Специфические особенности проведения отдельных видов работ
+Принципы
+Установка перед прослушиванием или прочтением материала задания.
+Наличие анализа, предваряющего выполнение задания.
+Предлагаемые логопедом вопросы не должны содержать предполагаемый ответ.
+Выполнение задания с содержательным разбором итогового результата.
+Непрерывание по ходу выполнения задания возвратом к первоначальной инструкции или разбору.
+Отсутствие временного разрыва между записью и разбором анализируемого материала.
# # #
& Возможная ошибка
Перед чтением текста отсутствует предварительная установка на запоминание его главных героев и происходящих с ними событий.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Дифференциация согласных [к] – [г] в слогах и словах».
На этапе выделения изучаемых звуков из слов: послушать стихотворение:
Пишет Мишка-Михаил:
«Дед Герасим гол забил».
Все читают, восклицают:
– Ай да старый, гол забил!
Дать во все газеты
Дедовы портреты!
– Нет, – сказал сердито дед,
– Мишкин дайте в них портрет!
Писал диктовку в школе,
А думал о футболе.
Оттого-то кол превратился в гол,
И за этот гол получил он кол.
Ответить на вопросы по содержанию стихотворения. Инструкция: «В чём была ошибка Мишки? Какие два значения есть у слова «кол»? И т. д.».
$ Методические рекомендации
Перед чтением любого текста, стихотворного или прозаического, необходимо давать предварительную установку, заключающуюся в том, что детей просят в ходе прослушивания запомнить, о ком в нём говорится и какие события происходят. При этом учащиеся более или менее концентрируют внимание на прослушиваемом тексте и осуществляют его первоначальный анализ. Отсутствие установки приводит к тому, что, как правило, дети слушают только тот текст, в котором ярко выражены сюжетные линии, или не слушают даже его в зависимости от настроения и состояния. В итоге последующий за текстом разбор его содержания требует нового прочтения.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Дифференциация согласных [к] – [г] в слогах и словах».
На этапе выделения изучаемых звуков из слов: послушать стихотворение: «Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Слушайте его внимательно, а потом скажите, о ком в нём говорится и что он делал. И т. д.».
# # #
& Возможная ошибка
Объём стихотворения, предлагаемого детям, превышает объём их произвольного внимания и памяти, что в сочетании с отсутствием анализа содержания стихотворения выражается в неполном выполнении задания.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [с’] в словах». Задание: послушать стихотворение, запомнить слова со звуками [с] и [с’]. Инструкция: «Послушайте стихотворение, запомните слова со звуками [с] и [с’]».
Речевой материал:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики
Сегодня – посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири.
Продолжение инструкции: «В каких словах вы услышали звуки [с] и [с’]?»
$ Методические рекомендации
При использовании стихотворного речевого материала желательно, чтобы в первых-вторых классах его объём не превышал шести-восьми строчек. Сначала логопед выразительно читает стихотворение, задаёт два-три вопроса по содержанию, после чего по очереди прочитывает по одной-две строчки так, чтобы они представляли собой законченные по содержанию предложения, и после прослушивания просит детей выбрать слова с соответствующими звуками. Когда все слова в прочитанной строчке названы, логопед задаёт такой же вопрос, как и ранее, типа: «А ещё?» и т. д. Если после называния всех слов звучит вопрос, отличный от предыдущих, то дети тут же понимают, что, очевидно, все слова закончились, и перестают самостоятельно анализировать прослушанное.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [с’] в словах». Задание: послушать стихотворение, выделить слова со звуками [с] и [с’]. Инструкция: «Послушайте стихотворение и запомните, о чём в нём говорится».
Речевой материал:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики
Сегодня – посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири.
Продолжение инструкции: «О чём говорится в этом стихотворении? Какое время года на улице? Как вы догадались? Почему автор говорит, что лужицы превратились в холодное стекло? Почему снегири похожи на розовые яблоки?
А теперь я буду читать по несколько строчек, а вы выбирайте слова с нашими звуками [с] и [с’] ... Назовите слог с нашим звуком. Какой это звук – твёрдый или мягкий? А ещё? ...».
# # #
& Возможная ошибка
Использование при закреплении значений предлогов вопросов, содержащих изучаемые предлоги.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Предлог к (в значении направления в сторону кого-нибудь, чего-нибудь)». Задание: послушать вопрос с изучаемым предлогом и ответить на него словом с предлогом: «Когда мы заболеем, мы идём к кому? На каникулах мы едем в деревню к кому?»
$ Методические рекомендации
При закреплении предлогов в целях их актуализации могут использоваться незаконченные предложения, интонационно заканчивающиеся вопросом, который предполагает подбор слова с изучаемым предлогом. При этом необходимо учитывать, что задаваемые детям вопросы не должны содержать актуализируемые предлоги.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Предлог к (в значении направления в сторону кого-нибудь, чего-нибудь)». Задание: послушать вопрос и ответить на него словом с предлогом: «Когда мы заболеем, мы идём куда? На каникулах мы едем в деревню. Кто нас там ждёт? ... Значит, мы едем в деревню...»
# # #
& Возможная ошибка
При образовании новых слов с помощью приставки осуществляется механическое манипулирование составом слов, содержащих изучаемую приставку, не сопровождающееся уточнением её значения или дифференциацией от значений других приставок.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Приставка за-». Задание: от предлагаемых глаголов образовать новые слова с приставкой за-. Инструкция: «Прочитайте слова, которые я записала на доске. Нам нужно подставить к ним приставку за-, подумать, какие слова получатся, и записать их».
Речевой материал: -летел, -плыл, -говорил и т. д.
$ Методические рекомендации
При изучении приставок основной целью занятий должно быть уточнение различными средствами значений слов, содержащих ту или иную приставку.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Приставка за-». Задание: от предлагаемых глаголов образовать новые слова с приставкой за-; придумать словосочетания или предложения с этими словами; уточнить их значение. Инструкция: «Читаем по очереди слова, которые я записала на доске. ... Подставьте к этому слову приставку за-, какое слово получилось? ... Придумайте с этим словом словосочетание или предложение. ... Покажите рукой, что значит «залететь».
Речевой материал: -летел, -плыл, -говорил и т. д.
# # #
& Возможная ошибка
Использование при дифференциации приставок задания на образование слов по аналогии с механическим изменением данных приставок и без разбора слов, содержащих эти приставки.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Дифференциация приставок в- – вы-». Задание: назвать противоположные действия при помощи приставок в- и вы-, записать слова и выделить в них приставки.
Образец: внести – вынести.
Речевой материал: вложить, впустить, вкатить, влезть, влететь, вползти.
$ Методические рекомендации
При изучении темы «Приставки» часто используются задания типа назвать противоположные действия при помощи приставок ... и .... В этом случае дети образовывают по аналогии с образцом новые слова. И если это образование не сопровождается соответствующим разбором их значения, то задания выполняются просто механически. В связи с этим отсутствие ошибок при его выполнении не является показателем усвоения значения тех или иных приставок и содержащих их слов.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Дифференциация приставок в- – вы-». Задание: назвать противоположные действия при помощи приставок в- и вы-, записать слова, выделить в них приставки, объяснить значение каждого слова, устно придумать предложения с приставочными глаголами.
Образец: внести – вынести.
Речевой материал: вложить, впустить, вкатить, влезть, влететь, вползти.
# # #
& Возможная ошибка
Выполнение задания, предложенного в игровой форме, постоянно прерывается возвратом к первоначальному разбору.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в словах». Задание: слушать слоги с твёрдыми согласными и называть оппозиционные им с мягкими согласными. Инструкция: «Я – учитель, а ты – вредный(-ая) ученик(-ца). Я называю слог с твёрдым согласным, а ты, из вредности, с мягким согласным. Му, звук [м] звучит твёрдо или мягко? (Твёрдо.) А ты назови слог с мягким согласным [м]. (Мю.) Ку, звук [к] звучит твёрдо или мягко? А ты назови слог с мягким звуком [к]. (Кю.) Су, звук [с] звучит твёрдо или мягко? (Твёрдо.) А ты назови слог с мягким согласным [с]. (Сю.)».
$ Методические рекомендации
При работе с детьми, имеющими ОНР IV уровня, время выполнения упражнений, предполагающих реализацию одной, предельно простой, инструкции типа игры «Наоборот», не следует прерывать выполнение задания после каждого слога или слова возвратом к первоначальной инструкции. Это обусловлено тем, что дети этой категории, не имея выраженных нарушений внимания и произвольной деятельности, как правило, «не теряют» данную инструкцию по ходу выполнения задания. Возможные ошибки могут быть связаны только с чрезмерностью материала, предлагаемого для того или иного упражнения, и, как следствие, с утомляемостью детей при выполнении задания. В таких случаях следует или завершить задание, или, ещё раз напомнив инструкцию, продолжить до появления признаков утомления.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в словах». Задание: слушать слоги с твёрдыми согласными и называть оппозиционные им с мягкими согласными. Инструкция: «Я – учитель, а ты – вредный(-ая) ученик(-ца). Я называю слог с твёрдым согласным, а ты, из вредности, с мягким согласным. Му, звук [м] звучит твёрдо или мягко? (Твёрдо.) А ты назови слог с мягким согласным [м]. (Мю.)».
# # #
& Возможная ошибка
Проговаривание слогов с оппозиционными звуками перемежается анализом их звукового состава.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [з]».
Задание № 1: послушать слоги с изучаемыми звуками, повторить, назвать первый звук. Инструкция: «За. (За.) Назовите первый звук в слоге за. ([з]) Са. (Са.) Назовите первый звук в слоге са. ([с]) Зы. ([з]) Назовите первый звук в слоге зы. ([з]) Сы. ([с]) Назовите первый звук в слоге сы. ([с]) И т. д.».
Речевой материал: су, зу, со, зо, зэ, сэ.
Задание № 2: послушать слоги и записать их в два столбика: в первый – со звуком [с], во второй – со звуком [з].
Речевой материал: из предыдущего задания.
$ Методические рекомендации
Проговаривание слогов с оппозиционными звуками (гласными или согласными) не должно перемежаться анализом их звукового состава, так как в подобных случаях нарушается процесс концентрации внимания и фиксации его на слуховых дифференцировках. Соответствующий анализ должен проводиться позже, предваряя написание слогов и слов.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [з]».
Задание № 1: послушать слоги с изучаемыми звуками, повторить, назвать первый звук. Инструкция: «За. ... Назовите первый звук в слоге за. ... Са. ... Назовите первый звук в слоге са. ... Зы. Сы. И т. д.».
Речевой материал: су, зу, со, зо, зэ, сэ.
Задание № 2: послушать слоги и записать их в два столбика: в первый – со звуком [с], во второй – со звуком [з]. Инструкция: «А теперь мы запишем эти слоги в два столбика. В звонкий столбик будем записывать слоги с какой буквой? ... А в глухой столбик – с какой буквой? ...».
Речевой материал: из предыдущего задания.
# # #
& Возможная ошибка
При выполнении заданий на уровне предложений отсутствует требование от детей полных ответов.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш] в словах и предложениях». Задание: послушать загадки, отгадками в которых являются названия животных, назвать действия, которые эти животные могут выполнять, так, чтобы в них были звуки [с] или [ш]. Инструкция: «К нам в гости придут звери, угадайте, какие (на доске выставлены соответствующие картинки). Лежит под крылечком, хвост колечком? (Собака.) Усищи, хвостище, а моется всех чище? (Кот.) А теперь назовите действия, которые могут выполнить кошка и собака, и чтобы в этих словах были звуки [с] или [ш]». Примерные варианты ответов: шипеть, скулить, ласкаться, шалить, чесаться и т. д.
$ Методические рекомендации
Известно, что дети, путая те или иные буквы на письме, практически всегда заменяют и смешивают соответствующие им звуки в устной речи. В связи с этим виды работ на уровне предложения должны предполагать не просто называние отдельных слов из этого предложения, а в качестве итога формулирование ответа на вопрос в виде полного предложения.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш] в словах и предложениях». Задание: послушать загадки, отгадками в которых являются названия животных, назвать действия, которые эти животные могут выполнять, так, чтобы в них были звуки [с] или [ш]. Инструкция: «К нам в гости придут звери, угадайте какие (на доске выставлены соответствующие картинки). Лежит под крылечком, хвост колечком? (Собака.) Усищи, хвостище, а моется всех чище? (Кот.) А теперь назовите действия, которые могут выполнить кошка и собака, и чтобы в этих словах были звуки [с] или [ш]. Отвечайте полным предложением».
# # #
& Возможная ошибка
При работе по закреплению значений предлогов и их дифференциации на уровне предложений осуществляется вычленение из предъявляемого речевого материала только изолированных предлогов.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на». Задание (на этапе дифференциации в предложениях): послушать предложения и назвать предлоги, которые в них встретятся.
Речевой материал: Птица сидит в клетке. Ваза стоит на столе. Лиса живёт в лесу. Пальто висит в шкафу. Яблоко лежит на тарелке. На клумбе расцвели цветы. Книга лежит на парте. Рыбы живут в воде.
$ Методические рекомендации
На занятиях по дифференциации тех или иных предлогов логопед должен планировать вычленение изучаемых предлогов из состава предложений в целях предупреждения их слитного написания со словами. Однако за выделением изолированного предлога должно следовать выделение этого же предлога со словом, т. к. восприятие одного предлога без конкретизации относящегося к нему объекта затрудняет осознание его пространственного значения.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на». Задание (на этапе дифференциации в предложениях): послушать предложения, назвать слова с предлогами, предлоги.
Речевой материал: Птица сидит в клетке. Ваза стоит на столе. Лиса живёт в лесу. Пальто висит в шкафу. Яблоко лежит на тарелке. На клумбе расцвели цветы. Книга лежит на парте. Рыбы живут в воде.
# # #
& Возможная ошибка
Введение нового понятия осуществляется в устном плане без параллельной записи анализируемых слов.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака». Объяснение нового: «Ребята, я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: ел – ель. Что значит ел? Что можно есть? А что такое ель? Значит, эти слова отличаются значением. А ещё чем? Как звучит последний согласный? Слушайте внимательно: ел – ель. В слове ел... В слове ель... Как звучит согласный [л] в слове ел? В слове ель? Чтобы звук [л] стал мягким, нужно написать после него мягкий знак. Для чего нам нужен мягкий знак?»
Речевой материал: угол – уголь, брат – брать.
$ Методические рекомендации
При знакомстве с темой «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» возможно использование слов, отличающихся одной буквой, типа стал – сталь, мол – моль и т. д. Однако сопоставление их звучания и написания возможно только при одновременной записи (слов без мягкого знака) и попытках записи (слов с мягким знаком) на доске. Опора только на проговаривание таких слов недостаточна в силу того, что в данном случае осуществляется не только анализ каждого слова в отдельности, но и сравнение этих слов, что значительно затрудняет детей с ОНР III уровня.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака». Объяснение нового: «Ребята, я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: ел – ель. Что значит ел? Что можно есть? А что такое ель? Значит, эти слова отличаются значением. А ещё чем? Как звучит последний согласный? Слушайте внимательно: ел – ель. В слове ел... В слове ель... Давайте запишем эти слова. Я на доске, а вы у себя в тетради. Как звучит согласный [л] в слове ел? ... В слове ель? ... Поэтому после л мы должны написать мягкий знак. Прочитайте ещё раз эти слова. Значит, как называется наша буква? Для чего нам нужен мягкий знак?».
Речевой материал: угол – уголь, брат – брать.
Физкультминутки
+Принципы
+Включение в структуру занятия физкультминуток с учетом утомляемости детей.
+Соответствие содержания физкультминутки теме проводимого занятия.
# # #
& Возможная ошибка
Место использованной на занятии физкультминутки выбрано без учета момента наступающего у детей утомления.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака».
План работы:
1. Организационный момент.
2. Объяснение новой темы (см. выше в разделе Темы и цели логопедических занятий).
3. Закрепление нового материала. Задание: послушать слова, определить характер звучания последнего согласного, объяснить правописание, записать эти слова. Инструкция: «Какую букву мы ставим после мягкого согласного? Послушайте внимательно слово тюлень, звук [н] какой? Значит, что мы пишем после буквы н? Запишите».
4. Физкультминутка.
Мы писали, мы писали –
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
5. Подведение итогов. Какую букву мы сегодня прошли? Для чего нужен мягкий знак?
$ Методические рекомендации
Цель проведения физкультминутки заключается в некотором снятии физического и умственного утомления, возникающего у детей в ходе занятия. Поэтому физкультминутка должна занимать промежуточное место между отдельными этапами занятия, не обязательно на середине, а по мере того, как отмечаются признаки повышенного утомления.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака».
План работы:
1. Организационный момент.
2. Объяснение новой темы (см. выше в разделе Темы и цели логопедических занятий).
3. Закрепление нового материала. Задание: послушать слова, определить характер звучания последнего согласного, объяснить правописание, записать эти слова. Инструкция: «Какую букву мы ставим после мягкого согласного? Послушайте внимательно слово тюлень, звук [н] какой? Значит, что мы пишем после буквы н? Запишите».
Должен присутствовать минимум ещё один вид работы.
4. Физкультминутка.
Мы писали, мы писали –
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Должны присутствовать минимум один-два вида работ.
5. Подведение итогов. Какую букву мы сегодня прошли? Для чего нужен мягкий знак?
# # #
& Возможная ошибка
Содержание проводимой физкультминутки не соответствует теме занятия.
@ Пример ошибки
Тема занятия: «Дифференциация звуков [с’] – [щ]». Физкультминутка (стихотворение, сопровождающееся движениями):
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы крутимся потом,
Мы топаем ногами:
– Топ – топ – топ.
Мы руки поднимаем:
– Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
$ Методические рекомендации
На логопедических занятиях допустимо проведение физкультминуток, но не более одной в течение одного занятия. Их содержание должно жёстко соответствовать изучаемой теме занятия, в противном случае дети полностью отвлекаются от содержания занятия, и следующий вид работы нужно снова предварять соответствующей актуализацией.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Дифференциация звуков [с’] – [щ]». Физкультминутка (стихотворение, сопровождающееся движениями):
Совища из лесища
глазами-то хлоп, хлоп,
а козлище из хлевища
ногами-то топ, топ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|