Тема 9. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения. Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании.
Понятие об экспертизе. Гуманитарная экспертиза в образовании, ее назначение. Эксперт, психолог как эксперт. Отличие ГЭО от других форм исследования в образовании (мониторинг, эксперимент). Функции ГЭО (проясняющая, защитная, развивающая, оценочная, легализация). Педагогическая сфера как объект и предмет экспертизы. Фасилитативные способности учителя: пять «искусств» (уважения, понимания, помощи и поддержки, договора искусство быть собой). Коммуникативные права учащегося и их соблюдение Когнитивно-центрированный и личностно-центрированный подход в образовании Методы и средства экспертизы.
Психологическое здоровье детей и учащихся: подходы (в гуманистической психологии, с точки зрения культурно-исторической психологии), условия формирования и сохранения психологического здоровья, критерии. Проблема психологического здоровья детей в разных системах обучения. Возможность высокого уровня развития (в сфере творческого воображения и мышления, теоретического сознания, умения учиться) как критерий гуманизации образования. Базовые педагогические позиции взрослого (родитель, учитель, умелец, мудрец) как условие здорового взросления.
Содержание семинарских и практических занятий
Овладение студентами психологическими знаниями является важным фактором развития профессиональной компетенции, инициативы и творческого отношения к делу обучения и воспитания учащихся. Семинарские занятия способствуют более глубокому, осознанному овладению психологическими знаниями.
Задания для подготовки к практическим занятиям студенты получают от преподавателя после того, как прослушают лекционную тему. Самостоятельная работа студента заключается в уточнении и углублении своих знаний по теме, в работе с дополнительной литературой, список которой прилагается к каждому занятию. Критерием знаний студентов является способность студента определять их границу, ставить вопросы в целях самообразования, умение делать люлснованные психолого-педагогические выводы. На практических занятиях студент лучше всего может показать осмысленность знаний и умение самостоятельно работать.
Реализовать возможность построения индивидуальных образовательных траекторий при изучении курса позволяет выбор студентом для работы на практических занятиях одного из следующих направлений:
1. Классики западной психологии об образовании, психологические основания реформирования образования
2. Сопоставление классических и современных подходов к возрастному развитию. Концепции возрастного развития как основание системы развивающего образования.
3. Концепция и практика развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова (исторический аспект).
4. Концепция и практика развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова в настоящее время.
5. Ассимиляция западных подходов к гуманизации образования системой Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.
6. Кризис системы образования и основания его преодоления в отечественной и западной психологии.
По согласованию с преподавателем в рамках курса студент может предложить свой вариант. В соответствии с избранным направлением отдается предпочтение литературным источникам. По результатам работы представляются конспекты, схемы, планы, модели, студент является консультантом по соответствующей проблематике для избравших смежные темы.
Содержание семинарских и практических занятий
ТЕМА 1-2. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Соотношение педагогической психологии, психологии развития, философии и психологии образования.
2. Мировой кризис образования, его проявления. Роль кризиса в развитии системы, особенности революций в системе образования.
3. Исторические ступени развития образования.
4. Современный этап развития мирового образования. Реформы образования.
5. Современные подходы к психологии образования, ее структура, возможная проблематика. Приоритеты психологии образования в условиях мирового кризиса образования.
Базовый учебник
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел I.
Дополнительная литература
1. Поляков С.Д. О предмете психологии образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 61 – 71.
2. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 50– 61.
3. Кравцова С.В. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа // Вопр. Психологии. 2012. № 1
4. Семенов В.Е.Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал 2011, т.32,№ 5,С. 92–96.
5. Журавлев А.Л. Ушаков Д.В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты// Психологический журнал 2009, т.30,№ 1,С. 5–13.
Рекомендуемая литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
2. Соснин В.А. Роль средств массовой информации и системы образования в воспитании исторической памяти в современной России// Психологический журнал 2009, т.30,№ 4,С. 102–105.
3. Медведская Е.И. Педагогическая деятельность: сфера услуг или...? // Вопр. Психологии. 2012. № 5
4. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства// Вопр. Психологии. 2008. № 4.
5. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.
6. Гато Дж.Т. Фабрика марионеток. М.: Генезис, 2006.
Задания для самостоятельной работы
Составить содержательные схемы: «Соотношение педагогической психологии, психологии развития, философии и психологии образования»
Заполнить таблицу «Основные ступени развития образования» по следующей форме (можно, по желанию дополнить схему своими рубриками:
Ступень
| Время (место)
| Категория, на которую рассчитано
образование
| Образовательные институты (дифференцированность системы)
| Основные черты
|
|
|
|
|
| Написать эссе на темы «Наиболее актуальная, на мой взгляд, проблема современного российского образования», «В чем наиболее очевидны проявления кризиса в российском образовании?»
ТЕМА 3. Проблемы психологии образования в концепциях К.Г.Юнга, Э.Фромма, А.Маслоу (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Представления К.Г.Юнга о развитии личности, связь с проблемой воспитания. Воспитание как самовоспитание воспитателя.
2. Проблема одаренности в ракурсе психологии образования.
3. Представления Э.Фромма о человеке, гуманистическая и авторитарная этика (совесть). Авторитарная и гуманистическая этика в образовании
4. А.Маслоу Внутреннее и внешнее научение. Идеальный колледж
5. Фундаментальные западные концепции развития (основные принципы, оценка возможностей в качестве психологического основания образования):
– стадиальная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже
– концепция эпигенеза идентичности Э.Эриксона
Базовый учебник
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел II. К.Г.Юнг О становлении личности, Феномен одаренности, Э.Фромм Кредо, Гуманистическая и авторитарная и этика.
Дополнительная литература
1. Сергиенко Е.А. Возвращение к Пиаже// Психологический журнал 2009, т.30, № 1,С. 34–45.
2. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.
3. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.
4. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский// Вопр. Психологии. 2001. № 4, С. 3– 13.
Рекомендуемая литература
1. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990. – 272 с.
2. Фромм Э.Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – 415 с.
3. Эриксон, Э.Детство и общество Часть третья. глава 7, Восемь возрастов человека, М., 1996.
4.Эриксон, Э.Идентичность: юность и кризис. Глава Ш Жизненный цикл эпигенез идентичности. М., 1996
5. Юнг К.Г.Собрание сочинений. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.:Канон, 1994.
6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу.- СПб.: Евразия, 1999.–478с.
Задания для самостоятельной работы
Составить содержательные схемы: «Положения общепсихологической концепции
1) К.Г.Юнга,
2) Э.Фромма
3) А.Маслоу
и их приложение к психолого-педагогической проблематике».
«Положения общепсихологической концепции Э.Эриксона, концепции эпигенеза идентичности и их приложение к психолого-педагогической проблематике».
Написать эссе на темы «Актуальны ли идеи западных классиков относительно идеальной формы образования сегодня?»
«Достаточно ли реализации проектов западных классиков для преодоления кризиса в образовании?»
ТЕМА 4. Гуманизация школы. Школа в человекоцентрированной перспективе К.Роджерса.(2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. А.Маслоу об идеальном колледже, подлинное научение в отличие от «внешнего обучения», представления об учителе.
2. К.Роджерс. Связь клиентцентрированной терапии и человекоцентрированного подхода в обучении. Традиционный и человекоцентрированный тип обучения.
3. К.Роджерс Особенности управления человекоцентрированным классом. Три типа дисциплины и учения.
Базовый учебник
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел II. А.Маслоу. Цели и результаты гуманистического образования, К.Роджерс Свобода учиться.
Дополнительная литература
1. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.М.,1994. Часть VI. Какое значение имеет психотерапия для жизни, с.333-425.
2. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.
3. Братченко, С.. Верим ли мы в ребенка, Личностный рост с позиций гуманистической психологии. Журнал практического психолога 1998, №1.
4. Братченко, С.Л.Введение в гуманитарную экспертизу образования.М.:смысл 1999, с.57–65 (Сравнение когнитивноцентрированного и личностноцентрированного подходов в образовании)
Рекомендуемая литература
5. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.
6. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопр. Психологии. 2012. № 1.
7. Ноженкина О.С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия // Вопр. Психологии. 2009. № 2,
Задания для самостоятельной работы
Составить содержательную схему: «Развитие и приложение положений общепсихологической концепции К.Роджерса (Я-концепции) и терапии центрированной на клиенте к образорванию».
Заполните таблицу:
| Тип обучения
| Основания сравнения
| Традиционный
| Человекоцентрированный
| | | | Написать эссе на тему «Результаты реформирования образования
в соответствии с человекоцентрированным подходом в Америке.
Сравнить когнитивно ориентированный и личностно ориентированный подход в образовании по С.Л.Братченко.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|