттестации по дисциплине: экзамен.
Подготовка к экзамену ведется по вопросам, совпадающим с вопросами для самопроверки (см. пункт 9.2.3).
Учебное издание
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|