Методы туристской подготовки.
Тема № 4 Подготовка туристов спортсменов.
Туристская подготовка.
Представляет собой процесс формирования системы знаний, умений и навыков, необходимых для занятий спортивным туризмом. По своей сути это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований по туристскому многоборью.
Туристская подготовка может, рассматривается как многолетний процесс спортивного совершенствования (подготовка высококвалифицированного туриста) или сравнительно кратковременный период предпоходной подготовки в соответствии с периодизацией тренировочного процесса.
Спортивный туризм развивает и совершенствует необходимые человеку физические качества – выносливость, быстроту, силу различных групп мышц, ловкость. Кроме того, в туристских походах совершенствуются морально-волевые качества, такие как смелость, решительность, дисциплинированность, коллективизм, активность, воля и др.
Достижение высоких результатов в туризме возможно при решении основных задач учебно-тренировочного процесса: обеспечение всестороннего физического развития; воспитание высоких морально-волевых качеств; овладение туристской тактикой и техникой; приобретение необходимых знаний по основам теории, методики организации физического воспитания; и спортивной тренировки, совершенствование спортивного мастерства.
Эти задачи нужно решать комплексно, на всех учебно-тренировочных занятиях. Они обязательны для всех туристов, от новичков до мастеров спорта, при подготовке к соревнованиям любого масштаба. Лучшие результаты дают тренировки, на которых учитываются фактическое усвоение спортивных навыков при соответствующем дозировании тех или иных задач, поставленных тренером.
4.2. Принципы подготовки.Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса в системе физического воспитания разработана научно=методическая основа спортивных тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах.
Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах/научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядности и прочности. Перечисленные принципы взаимосвязаны, и только применение их в неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса.
Принцип научностиозначает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом. Примером научного подхода к обучению приемам техники страховки туристов является теоретический расчет силы рывка и демонстрация его последствий при различной технике страховки. Принцип всесторонности - повышение уровня всестороннего развития - главного условия роста высокой работоспособности. При всесторонней подготовке у спортсмена вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие физических качеств, необходимых для выполнения специальных приемов техники и тактики туризма. Всесторонняя спортивная подготовка предусматривает гармоничное физическое развитие и совершенствование морально-волевых качеств. Физическая и техническая подготовки неотделимы от развития морально-волевых качеств - это единый взаимообратный процесс. Примером всестороннего развития могут служить известные в туризме спортсмены. Они являются мастерами по нескольким видам спорта, призерами многих всесоюзных туристских и других соревнований. В то же время всестороннее и гармоничное развитие особенно необходимо новичкам. Тренировки начинающих туристов не должны носить узкоспециальный характер, поскольку для них самое главное -получить хорошую физическую подготовку и на ее основе совершенствовать свое спортивное мастерство,
Принцип сознательности и активности - это понимание целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса туристов.
Если физические упражнения и технические приемы выполняются туристами с увлечением, разумной активностью, пониманием пользы от этих занятий, то усвоение материала будет более глубоким. Умение тренироваться самостоятельно и активно, с чувством личной ответственности необходимо каждому туристу.
Принцип сознательности особенно важен при выполнении приемов, связанных с техникой страховки. Например, технический прием страховки веревкой с использованием трения через карабин или выступ нельзя осваивать механически, поскольку для выполнения приема требуются разные углы охвата веревкой. Таких приемов в туристской технике много, поэтому здесь важна роль принципа сознательности в тренировках.
На тренировках все туристы получают задание от тренера, однако контролировать действия, самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки должен научиться каждый.
Принцип повторности и систематичностипредусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок на протяжении недели, месяца, года, многих лет. Тренировки при этом должны проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно сказывается н спортивных результатах. Падает работоспособность, и теряются приобретенные навыки. Особенно быстро забываются наиболее сложные элементы техники страховки и скалолазанья. Поэтому в системе физвоспитания есть общее правило подтверждения спортивных разрядов каждые два года. Альпинист, не совершивший в течение двух лет восхождения соответствующей категории трудности (высшей в своем разряде), рассматривается как потерявший квалификацию на один разряд и не допускается к восхождению без определенного тренировочного цикла.
Многие туристы, понимая необходимость регулярных занятий, тренируются ежедневно или несколько раз в неделю, тем самым, вырабатывая свою систему тренировок, хотя и не всегда оптимальную.
Функциональное состояние организма можно разделить на три фазы. Первая - утомление со всеми присущими ему признаками выражается в пониженной работоспособности. Вторая - восстановление работоспособности организма до начального уровня. Третья - повышение работоспособности до уровня выше начального. Длительность каждой фазы зависит от степени тренированности, интенсивности и продолжительности. Если последующее занятие совпадает с первой фазой, т. е. с периодом утомления, то в организме развивается хроническое утомление, так называемое переутомление. Если последующее занятие совпадает со второй фазой, то переутомление исключается, но и не создаются предпосылки для повышения работоспособности. Наибольший эффект дают повторные занятия в третьей фазе.
Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования физиологов позволили рекомендовать большинству спортсменов третьего и второго разрядов проводить 2~3 тренировочных занятия в неделю продолжительностью от1,4 до 2,4 часов каждое. Спортсменам старших разрядов - 4~б раз в неделю и уделять более продолжительное время отдельным занятиям. Тренировочные занятия с максимальными нагрузками надо чередовать с занятиями, имеющими небольшую нагрузку, а также с туристскими походами разной сложности. Проводить их следует в конце недельного, месячного и более продолжительного цикла тренировочного процесса.
Принцип постепенностиотражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И.П., Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала кажутся невыполнимыми, в конце концов, при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными.
Равномерное нарастание нагрузки в период тренировки, увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, постепенное усложнение задач и действий - все эти положения основаны на принципе постепенности.
Органы и системы организма на тренировках включаются в усиленную работу не сразу, поэтому на каждом занятии необходимо предусматривать разминку. Весь тренировочный процесс должен строиться с учетом постепенного повышения нагрузок, достигается это за счет ступенчатого перехода от одного цикла занятий к другому.
В одном тренировочном цикле (недельном, месячном или годовом) сохраняются примерно одинаковые уровни средней интенсивности и продолжительности занятий, а в следующем цикле они увеличиваются.
Принцип постепенностиучитывается не только в процессе подготовки к соревнованиям, но и на соревнованиях. Судейская коллегия соревнований на лучший туристский поход учитывает постепенный набор трудностей в путешествиях. Так, команда туристов получает штрафные баллы за построение маршрута, начавшегося с предельных технических сложностей и физических нагрузок.
Принцип доступностипоказывает зависимость системы тренировочных занятий от подготовленности участников. Он тесно связан с принципами систематичности и постепенности. Если какой-нибудь прием выполняется большинством туристов бессознательно, с грубыми ошибками, а некоторыми вообще не выполняется из-за трудности, значит, этот прием в данное время занимающимся недоступен. Трудно, например, освоить прыжок в кошках с ледорубом через трещину, если обучающийся еще не умеет ходить на кошках и осуществлять самостраховку ледорубом, а ледовая трещина пугает его.
Принцип коллективностив сочетании с индивидуализацией дает наилучшие результаты в тренировочном процессе туристских команд. Туризм - коллективный вид ,. спорта, но команда состоит из разных людей. Каждый спортсмен имеет свои особенности физического развития и технической подготовленности, условия труда, отдыха, питания и др. Учет этих индивидуальных особенностей необходим, пои коллективных тренировках.
Принцип наглядностизаключается в том, что тренер не только объясняет, как выполнить тот или иной прием, но и показывает его выполнение в целом и пот частям сам или просит сделать это обученного данному приему туриста. Можно также использовать наглядный материал фильмы фотографии, схемы, плакаты и рисунки.
Принцип прочности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности. Психологи различают 4 уровня усвоения заданного материала. Запоминание, умение воспроизводить, умение решать практические задачи, умение создавать новые подходы и методы решения проблем.
Методы туристской подготовки.
Методы тренировки должны обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса. В практике спортивного туризма используют различные методы выполнения упражнений.
Равномерный метод характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется постоянной в основной части тренировки. Он используется в основном для втягивания организма в работу после соревнований и развития общей выносливости в подготовительном периоде.
Переменный метод характеризуется изменением уровня интенсивности нагрузки при выполнении непрерывной работы. Этот метод можно считать универсальным, так как он представляет широкие возможности для тренера и туристов, особенно при самостоятельных тренировках. Изменение нагрузки производят постепенно, в соответствии с самочувствием тренирующегося человека. Здесь можно использовать «рваный» бег, или «фартлек», т. е. переменные скорости при беге на длинные дистанции.
Контрольный методсвязан с применением в тренировочном цикле контрольных нормативов, используемых для определения уровня подготовки и внесения изменений в ход дальнейших тренировок. Контроль производится по общефизической и технической подготовке.
Интервальный методприменяется для решения специфических задач, например, развития в короткий срок максимальных возможностей сердечно-сосудистой системы. Метод заключается в многократном чередовании нагрузок самых высоких и низких по интенсивности с небольшим отдыхом после серии упражнений и повторений этой серии.
Повторный метод заключается в повторных, обычно максимальных по интенсивности нагрузках с отдыхом между ними. При этом объем на грузок может быть различным.
Соревновательный методоснован на использовании соревновательных нагрузок (типичных для туристских соревнований) в тренировочном процессе. При этом желательно воспроизводить специфические условия соревнования на тренировках и принимать участие в достаточно большом количестве соревнований.
Метод отягощения предусматривает выполнение упражнений с добавочной нагрузкой (отягощения грузом). В туризме этот метод целесообразно использовать при совершенствовании мастерства преодоления естественных препятствий, например скал.
Метод выполнения упражнений до отказа характеризуется высоким уровнем нагрузки. При этом упражнение выполняется до предельного состояния, при котором выполнить упражнение уже практически невозможно.
Игровой метод основан на сочетании различных ситуаций и соответствующих самостоятельных действий занимающихся - игроков. Метод стимулирует проявление активности, двигательного творчества, ловкости; отличается эмоциональностью и комплексным характером физической и умственной деятельности. При всех достоинствах этого метода следует учитывать и его недостатки: невозможность дозирования индивидуальных нагрузок для развития тех или иных качеств туристов. Метод следует применять преимущественно в переходном периоде при восстановлении сил и в подготовительном периоде в сочетании с другими методами для развития координации движений и быстроты.
Круговой метод заключается в выполнении специально подобранных комплексных упражнений, в их чередовании с целью развития различных групп мышц и спортивных качеств. В тренировках туристов этот метод должен быть преобладающим, так как позволяет наиболее эффективно использовать преимущества каждого метода выполнения упражнений в определенном сочетании. При круговом методе тренировки чередуются упражнения, технические приемы заменяются игрой. В случае правильно подобранного чередования упражнений достигается высокая интенсивность нагрузки при сравнительно небольшом утомлении, что дает возможность увеличить объем тренировочных нагрузок.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|