Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения. Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании.





Понятие об экспертизе. Гуманитарная экспертиза в образовании, ее назначение. Эксперт, психолог как эксперт. Отличие ГЭО от других форм исследования в образовании (мониторинг, эксперимент). Функции ГЭО (проясняющая, защитная, развивающая, оценочная, легализация). Педагогическая сфера как объект и предмет экспертизы. Фасилитативные способности учителя: пять «искусств» (уважения, понимания, помощи и поддержки, договора искусство быть собой). Коммуникативные права учащегося и их соблюдение Когнитивно-центрированный и личностно-центрированный подход в образовании Методы и средства экспертизы.

Психологическое здоровье детей и учащихся: подходы (в гуманистической психологии, с точки зрения культурно-исторической психологии), условия формирования и сохранения психологического здоровья, критерии. Проблема психологического здоровья детей в разных системах обучения. Возможность высокого уровня развития (в сфере творческого воображения и мышления, теоретического сознания, умения учиться) как критерий гуманизации образования. Базовые педагогические позиции взрослого (родитель, учитель, умелец, мудрец) как условие здорового взросления.



 

 

Содержание семинарских и практических занятий

Овладение студентами психологическими знаниями является важным фактором развития профессиональной компетенции, инициативы и творческого отношения к делу обучения и воспитания учащихся. Семинарские занятия способствуют более глубокому, осознанному овладению психологическими знаниями.

Задания для подготовки к практическим занятиям студенты получают от преподавателя после того, как прослушают лекционную тему. Самостоятельная работа студента заключается в уточнении и углублении своих знаний по теме, в работе с дополнительной литературой, список которой прилагается к каждому занятию. Критерием знаний студентов является способность студента определять их границу, ставить вопросы в целях самообразования, умение делать люлснованные психолого-педагогические выводы. На практических занятиях студент лучше всего может показать осмысленность знаний и умение самостоятельно работать.



Реализовать возможность построения индивидуальных образовательных траекторий при изучении курса позволяет выбор студентом для работы на практических занятиях одного из следующих направлений:

1. Классики западной психологии об образовании, психологические основания реформирования образования

2. Сопоставление классических и современных подходов к возрастному развитию. Концепции возрастного развития как основание системы развивающего образования.

3. Концепция и практика развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова (исторический аспект).

4. Концепция и практика развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова в настоящее время.

5. Ассимиляция западных подходов к гуманизации образования системой Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

6. Кризис системы образования и основания его преодоления в отечественной и западной психологии.

 

По согласованию с преподавателем в рамках курса студент может предложить свой вариант. В соответствии с избранным направлением отдается предпочтение литературным источникам. По результатам работы представляются конспекты, схемы, планы, модели, студент является консультантом по соответствующей проблематике для избравших смежные темы.

 

Содержание семинарских и практических занятий

ТЕМА 1-2. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования (4 часа)

 

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение педагогической психологии, психологии развития, философии и психологии образования.

2. Мировой кризис образования, его проявления. Роль кризиса в развитии системы, особенности революций в системе образования.



3. Исторические ступени развития образования.

4. Современный этап развития мирового образования. Реформы образования.

5. Современные подходы к психологии образования, ее структура, возможная проблематика. Приоритеты психологии образования в условиях мирового кризиса образования.

Базовый учебник

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел I.

Дополнительная литература

1. Поляков С.Д. О предмете психологии образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 61 – 71.

2. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 50– 61.

3. Кравцова С.В. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа // Вопр. Психологии. 2012. № 1

4. Семенов В.Е.Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал 2011, т.32,№ 5,С. 92–96.

5. Журавлев А.Л. Ушаков Д.В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты// Психологический журнал 2009, т.30,№ 1,С. 5–13.

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

2. Соснин В.А. Роль средств массовой информации и системы образования в воспитании исторической памяти в современной России// Психологический журнал 2009, т.30,№ 4,С. 102–105.

3. Медведская Е.И. Педагогическая деятельность: сфера услуг или...? // Вопр. Психологии. 2012. № 5

4. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства// Вопр. Психологии. 2008. № 4.

5. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.

6. Гато Дж.Т. Фабрика марионеток. М.: Генезис, 2006.

 

Задания для самостоятельной работы

Составить содержательные схемы: «Соотношение педагогической психологии, психологии развития, философии и психологии образования»

Заполнить таблицу «Основные ступени развития образования» по следующей форме (можно, по желанию дополнить схему своими рубриками:

Ступень Время (место)   Категория, на которую рассчитано образование Образовательные институты (дифференцированность системы) Основные черты
         

Написать эссе на темы «Наиболее актуальная, на мой взгляд, проблема современного российского образования», «В чем наиболее очевидны проявления кризиса в российском образовании?»

ТЕМА 3. Проблемы психологии образования в концепциях К.Г.Юнга, Э.Фромма, А.Маслоу (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Представления К.Г.Юнга о развитии личности, связь с проблемой воспитания. Воспитание как самовоспитание воспитателя.

2. Проблема одаренности в ракурсе психологии образования.

3. Представления Э.Фромма о человеке, гуманистическая и авторитарная этика (совесть). Авторитарная и гуманистическая этика в образовании

4. А.Маслоу Внутреннее и внешнее научение. Идеальный колледж

5. Фундаментальные западные концепции развития (основные принципы, оценка возможностей в качестве психологического основания образования):

– стадиальная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже

– концепция эпигенеза идентичности Э.Эриксона

Базовый учебник

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел II. К.Г.Юнг О становлении личности, Феномен одаренности, Э.Фромм Кредо, Гуманистическая и авторитарная и этика.

Дополнительная литература

1. Сергиенко Е.А. Возвращение к Пиаже// Психологический журнал 2009, т.30, № 1,С. 34–45.

2. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.

3. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.

4. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский// Вопр. Психологии. 2001. № 4, С. 3– 13.

Рекомендуемая литература

1. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990. – 272 с.

2. Фромм Э.Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – 415 с.

3. Эриксон, Э.Детство и общество Часть третья. глава 7, Восемь возрастов человека, М., 1996.

4.Эриксон, Э.Идентичность: юность и кризис. Глава Ш Жизненный цикл эпигенез идентичности. М., 1996

5. Юнг К.Г.Собрание сочинений. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.:Канон, 1994.

6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу.- СПб.: Евразия, 1999.–478с.

Задания для самостоятельной работы

Составить содержательные схемы: «Положения общепсихологической концепции

1) К.Г.Юнга,

2) Э.Фромма

3) А.Маслоу

и их приложение к психолого-педагогической проблематике».

«Положения общепсихологической концепции Э.Эриксона, концепции эпигенеза идентичности и их приложение к психолого-педагогической проблематике».

Написать эссе на темы «Актуальны ли идеи западных классиков относительно идеальной формы образования сегодня?»

«Достаточно ли реализации проектов западных классиков для преодоления кризиса в образовании?»

 

ТЕМА 4. Гуманизация школы. Школа в человекоцентрированной перспективе К.Роджерса.(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. А.Маслоу об идеальном колледже, подлинное научение в отличие от «внешнего обучения», представления об учителе.

2. К.Роджерс. Связь клиентцентрированной терапии и человекоцентрированного подхода в обучении. Традиционный и человекоцентрированный тип обучения.

3. К.Роджерс Особенности управления человекоцентрированным классом. Три типа дисциплины и учения.

Базовый учебник

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел II. А.Маслоу. Цели и результаты гуманистического образования, К.Роджерс Свобода учиться.

Дополнительная литература

1. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.М.,1994. Часть VI. Какое значение имеет психотерапия для жизни, с.333-425.

2. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.

3. Братченко, С.. Верим ли мы в ребенка, Личностный рост с позиций гуманистической психологии. Журнал практического психолога 1998, №1.

4. Братченко, С.Л.Введение в гуманитарную экспертизу образования.М.:смысл 1999, с.57–65 (Сравнение когнитивноцентрированного и личностноцентрированного подходов в образовании)

Рекомендуемая литература

5. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.

6. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопр. Психологии. 2012. № 1.

7. Ноженкина О.С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия // Вопр. Психологии. 2009. № 2,

 

Задания для самостоятельной работы

Составить содержательную схему: «Развитие и приложение положений общепсихологической концепции К.Роджерса (Я-концепции) и терапии центрированной на клиенте к образорванию».

Заполните таблицу:

  Тип обучения
Основания сравнения Традиционный Человекоцентрированный
     

Написать эссе на тему «Результаты реформирования образования

в соответствии с человекоцентрированным подходом в Америке.

Сравнить когнитивно ориентированный и личностно ориентированный подход в образовании по С.Л.Братченко.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.