Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.1 Историческая трансформация морально-нравственных норм от античности до современности.





Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

 

Факультет психолого-социальной работы

Кафедра теории и технологии социальной работы

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКий КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

 

По специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа»

 

 

Санкт-Петербург


Рассмотрена и утверждена на заседании кафедрытеории и технологии социальной работы

Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2011 г.

 

Заведующий кафедрой        
д. пед. н., профессор   Платонова Н.М.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

Разработчики:

 

к. соц. н.   Коваленко Т.Н.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

 

 

Рецензент:

         

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)


РАЗДЕЛ 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса: Способствовать овладению студентами теоретическими и практическими основами профессиональной этики социальной работы.



Задачи курса:Способствовать пониманию студентами необходимости этической оценки деятельности социального работника;

- Дать студентам знания об этических нормативах деятельности в сфере социальной защиты, о моральных нормах и ценностях социальной работы, важнейших принципах деятельности социального работника (в России и за рубежом);

- Помочь выработке у студентов навыков профессионального взаимодействия;

- Способствовать осознанию студентами важности самопознания как одной из составляющих формирования личности профессионала.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Данный курс относится к блоку общепрофессиональных дисциплин ГОС по специальности «Социальная работы». Программа курса строится на основе межпредметных связей с такими курсами как «Введение в социальную работу», «История социальной работы», «Технологии социальной работы»; ориентирован на личностный и профессиональный рост будущих социальных работников.

Данный курс имеет особую актуальность вследствие возрастающей роли профессиональных этических знаний для практики социальной работы. Этот курс дает основные знания в области моральных норм и ценностей социальной работы как важнейших составляющих подготовки квалифицированных специалистов.



Требования к уровню освоения знаний

- студент должен усваивать моральные нормы и ценности социальной работы;

- студент должен знать международные этические стандарты;

- студент должен обладать навыками эффективной коммуникации;

- студент должен подготовить реферат по одной из выбранных тем.

Изучение курса "Профессионально-этические основы социальной работы" рассчитан на один семестр. В конце семестра студенты сдают семестровый экзамен.

Для получения отличной оценки студент должен показать осмысленное владение лекционным, обязательным минимальным и дополнительным материалом, предложенным в рекомендованной литературе, полно ответить на дополнительные вопросы, касающиеся практического применения знаний.

Для получения хорошей оценки студент должен показать владение теоретической базой в рамках лекционной части курса, а также обязательного минимума рекомендованной литературы.

Для получения удовлетворительной оценки студент должен, возможно с наводящими вопросами, ответить на вопросы билета.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Форма обучения Очная
Общая трудоемкость дисциплины
Количество аудиторных часов
Из них – лекций
– практических занятий
Самостоятельная работа студента
Форма промежуточного контроля знаний Реферат
Форма итогового контроля знаний Экзамен

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ



N Наименование модулей и тем Всего (часов) Аудиторных занятий (час.), в том числе Самостоя-тельная работа
Лекции Семинары
1. Модуль 1.Введение. Тема 1.1Этические проблемы социальной работы
2. Модуль 2. Философское понимание этики. Тема 2.1 Историческая трансформация морально-нравственных норм от античности до современности
3. Модуль 3. Этические принципы социальной работы с клиентом. Тема 3.1Цель создания, структура и функции этического кодекса социального работника Тема 3.2Понятие и виды дискриминации в современном обществе Тема 3.3Этические дилеммы в профессиональной деятельности социального работника
4. Модуль 4. Этносоциология в социальной работе Тема 4.1Влияние социокультурных, национально-региональных факторов на формирование этических принципов социальной работы. Тема 4.2Этническая толерантность как профессионально-этическая основа деятельности социального работника.
5. Модуль 5. Профессиональная «Я-концепция» социального работника. Тема 5.1 Духовно-нравственное состояние личности как основа его профессиональной успешности. Тема 5.2 Деонтология социальной работы.
6. Модуль 6. Пути повышения эффективности общения социального работника с клиентом Тема 6.1Понятие, виды, факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности, ее значение для социальной работы. Тема 6.2Составляющие эффективного профессионального общения социального работника.
Итого

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Введение.

Тема 1.1 Этические проблемы социальной работы.

Цель, задачи, структура курса. Основные понятия этики. Из истории этических традиций на Руси. Основные этапы становления ценностных оснований социальной работы в России. Профессиональная этика.

Классический и инновационный подходы к этической оценке деятельности социального работника. Основные причины этической регламентации профессионального поведения специалиста по социальной работе.

Модуль 2. Философское понимание этики.

Тема 2.1 Историческая трансформация морально-нравственных норм от античности до современности.

Античная этика. Предэтика. Первые попытки философского обобщения моральных процессов (Анаксимандр, Гераклит, пифагорейцы). Античное просвещение и обоснование моральной суверенности личности.

Христианская этика (Августин). Ее влияние на формирование современных этических норм.

Классическая буржуазная философия и этика (Бруно).

Современная этика.

Модуль 3. Этические принципы социальной работы с клиентом.

Тема 3.1Цель создания, структура и функции этического кодекса социального работника. Этический кодекс социальной работы и проблема прав человека (Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка). Основные принципы этического кодекса Ассоциации социальных работников Великобритании, США. Профессионально-этический кодекс социального работника России: принципы и стандарты (Международная Федерация Социальных Работников).

Тема 3.2Понятие и виды дискриминации в современном обществе.

Тема 3.3Этические дилеммы в профессиональной деятельности социального работника.

Модуль 4. Этносоциология в социальной работе.

Тема 4.1 Влияние социокультурных, национально-региональных факторов на формирование этических принципов социальной работы. Этнографические особенности региона, их влияние на способы и методы осуществления социальной работы с клиентом.

Тема 4.2Этническая толерантность как профессионально-этическая основа деятельности социального работника.

Модуль 5. Профессиональная «Я-концепция» социального работника.

Тема 5.1 Духовно-нравственное состояние личности как основа его профессиональной успешности.

Основные подходы в определении наиболее важных личностных качеств социального работника. Классификация профессионально важных качеств, выделяемых различными исследователями (Е.И. Холостова, Л.В. Топчий, Т.Д. Шевеленкова, В.А. Сластенин, В.А. Вербицкий и др.). Профессиональные качества социального работника, обусловленные его профессиональными ролями.

Тема 5.2 Деонтология социальной работы.

Нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность как компоненты нравственного сознания социального работника.

Содержание понятия "деонтология социальной работы". Профессиональный долг и личностные качества социального работника. Проблема профессионального отбора социальных работников.

Модуль 6. Пути повышения эффективности общения социального работника с клиентом.

Тема 6.1Понятие, виды, факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности, ее значение для социальной работы. Структура профессионального общения (коммуникативно-информационный, интерактивный аспекты общения). Классификация средств общения.

Проблема восприятия в процессе взаимодействия социального работника и клиента.

Объем и степень достоверности информации о партнере. Индивидуальные эталоны восприятия человека. Значение практики для более адекватного восприятия партнера по общению в процессе профессионального взаимодействия.

Тема 6.2Составляющие эффективного профессионального общения социального работника. Оптимизация общения, факторы, влияющие на этот процесс. Понятие коммуникативной компетенции.

Культура речевого общения. Правила для говорящего и слушающего. Возможность применения специалистом по социальной работе в своей профессиональной деятельности различных уровней общения.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

(К ЭКЗАМЕНУ)

1. История этических традиций на Руси.

2. Основные этапы становления ценностных оснований социальной работы в России.

3. Профессиональная этика.

4. Классический и инновационный подходы к этической оценке деятельности социального работника.

5. Основные причины этической регламентации профессионального поведения специалиста по социальной работе.

6. Первые попытки философского обобщения моральных процессов (Анаксимандр, Гераклит, пифагорейцы).

7. Христианская этика (Августин). Ее влияние на формирование современных этических норм.

8. Классическая буржуазная философия и этика (Бруно).

9. Современная этика.

10. Цель создания, структура и функции этического кодекса социального работника.

11. Этический кодекс социальной работы и проблема прав человека (Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка).

12. Основные принципы этического кодекса Ассоциации социальных работников Великобритании, США.

13. Профессионально-этический кодекс социального работника России: принципы и стандарты (Международная Федерация Социальных Работников).

14. Понятие и виды дискриминации в современном обществе.

15. Этические дилеммы в профессиональной деятельности социального работника.

16. Влияние социокультурных, национально-региональных факторов на формирование этических принципов социальной работы.

17. Этнографические особенности региона, их влияние на способы и методы осуществления социальной работы с клиентом.

18. Этническая толерантность как профессионально-этическая основа деятельности социального работника.

19. Духовно-нравственное состояние личности как основа его профессиональной успешности.

20. Основные подходы в определении наиболее важных личностных качеств социального работника.

21. Классификация профессионально важных качеств, выделяемых различными исследователями.

22. Нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность как компоненты нравственного сознания социального работника.

23. Содержание понятия "деонтология социальной работы".

24. Профессиональный долг и личностные качества социального работника.

25. Проблема профессионального отбора социальных работников.

26. Понятие, виды, факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности, ее значение для социальной работы.

27. Структура профессионального общения (коммуникативно-информационный, интерактивный аспекты общения).

28. Классификация средств общения.

29. Проблема восприятия в процессе взаимодействия социального работника и клиента.

30. Культура речевого общения. Правила для говорящего и слушающего.

31. Невербальное общение в практике социальной работы.

32. Пути повышения эффективности профессионального общения.

33. Социальные нормы: их роль в общении.

34. Основные принципы поведения и облика социального работника.

35. Этические обязательства социального работника перед клиентами.

36. Этические обязательства социального работника по отношению к коллегам.

37. Этические обязанности социального работника перед своей профессией.

38. Этическая ответственность социального работника перед обществом.

39. Деловой этикет социального работника.

40. Особенности общения социального работника с различными типами клиентов.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Кодекс этики социального педагога и социального работника [Текст]. - М. : [б. и.], 2003. - 20 с.

2. Коныгина, М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы [Текст] : учебное пособие; Рекомендовано УМО / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский государственный технический университет"). - М. : Академический Проект : Культура, 2009. - 187 с.

3. Медведева, Галина Павловна. Профессионально-этические основы социальной работы [Текст] : учебник / Г. П. Медведева . - М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 272 с.

4. Платонова, Наталья Михайловна. Теория и методика социальной работы [Текст] : учебник: Рекомендовано ФГУ ФИРО / Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова. - М. : Академия, 2010. - 384 с.

5. Ярская-Смирнова, Елена . Профессиональная этика социальной работы [Текст] : учебник / Е. Ярская-Смирнова. - М. : Ключ-С, 1998. - 96 с.

1.6.2 Дополнительная:

1. Белинская, Александра Борисовна. Конфликтология в социальной работе [Текст] : учебное пособие; Рекомендовано УМО / А. Б. Белинская. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010. - 224 с.

2. Буйленко, Виктор Федорович. Сервисная деятельность: организационные, этические и психологические аспекты [Текст] : учебное пособие / В. Ф. Буйленко. - Ростов н/Д : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. - 156 с.

3. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Этика [Текст] : учебник: Рекомендовано Мин. образования / А. А. Гусейнов , Р. Г. Апресян . - М. : Гардарики, 2008.

4. Медведева, Галина Павловна. Этика социальной работы [Текст] : учебное пособие / Г. П. Медведева. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 208 с.

5. Моховиков, Александр Николаевич. Телефонное консультирование [Текст] : учебное пособие / А. Н. Моховиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Смысл, 2001. - 496 с.

6. Муратов, Сергей Александрович. ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений) [Текст] / С. Муратов. - М. : Логос, 2001. - 240 с.

7. Панкратов, Вячеслав Николаевич. Защита от психологического манипулирования [Текст] : практическое руководство / В. Н. Панкратов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Психотерапия, 2008. - 208 с.

8. Платонов, Юрий Петрович (д-р психол. наук , проф.). Краткий курс социальной психологии [Текст] / Ю. П. Платонов. - СПб. : Речь, 2008. - 160 с.

9. Платонова, Наталья Михайловна. Введение в теорию социальной работы [Текст] : учебное пособие / Н. М. Платонова. - СПб. : СПбГИПСР, 2009. - 188 с.

10. Протанская, Елена Сергеевна. Профессиональная этика психолога [Текст] : учебное пособие / Е. С. Протанская ; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. - 176 с.

11. Профессиональная этика [Текст] : учебное пособие / М. Н. Росенко [и др.] ; ред. М. Н. Росенко. - СПб. : Петрополис, 2006. - 200 с.

12. Социальная работа [Текст] : учебное пособие / ред. Н. Ф. Басов. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2008. - 364 с.

13. Теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / ред. Е. П. Агапов. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К" ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 280 с.

14. Тетерский, Сергей Владимирович. Введение в социальную работу [Текст] : учебное пособие / С. В. Тетерский. - 5-е изд. - М. : Академический Проект, 2006. - 496 с.

15. Фирсов, Михаил Васильевич. Теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 3-е изд. - М. : Академический Проект, 2007. - 512 с.

16. Холостова, Евдокия Ивановна. Профессионализм в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова . – М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. - 236 с.

17. Шевелева, Ольга Владимировна. Организация ведения переговоров [Текст] : учебное пособие / О. В. Шевелева ; Российская международная академия туризма. - М. : Советский спорт, 2007. - 244 с.

18. Шипунова, Татьяна Владимировна. Этические проблемы и моральные практики современного общества [Текст] : учебное пособие / Т. В. Шипунова. - СПб. : СПбГУ, 2001. - 60 с.

 

Журналы

1. Отечественный журнал социальной работы: научно-теоретический и научно-методический журнал/ Межрегиональная общественная организация "Ассоциация работников социальных служб", Региональная общественная организация "Общественная академия проблем социальной работы". - М., с 2002 - Выходит ежеквартально

2. Профессиональная библиотека работника социальной службы : профессиональный научно-практический и методический журнал. Серия , "Нормативные и правовые акты о социальном обслуживании"/ Межрегиональная общественная организация "Ассоциация работников социальных служб". - М., с 2000 - . - Выходит ежеквартально

3. Работник социальной службы : профессиональный научно-практический и методический журнал/ Межрегиональная общественная организация "Ассоциация работников социальных служб". - с 2000 . - Выходит раз в два месяца

4. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы : научно-практический журнал / Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. - СПб., с 2001 - Выходит дважды в год

 

1.7 СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.