Сделай Сам Свою Работу на 5

по введению в языкознание





КОМПЛЕКТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИй

 

Модуль 1. Общие вопросы

 

1Лингвистика– это наука

1. о жестах

2. о логике

3. о психологии

4. о языке

5. об обществе

 

2.Наука о языке изучает:

1.его общественную природу и функции

2.его внутреннюю структуру

3.закономерности его функционирования

4.классификации конкретных языков

5.все перечисленное

 

3.Частное языкознание – это наука, изучающая

1.отдельные языки

2.общую теорию фонем

3. общую теорию языка

4. лингвистическую типологию всех языков

5. страноведческую теорию

 

4. Языковед - это

1.носитель родного языка

2. носитель неродного языка

3.специалист в области теории языка

4.говорящий на английском языке

5. полиглот

 

5.Прикладное языкознание изучает

1 лингвистическую типологию всех языков

2.общую теорию фонем

3. общую теорию языка

4. применение лингвистических знаний к практической деятельности

5. страноведческую теорию

 

6.Раздел, не являющимся в языкознании выделенным:

1. абстрактное языкознание

2. общее языкознание

3. частное языкознание

4. теоретическое языкознание

5. прикладное языкознание



 

7.Отрасль (отрасли) практической деятельности

1.преподавание языка

2.перевод с одного языка на другой

3.совершенствование алфавита, орфографии, создание письменности

4.инженерное языкознание

5.все перечисленное

 

8.Семиотика – наука

1. о народоведении

2. об историческом прошлом

3. об общей теории знаков

4. об акустической характеристике звуков

5. об общей теории фонем

 

9. Языкознание связано с

1.семиотикой

2. социологией, философией

3. логикой

4. психологией, медициной

5. всем перечисленным

 

10.Филология изучает

1.историю общества

2.языкознание и литературоведение

3.теорию информации

4. этнографию

5.антропологию

 

11. Изначально филология определялась как

1. словолюбие

2. лексический состав

3. словарь

4. слово

5. орфоэпия

 

12. Наука об отдельном языке изучается:

1. прикладным языкознанием

2. теоретическим языкознанием

3. полным языкознанием

4. суммарным языкознанием

5. морфологией

 

13. Задача теоретического языкознания:



1. изучить конкретные языки

2. систематизировать языки, разработать их лингвистическую типологию

3. проанализировать художественный текст

4. рассмотреть языковую теорию

5. научиться транскрибировать

 

14. Ведущий представитель сравнительно-исторического языкознания

1.Ф. Бопп

2. Р. Раск

3.Я. Гримм

4.А.Х. Востоков

5. все перечисленные

 

15. Развивающееся направление современной лингвистики

1.психолингвистика

2.социолингвистика

3.лингвокультурология

4. когнитология

5. все перечисленное

 

16. Казахстанский лингвист, внесший значительный вклад в мировую науку

1.А.Т Кайдаров

2.Х.Х. Махмудов

3.М.М.Копыленко

4.Н.И Гайдуллина

5. все перечисенные (16)

 

Модуль 2. Сущность языка

 

17. Орудием общения является:

1. язык

2. техника

3. прибор

4. логика

5. разум

 

 

18. Расслоение языка на различные формы:

1. интеграция

2. мышление

3. интерпретация

4. дифференциация

5. составление

 

19. Объединение каких-либо частей языка в единое целое:

1. интеграция

2. мышление

3. интерпретация

4. составление

5. дифференциация

 

20. Наука о языке как системе

1. морфология

2. фонетика

3. лингвистика

4. лексика

5. синтаксис

 

21.Система языка определяется как

1. оппозиции фонем

2. оппозиции видовых форм

3. совокупность присущих ему единиц и категорий

4. закономерные отношения между единицами языка

5. синонимический ряд

 

 

22. Структура языка определяется как

1. оппозиции фонем

2. оппозиции видовых форм

3. совокупность присущих ему единиц и категорий

4. закономерные отношения между единицами языка



5. синонимический ряд

 

23. Единицы языка –

1. математические символы

2. основные элементы языка

3. жесты

4. мимика

5. формулы

 

24.Единицы языка делятся на

1.номинативные

2. коммуникативные

3. строевые

4. нет деления

5. перечисленные три типа

 

25. Основная номинативная единица

1. звук (фонема)

2. слово (лексема)

3. предложение

4. словосочетание

5. парадигма

 

26. Основная коммуникативная единица

1. звук (фонема)

2. слово (лексема)

3. предложение

4. словосочетание

5. парадигма

 

27. Строевые единицы

1. фонемы

2. морфемы

3. формы слов

4.формы словосочетаний

5. все перечисленное

28. Закономерные отношения, которые существуют между единицами языка:

1. система

2. структура

3. слово

4. синтаксис

5. грамматический строй

 

29. Отношения выбора, объединяющие единицы языка в группы, разряды

1. логические

2. семантические

3. парадигматические

4. синтагматические

5. иерархические

 

30. Линейные отношения, объединяющие единицы языка в их одновременной последовательности

1. логические

2. семантические

3. парадигматические

4. синтагматические

5. иерархические

 

31. Отношения между неоднородными элементами языка

1. логические

2. семантические

3. парадигматические

4. синтагматические

5. иерархические

 

32. Интралингвистика – наука, изучающая

1.систему языка

2. заимствования

3. невербальные средства общения

4. функциональные стили

5. историю языка

 

33. Интралингвистика выделяет раздел (разделы)

1.письмо

2.звуковой строй

3.грамматический строй

4. словарный состав

5. все перечисленное

 

34. Графика – наука, изучающая

1. звуковой строй

2. письмо

3.словарный состав

4. грамматический строй

5. типологию языков

 

35. Грамматика – наука, изучающая

1. звуковой строй

2. письмо

3.словарный состав

4. грамматический строй

5. типологию языков

 

36.Фонетика - наука, изучающая

1. звуковой строй

2. письмо

3.словарный состав

4. грамматический строй

5. типологию языков

 

37.Лексикология - наука, изучающая

1. звуковой строй

2. письмо

3.словарный состав

4. грамматический строй

5. типологию языков

 

38.Наука, изучающая географические объекты

1. лексикология

2. письмо

3. топонимика

4. грамматика

5. типология

 

39. Функция общения в языкознании называется:

1. мыслительной

2. коммуникативной

3. познавательной

4. накопительной

5. номинативная

 

40. Функция языка, обеспечивающая обмен информацией

1. коммуникативная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

41. Функция языка, реализующая мышление

1. коммуникативная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

42. Функция языка, обеспечивающая накопление полученных знаний

1. коммуникативная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

43. Функция языка, реализующая процесс называния реалий окружающей действительности

1. коммуникативная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

44. Функция, объединяющая случаи использования языка

1. коммуникативная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

45. Функция, реализующая в языке чувства, ощущения, переживания

1.эмоционально- экспрессивная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

46. Функция, которая реализуется в особых ситуациях, когда язык наделяется «потусторонней» силой

1. мыслительная (когнитивная)

2. магическая (заклинательная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

47. Функция языка, которая реализуется в высказывании «Крыжовка» (вывеска на здании станции)

1. коммуникативная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

48. Функция языка, которая реализуется в высказывании «Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных»

1.эстетическая

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

49. Функция языка, которая реализуется в высказывании «Равносторонний треугольник называется квадратом» (из учебника)

 

1.эмоционально- экспрессивная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

50. Функция языка, которая реализуется в высказывании «Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович» (учитель входя в класс)

1. коммуникативная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

51. Функция языка, которая реализуется в высказывании «Я в среду не приду на тренировку». –«Надо, Федя, надо» (из разговора)

1. коммуникативная

2. мыслительная (когнитивная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

52. Функция языка, которая реализуется в высказывании «Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый!» ( из квартирной перебранки)

1. мыслительная (когнитивная)

2. магическая (заклинательная)

3. познавательная (аккумулятивная)

4. номинативная

5. регулятивная

 

53. Функция языка, которая позволяет называть предмет:

1. дейктивная

2. экспрессивная

3. номинативная

4. сигнификативная

5. моделирующая

 

54. Важнейшее средство человеческого общения

1. жесты

2. мимика

3. язык

4. звуковые сигналы

5. звукоподражания

 

55. Индивидуальный вариант языка – это

1. идиолект

2. система фонем

3. словарный фонд

4. жаргон

5. ареал

 

56. В идиолекте проявляется

1. языковая свобода личности

2. индивидуальные особенности произношения

3. своебразный стиль

4. использование лексики

5. все перечисленное

 

57.Нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными

1. идиолект

2.эвфемизм

3. словарный фонд

4. жаргон

5. диалектизм

 

58. Выражение «в интересном положении» (беременная) является

1. идиолектом

2.эвфемизмом

3. окказионализмом

4. жаргоном

5. диалектизмом

 

59. Выражение «интересной полноты» (тучная) является

1. идиолектом

2.эвфемизмом

3. окказионализмом

4. жаргоном

5. диалектизмом

60. Слово, служащее для описания природы, быта, культуры отдаленных, малоизвестных стран и что кажется необычным, причудливым для тех, кто это воспринимает.

 

1. экзотизм

2.эвфемизм

3. словарный фонд

4. жаргон

5. диалектизм

 

 

Модуль 3. Происхождение языка

 

61.Теории происхождения языка группируются:

1. по материалу первичной речи

2. по факторам, вызвавшим появление языка

3. по различению подхода к условиям возникновения языка

4. по учету основных функций языка

5. все перечисленное

 

62.Теория звукоподражания возникла в эпоху

1. античности

2. средние века

3. Возрождения

4. 19 века

5. 20 века

 

63.Теория звукоподражания основана на появлении языка

1. из междометий – «естественных» звуковых комплексов

2. как результата подражания звукам окружающего мира

3. в результате эмоциональных выкриков

4. в процессе трудовой деятельности людей

5. как «божественного дара»

 

64.Теория междометий основана на появлении языка

1. из междометий – «естественных» звуковых комплексов

2. как результата подражания звукам окружающего мира

3. в результате эмоциональных выкриков

4. в процессе трудовой деятельности людей

5. как «божественного дара»

 

65. Эмоциональная теория основана на появлении языка

1. из междометий – «естественных» звуковых комплексов

2. как результата подражания звукам окружающего мира

3. в результате эмоциональных выкриков

4. в процессе трудовой деятельности людей

5. как «божественного дара»

 

66.Теория «социального договора» появилась

1. в античности

2. в средние века

3.в эпоху Возрождения

4.в середине 18 века

5. в 20 веке

 

67. Материалистическая теория основана на появлении языка

1. из междометий – «естественных» звуковых комплексов

2. как результата подражания звукам окружающего мира

3. в результате эмоциональных выкриков

4. в процессе трудовой деятельности людей

5. как «божественного дара»

 

68.Недостаток идеалистических теорий происхождения языка

1.отрывают язык от мышления

2. отрывают происхождение языка от происхождения человека

3. не учитывают коммуникативную функцию языка

4. не учитывают роль трудовой деятельности в процессе формирования человека и его речи

5.все перечисленное

 

69.Территориальные диалекты представляют реальную форму существования языка в период

1. доисторический

2. образования племени

3. образования союза племен

4. развития феодализма

5. в современную эпоху

 

70. Социальные диалекты

1.тайные языки

2. специфическая речь определенных социальных и профессиональных групп

3. возрастная дифференциация

4. детские языки

5.языки народности

 

71. Процесс, характеризующий сближение неродственных языков

1.дифференциация

2.скрещивание

3. фузия

4.редупликация

5.лабиализация

 

72.Субстрат –

1.дифференциация

2.следы местного вытесненного языка в языке пришельцев

3. следы утраченного языка пришельцев, усвоивших местный язык

4.результаты влияния одного языка на другой в условиях длительных контактов

5.лабиализация

 

73.Суперстрат –

1.дифференциация

2.следы местного вытесненного языка в языке пришельцев

3. следы утраченного языка пришельцев, усвоивших местный язык

4.результаты влияния одного языка на другой в условиях длительных контактов

5.лабиализация

 

74.Адстрат –

1.дифференциация

2.следы местного вытесненного языка в языке пришельцев

3. следы утраченного языка пришельцев, усвоивших местный язык

4.результаты влияния одного языка на другой в условиях длительных контактов

5.лабиализация

 

 

75. Диалектология – лингвистическая дисциплина, изучающая

1. лексический строй языка

2. фонетический строй языка

3. грамматический строй языка

4. словарный состав языка

5. диалекты

 

76. Диалектологические карты и атласы составляются на основании

1.изучения грамматики

2. изучения лексики

3. изучения фонетики

4. изучения словарей

5. изоглосс

 

77. Нация как общественная и историческая категория возникает

1.в эпоху античности

2.в средние века

3.в эпоху Возрождения

4. в эпоху складывания капиталистических отношений

5. в современную эпоху

 

78.Языковая норма –

1.наличие стилистических вариантов

2. наличие лексических вариантов

3.наличие фонетических вариантов

4. наличие грамматических вариантов

5 совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций в системе языка

 

 

79. Литературный язык

1. язык племени

2. язык народности

3. язык, распространенный на определенной территории

4. основная наддиалектная форма существования языка

5. основная форма общения внутри говора

 

80.Международные (мировые языки) –

 

1. языки племен

2. языки народности

3. языки, распространенные на определенной территории

4. основная форма общения внутри говора

5. языки, служащие средством общения народов разных государств

 

81.Язык межнационального общения –

1. языки племен

2. языки народности

3. языки, распространенные на определенной территории

4. основная форма общения внутри говора

5. языки, служащие средством общения внутри многонациональных государств

 

 

82. Национальный язык –

1. язык племен

2. язык народности

3. язык, распространенный на определенной территории

4. язык , являющийся средством общения нации

5. язык , служащий средством общения внутри многонациональных государств

 

 

83.Языковой союз –

1. языки племен

2. языки народности

3. языки, распространенные на определенной территории

4. основная форма общения внутри говора

5. сближение языков, происходящее в группах соседствующих языков

 

 

84. Праязык – это

1. язык племен

2. язык народности

3. язык, распространенный на определенной территории

4. язык, являющийся средством общения нации

5. общий язык-источник для родственных языков

 

 

85.Интеграция языков – это

1.дифференциация

2.сближение, объединение

3. фузия

4.редупликация

5.лабиализация

 

 

86. Национальные языки формируются

1. в глубокой древности

2. в рабовладельческом периоде

3. в средние века

4.в период складывания капиталистических отношений

5. в современный период

 

 

87.Родственные языки – это

 

1. языки племен

2. языки народности

3. языки, распространенные на определенной территории

4. языки, имеющие общее происхождение из одного языка-источника

5. сближение языков, происходящее в группах соседствующих языков

 

 

88. Территориальные диалекты образуются в эпоху

 

1. доисторическую

2. образования племени

3. образования союза племен

4. развития феодализма

5. в современную эпоху

 

89. Принятое употребление слов, выражений, в противоположность окказиональному

1. узус

2. язык народности

3. языки, распространенные на определенной территории

4. эсперанто

5. мировой язык

 

 

90. Искусственные международные языки –

 

1. языки племен

2. языки народности

3. языки, распространенные на определенной территории

4. основная форма общения внутри говора

5. коммуникативные системы, специально созданные для международного общения

 

 

(29)

 

 

Модуль 4. Фонетика

91. Наука о звуковой системе языка, о различении слов в потоке речи:

1. орфоэпия,

2.фонетика,

3. графика,

4. орфография,

5. палеография.

 

92. Альвеолы - это

1. часть носоглотки

2. спинка языка

3. корень языка

4. бугорки у корней верхних зубов

5. твердое небо

 

93. Речевой аппарат - это

1. губы, зубы

2. совокупность органов речи

3. небо

4. полость носа, надгортанник

5. глотка, гортан

 

94. Пассивный орган речи:

1. язык

2. маленький язычок

3. верхняя челюсть

4. мягкое небо

5. нижняя челюсть

 

95. Активный орган речи:

1. язык

2. зубы

3. твердое небо

4. верхняя челюсть

5. альвеолы

 

 

96. Отрезок звучащей речи, выделяемый фонетическими средствами:

1. синтагма

2. орфограмма

3. пунктограмма

4. ударение

5. словоформа

 

97. Речь - звуковая цепь, делящаяся на отрезки:

1. проклитики

2. энклитики

3. фонетические слова

4. диэрезы

5. слоги

 

98. Самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное паузой от других таких же единиц:

1. фонетическое слово

2. речевой такт

3. речевое звено

4. фраза

5. слог

 

99. Фраза - единица:

1.грамматическая

2. синтаксическая

3. фонетическая

4. фразеологическая

5. лексическая

 

 

100. В фонетическом аспекте ударение по долготе звука:

1. динамическое

2. фразовое

3. квантитативное

4. неподвижное

5. логическое

 

101. Результат совокупности основного и парциальных тонов (обертонов):

1. сила звука

2. тембр звука

3. высота тона

4. длительность звука

5. темп речи

 

 

102.Слог определяется как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком согласно теории

1.сонорной

2.экспираторной

3.мускульного напряжения

4.типологической

5.формальной

 

103.Слог определяется как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным согласно теории

1.сонорной

2.экспираторной

3.мускульного напряжения

4.типологической

5.формальной

 

104.Слог произносится с единым мускульным напряжением согласно теории

1.сонорной

2.экспираторной

3.мускульного напряжения

4.типологической

5.формальной

 

 

105. Согласные губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные рассматриваются:

1. по качеству длительности произношения,

2. по способу образования,

3. по степени размыкания органов речи,

4. по месту образования,

5. по степени твердости-мягкости.

 

106. Согласные фрикативные и аффрикаты рассматриваются:

1. по месту образования,

2. по темпу речи,

3. по способу образования,

4. по логическому ударению,

5. по интонации.

 

107. Наличие в классификации гласных звуков понятий верхне-среднего и средне-нижнего; передне-среднего и средне-заднего рядов объясняется:

1. промежуточными вариантами полных гласных,

2. свободным проходом воздуха во рту,

3. восходяще-нисходящей интонацией,

4. транскрибированием,

5. субституцией.

 

108.Формирование понятия «нейтрализация фонемы» принадлежит

1. Ленинградской фонологической школе

2. Женевской лингвистической школе

3. Московской фонологической школе

4. Пражской лингвистической школе

5. Казанской школе

 

109. Явление, характеризующее взаимовлияние звуков друг на друга

1. гаплология,

2. адаптация,

3. выкидки,

4. перестановка,

5. орфоэпия.

 

110. Приспособление звуков, затрагивающее взаимодействие гласного и согласного:

1. орфоэпия,

2. диссимиляция,

3. аккомодация,

4. редукция,

5. эпентеза.

 

111. Раздел, изучающий систему гласных, называется:

1. акустика,

2. консонантизм,

3. вокализм,

4. орфоэпия,

5. артикуляция.

 

112. Раздел, изучающий систему согласных, называется:

1. акустика,

2. консонантизм,

3. вокализм,

4. орфоэпия,

5. артикуляция

 

113. Мелодика речи зависит от ...

1. ритмических средств

2. перерывов в произношении фраз

3. характерной окраски сообщаемых звуков

4. понижений и повышений тона голоса

5. долготы гласных

 

114. Остановки, перерывы в произношении фраз, также частей фраз

1. синтагмы

2. диэрезы

3. проклитики

4. энклитики

5. паузы

 

115. Различают фазы артикуляции звука речи:

1. пауза

2. приступ, выдержка, отступ (рекурсия)

3. приступ, отступ

4. выдержка, отступ

5. нет правильного ответа

 

116. Первая фаза артикуляции звука речи:

1. приступ

2. выдержка

3. отступ (рекурсия)

4. пауза

5. нет правильного ответа

 

117. Вторая фаза артикуляции звука речи:

1. приступ

2. выдержка

3. отступ (рекурсия)

4. пауза

5. нет правильного ответа

 

 

118. Третья, последняя фаза артикуляции звука речи:

1. приступ

2. выдержка

3. отступ (рекурсия)

4. пауза

5. нет правильного ответа

 

 

119. Гласный среднего ряда нижнего подъема, нелабиализованный:

1. [ у ]

2. [ а ]

3. [ и ]

4. [ ы ]

5. [ о ]

 

120. Гласный переднего ряда верхнего подъема, нелабиализованный:

1. [ у ]

2. [ а ]

3. [ и ]

4. [ ы ]

5. [ о ]

 

121. Гласный среднего ряда верхнего подъема, нелабиализованный:

1. [ у ]

2. [ а ]

3. [ и ]

4. [ ы ]

5. [ о ]

122. Гласный заднего ряда верхнего подъема, лабиализованный:

1. [ у ]

2. [ а ]

3. [ и ]

4. [ ы ]

5. [ о ]

123. Гласный среднего ряда среднего подъема, редуцированный:

1. [ъ ]

2. [ а ]

3. [ и ]

4. [ ы ]

5. [ о ]

 

124. Гласный переднего ряда среднего подъема, нелабиализованный:

1. [ у ]

2. [ а ]

3. [ и ]

4. [э ]

5. [ о ]

 

125. Гласный заднего ряда среднего подъема, лабиализованный:

1. [ у ]

2. [ а ]

3. [ и ]

4. [э ]

5. [ о ]

 

126.По артикуляции звук русского языка (гласный переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный. редуцированный):

1. /у/,

2. /о/,

3. /а/,

4. /ь/,

5. /и/.

 

127.В приведённых звуках является аффрикатой:

1. /б /,

2. /м /,

3. /ж/,

4. /j/,

5. /ц /.

128. В приведённых звуках является аффрикатой

1. /б /,

2. /м /,

3. /ж/,

4. /j/,

5. /ч /.

 

 

129. Слабые по признаку глухости-звонкости парные согласные фонемы:

1. в конце слова

2. перед гласными

3. перед сонорными

4. перед звонкими согласными

5. перед заднеязычными и твердыми губными

 

130. Диссимиляция - это:

1. ослабленное, краткое произношение гласных звуков,

2. выпадение целых слогов,

3. уподобление согласных звуков по участию голоса или места образования,

4. расподобление одинаковых или сходных звуков,

5. совокупность согласных.

 

131. Ассимиляция - это:

1. ослабленное, краткое произношение гласных звуков,

2. выпадение целых слогов,

3. уподобление согласных звуков по участию голоса или места образования,

4. расподобление одинаковых или сходных звуков,

5. совокупность согласных.

 

132. Ассимиляция бывает:

1. свободной, несвободной

2. звонкой, глухой

3. полной, неполной

4. переднего и заднего ряда

5. полной и частичной

 

 

133. Смягчение согласных называется:

1. ассимиляция

2. аккомодация

3. лабиализация

4. диссимиляция

5. палатализация

 

134. Противопоставление фонем в системе языка, необходимое для выполнения различных функций, называется:

1. редукцией,

2. ассимиляцией,

3. диссимиляцией,

4. оппозицией,

5. диэрезой.

 

135. Упрощение в составе слова за счет выбрасывания целого слога:

1. фонетика,

2. диахрония,

3. синхрония,

4. гаплология,

5. ассимиляция.

 

136. Консонантизм – это

 

1. система согласных звуков языка

2. фонетические изменения безударных гласных

3. система гласных звуков языка

4. приспособление звуков

5. расподобление звуков

 

 

137. Вокализм - это

1. система согласных звуков языка

2. фонетические изменения безударных гласных

3. система гласных звуков языка

4. приспособление звуков

5. расподобление звуков

 

138. Ряд слов с лабиализованными гласными:

1. [ о ], [ у ]

2. [ и ], [ ы ]

3. [ а ], [ 'а ]

4. [ э ], [ ы ]

5. [ и ], [ э ]

 

139. Простой гласный, составляющий один звук:

1. фонема

2. дифтонг

3. морфема

4. монофтонг

5. речевого звено

 

140. Слово, в котором гласный в слабой позиции характеризуется количественной редукцией:

1. порошок

2. домище

3. стыдится

4. наряжаться

5. голова

 

141. Слово с неприкрытым слогом:

1. имя

2. роза

3. кризис

4. кот

5. диван

 

142. Смычные делятся на:

1. носовые

2. аффрикаты

3. взрывные

 

4. дрожащие

5. перечисленные выше группы

 

143. Ослабление артикуляции гласного звука и изменение его звучания:

1. диссимиляция

2. аккомодация

3. редукция

4. адаптация

5. орфоэпия

 

144. Работа органов речи, направленная на производство звуков:

1. акустика

2. консонантизм

3. вокализм

4. орфоэпия

5. артикуляция

 

145. Сочетание в одном слоге двух гласных - слогового и неслогового:

1. дифтонг

2. монофтонг

3. фонема

4. речевое звено

5. речевой такт

 

146. Простой гласный, составляющий один звук:

1. фонема

2. дифтонг

3. морфема

4. монофтонг

5. речевое звено

 

147.Звуки [ к ], [ г ], [ х ] по способу образования:

1. губные

2. зубные

3. переднеязычные

4. заднеязычные

5. среднеязычные

 

148. Перцептивная функция фонемы это:

1. различение звуков речи

2. восприятие звуков речи

3. совмещение звуков речи

4. противопоставление

5. упрощение состава звука

 

149. Сигнификативная функция фонемы это:

1. различение звуков речи

2. восприятие звуков речи

3. совмещение звуков речи

4. противопоставление

5. упрощение состава звука

 

150. Движение тона вверх или вниз называется

1.интонацией

2. оппозицией

3. палатализацией

4. дистрибуцией

5. лабиализацией

 

 

151. Оппозиции –

1.нейтрализация фонем

2. противопоставления фонем

3. палатализация

4. дистрибуция

5. лабиализация

 

152. Наибольшей звучностью обладают –

1.шумные согласные

2. глухие согласные

3.звонкие согласные

4. гласные

5. сонорные

 

153. Устранение противоположности фонем

1.нейтрализация фонем

2. противопоставления фонем

3. палатализация

4. дистрибуция

5. лабиализация

 

 

154. Основатель Казанской лингвистической школы, разработавший теорию фонемы и фонетических чередований:

1. В.Матезиус

2. Л.Ельмслев

3. И.А.Бодуэн де Куртенэ

4. И.И.Мещанинов

5. В.И.Кодухов

 

 

155. Вариант, в котором ударение падает на последний слог:

1. алфавит

2. крайний

3. кухонный

4. наотмашь

5. книга

 

156. Вариант, в котором ударение падает на первый слог:

1. арест

2. средства

3. арбуз

4. квартал

5. докрасна

 

157. . Вариант, в котором ударение падает на третий слог

2. плато

3. идальго

4. каталог

5. русло

 

158.Выделение одного слога из группы слогов

1.диэреза

2.эпентеза

3.ударение

4.гаплология

5.редукция

 

159. Выделение одного слога силой или интенсивностью артикуляции

1.квантитативное (количественное) ударение

2.динамическое (силовое) ударение

3. тоновое (музыкальное)

4. логическое

5. фразовое

 

160. Выделение одного слога долготой произношения

1.квантитативное (количественное) ударение

2.динамическое (силовое) ударение

3. тоновое (музыкальное)

4. логическое

5. фразовое

 

161. Выделение одного слога движением голосового тона

1.квантитативное (количественное) ударение

2.динамическое (силовое) ударение

3. тоновое (музыкальное)

4. логическое

5. фразовое

 

162. Причины двойственности произносительных норм, фиксируемых словарями-справочниками

 

1. исторические основы произношения

2. орфографические особенности

3. колебания произносительной нормы, ее временная неустойчивость

4. требование стилей произношения

5. экономические и культурные проблемы в государстве

 

163. Русское литературное произношение характеризуется умеренным аканьем, которому свойственно:

1. ударение

2. интонация

3. произношение в I предударном слоге звука, близкого к /а/, но несколько более заднего образования / /\ /

4. долгота звука

5. темп речи

164. Тип чередования согласных звуков в словах: дроби - дро/п,/; нога - /нок/:

1. чередование согласных с нулем звука

2. чередование согласных по твердости-мягкости

3. чередование удвоенных и одиночных согласных

4. чередование звонких и глухих согласных

5. чередование по способу образования

 

165. Тип чередования (день-дня, важен-важна, сон-сна):

1. стилистическое

2. на стыке корня и суффикса

3. на стыке суффикса и флексии

4. фонетическое

5. историческое чередование гласных с нулем звука

 

 

166. .В приведённом ряду сонорные звуки

1. [ с ], [ з ]

2. [п ], [ б ]

3. [ в ], [ ф ]

4. [л ], [j ]

5. [ и ], [ э]

 

 

167.Наука о правилах литературного произношения

 

1. орфография

2. фонетика

3. орфоэпия

4. силлабика

5. фонология

 

 

168.Закономерная мена звуков в формах слова в зависимости от позиции

 

1. традиционные чередования

2. позиционные чередования

3. орфоэпические варианты

4. стилистические варианты

5. фонетические оппозиции

 

169.В приведённом ряду сонорные звуки

 

1. [ с ], [ з ]

2. [п ], [ б ]

3. [ в ], [ ф ]

4. [р ], [ м ]

5. [ и ], [ э]

 

 

170. Активный орган в образовании лабиализованных гласных

 

1. язык

2. зубы

3. губы

4. небо

5. альвеолы

 

 

171. Лабиализованный гласный звук заднего ряда среднего подъёма

 

1. [а ]

2. [о ]

3. [ и ]

4. [ы]

5 .[ э]

 

172. Лабиализованный гласный звук заднего ряда верхнего подъёма

1. [у ]

2. [а ]

3. [ и ]

4. [ы]

5. [ э]

 

173. Среднеязычный, средненёбный звук

 

1. [j ]

2. [т ]

3. [ м ]

4. [р]

5. [ б]

 

174. Сонорный, носовой звук

 

1. [j ]

2. [т ]

3. [ м ]

4. [р]

5. [ б]

175. Сонорный, носовой звук

 

1. [й ]

2. [т ]

3. [ н ]

4. [р]

5. [ б]

 

176. Сонорный, дрожащий звук

1. [й ]

2. [т ]

3. [ с ]

4. [р]

5. [ б]

 

177. Сонорный, щелевой, боковой (ртовый) звук

 

1. [й ]

2. [т ]

3. [ с ]

4. [л]

5. [ б]

 

178. Ведущий представитель Ленинградской фонологической школы

1.Ф.Соссюр

2. Л.В. Щерба

3. Бодуэн де Куртенэ

4. В.В. Виноградов

5.Р.И. Аванесов

 

179. Ведущий представитель Московской фонологической школы

1.Ф.Соссюр

2. Л.В. Щерба

3. Бодуэн де Куртенэ

4. В.В. Виноградов

5.Р.И. Аванесов

 

 

180. Единообразное вокалическое оформление слова, чаще всего представленное гармонией гласных

 

1. сингармонизм

2. фонетика

3. орфоэпия

4. силлабика

5. фонология

 

181. Вставка в середину слова лишнего звука в диалектах и просторечии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.